Эссе Избирательное право - право каждого

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Избирательное право-право каждого.

Р.Т.Кларк

Известный американский государственный деятель, юрист, лауреат премии ООН за заслуги в области защиты прав человека Рэмси Кларк одним из главных прав человека считал избирательное право.

Избирательное право-это право не только избирать, то есть участвовать в жизни страны, но и быть избранным.

Слово «выборы» знакомо нам с детства. В моей памяти оно ассоциируется со словом «праздник». Я помню, что в этот день с утра звучала музыка, а мои односельчане, почти каждодневно занятые трудом, одевались в праздничные одежды и шли на избирательный участок.

Участвовали в выборах практически все; не каждый разбирался в политике, но равнодушным не оставался никто. Даже бабушки, сидящие на скамейках, обсуждали кандидатов на выборы. И мне, тогда ещё совсем маленькой девочке, хотелось принять участие в выборах. Я думала, что почти всё зависит от моего голоса и голосов других избирателей, что каждый человек может изменить мир к лучшему.

Со временем ушли детские иллюзии, но всё же в мои 17 лет хочется поскорее стать полноправным гражданином своей страны, получить право выбирать. Сейчас я уже понимаю, что, если не будет равнодушных, страна выберет достойных людей, которые будут защищать их права в органах власти.

Но порой у нас люди, недовольные своей жизнью, социально-экономическим положением, просто не идут на выборы или выбирают того, кого больше разрекламировали. Предвыборные программы кандидатов очень различны по своему содержанию.

Программа одного составлена как популистская, которая притягивает к себе привлекательными, но невыполнимыми обещаниями. «Увеличу социальные выплаты и снижу налоги!»- восклицает кандидат. Этот лозунг очень противоречив. Как могут увеличиться социальные выплаты за счёт снижения налогов? Даже человеку некомпетентному в вопросах экономической политики ясно, что это просто невыполнимо. В программе другого кандидата - за патриотическими лозунгами и демонстрацией озабоченности падением нравов в стране скрыты авторитарность, ксенофобия и национализм. Она содержит простой и чёткий план действий по «наведению порядка» в государстве, «выдворению » из него приезжих, «виновных» в росте преступности, спекуляции на рынке, торговле наркотиками. Программа третьего строится на идее создания благоприятных условий для проживания в стране самых разных социальных групп- имущественных, этнический, конфессиональных. Разобраться в этих обещаниях простому человеку очень трудно. И поэтому люди часто делают неправильный выбор, избирая кандидатов за красивые слова и яркие лозунги. Наша Конституция даёт право избирать (в статье 60 Конституции РФ написано: «Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет»), и этим правом нужно пользоваться. Положение об избирательном праве содержит Всеобщая декларация прав человека, статья 21 закрепляет право каждого принимать участие в управлении своей страной непосредственно или свободно избирать своих представителей. Воля народа-основа власти правительства. А выражаться эта воля должна в нефальсифицированных, свободных выборах, проводимых всеобщим равным тайным голосованием.

Скоро мне восемнадцать, и я готовлюсь к выборам президента РФ, депутатов Государственной Думы, Федерального Собрания РФ, выборам в местные органы власти. От того, какие люди будут во главе страны, моего посёлка, будет зависеть и моя жизнь, и жизнь дорогих и близких мне людей. Поэтому я хочу, чтобы никто не оставался равнодушным и участвовал в политической жизни страны. Ведь у нас порой понапрасну тратятся государственные деньги из-за того, что приходиться проводить повторные выборы по причине малой активности граждан.

В некоторых странах, таких как Австрия и Бельгия, предусмотрен штраф за непосещение выборов; в Греции, Турции некоторое время назад за отсутствие на выборах было предусмотрено уголовное наказание; в Италии применяется общественное порицание к тем людям, которые проигнорировали посещение выборов.

Причём, я не вижу здесь нарушения прав и свобод граждан, так как, не приходя на выборы, они не только не используют своё активное избирательное право, но и нарушают тем самым права других людей. Получается, что они пытаются сорвать выборы , а назначение новых выборов влечёт новые расходы за счёт налогов граждан, то есть они не только себя облагают лишним налогом, но и тех, кто участвовал в выборах.

В нашей стране не предусмотрены наказания за игнорирование выборов. Но каждый должен понимать: если я, нарушив свои права, не пойду на выборы, этим я подведу других людей, которые проголосовали. И если человек не пришёл на выборы, он нарушил не только свои права. Этого допускать нельзя. Своё будущее мы создаём сами своим правом выбирать и быть избранными.

Сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь демократического государства. Ведь основные принципы избирательного права- это

-принцип всеобщности избирательного права;

-принцип равного избирательного права;

-принцип свободного участия в выборах;

-принцип тайного голосования.

При соблюдении этих условий выборы считаются демократическими, поэтому практически все современные зарубежные Конституции закрепляют эти принципы проведения выборов.

Гражданин России участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что очень важно для каждого человека.

Не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Наша Конституция устанавливает право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Соответственно этой норме в Конституции устанавливается активное избирательное право, или право избирать, которым люди могут воспользоваться по наступлении 18 лет, и пассивное избирательное право, или право быть избранным, которым могут воспользоваться в зависимости от той выборной должности, на которую претендуют.

