Программа по краеведению Малая родина

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Сольвычегодская средняя общеобразовательная школа



«Малая родина»

0бразовательная программа по краеведению


Номинация - образовательные программы

Милькова Елена Юрьевна,

учитель истории МОУ «Сольвычегодская

средняя общеобразовательная школа»









Оглавление

1.Пояснительная записка 3

2. Основная часть 7

2.1. Тематическое планирование 7

2.2. Содержание программы…………………………………………………..10

3. Список литературы………………………………………………………….13

4. Приложение 1………………………………………………………………...14









0бразовательная программа по краеведению

«Малая родина».

Пояснительная записка.

Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина». Сегодня мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. Краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования нравственному, эстетическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Современная общеобразовательная школа вместе со всем обществом переживает сегодня период обновления. И одной из главных проблем становится нравственно-патриотическое воспитание учащихся.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

  • в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

0бразовательная программа по краеведению на наш взгляд является актуальной т.к. занимается решением данной проблемы - воспитанием юных патриотов своей Родины. История страны, как в зеркале, отражается в судьбах ее граждан. Чем больше изучаешь жизнь своих предков, тем лучше познаешь нюансы крупных исторических событий, более точно понимаешь их влияние на судьбы людей. А Родина каждого человека начинается с города, села, с улицы и с дома, в котором он живёт. Всё вышесказанное, а также введение регионального компонента в учебный план, обусловило создание программы по краеведению «Малая родина».

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся 6-7 класса, включает 4 блока:

  1. «История города Соли Вычегодской»

  2. «Архитектура нашего города»

  3. «Город Сольвычегодск на рубеже веков»

  4. «Сыны Отечества»

Особое место в нашей программе отводится изучению истории

Великой Отечественной войны, через рассказы и воспоминания родственников, земляков, что делает восприятие событий тех лет близкими и понятными детям.

Главной целью программы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и желающего принять активное участие в его жизни.

Образовательные задачи: знакомить с историей и современной жизнью своего родного города; изучать историю Великой Отечественной войны, через «живую историю» - судьбы земляков, прошедших военное лихолетье.

Воспитательные задачи: воспитывать гражданские качества, патриотическое отношение к России и своему краю, городу; способствовать укреплению семейных связей: изучение жизни города в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы; совместное решение задач, стоящих перед жителями нашего города (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье).

Развивающие задачи: развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся; активизировать участие детей в мероприятиях, посвящённых Победе в Великой Отечественной войне; формировать способность и готовность к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России, региона и города;

- гуманизм

- доступность

- креативность

- личностно-ориентированный подход

- практическая направленность и деятельностный подход.

Предлагаемая программа по краеведению построена на доступном учащимся местном материале. На протяжении всего курса обучения, обогащая свою память, учащиеся знакомятся с историей, известными людьми своего города. Программа по краеведению даёт возможность полнее использовать социально - культурную среду для изучения истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением. В этих целях предусмотрены экскурсии и работа в музеях города - всего 8 часов. Музейная педагогика занимает достойное место в краеведческой образовательной программе. Занятия юных краеведов также проводятся в лекционной форме с элементами беседы, в игровой форме: викторины, конкурсы, мини - сочинения.

Познавательная деятельность:

1. Творческие работы: сообщения, сочинения, презентации, рисунки и т.д.

Речевая деятельность и работа с информацией:

1.Работа с учебными, художественными, научно - популярными текстами. 2.Поиск необходимой информации в словарях, энциклопедиях, в журналах, справочниках библиотеки, в Интернет.

3.Элементарное обоснование собственного высказанного суждения.

4.Выступление с сообщением перед аудиторией одноклассников.

Материал по краеведению может использоваться в рамках других дисциплин, таких как русский язык, литература, история и другими предметами, что способствует общекультурному развитию школьника. Программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года. Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков.

Образовательным результатом программы будет:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах.

В этом учебном году, собранный учителем методический и дидактический материал, презентации использовали в своей работе учителя истории и начальных классов, педагог - организатор, классные руководители для проведения краеведческих уроков и урока Мужества.

2. Основная часть.

Тематическое планирование образовательной программы по краеведению «Малая родина» (34 часа, для учащихся 6 -7 классов).Блок

Тема

Количество часов

Форма работы

Блок 1. «История города Соли Вычегодской»

1

Рождение города.

