Технологическая карта урока истории на тему Древнее Двуречье (5 класс ФГОС)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС

Тема: Древнее Двуречье 5класс

Учитель: Прокуда Ирина Ивановна

Школа: МБОУ- Рогнединская СОШ

Район: Рогнединский, пос. Рогнедино

Цель урока:

Формирование представления учащихся о цивилизации Древнего Двуречья

Планируемые результаты

  1. ЛИЧНОСТНЫЕ

Уважать культуру других народов, выстраивать конструктивные взаимоотношения в группе, учиться рефлексии.

  1. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Пользоваться приемами критического мышлении: сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, приводить аргументы, делать выводы, составлять таблицы, учиться планировать свою деятельность.

  1. ПРЕДМЕТНЫЕ

  • уметь описывать климатические условия Двуречья, занятия жителей, их культуру;

  • проводить сравнительный анализ по плану;

  • показывать на карте местоположение Двуречья

Приемы: «Ключевые слова», «Групповая мозговая атака», «Таблица»

Формы работы: парная, групповая.

Ведущая дидактическая цель: изучение нового материала.

Оборудование: настенная карта «Древний Восток, Египет и Передняя Азия» атласы, мультимедийная установка, ПК.





Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Обозначение темы урока.

Постановка цели и учебных задач урока изучения новых знаний, мотивация

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва в знаниях.

Предлагается вспомнить, где возникли первые государства.

Задается вопрос №1: «Историю какого государства Вы завершили изучать?»

Сегодня мы начнем знакомиться

с историей еще одной страны, а какой вы узнаете, если мы повторим поход воинов Тутмоса в Азию и посмотрим, как далеко стали простираться при нем границы Египетского государства.

Задача: используя карту, проследить путь воинов Тутмоса в Азию и найти новое государство.

работа с картой «Древнее Двуречье»

Вопрос №2: Как называлось государство, которое располагалось между реками Тигр и Евфрат? Это государство мы и будем изучать сегодня.

Предлагается предположить, опираясь на знания по истории Древнего Египта, что необходимо знать при характеристике государства.

Используется субъектный опыт учащихся при изучении новых государств. Намечается план изучения новог.

Организует обсуждение,

Пытаются решить проблему известным способом.

Фиксируют проблему.

Сравнивают границы государств, находят Двуречье.






учатся планировать свою деятельность.


Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания, ведут диалог, работают в паре с атласами, затем проверяются ответы у доски. Учащиеся в паре показывают поход воинов Тутмоса в Азию,ответы дополняются и исправляются другими учащимися

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

В диалоге намечают план изучения нового:

  • Географическое расположение,

  • Природа,

  • население,

  • занятие населения,

  • религия,

  • Письменность,

  • культура

учащиеся оценивают себя, ставят плюсы в листок обратной связи, лежащий у каждого на столе

2.Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

1. Как вы думаете, почему Двуречье носит такое название? Где берут свое начало реки Тигр и Евфрат?

Каковы были природные условия Двуречья?

(работа в парах),

Результаты оформляются в виде кластера на доске и в тетрадях детей (с учетом дальнейшего расширения)


Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Учащиеся учатся сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, приводить аргументы, делать выводы, составлять таблицу,

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, используя источники информации

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий, работа в парах и группах по выбору учащихся

Учащихся ищут ответ в справочнике, энциклопедии и по карте (работа с разными источниками информации)

3.Переход к этапу решения частных задач урока

Организация изучения нового материала по разным источникам информации, развитие УУД

Мозговой штурм (сравнительный анализ двух государств).

Организуется учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Предлагает для осмысления рассмотреть карту, исторический документ и попытаться сравнить Древний Египет и Двуречье.

Основным источником для 2-х групп станет текст параграфа. П.13.(С.66-67).

2.Организуется работа в группах, предлагается результаты оформить в таблице, макет, которой по мере предложений возникает на доске.

1 группа - черты сходства Египта и Двуречья;

2 группа - черты различия;

3 группа - текст с историческим документом;

Организуется обсуждение по вопросу, предлагает сделать вывод.

Какие изменения можем сделать в таблице?

Контрольно - оценочная деятельность.

- Кто согласен с выполненной работой?

- С чем согласны?

- Кто не согласен и с чем именно?

- Оцените работу.

- У кого возникли трудности? В чём?

Как называли жителей Двуречья?

Чем еще могли заниматься шумеры, благодаря географическому положению страны. Вопрос: Какие изменения можем сделать в таблице?