Так, например, для выдвижения кандидатуры на должность депутата Государственной Думы нужно достичь 21 года, на должность Президента РФ - 35 лет. Такая повышенная планка возрастов, очевидно, связана с тем, что для того, чтобы занять столь ответственный пост, человек должен иметь за спиной определенный жизненный опыт, определенный уровень правосознания, а также соответствующий образ мышления, чтобы вдруг не оказалось, что избранное должностное лицо только вчера покинуло школу и пока мало что понимает в жизни. Однако зачастую даже критерий возраста не спасает нас от неразумных действий наших же избранников. Молодо не всегда зелено.

Человека можно рассматривать не только как существо общественное, но и как чисто биологическое. У каждого свои темпы развития, и уровень развития всех, кому уже 21, или всех, кому уже 35, далеко не всегда одинаков.

Все граждане, имеющие право участвовать в выборах, имеют равные права и равные обязанности как избиратели и как кандидаты. Избиратель имеет только один голос, и голос каждого равен голосу других, то есть нет и не может быть каких-то преимуществ одного избирателя перед другим. Это своеобразное равенство граждан в политической жизни очень мне импонирует.

В то же время данная норма у нас иногда нарушается: полуслепые, полуглухие люди, старенькие бабушки и дедушки осведомлены о кандидатах меньше, чем все остальные, и голосуют за тех, кого больше разрекламировали. Надо, чтобы не было таких нарушений в разной проинформированности избирателей.

Провозглашение принципа всеобщности выборов может остаться фикцией, если не предусмотрена система гарантий, обеспечивающих гражданам реальную возможность реализации их избирательных прав. К гарантиям всеобщего избирательного права по российскому законодательству можно отнести:

- проведение выборов в нерабочий день;

- размещение избирательных участков в местах, максимально доступных и удобных для населения;

- установление достаточной продолжительности времени для голосования ( с 8 до 22 часов);

- включение в списки избирателей всех граждан, обладающих избирательными правами, в том числе и граждан, проживающих за границей;

- предоставление возможности досрочного голосования для тех избирателей, кто в день выборов будет находиться вне места своего постоянного жительства;

- предоставление возможности голосования на дому для тех избирателей, кто по состоянию здоровья не может прибыть на избирательный участок;

- финансирование основной части расходов по выборам из государственного бюджета;

- установление мер административной и уголовной ответственности в отношении лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданином его избирательных прав.

Готовясь к тому, чтобы стать полноправным гражданином своей страны, который должен реализовать свое основное право избирать, я должна выработать четкую политическую позицию, чтобы проголосовать за ту власть, которая необходима нашей стране, чтобы жить в демократической, свободной стране. Хотелось бы жить в демократической стране, где каждый человек имеет право голоса, может своими поступками изменить жизнь других к лучшему, в стране свободной, где каждый человек может критиковать даже президента.

Я думаю, что мы, молодое поколение страны, будем и в будущем гордиться своим государством, тем, что мы живем в свободной стране. Возможно, кто-то из моих сверстников будет руководить Российской Федерацией. От каждого из нас зависит наше будущее.

И хочется верить, что мы сможем правильно воспользоваться своим основным правом-правом избирать и быть избранным.

+++++++++++++

еферат: Избирательное право

Введение.

Право любой страны, как известно, представляет собой сложнуюструктурированную систему, в рамках которой каждая отдельная отрасль правазанимает свое особое место и играет соответствующую роль. Это вполне относитсяи к такой отрасли, как конституционное право.

Своеобразие конституционного права состоит прежде всего в том, что онозанимает центральное место в правовой системе страны и играет основополагающуюи ведущую роль по отношению ко всем другим отраслям права. Это в свою очередь определяетсясоответствующим значением и характером тех общественных отношений, нарегулирование которых направлено конституционное право как система норм права.Прежде всего- это отношения, лежащие в самом фундаменте общественного строя,взаимоотношений личности, общества и государства, осуществления государственнойвласти. Конституционное право закрепляет сущность, формы и структуругосударства, правовой статус человека и гражданина, систему государственныхорганов и общий механизм их функционирования.

Одним из элементов демократии являются выборы в различного рода центральныеи местные представительные учреждения. В Латвии после восстановлениянезависимости стала возможной многопартийная система и демократические выборы.Меня заинтересовала тема избирательного права, поэтому я хотела бы сравнитьправовые акты Латвии и зарубежных стран.

Выборы.

Органы власти формируются различными способами- выборными и невыборными(например, путем назначения). В демократическом обществе и государствеважнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. С помощьювыборов формируются парламенты и избираются многие главы государств, органыместного самоуправления, нередко судебные органы, а в редких случаях иправительства. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти,регулярное проведение свободных и честных выборов- один из наиболее яркихпоказателей действительного демократизма существующего в стране политическогостроя, главный критерий его легитимности (от лат.legitimus - законный), т.е. признанности обществом или его большей частью. Какотмечается во Всеобщей декларации прав человека ООН (ст.2), «воля народа должнабыть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение впериодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться привсеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или жепосредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских иполитических правах ООН 1966 г. (ст.25).

