Рабочая программа кружка по краеведению

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа курса занятий по краеведению

«Странички истории земли Мензелинской»

Пояснительная записка.

Курс краеведения «Странички истории земли Мензелинской» рассчитан на учащихся средних классов основной школы и может быть использован для предпрофильной подготовки. Его цель - сориентировать учащихся на эколого-краеведческий профиль, развить и закрепить уже сформировавшийся интерес детей к истории.

Содержание программы курса предполагает решение следующих задач:

· познакомить учащихся с яркими страницами истории Мензелинского края;

· способствовать воспитанию любви, чувства гордости за

родной край, своей причастности к его истории и культуре;

· развивать познавательный интерес к знаниям о родном крае;

· воспитывать у учащихся осознанно - бережное отношение ко всему природному и предметам рукотворного мира;

· развивать умение находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства в словарях, справочной, художественной и научно - публицистической литературе.

Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Первая тема (занятие № 2) знакомит учащихся с историей заселения Мензелинского края людьми. Остальные темы - это история города, школы, улиц. Через историю учащиеся знакомятся с самыми яркими событиями, памятниками культуры, историческими деятелями, историей предприятий.

Курс предполагает работу с историческими источниками, организацию разных видов игр, экскурсий по родному краю, просмотр видеофильмов, использование средств мультимедиа, творческую деятельность учащихся.

В процессе работы над курсом учащиеся получают представление об отдельных экономических, общественных и экологических проблемах своего края.

Большое воспитательное значение имеет материал о развитии благотворительности и меценатства в Мензелинске.

К занятиям курса из разных источников подобраны в качестве эпиграфов строчки из стихотворений, тексты исторических документов, иллюстративный материал, статьи из газет: районной «Мензеля», республиканских изданий.

Этапы отдельных занятий имеют профориентационную направленность. Учащиеся знакомятся с историей, факультетами и специализацией отдельных учебных заведений края. Так на занятии № 14 - о специальных учебных заведениях района.

В основе занятия № 6 рассказ учителя с элементами беседы, работа с документом, демонстрация иллюстративного материала.

В ход отдельных занятий включаются задания проектного характера. Например, на занятии № 11, 12 учащиеся работают над проектом экскурсии

« Архитектурные памятники».

Разнообразны формы домашних заданий:

- нарисовать рисунок по теме;

- написать сочинение по плану;

- составить викторину, кроссворд, ребус и т.п.;

- подобрать статьи и иллюстративный материал из газет и

журналов по теме;

- написать стихотворение и др.

Форма курса краеведения создаёт ситуацию успеха у учащихся. Отсутствие 5-бальной системы оценивания работы учащегося способствует формированию личности ученика с опорой на положительные стороны его натуры, природные задатки и склонности. Одним из способов поощрения работы учащегося может стать «жетонная система», т.е. целенаправленное и последовательное использование системы поощрения через вручение жетонов за правильные ответы, проявление инициативы, умение сотрудничать в группе.

Для развития навыков самооценки желательно использовать различные виды рефлексии.

Творческая работа, её презентация - это основная форма отчётности каждого учащегося.

Творческая деятельность организуется учителем. Она осуществляется как на материале курса, так и на семейной истории учащихся. На первых занятиях курса учащиеся обговаривают с учителем предполагаемые темы и формы творческих работ, этапы работы, сроки презентации. Учитель предлагает список литературы. Здесь же решается, какими будут работы: групповыми или индивидуальными.

Выбор формы творческой работы определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом автора. Важно, чтобы благодаря выбранной форме можно было наилучшим образом представить на презентации результаты проведённой работы.

При этом результаты творческой деятельности:

- представляются в виде конкретного «продукта»;

- выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад

должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и

т. п.);

- содержат соответствующие сноски, примечания,

указывающие на источники информации;

- рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

- защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

- в дальнейшем должны использоваться в учебном процессе.

