Исследовательская работа Гражданин. Воин. Учитель

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 2

1. Пройти дорогами солдата ……………………………………………... 3

2. Педагог. Наставник. Руководитель……………………………………… 7

Заключение …………………………………………………………………10

Приложение ……………………………………………………………….. 11

Список использованной литературы ……………………………………. 32



























Введение

Проходят годы, десятилетия, память стирает незначительные события, оставляя только важные моменты, имена людей, вписавших важную страницу в развитие района, города. Нет их меж нами, но людская память хранит воспоминания об их делах.

Когда знакомишься с жизнью почетных жителей Лагани, то понимаешь, что все они были и остаются своеобразными маяками. Их отношение к себе, к окружающим, к проблемам города настолько ярко, что свет их дел не меркнет и спустя десятилетия.

Таким маяком и был Лиджи-Горя Босхомджиевич Очиров.

Моя работа посвящена первому директору - Лиджи-Горе Босхомджиевичу Очирову, человеку, который стоял у «руля» Лаганской средней школы №3.

Цель моей исследовательской работы:

Изучить жизнь и деятельность Лиджи-Гори Босхомджиевича Очирова.

Задачи исследовательской работы:

1. Изучить архивные материалы

2. Провести беседы с бывшими коллегами

Приступая к исследовательской работе, я изучила архивные материалы в школьном музее, провела беседы с бывшими коллегами Лиджи-Гори Босхомджиевича. Огромную помощь в исследовании оказала дочь Очирова Надежда Лиджи-Горяевна. Она подробно рассказала о жизни своего отца, предоставила оригиналы документов, свидетельства орденов.

I. Пройти дорогами солдата

Лиджи-Горя Босхомджиевич родился 15 апреля 1918 года. В крестьянской семье Босхомджиева Очира Музраевича и Очировой Ногалы Цедяевны он был шестым ребенком. Семья жила в селе Красинском Лаганского улуса, где и поныне стоит отчий дом.

В 1926 году Лиджи-Горя пошел в школу. За 10 лет учебы он принимал активное участие в общественной жизни школы и комсомольской организации. После окончания средней школы им. А. Микояна (второй выпуск) Лиджи-Горя Босхомджиевич работал год учителем в Красинской школе. А затем поступает в Калмыцкий государственный педагогический институт при Астраханском пединституте им. С.М. Кирова.

После окончания института его направляют на работу в Юстинский район преподавателем истории, куда он должен прибыть до 15 августа 1941 года.

Но мирные планы были нарушены внезапным нападением Германии на Советский Союз ранним утром 22 июня 1941 года. На работу Лиджи-Горя не явился, так как в июне 1941 он был мобилизован в Красную Армию в 110 Отдельную Калмыцкую кавалерийскую дивизию.

12 июня 1942 года дивизия вошла в состав 51 Армии Северо - Кавказского фронта. С 25 августа 1942 110 ОККД вошла в состав 44 Армии Северной группы войск Закавказского фронта и использовалась для глубокой разведки.

Окончив ускоренную полковую школу 273 кавалерийского полка, Лиджи-Горя направляется заместителем командира взвода 110 Отдельной Калмыцкой кавалерийской дивизии.

В марте 1942 года он вступает в партию. Его кандидатский билет, обагрённый кровью, находится в музее им. Пальмова в Элисте. В июне 1942 года гитлеровское командование создает превосходство в силах на Юго-Западном направлении, и их войска переходят в наступление. Гитлеровцы захватили Донбасс и двигались на восток, придавая особое значение захвату Сталинграда. 13 июля согласно приказу 110 дивизия заняла оборону на левом берегу Дона. Перед ней были поставлены задачи: уничтожить врага, не дать овладеть переправами, не допустить форсирование Дона, обеспечить отход мирного населения.

Лиджи-Горя получает от командования задание: переправиться на правый берег, определить вражеские силы, определить глубину и ширину реки в случае необходимости для форсирования Дона. К вечеру на лодках он с 40 разведчиками переправляется на занятый врагом берег. Собраны и переданы по рации разведданные. Возвращались под шквальным огнем. В этом сплошном грохоте разведчики окопались в прибрежной полосе Дона и приняли неравный бой. В этом бою у хутора Пухляково Лиджи-Горю ранило. Пуля пробила сустав и впилась в ребро, рядом взорвалась авиабомба и к ранению прибавилась контузия. Он потерял сознание и был присыпан землей. И лежать бы ему в степных ковылях заживо захороненным, если бы не Горошаев Гавля, который видел, как упал командир. Когда Гавля подполз к нему, был виден только сапог, он начал тянуть за него. Сколько времени пролежал Лиджи-Горя под землей, он не помнит, так как был без сознания. Очнулся он от подергивания, согнул пальцы, чтобы сапог не соскользнул с ноги. Гавля, почувствовав сопротивление начал раскапывать. Превозмогая усталость, он вынес Лиджи-Горю с поля боя и доставил в полевой госпиталь, откуда его отправили в город Пятигорск, где он пролежал не один месяц. Из госпиталя его комиссовали, и он вернулся домой инвалидом II группы.