Выборы - это такой демократический по своей природе исущности способ формирования органов власти, при котором сам народ или егопредставители имеют возможность решать вопрос о том, кого поставить у власти, акого отстранить от нее путем установленной процедуры голосования и отборасоответствующих лиц из двух или нескольких кандидатов. Конечно, выборыпроисходят и в недемократических странах, но в них они обычно носят чистоформальный, декоративный характер. [ 1.,356]

Конечно, удельный вес и значение выборов в политической жизни различныхстран неодинаковы. Так, в Великобритании избираются только нижняя палатапарламента( палата общин) и местные органы ( советы административных графств,городов-графств, муниципальных и немуниципальных городов и пригородов). ВоФранции круг выборных органов несколько шире. Там избираются глава государства,обе палаты парламента, органы местного управления. [2.,129]

Важнейшая роль в выборах принадлежит электорату (от лат. elector-избиратель). Это понятие используется в двояком смысле:1) в широком - всете, кто пользуется избирательным правом в данном государстве и может принятьучастие в выборах соответствующего типа и уровня; 2) в более узком - та частьизбирателей, которая обычно голосует за ту или иную партию, организацию,движение, их представителей или за данного независимого депутата. Величинаэлектората в первом смысле зависит от численности населения страны и степенидемократичности действующего в ней избирательного права, а также от того, окаких именно выборах идет речь (общегосударственных, региональных или местных).Вся совокупность людей, обладающих в данной стране избирательным правом,составляет ее избирательный корпус. Величина электората во втором смыслезависит также от уровня политического влияния данной партии (организации,движения) или отдельного лица на избирателей, от их готовности поддержать навыборах соответствующих кандидатов. Борьба за расширение своего электората -главное содержание и цель участия кандидатов, их партий в избирательныхкампаниях. [1.,357]

Выборы по способу избрания подразделяются на прямые, когдаизбиратели сами, непосредственно решают вопрос, кого избрать или не избрать, и косвенные,когда этот вопрос решают не сами избиратели непосредственно, а избранные имипредставители ( выборщики, депутаты и др.). Непрямыми, косвенными являются,например, выборы Президента США или сенаторов Франции. По своим масштабамвыборы обычно различаются на всеобщие,в которых принимают или могут принять участие все избиратели страны, и частичные,когда в них участвует лишь часть избирателей. Примерами всеобщих выборов могутслужить президентские и парламентские выборы в стране, а частичных- довыборы впарламент в случае досрочного выбытия из его состава одного или несколькихдепутатов. Выборы также могут быть очередными, происходящими в установленныезаконом сроки, и внеочередными (например, выборы в случае признанияпредшествующих выборов несостоявшимися или недействительными).

В Латвии Саэйм состоит из ста представителей народа,который избирается всеобщим равным, прямым, тайным и пропорциональнымголосованием.(2 раздел, 5-6 пункт Satversme)Президент государства избирается Саэймом сроком на четыре года, т.е. выборыПрезидента Латвии являются косвеными.

Сущность, содержание и видыизбирательного права.

Говоря об избирательномправе, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательноеправо и субъективное избирательное право. Первое - этосистема правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.),определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организациии проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе - этогарантированное государством право конкретного лица на участие в выборах.[1.,357]

Избирательное право вдругом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательноеправо - это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той илииной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборахгосударственных органов( парламента, главы государства, губернатора и др.),органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителейсоответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право - этоправо граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так ипассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий,кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. Это имеетместо прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательноеправо раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е.18-летнего возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, аиногда и на 10-15 и более лет позже. Так, для того чтобы быть избраннымпрезидентом США, Португалии, Румынии и др. Кандидат должен достичь 35-летнеговозраста, а президентом Италии - 50-летнего возраста. [1.,359]. В Латвии правоизбирать принадлежит полноправным гражданам Латвии, которые в день выборов достигли18-летнего возраста. В Саэйм может быть избран каждый полноправный гражданинЛатвии, которому к первому дню выборов исполнился двадцать один год.Президентом Латвии может быть избран полноправный гражданин Латвии, достигшийвозраста 40 лет. [ Satversme].Считается,что благодаря такому возрастному цензу обеспечивается приход к управлениюстраной людей, обладающих большим жизненным опытом и способных приниматьвзвешенные и оправданные решения.

В настоящее времяконституции большинства стран провозглашают всеобщее избирательное право,которое тем не менее ограничено рядом требований, которым должен отвечатьгражданин для получения права участия в выборах. [2.,129]. Всеобщностьизбирательного права означает, что в стране не допускается какая-либодискриминация в данной областм и избирательные права закрепляются за всемипсихически здоровыми гражданами, достигшими определенного возраста. Этотпринцип исключает возможность лишения или ограничения избирательных правгражданина по признакам пола, расы, национальности, конфессиональнойпринадлежности, идейных убеждений, а чаще всего и имущественного и должностногоположения. Вместе с тем этот принцип не исключает практики недопущения квыборам несовершеннолетних, лиц, признанных по суду психически больными, и осужденныхпо приговору суда, находящихся в местах лишения свободы, поскольку ихсознательное, свободное или самостоятельное волеизъявление не может бытьобеспечено. [1.,360].

В принципе демократическоеизбирательное право допускает введение определенных цензов, т.е.специальных условий, соблюдение которых означает приобретение соответствующихизбирательных прав. Выше уже шла речь о возрастном цензе, означающем признаниеизбирательных прав за лицом при достижении определенного возраста. Имеются идругие цензы: ценз гражданства, ценз оседлости, ценз происхождения и др. Цензгражданства означает, что, как правило, избирательные права предоставляютсятолько гражданам, хотя в ряде случаев (Испания, Финляндия, Венгрия и др.) квыблрам органов местного самоуправления допускаются и неграждане, проживающие встране более или менее длительное время и уплачивающие налоги.[1.,360]. На мойвзгляд Латвия могла бы взять на вооружение опыт этих стран в этом вопросе. Цензоседлости представляет собой устанавливаемое государством требование, согласнокоторому избирательное право предоставляется только тем гражданам, которыепроживают в той или иной местности в течении определенного времени.[2.,130]. Кпримеру, Вентспилская городская избирательная комиссия исключила из кандидатскогосписка по Вентспилсу Эйжена Цепурниекса, т.к. согласно закону о выборах,баллотироваться в соответствующем городе можно лишь в случае, если человекпроработал на этой административной территории не менее 6 месяцев до выборовили прописан здесь не менее, чем 1 год. [4.].