Творческая работа проектного характера должна иметь пояснительную записку (теоретическую часть). Структура пояснительной записки может быть следующей:

- титульный лист (название учебного заведения, класс, автор, название

работы, руководитель, место издания, год);

- оглавление;

- эпиграф;

- введение;

- основная часть (главы, разделы, параграфы);

- заключение;

- список используемых источников и литературы;

- приложение.

В результате творческой деятельности учащиеся учатся:

· находить источники информации;

· отбирать наиболее значимый материал;

· перерабатывать полученную информацию;

· располагать события в хронологической последовательности;

· формулировать вопросы и проблемы и искать пути их решения;

· делать выводы на основе полученной информации, выражая при этом своё отношение к анализируемым событиям;

· грамотно оформлять результаты работы;

· презентовать полученные знания и опыт.

Творческая деятельность способствует формированию критического мышления учащихся, развитию умения работать с информацией, что в полной мере отвечает целям и задачам курса.

В ходе работы над проектами учитываются индивидуальные интересы и способности учащихся. Каждому ребёнку оказывается внимание со стороны учителя. Между учителем и детьми выстраиваются иные, нежели на уроке, отношения. Учитель находится на равных с ребёнком, рождается единый дух творчества, единство мыслей и чувств.

Обучение учащихся творческой деятельности требует от учителя собственных навыков исследовательской работы, организаторского мастерства, увлечённости преподаваемым курсом.

Проектная работа предполагает различные виды деятельности, следовательно, повышается двигательная активность учащихся, образовательный процесс перестаёт быть постоянным «сидением за партами».

Содержание программы

Тема 1. Введение.

Что такое краеведение. Зачем нужно знать историю своего края. Исследовательская деятельность, её цели и задачи. Примерные темы творческих работ. Основные требования к творческой работе.

Тема 2. Древняя земля Мензелинская.

Мензелинский край: его освоение и заселение. Памятники археологии.

Путешествие в седую старину. Когда, как и кем был заложен острог. Полджение крестьян. Шляхтичи становятся земледельцами.

Тема 3. Географическое положение и хозяйственная деятельность.

В стороне от железной дороги и водных путей. Земля и землевладения. Садоводство. Развитие товарно- денежных отношений. Базары и ярмарки.

Тема 4. Учебные заведения города в ХIХ. Мензелинское женское училище. Сельскохозяйственная школа. Приходские школы. Медресе и мектебе.

Тема 5. История школы.

Женское училище (открытие 15 августа 1860 г.), женская прогимназия и гимназия.

Тема 6. Мечети и церкви.

Строительство мечетей. Православные храмы и монастыри.

Тема 7. Грозовые годы.

Установление Советской власти в уезде. «Черный орел и земледелец»

Тема 8. Мензелинцы в годы Великой Отечественной войны.

Герои Советского Союза. Письма с фронта. Тыл.

Тема 9. Воины- интернационалисты и участники военных конфликтов.

Афганистан. Чечня.

Тема 10. Мензелинский краеведческий музей.

Тема 11. Улицы Мензелинска.

Названия улиц: в прошлом и настоящем. Экскурсия.

Тема 12. Родная сторонка. Памятники архитектуры.

Тема 13. Повторение. Игра «Знай историю своего края».

Тема 14. Предприятия и организации города. Учебные заведения.

Тема 15. Эколого - краеведческая экскурсия по окрестностям г. Мензелинска.

Маршрут экскурсии: школа, улица Ленина, Парк Победы, школа.

Тема 16. Знаменитые земляки. Гордость школы.

Тема 17. Итоговое повторение.

Повторение и закрепление полученных знаний по курсу «Странички истории Земли Мензелинской».

Тема 18. Итоговое занятие. Практические занятия:Экскурсия очная и заочная. Работа над сочинением.Работа с картой и архивом.