(1492 год)

1 час

Лекция с элементами

беседы

2

Первый историк Соли - Вычегодской.

1час

Лекция с элементами

беседы.

Работа в парах с текстом.

3

Родовое гнездо именитых купцов Строгановых.

(XVI-XVIII в.)

2 часа

Лекция с элементами

беседы.

Экскурсия.

4

Защита проектов

«Родословная моей семьи».

1 час

Конкурс проектов, рисунков.

Блок 2. «Архитектура нашего города»

5

Безвозвратно утраченное…

2 часа

Сообщение учеников

Конкурс эссе.

6

Благовещенский собор.

2 часа

Лекция с элементами

беседы.

Экскурсия.

7

Введенский собор.

2 часа

Лекция с элементами

беседы.

Экскурсия.

8

Спасообыденная церковь.

2 часа

Сообщение учеников.

Экскурсия.

9

«Юный следопыт» игра.

1 час

Игра команд

Блок 3. «Сольвычегодск на рубеже веков»

10

Купеческие династии Сольвычегодска. Купцы Хаминовы.

2 часа

Сообщение учеников.

Экскурсия.

11

Дом Пьянковых.

2 часа

Сообщение учеников.

Экскурсия.

12

Сольвычегодская ссылка (XIX в).

1 час

Лекция с элементами

беседы.

Экскурсия.

13

Игра - путешествие «Сольвычегодск прошлое и настоящее».

1 час

Работа в группах

Блок 4 . «Сыны Отечества»

14

Герои Великой Отечественной войны - мои земляки.

2 часа

Сообщение учеников.

15

«Не стареют душой ветераны».

2 часа

Работа поисковых групп.

Сообщение учеников.

16

ВО война в истории моей семьи (работа в тылу и участие в боевых действиях).

2 часа

Мини - сочинения;

Презентации

Рисунки.

17

«Уходили на фронт мальчишки»

( об учениках школы, ушедших на фронт со школьной скамьи).

1 час

Сообщение учеников

18

Высокое звание - русский солдат.

1 час

Встреча с Росляковым Л.Г.- ветераном войны.

19

День победы!

1 час

Экскурсия

20

Круглый стол

« Быть патриотом - это значит…».

2 часа

Работа в группах, эссе.

Беседа с элементами дискуссии

21

Итоговое занятие «Малая родина».

1 час

Конкурс.

Итого 32 часа + 2 часа резерв.











Блок 1. «История города Соли Вычегодской».

Урок 1. Рождение города (1492 год) - 1 час.

Основание города, первые жители. Город Выбор, город Чернигов.

Символика города (см. Приложение 1 «Информационный материал для учителя», урок 1, Презентация № 1 «Сольвычегодск»).

Урок 2. Первый историк Соли - Вычегодской) - 1 час.

Алексей Иванович Соскин (1761-1822)-первый ис­торик Сольвычегодска, его биография. Летописные источники (см. Приложение 1, урок 2).

Урок 3-4. Родовое гнездо именитых купцов Строгановых (XVI-XVIII вв.) - 2 часа.

Сольвычегодск вошел в историю, тесно связанный с фамилией крупнейших северных феода­лов, промышленников и купцов Строгановых. История семьи, их вклад в развитие Севера Руси и государства. Экскурсия в Сольвычегодский историко- художественный музей.

(см. Приложение 1 «Информационный материал для учителя», урок 3-4).

Урок 5. Обобщающий урок. Защита проектов « Родословная моей семьи» - 2 часа.

Сообщение уч-ся

Блок 2. «Архитектура нашего города».

Урок 6. Безвозвратно утраченное… - 1час

Знакомство с историей 9 каменных церквей г. Сольвычегодска.

(см. Приложение 1, урок 6, Презентация № 2 «Безвозвратно утраченное…»). Выступление ребят с сообщениями.

Урок 7-8. Благовещенский собор - 2 часа.

Историческая справка. Описание строения. Убранство собора.

Экскурсия в Сольвычегодский историко- художественный музей.

(см. Приложение 1«Информационный материал для учителя», урок 7-8).

Урок 9-10. Введенский собор - 2 часа.