Сошли на нет, например,имущественный ценз, связанный с требованием обладания избирателем имуществомопределенного размера, уплаты соответствующего налога, а также ценз пола, когдаженщины в прошлом ( а в демократической Швейцарии до начала 70-х годов) былилишены избирательных прав.

Принцип свободного участияв выборах означает добровольность участия избирателя в выборах, егосамостоятельность в решении вопроса использования активного и пассивного права,свободу волеизъявления избирателей, исключающую незаконное вмешательствогосударства и иных политических сил в этот процесс. [1.,361].

Избирательнаясистема и ее виды.

В науке конституционногоправа в понятие «избирательная система» вкладывается двоякое содержание- узкоеи широкое. Избирательная система в узком смысле - это лишь определенныйспособ подведения итогов голосования и распределения на этой основе депутатскихмандатов. Именно в этой связи избирательные системы различных странподразделяются прежде всего на два типа - мажоритарная и пропорциональнаяизбирательная система, которые подробно характеризуются ниже. Избирательнаясистема в широком смысле - это весь организм формирования выборныхорганов государственной власти и органов местного самоуправления, включаяорганизацию и проведение выборов, а также определение их результатов исоответствующее распределение депутатских мандатов.[1.,363].

Мажоритарная ( отфранц. majorite -большинство) избирательная система означает, что в соответствии с принципомбольшинства избранным считается только тот кандидат или ряд кандидатов, которыепредставляли избирательный список, получивший большинство голосов в данномокруге. В рамках мажоритарного типа избирательной системы различают такие триего разновидности, как системы относительного, абсолютного и квалифицированногобольшинства в зависимости от того, требуется ли по закону для победы на выборахполучение кандидатом(списком кандидатов) соответственно - либо больше, чемлюбой другой кандидат(список); либо хотя бы на один голос больше, чем половинавсех голосовавших( или зарегистрированных) избирателей, либо установленныйзаконом процент голосов, обычно более или менее существенно превышающийполовину проголосовавших или зарегистрированных избирателей.[1.,364].

Совершенно очевидно, чтомажоритарная избирательная система выгодна и обычно поддерживается сравнительнокрупными партиями и серьезными блоками партий и иных политических объединений.Достоинством этой системы является то, что избиратель непосредственно знает, закого или каких именно кандидатов он голосует. Такая система действует в США,Великобритании, Франции, Австралии и еще в нескольких десятках стран.[1.,365].

Пропорциональнаяизбирательная система предполагает, что в соотве6тствии с принципомпропорциональности депутатские мандаты распределяются в соответствии сколличеством и долей голосов, поданных на выборах за список кандидатов даннойпартии или блока партий и иных объединений (избирательного блока). Понятно, чтотакая избирательная система в принципе достаточно справедлива, ибо позволяет,например, иметь своих представителей в парламенте тем малым партиям и частямобщества, идущим за ними, которые собирают на выборах сравнительно небольшоечисло голосов. Содной стороны, в рамках пропорциональной системы избирателиголосуют не столько за конкретных кандидатов, сколько за партии, их блоки и влучшем случае за нескольких лидеров, которые обозначаются в бюллетенях дляголосования; а с другой - в результате выборов чаще всего образуется парламент,в котором ни одна партия не имеет абсолютного большинства, а наличиеотносительного большинства требует создания межпартийных коалиций при созданииправительства, что, естественно, может порождать его неустойчивость инедолговечность.[1.,364]. В Латвии основываясь на 6 пункт Satversme выборы являютсяпропорциональными.

Избирательный процесс- это нормативно урегулированная деятельность политических субъектов (органов,партий и иных объединений, избирателей и их групп) по организации и проведениювыборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Он имеетсвои основные этапы (стадии): назначение выборов; определение избирательныхокругов и организация избирательных участков; создание избирательных органов(комиссий и др.); регистрация избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов;предвыборная агитационная кампания; голосование; подсчет голосов и определениерезультатов голосования, итогов выборов.

Избирательный процессначинается с назначения выборов. Оно может постоянно и жесткозакрепляться в конституции или ином законодательном акте (например, как в США,Мексике, Коста-Рике и др.). Так, в США законодательно установлено, что всеобщиепарламентские выборы, а также выборы в государственные органы и органысамоуправления проводятся в первый вторник после первого понедельника ноябрямесяца каждого четного года, а президентские выборы в тот же день каждоговисокосного года.[1.,367]. В Латвии также это закреплено в конституции: пункт10.-Саэйм избирается на четыре года; пункт 11.- Выборы в Саэйм должны бытьпроведены в первую субботу октября месяца. [Satversme]. Но в большинстве стран выборы назначаются каждый разпутем издания специального акта, в котором и определяется их дата.

Избирательные округа- это избирательные единицы, охватывающие совокупность имеющих право голосалиц, проживающих на определенной территории (территориальные округа) иливходящих в производственные коллективы (производственные округа) или иныеобъединения избирателей (например, профсоюзы). Производственные округасоздаются сегодня достаточно редко (например, в КНР). В отдельных случаяхизбирательные округа создаются по этническому принципу ( например, в Сингапуреи Фиджи).[1.,367]. Если от округа избирается один депутат, то такой округназывается одномандатным, а если несколько депутатов - многомандатным.[2.,134].