Предлагает решить задачу

«Реши задачу»:

В городе Уре было исследовано более двух тысяч гробниц. Несколько гробниц резко отличались от остальных. В них были погребены вместе с умершим десятки слуг, конюхов, музыкантов. Здесь же были найдены золотые шлемы, венки, ожерелья и др. какие выводы можно сделать на основании этих погребений? Обоснуйте свое мнение..

Демонстрация слайда «Религия шумеров».

Цель: подвести учеников к пониманию, что религия в Двуречье была языческой

Демонстрация слайда «Находки археологов» Цель: подвести учащихся к пониманию, что в Двуречье были города-государства

Вопрос: Что можно сказать о городах Двуречья по археологическим раскопкам?

Признаками, какого понятия являются все эти элементы?

Предлагает сделать вывод

Демонстрация слайдов, отображающих письменность Двуречья.

Задание: Определить по слайдам, какая письменность была у жителей Двуречья, на чем писали, чем

/на доске и в тетради - изменения в КЛАСТЕР/

Вернёмся к кластеру на доске и назовём, что еще не выяснили по истории Двуречья?

Демонстрация слайдов по Культуре Двуречья.

Цель: организация учащихся на самостоятельное определение, что было характерно для культуры Двуречья

Результат должен быть озвучен при помощи слайда «Главные черты культуры Двуречья».

/на доске - изменения в КЛАСТЕР/

Фиксируют в таблице сравнительные характеристики



теплый климат

климат

теплый климат разливы рек сильнее

плодородная

почва

плодородная

растительность

земледелие, ремесло, строительство каналов.

занятия

земледелие, ремесло, строительство каналов, дома из глины

  • Называют общие черты: разливы рек, плодородная почва, теплый климат, основные занятия: земледелие, ремесло, строительство каналов.

  • Черты различия: разливы рек очень бурные - в Двуречье, строили дома там из глины.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Учащиеся учатся: находить информацию в разных источниках.


Выделять главное

определять понятия. Анализировать, доказывать. Сравнивать.


Владеть смысловым чтением, вычитывать разные виды информации

Делать выводы


Воспринимают ответы обучающихся,

дополняют и исправляют, приводят свои аргументы, которые подтверждают текстом учебника, картой, энциклопедией и т.п.





Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Первичное усвоение знаний

Рефлексия.

Коррекция

Проверка первичного восприятия темы,

мотивация, закрепление изученного,

рефлексия

Диктант с последующей проверкой:

Продолжи предложение:

1. Двуречье расположено между реками … (Тигр и Евфрат)

2. Климат Двуречья был (жарким, засушливым)

3. Реки Тигр и Евфрат впадают в ….

( Персидский залив)

4. Основные занятия древних шумеров: …(скотоводство, земледелие, ремесло)

5. Религия шумеров была … ( языческой)

Оценка полезности урока и своего участия.

Сравнивают,

оценивают,

корректируют и ставят плюсы и минусы

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Работа в паре с обсуждением приём «помощь друга» Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Фиксируют «+» и « - « в листке обратной связи

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Подведение итогов

Осознание своей деятельности и деятельности других, самооценка и взаимооценка, обобщение материала

Что наиболее важным было на уроке?

Какая информация представляется ценной для вас?

Как это может помочь в учебе?

Что было интересным?

Оцените свою работу по сравнению с другими ребятами.

Что из урока возьмём на будущее?

Критерий оценивания:

За 5-6 «+» - 5

За 4 «+» - 4, за 3 «+» - 3.

Рефлексия деятельности,

Сравнивают результаты с ответами и кластером на доске,

анализируют,

контролируют,

оценивают результат.

Самооценка,

Взаимооценка

Выставляют

ся оценки

за урок.

контрольно-оценивающая деятельность.

Взаимодействуют в паре, оказывают взаимопомощь

Выставление оценки с использованием критерия, предложенного учителем

Постановка домашнего задания

Постановка домашнего задания

Постановка домашнего задания:

параграф 13, рабочая тетрадь - с.13-14.

Творческое задание по выбору учащихся:

- описать любой рисунок нашего времени с. 68 «Школа в Двуречье», используя ключевые слова:

ученики, учитель, работник, разминающий глину;

- нарисовать жителя двуречья.

Сравнение заданий и выбор.

Фиксируют задание в тетрадях и дневниках

Ученик использует право выбора способа деятельности при выполнении домашнего задания.





© 2010-2022