В дальнейшем после возвращения из Сибири Лиджи-Горя Босхомджиевич неоднократно бывал в этом госпитале, но уже как в санатории.

Почти 43 года пуля находилась в теле Л-Б. Очирова, и лишь 13 февраля 1986 года была проведена необычная операция в Каспийской районной больнице хирургом Перелыгиным Виктором Павловичем. Искусные руки хирурга бережно вынули поржавевшую пулю из тела ветерана войны. Эта пуля хранится у дочери Лиджи-Горя Босхомджиевича Надежды Лиджи-Горяевны.

Со своим спасателем он встретился только через 21 год. И каждый год в День Победы он с утра уходил к Гавле. Это был их день - день воспоминаний.

Немного подлечившись Лиджи-Горя получает направление на работу в с. Хар-Хол Кануковского с/совета. Проработав в школе полгода, Лиджи-Горя Босхомджиевич переходит на работу заведующим отделом пропаганды и агитации в Уланхольский УКОМ ВКП (б), потом трудился ответственным редактором улусной газеты «Большевистский путь». В УКОМе ВКП (б) он проработал до депортации в Сибирь.

И вот она далекая, холодная, неизвестная Сибирь. Их высадили на станции Чаны. Лиджи-Горя был партийным работником, и комендант отделил его семью от остальных, поселил в отдельный дом, остальных заселили в бараки. Коменданту так удобно было наблюдать за партработниками, которые считались переселенцами не только по национальному признаку, но и как политические. В начале не было работы, но затем он устраивается на мясокомбинат забойщиками, но так как не хватает учителей, то с 29 марта 1944 года Лиджи-Горю Босхомджиевича переводят на работу в Таганскую школу учителем истории и географии. Лиджи-Горя Босхомджиевич активно включается в общественную жизнь не только школы, но и села.

Трудно живется на новом месте, но даже ученики помогают, чем могут. Был у него ученик Вася Поцелуев, в дальнейшем Лиджи-Горя встретился с офицером Поцелуевым в Москве. Вася дома говорил, что трудную тему надо разобрать с учителем. Клал в карман, с разрешения матери, выпечку и потихоньку подкладывал ее учителю. Когда Лиджи-Горя пытался отложить кусочек жене, Василий останавливал его словами: «Ешь, ешь, Степаныч, Маруське у меня еще есть», - родное имя для местных было труднопроизносимым, и они его звали «Леонидом Степановичем».

Да и родные были рядом, которые советом и выдержкой помогали детям. Мать, слепая 70-летняя женщина, покоряла всех своим спокойствием и умом. В отличие от матери, отец был резким, строгим 75-летним подвижным и еще крепким человеком, к мнению которого прислушивается не только младший сын.

Неоднократно его увольняли из школы потому, что «враги народа» не имеют право учить детей, но затем восстанавливали с переводом в другую школу. В 1948 году он участвует в конкурсе на замещение вакантных мест ассистентов по истории в Новосибирском государственном педагогическом институте, проходит конкурс и возвращается за семьей. За то, что Лиджи-Горя попытался чего-то достичь, комендант не только не отпускает, но и отбирает, уничтожает документы. К работе в школе его не допускают, он работает налоговым инспектором в Райфинотделе, затем инспектором в ЦСУ, учетчиком с/совета, скотником в совхозе. Но Лиджи-Горя Босхомджиевич добивается восстановления на работу в Тибисскую школу Новосибирской области.

14 апреля 1955 года с Лиджи-Горю Босхомджиевича снимают с учета спецпереселенца. Учитывая его довоенный опыт, ему предлагают работу в райкоме КПСС заведующим отделом пропаганды и агитации.

Зимой 1957 года Лиджи-Горя Босхомджиевич дважды получает вызов в Калмыкию, но возвращается на родину в апреле. Работает инструктором Обкома КПСС. В мае его выбирают вторым секретарем Яшалтинского райкома партии. Получив квартиру, Лиджи-Горя едет за семьей. В 1958 году Лиджи-Горя Очиров командируется в Красноярский край для организации возвращения калмыков в родные места. К нему часто обращались за помощью. Необходима была огромная организаторская способность, выдержка для того, чтобы подготовить и отправить на родину огромную массу людей за короткий срок. И только, когда последний вагон с переселенцами ушел на родину, он возвращается домой.

II. Педагог. Наставник. Руководитель.

В 1963 году у него появляется возможность вернуться в Лагань. Через полтора года его назначают заведующим Районным отделом образования. В этой должности он проработал 6 лет. Когда в 1971 году была открыта новая Лаганская средняя школа № 3, Лиджи-Горя Босхомджиевич был назначен директором школы.

Это была новая школа, большая и светлая, рассчитанная на 964 учащихся. В первый год за парты сели более 800 мальчишек и девчонок. Опытному руководителю, имеющему большой стаж работы в образовании нужно было закладывать традиции школы, строить учебно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями времени. В этом ему помогали коллеги: Р.Г. Мамаева, М.У. Хожахметова, З.Б. Доштанова, Е.Н. Васильева, А.Н. Назарова, Т.Ф. Егорова и многие другие.