Избирательные участки- это места для голосования тех избирателей, которые проживают внепосредственной близости от него, и первичного подсчета поданных голосов. Визбирательном округе обычно насчитывается несколько и даже много избирательныхучастков, каждый из которых чаще всего охватывает даже на парламентских выборахот нескольких сот до нескольких тысяч жителей ( избирателей).

Избирательные органы- это избирательные комиссии ( бюро, советы, президиумы, трибуналы и др.),осуществляющие организационное руководство и управление избирательнымпроцессом. Они не только организуют и проводят сами выборы, но и контролируютсоблюдение всеми участниками избирательного процесса избирательногозаконодательства и иных правовых норм, в том числе и особенно ход избирательныхкомпаний, определяют и публикуют итоги выборов, включая признание ихсостоявшимися или несостоявшимися, действительными или недействительными. Посвоему уровню избирательные комиссии подразделяются на: а) участковые,действующие в масштабах избирательных участков; б) окружные, действующие вмасштабах избирательного округа, осуществляющие регистрацию кандидатов поданному округу и определяющие итоги голосования в нем; территориальные,образуемые в масштабах административно-территориальных единиц; центральные,действующие в масштабах всей страны.[1.,368].

Регистрация избирателейозначает, как правило, включение имеющего избирательные права лица в списокизбирателей, на основании которого оно допускается к голосованию. Самарегистрация может носить обязательный и необязательный, добровольный характер.В первом случае (например, в ФРГ, Италии, Великобритании, Индии, Швеции,Швейцарии и др.) в спмске избирателей оказываются все установленныерегистраторами лица, имеющие право голоса, вне зависимости от их желания. Вовтором (например, в США, Франции, Испании, Мексике и др.) - только те, кто самвыразил желание принять участие в голосовании. [1.,369].

Важным этапомизбирательной кампании является выдвижение и регистрация кандидатов вдепутаты, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраныдепутаты. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов вдепутаты, которые, тем не менее, можно свести к следующим.

1. Для регистрации вкачестве кандидата необходима подача в надлежащий орган заявления, подписанногосамим кандидатом; иногда требуется, чтобы такое заявление было скрепленоподписями установленного числа избирателей.

2. Выдвижение кандидатаосуществляется посредством официального представления от имени партии или путемподачи петиции, подписанной определенным числом избирателей.

3. Выдвижение кандидатовосуществляется в том же порядке, что и избрание депутатов, поэтому самапроцедура выдвижения кандидатов называется первичными выборами - праймериз.Такая система применяется, например, в США. [2.,137]

Обычно вне зависимости отустановленного законом порядка выдвижение кандидатов осуществляется самимипартиями, которые заранее подбирают кандидатов на выборные должности поизбирательным округам. Помимо партии, гражданин вправе принять участие визбирательной борьбе, выступив в качестве «независимого кандидата», но в этомслучае он может рассчитывать лишь на самого себя и своих друзей.

Предвыборнаяагитационная кампания обычно начинается после регистрации кандидатов ипрекращается за сутки до дня выборов. В этот период кандидаты получаютвозможность выступать не только на предвыборных митингах и собраниях, но и всредствах массовой информации. Законодательство более или менее жесткорегулирует эти и другие вопросы предвыборной агитации, стремясь прежде всегообеспечить равенство возможностей в этом для всех кандидатов.[1.,370].

Голосование -главная стадия избирательного процесса, на которой осуществляетсяволеизъявление избирателей. Как правило, голосование происходит за один день,что направлено на сокращение возможностей для фальсификаций результатоввыборов.

Подсчет голосов иопределение результатов голосования начинаются непосредственно послеистечения срока голосования на избирательных участках. [1.,371].

Референдум.

Референдум представляетсобой институт непосредственной демократии, процедура которого по рядупараметров весьма близка к процедуре выборов. И в выборах, и в референдумеучаствуют избиратели. Основное отличие процедуры выборов от процедурыреферендума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах такимобъектом является кандидат в депутаты или на какую-либо другую должность внепредставительного учреждения (президент, мэр и т.д.). При референдуме объектомволеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, покоторому проводится референдум,- закон, законопроект, конституция, поправка кконституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статусасоответствующей страны, внутриполитическая проблема.[2.,148]. В Латвии на народноеголосование не могут быть переданы бюджет и законы о займах, налогах,таможенных сборах, железнодорожном тарифе, воинской повинности, объявлении иначале войны, заключении мира, введении и отмене чрезвычайного положения,мобилизации и демобилизации, равно как договоры с иностранными государствами. [Satversme]. Также, чтобыизменить некоторые статьи Satversme,Саэйм должен передать их на всенародное голосование.

Заключение.

Таким образом, исходя извышесказанного можно увидеть, что ни одна избирательная система не являетсяидеальной. Все они имеют как позитивные так и негативные стороны. В том числе иизбирательная система Латвии, на мой взгляд, не совершенна и существуют моментыкоторым стоит уделить внимание и взять на вооружение опыт других стран.

+++++++++++++++++++++++

Достигнув 18 лет, я стану избирателем. Мне будет предоставлена возможность влиять на

будущее своей страны. Избиратель. Досадная обязанность или почетное право?