Историческая справка. Описание строения. Убранство собора. Сольвычегодская действующая церковь. Экскурсия в Введенский собор.

(см. Приложение 1«Информационный материал для учителя», урок 9-10).

Урок 11-12.Спасообыденная церковь - 2 часа.

Историческая справка. Описание строения. Судьба церкви в наши дни.

Экскурсия к Спосообыденной церкви. Выступление ученицы 9 класса Повалихиной Алены с исследовательской работой.

(см. Приложение1, урок 11-12, Презентация № 3).

Урок 13. Повторение изученного материала в игровой форме «Юный следопыт» - 1 час.

Блок 3. «Сольвычегодск на рубеже веков».

Урок 14-15. Купеческие династии Сольвычегодска. Купцы Хаминовы - 2 часа.

Сольвычегодск в XIX веке. Вклад Хаминовых в развитие города.

Экскурсия по улице Ленина. Выступление ученицы 9 класса Воронцовой Марии с исследовательской работой (см. Приложение1, урок 14-15, Презентация № 4).

Урок 16-17. Дом Пьянкова- 2 часа.

Историческая справка. Описание строения. Судьба дома в наши дни.

Экскурсия по улице Ленина. Выступление ученицы 9 класса Сергеевой Вики с исследовательской работой (см. Приложение 1, урок 16, Презентация № 5).

Урок 18-19. Сольвычегодская ссылка (XIX в) - 2 часа.

Первые политические ссыльные. Видные деятели советского государства, находившиеся в ссылке в Сольвычегодске. Экскурсия в музей политической ссылки (см. Приложение1, урок 18-19).

Урок 20. Повторение изученного материала.

Игра - путешествие «Сольвычегодск прошлое и настоящее» - 1 час.

Знакомство с элементами исследовательской деятельности в игровой форме

( проведение опроса, интервью, анализ документа).

Блок 4. «Сыны Отечества».

Урок 21-22. Герои Великой Отечественной войны - мои земляки - 2 часа.

Сообщения об адмирале Кузнецове Николае Герасимовиче, герое - медике Бегоулеве Борисе Петровиче. Герои - котлашане. Сообщение учащихся о героях ВО войны Котласского района (см. Приложение1, урок 20-21. Презентация № 6, 7).

Урок 27. «Уходили на фронт мальчишки» (о учениках школы, ушедших на фронт со школьной скамьи) - 1 час.

Выступление ученицы 8 класса Шавариной Наташи с исследовательской работой (см. Презентация № 8).

Урок 28. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны - 1 час.

(см. Приложение1, урок 27. Презентация № 9).

Урок 29. День Победы! - 1 час.

Возложение венков к могиле неизвестного солдата, посещение выставки.

Урок 30-31. Круглый стол « Быть патриотом - это значит…» - 2 часа.

Выступление учащихся.

Урок 32. Итоговое занятие: Игра по станциям «Мы родом из Сольвычегодска»- 1час.





Список литературы:

1.Г. Бочаров, В. Выголов «Сольвычегодск Великий Устюг Тотьма», 1983, издательство «Искусство», с 329.

2.А.Н. Власов «Сольвычегодская старина В.Попова», Сыктывкар, 1997 год, с 145.

3.Газета «Восточно - Сибирская правда», №26170, 27.01.2010, Валентина Рекунова «Ростовщик - благотворитель Иван Хаминов».

4.«Золотые звезды северян», Архангельск, Северо-Западное книжное издательство, 1971 г;

5.М.К.Кузьмин. «Медики - Герои Советского Союза», М., 1969 г.

6.МК-Север, 10 мая 2006 (19), Ирина Яковлева.

7.В. Ноговицын «У «Соли Вычегодской», 1992, Котлас, с 45.

8.О.В.Овсянников «Сольвычегодск», 1973, Северо - Западное издательство, с. 95.

9.Папка из личного архива Дунаевой З. А.

10.Папка из фондов школьного музея «Письма выпускников военных лет».

11.Сольвычегодская старина, материалы и исследования к 500 - летию Сольвычегодска, Сыктывкар ,1994, с 202.

12.А.Соскин «История города Соли - Вычегодской», Сыктывкар, 1997 год, с. 200.

13.glavkom.narod.ru/biog00.htm




© 2010-2022