Лиджи-Горя Босхомджиевич Очиров был хорошим педагогом, знающим своё дело, преподавал такой важный предмет как история. Для каждого человека очень важно знать историю мировую и конечно историю своей Родины. Он с огромным трудолюбием преподносил детям эти важные знания, вкладывая в свою работу душу, прививая и такие качества как патриотизм и уважение к людям, внесшим большой вклад в историю родной страны на благо нашего будущего.

Память о первом директоре бережно хранят и его коллеги, и ученики. Ветерану педагогического труда, Заслуженному учителю Республики Калмыкия, учителю иностранных языков, Розе Галимеденовне Мамаевой довелось работать завучем при Лиджи-Горе Босхомджиевиче: «В 1971 году школа была сдана не в полном объеме, поэтому пришлось заниматься в других помещениях. Благодаря волевому характеру, хорошим организаторским способностям Лиджи-Горе Очирову удалось в кратчайшие сроки добиться завершения работы и начать занятия со 2 четверти в новой школе. Он был справедливым, честным человеком, с высоким профессионализмом относился к работе. С большим уважением к нему относились и педагоги, и ученики. Лиджи-Горя Босхомджиевич был опытным руководителем, компетентным, эрудированным, творчески работающим педагогом. Деятельность школы была ориентирована на обучение, воспитание и развитие всех и каждого с учетом индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей учащихся. За годы работы в школе сложился высокопрофессиональный, творчески работающий педагогический коллектив. Высокий культурный и общепедагогический уровень руководителя школы положительно влиял на всех учителей».

Из воспоминаний Заслуженного учителя Республики Калмыкия, учителя математики, Хожахметовой Марфуги Утигеновны: «Первая встреча произвела на меня большое впечатление. Лиджи-Горя Босхомджиевич очень добродушный, располагающий к себе человек. С ним было легко работать, он интересовался не только рабочими моментами, но личными проблемами каждого подчиненного. Что удивляло, несмотря на большое количество учащихся, на разные категории учеников, он всегда находил время поговорить с каждым. Составлял такой разговор, что ученик менял свое негативное отношение к учебе, начинал осознавать свою ошибку. Лиджи-Горя Босхомджиевич никогда не повышал голос ни на учеников, ни на подчиненных. Для меня он останется в памяти самым человечным руководителем, простым в общении и высокообразованным педагогом».

Галина Шахиевна Сараева, Заслуженный учитель Республики Калмыкия, учитель русского языка и литературы, рассказывает: «Я знала, Лиджи-Горю Босхомджиевича как заведующего Районным отделом образования. Встреча была по личному вопросу. Моя сестра после окончания педагогического училища хотела устроиться на работу в одну из школ города. Беседа произвела на меня хорошее впечатление. Он был внимательным, чутким к проблемам каждого человека. Он говорил медленно, доступно, речь была образной. Удивляло, что несмотря на занимаемую должность, он был прост в общении, прост в одежде. Затем я встретилась с ним как родителем. Он приходил на родительские собрания по поводу сына Юрия. В моей памяти он останется как хороший опытный руководитель, справедливый, добрый и отзывчивый человек».

Многие годы был знаком с первым директором школы председатель Совета ветеранов района В.Б. Лагаев: «Такие личности, как Лиджи-Горя Босхомджиевич, делали славу не только району, но и всей республике. Он был честным, принципиальным и верным моим другом».

Для жителей Лаганского района имя Лиджи-Горя Босхомджиевича (Леонида Борисовича) Очирова символично. С ним связывают такие нравственные понятия, как «долг», «честь», «патриотизм».







Заключение

Люди, по-настоящему любящие детей и искренне увлеченные своей деятельностью, добиваются поставленной цели и остаются в сердцах учеников на всю жизнь.

По моему мнению, Лиджи-Горя Босхомджиевич служит примером для всех. Он вел детей по школьному пути, давая мудрые советы и уроки жизни, воспитывал в них человечность и добрые качества. Я считаю, что он добросовестно выполнял свой долг.

Лиджи-Горе Очирову были присущи гуманность, справедливость, чувство сострадания к окружающим. Это умный человек, на которого хочется быть похожим. Он умел понять и выслушать, всегда был рад помочь как в школе, освоить трудные науки, так и в повседневной жизни, преодолеть сложные ситуации. Такими хотелось бы видеть современных руководителей.

В этой школе я с самого раннего детства. Моя школа развивает самые лучшие качества: честность, ответственность, целеустремленность, уважение. Она воспитывает в человеке Человека. Эти важные традиции были заложены Лиджи-Горей Босхомджиевичем.

Имя этого человека через годы увековечено в памятной доске на здании Лаганской средней школы №3. Событие это произошло в мае 2007 года, за несколько дней до празднования 62-ой годовщины Победы. И в этом есть свой особый смысл.

С открытой мемориальной доски на меня и на всех нас смотрит Лиджи-Горя Босхомджиевич - фронтовик, первый директор школы.

Я горжусь тем, что я учусь в школе, которую основал Лиджи-Горя Босхомджиевич Очиров.

10


© 2010-2022