Все мы живем в свободном демократическом государстве, где «человек, его права и

свободы являются высшей ценностью» - так записано в Конституции РФ (Гл. 1, ст. 2). Граж-

дане наделены важнейшим политическим правом избирать и быть избранными. И нам сегодня

трудно представить, что когда-то было по-другому. Мое поколение растет в демократиче-

ской России. Совершим небольшой экскурс в историю.

Идея прав человека зарождается в 5-6 вв. до нашей эры в древнегреческих полисах. Про-

явление принципа гражданства было крупным шагом на пути к прогрессу и свободе. Ведь ко-

гда-то люди даже и не задумывались, что они могут хоть что-то делать для улучшения их соб-

ственной жизни, да и шанса им такого не давали вовсе!

С течением времени самосознание людей выросло, они начали добиваться элементарных

личных прав. Уже в Древней Руси появляются вечевые собрания в Новгороде и Пскове, обес-

печивающие участие широких слоев населения в управлении княжествами. Именно на вече,

на мой взгляд, и зародились первые выборные традиции.

В эпоху абсолютных монархий (17-19в) не могло быть и речи о становлении избиратель-

ного права. Только спустя целый век оно появляется вновь. Всеобщее избирательное право

становится одним из главных политических требований буржуазных революций, как в Запад-

ной Европе, так и в России.

В наше время избирательное право закрепляется, прежде всего, в главном Законе госу-

дарства - Конституции РФ. В ней также закрепляются политические права каждого гражда-

нина участвовать в управлении государством и общественными делами. Оно принадлежит

всем, независимо от пола, расы, языка, происхождения, имущественного и должностного по-

ложения. Но ограничивается некой системой цензов, т. е. установленных государством мини-

мальных требований к избирающим или избираемым лицам: это возрастной ценз и ценз граж-

данства.

Меня заинтересовал вопрос возрастного ценза. Оказывается, в большинстве стран мира

приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком опреде-

ленного возраста. Например, в России, США, Германии лицо получает право голосовать по

достижении 18 лет. В Японии, Швейцарии - 20 лет, а в Бразилии и на Кубе - 16 лет. Инте-

ресно, с чем это связано? С приобретением какого- либо опыта или это зависит от других ус-

ловий? Я думаю, прежде всего, с обретением личного опыта и гражданской зрелости. Восем- надцатилетие - это важный рубеж в жизни человека. Формально - это возраст, когда чело-

век перестает считаться ребенком и вступает в самостоятельную взрослую жизнь. На этом

жизненном этапе формируются основные жизненные установки, выстраивается система цен-

ностей и приоритетов.

Получается, что законодатель все продумал: человек, его права и свободы - высшая

ценность, и возраст учтен, когда человек может разумно пользоваться своими правами. Но что

происходит в реальности? К сожалению, в каждом обществе некоторые группы граждан укло-

няются от участия в выборах, демонстрируя тем самым неуважительное отношение к избира-

тельному праву.

Это и является одной из самых важных сейчас проблем, которая меня волнует. Почему

избирательным правом пользуются не все? Это касается в первую очередь тех, кто и возраста

достиг подходящего, и ничего ему больше не мешает. Вопрос заключается в том, что сейчас в

нашей стране существует множество людей, которые живут по принципу: мы не выбирали,

нам избрали. Я совсем не понимаю таких людей, они не ходят на выборы и референдумы, а

потом заявляют, что у нас плохая власть. Если она такая плохая, почему бы ее взять и не ис-

править путем отдачи голоса на выборах за тех, кто вам кажется наиболее достойным управ-

лять нашей страной?! За ту партию, которая представляет и защищает ваши интересы. Еще раз

повторюсь: мне вообще не понятна такая ситуация.

Счастья достоин каждый человек, если он сам не рушит его своим собственным невеже-

ством, ленью и безответственностью. Вряд ли имеет смысл винить других людей в своих не-

приятностях. Попробуем разобраться, что с этим можно сделать.

В Австралии, например, за неучастие гражданина в выборах налагается штраф.

Не так давно я прочитала в Интернете предложение одного моего соотечественника:

«Кто не голосует - автоматически лишается гражданства». Согласна ли я с этим высказыва-

нием? Категорически нет, прошу обратить внимание на то, что мы сейчас говорим именно про

ПРАВО, избирательно право. Я считаю эту меру слишком жесткой, т. к. человек сам решает,

участвует ли он в жизни своей страны и каким образом или не участвует вовсе, и пусть он бу-

дет потом недоволен, он сам выбрал себе будущее, и лишать его гражданства - это не выход.

Надо воспитывать, а не наказывать. Воспитывать ответственного избирателя.

Думаю, что быть избирателем - почетное и непростое дело. Любое дело требует опре-

деленных знаний и умений. Можно ли себе представить врача, не знающего анатомии и фи-

зиологии человека, науки о болезнях и способах их лечения? Или инженера, не знающего ма-

тематику, физику, технику? Так и избирателем не рождаются. Им становятся в ходе духовно-

го взросления, роста самосознания, обретения политического опыта. А откуда взяться такому

опыту?

Недавно в моей жизни произошло очень важное событие. Событие, которое заставило

меня повзрослеть внутренне, морально. Это событие - День учителя в моей родной школе.

Сначала сама идея казалась мне игрой. Я просто хотела встать на место учителя, провести

урок и организовать вместе с одноклассниками небольшой концерт. Я отвечала за проведение

уроков учителями-«дублерами». Когда началась подготовка, я вдруг поняла, что это не столь-

ко игра, сколько огромная ответственность. Внутри было необычайное волнение: как же это

все пройдет, вдруг мы что-то не учли, справлюсь ли я с поставленной задачей? Но праздник

удался, все прошло отлично, было приятно слышать слова благодарности от наших учителей.

Меня переполняли чувства, я до сих пор живу этими ощущениями. Я поняла, что это

дело изменило меня, изменило мое отношение к труду учителя, даже в какой-то степени изме-

нило мое отношение к жизни, появились некие новые знания и, конечно, бесценный опыт.

Опыт работы в команде, когда ты «в одной связке» и от тебя зависит общий успех.

Я убеждена, что выращивание ответственного избирателя (равнодушный обыватель

вырастет сам) должно начаться с усвоения нравственных ценностей и норм в семье, школе,

общении со сверстниками. Необходимо уже в школе прививать навыки выбора жизненной по-

зиции, формировать уважительное отношение к закону, воспитывать чувство ответственности

за свои действия. Как часто взрослые боятся доверить нам даже несложное дело. Им все время кажется, что мы не умеем, не справимся и придется переделывать. Но ведь и мы должны ко-

гда-то научиться быть взрослыми! День самоуправления убедил меня - надо наполнить жиз-

нью школу! Необходимо продумать такую деятельность школьников, где они бы учились

формулировать и отстаивать свою точку зрения, вести переговоры, разрешать конфликты,

осуществлять разумный выбор из предложенных альтернатив. Уверена, что именно тогда в

нашей стране вырастут достойные избиратели.

Конечно, кроме активного участия в общественной жизни, нужно много времени уде-

лять саморазвитию и самообразованию. Думаю, что, готовясь стать избирателем, необходимо

научиться ориентироваться в правовой и политической информации, давать оценку политиче-

ским событиям и явлениям. Очень важно научиться сопротивляться жестокости и проявлять

толерантность.

Таким образом, вопрос идти или не идти на выборы - решает каждый сам. И это реше-

ние, на мой взгляд, зависит от наличия или отсутствия у человека чувства долга и граждан-

ского самосознания. Не надо думать, что за нас кто-то сделает правильный шаг. Каждый голос

имеет значение, каждая единичная воля имеет свой вес!

Выборы для моей семьи - значимое событие. Дома обычно разворачиваются настоя-

щие дебаты, родители горячо обсуждают программы кандидатов и партий, которые они пред-

ставляют. Я тоже прихожу с родителями на избирательный участок. А недавно заинтересова-

лась проектами партии «Единая Россия». Их оказалось немало, но особенно заинтересовал

проект «Крепкая семья», который ставит задачу преодоления социального сиротства, умень-

шения количества неблагополучных семей. Я, как и большинство моих сверстниц, мечтаю о

создании дружной и счастливой семьи, о здоровых детях. Поэтому я уже бы и сегодня отдала

свой голос этой партии.

Я с нетерпением жду своего совершеннолетия, чтобы воспользоваться своим избира-

тельным правом, чтобы с гордостью ощущать собственную причастность к судьбе своей стра-

ны. Я - будущий избиратель, и от меня зависит, будут ли продолжаться те позитивные изме-

нения, которые начались в последние годы в нашей России

+++++++++++++

Я - гражданин России! Я родилась и выросла в России. Но настоящим гражданином

своей страны я стану, когда получу право участвовать в выборах и определять судьбу своей

страны. Как-то раньше я сильно не задумывалась над вопросом: «Что повлечет это событие,

как изменит мою жизнь?» Все вроде бы идет по своему кругу: утром встает солнце, сменяются

времена года, мы растем, несильно задумываясь над вопросом: «Почему так устроен мир во-

круг, в какой стране мы живем?» Мы взрослеем, и в нашу жизнь входят понятия

«избиратель», «депутат», «ректорат». Я - будущий избиратель! Что это значит лично для ме-

ня? Пришло время задуматься над этим вопросом, нарисовать перспективы и обозначить бу-

дущие горизонты. Может быть, мои рассуждения покажутся не совсем правильными, где-то

излишне эмоциональными, но сегодня я думаю так. Интересно, совпадут ли сегодняшние рас-

суждения с моими мыслями по этому вопросу лет через двадцать?

Избиратель - это человек, который на избирательном участке делает осознанный выбор

в пользу того или иного кандидата или партии. Избиратель передает свой голос, свое право на

участие в управлении страной, определении ее будущего, тем самым он выражает свое дове-

рие выбираемым людям. На выборах мы голосуем, прежде всего, за свое будущее. Как будет

развиваться страна, каким курсом поведут народ его избранники? Именно это определит в

дальнейшем мою жизнь и жизнь моих детей. Каждый человек имеет право, придя на выборы,

повлиять на свою судьбу. Но не все этим правом пользуются, многие предпочитают просто

отсидеться дома, на все махнув рукой (мол, все равно от моего голоса ничего не изменится). Аесли подсчитать, сколько таких «отказников» набирается по всей стране? Хочется восклик-

нуть: «Люди, так вы же сами, сознательно отдаете свою судьбу неизвестно в чьи руки, предпо-

читаете избежать ответственности, а потом только сетуете по углам да критикуете законы и

правительство». По моему мнению, это удобная, но трусливая и безответственная позиция,

позиция страуса, спрятавшего голову в песок. Некоторая часть населения думает, что на выбо-

рах все куплено, что выборы - это просто очередной спектакль. Можно ли попытаться побо-

роться за справедливые и честные результаты? Не только можно, но и нужно! Для этого и

проходят избирательные кампании, существуют оппозиционные партии и независимые обще-

ственные организации (например, «За справедливые и честные выборы»). Человек с активной

жизненной позицией всегда найдет выход, а не будет прятаться за чужие спины. Именно та-

кую честную и активную позицию должен занимать современный молодой человек - буду-

щий избиратель.

Мы выбираем, нас выбирают... Каким должен быть кандидат на получение доверия на-

родного? Выбираемый человек должен всегда помнить о том, что ему оказано большое дове-

рие со стороны народа. Он должен действовать только в интересах доверившихся ему людей,

быть образцом честности и справедливости. Он отвечает за судьбы людей и в некоторой сте-

пени заменяет им их ангела-хранителя. Только до конца осознав свою великую ответствен-

ность перед людьми, политик может выполнять свою миссию. А избиратели, в свою очередь,

должны оценивать деятельность выбранного ими депутата по его делам. Часто ведь бывает

так, что человек, дававший красивые предвыборные обещания, придя во власть, отдаляется от

народа. Значит, такой человек нечестный и ненадежный, и на повторных выборах такому не

место. Политик должен всегда помнить, что у него есть определенные обязательства перед

людьми, и он должен сделать что-то конкретное, чтобы улучшить их жизнь. Иногда мне ка-

жется, что наши депутаты часто занимаются какими-то несущественными делами, создают

видимость бурной работы. Они принимают абсолютно ненужные, порой даже вредные для

народа законы. Получается парадокс: народные избранники выступают против своих избира-

телей. А это ли не результат пассивного отношения избирателей к участию в выборах? Чтобы

не случалось таких парадоксов, не появлялись неугодные народу законы, мы должны активно

и эффективно участвовать в выборах разного уровня. Сегодня в нашей стране существует

множество проблем: бедность, безработица, наркомания, преступность, болезни, незанятость

молодежи. Есть проблемы глобального характера: терроризм, войны, техногенные катастро-

фы. Это обширное поле для деятельности депутатов и политиков разного уровня, вот где они

могут показать, на что способны их ум и энергия. А мы, избиратели, судить будем по делам

их.

Хочется сказать несколько слов о местных политиках. Местная власть ближе всего нахо-

дится к людям, поэтому люди в первую очередь обращаются к ней со своими проблемами.

Представители местной власти должны хорошо разбираться в ситуации на той или иной тер-

ритории, так сказать, «вживую чувствовать местный колорит». Поэтому я против идеи

«назначать представителей местной власти сверху». В этом случае назначенные мэры и губер-

наторы не будут иметь «своего голоса» и будут чувствовать себя более ответственными перед

теми, кто их назначил, а не перед простыми людьми. Иногда, гуляя по улицам нашего микро-

района, меня посещает мысль: «Почему жизнь на окраинах не такая красочная и оживленная,

как в центре города?» Нет у нас культурно-развлекательных и спортивных центров, клубов,

нет даже кинотеатра. Кое-где появились, правда, уютные зеленые скверики с детскими город-

ками для мам и малышей. И это умиляет и по-хорошему согревает душу окраинного обывате-

ля. Но почему-то о подростках опять никто не подумал. Вот и собирается молодежь стайками

- кучками во дворах и подворотнях. Ведь общаться-то хочется! В центр города не наездишься,

тем более что и автобусы в вечернее время к нам заглядывают редко. Еще бы мне хотелось,

чтобы политики уделяли больше внимания местной истории, вопросу связи поколений. В

культурном центре микрорайона (в будущем) я бы обязательно открыла небольшой музей или выставку, где бы хроники, воспоминания и фотографии рассказывали об истории нашей ок-

раины, об интересных людях, которые жили раньше и живут сейчас с нами по-соседству.

Нельзя расти Иванами, не знающими своей близкой родины. В общем, местным представите-

лям власти всегда открыто обширное поле для деятельности. Хотелось бы, чтобы они действо-

вали более эффективно и оперативно, чаще принимали решения, улучшающие качество жизни

всех слоев общества, независимо от того, проживают ли они в центре или на окраине.

Выборы представителей высшей власти и президента являются судьбоносными события-

ми для каждого гражданина. Президент - это лицо народа, он олицетворяет народную волю и

власть. Он должен быть защитником простых людей, гарантом их достойной жизни. Прежде

всего, президент ответственен за то, как живет его народ. Поэтому, какой мы сделаем выбор,

такие плоды и будем пожинать в будущем. Народная мудрость гласит: «Каждый народ досто-

ин того правителя, которого он выбирает». Каким путем пойдет страна, какой будет внешняя

и внутренняя политика государства - за это отвечает каждый россиянин, сделавший выбор

или отказавшийся от выбора. Конституция России гласит: «Выборы - это выражение воли

народа. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и сво-

бодные выборы». Избирательное право - это возможность избирать и быть избранным. Так

что, когда мне исполнится 18 лет, я обязательно буду участвовать в выборах разного уровня. Я

хочу иметь право выбора и всегда пользоваться своим конституционным правом, я хочу, что-

бы мой голос был услышан, и я была причастна к своей судьбе и судьбе своего народа. Ромен

Ролан говорил: «Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответ-

ственность за все несчастья земли, и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в

жизни!» Я готова подписаться под каждым этим словом! Идя на выборы, мы творим свою

судьбу. Я верю и понимаю, что голос мой решить способен многое! «Я за все в ответе!» - эти

слова должны стать формулой жизни каждого избирателя, каждого молодого россиянина -

истинного гражданина и патриота своей страны.

+++++++++



© 2010-2022