Тема 19. Родное село.Родительский дом.Родная школа. Знаменитые выпускники школы.Образование школы. Как выглядела школа раньше. Кузембетьевская школа-одна из самых лучших школ района. Учителя и ученики- гордость школы. Где я могу узнать историю своей школы- сайт школы. О чем рассказывают школьные стенды.Встреча с учениками старших классов.

Мои родители учились в этой школе. Какой была школа много лет назад.Традиции школы.Учебники и тетради моих родителей, их школьные увлечения. Фотографии многое расскажут. Почему мои родители гордятся школой.

Предприятия. Библиотеки. Музеи.

Пактические занятия:Твое село прошлого(зарисовка), игра-праздник,посвященная родному селу. Защита проектов. Презентации. Экскурсии в библиотеку и в музей.

Люди нашего села. Профессии родителей.Знаменитые жители Кузембетьева. Герои- земляки.Практическое занятие: Конкурс сочинений и презентации « Мя семья», « Кем я стану». Экскурсии в ОАО «Кузембетьевский РМЗ» ;Презентация творческих работ учащихся.











































Тематическое планированиеТема занятия

Предлагаемые формы и методы организации деятельности

Всего часов

Количество часов

Теоретические учебные занятия

Практические учебные занятия

1

Введение.

Беседа

1

1

-


Мензелинский край


97



2

Древняя земля Мензелинская.

Работа с картой.

10

8

2

3

Мензелинск - уездный город.

Работа с картой. Работа с историческим источником «Из указа Екатерины Великой». Географическое положение и хозяйственная деятельность

4

2

2

4

Учебные заведения города в ХIХ.


Работа с архивным материалом.

3

2

1

5

История школ.

Работа с архивным материалом. Проект.

6

4

2

6

Мечети и церкви.

Работа с иллюстративным материалом

6

4

2

7

Грозовые годы.


Работа с историческими источниками.

5

3

2

8

Мензелинцы в годы Великой Отечественной войны.

Мультимедийная презентация

6

4

2

9

Воины- интернационалисты и участники военных конфликтов.


Мультимедийная презентация

5

3

2

10

Краеведческий музей

экскурсия

3

1

2

11

Улицы Мензелинска

экскурсия

8

5

3

12

Родная сторонка.


Мультимедийная презентация

5

3

2

13

. Повторение. Игра «Знай историю своего края».


Командная игра по истории города Маршрут экскурсии: школа, улица Ленина, Парк Победы, озеро, школа.


6

4

2

14

Предприятия и организации города.

Учебные заведения.

Мультимедийная презентация

8

5

3

15

Эколого - краеведческая экскурсия по окрестностям г. Мензелинска.


Заочная экскурсия

8

5

3

16

Знаменитые земляки. Гордость школы

Составление альбома.

8

5

3

17

Итоговое повторение.


Повторение.

3

2

1

18

Итоговое занятие.

Презентация творческих работ учащихся

3

1

2


Родное село


19



19

Мое село

Экскурсия по районному центру.Основные достопримечательности.

3

1

2

20

Имена наших улиц. Принципы наименования улиц.

Составление плана села.

3

2

1

21

«Страницы старого альбома».Урок в музее.

Викторина «Где это улица, где этот дом?»

2

1

1

22

Рассказы о героях нашего края и села.

Мультимедийная презентация.

2

1

1

23

«В годы войны». Рассказ о военных действиях на территории района. Памятники посвященные событиям военной поры и ее героям. Книга памяти(о погибших земляках).ветераны войны.

Посещение школьного краеведческого музея.

6

4

2

24

Операция «Забота».

Шефская работа престарелым землякам.

3

-

3


Люди нашего села

27



25

Знаменитые личности моего села.

Работа с историческими источниками.

10

8

2

26

«Родительский дом».

Рассказы детей о своем доме.Работа над сочинением.

5

3

2

27

«Родная школа»

Рассказ о истории образования школы, опервых учителях.

5

3

2

28

Работы наших родителей

Краткий обзор промышленных и сельскохозяйственных предприятий района.

4

3

1

29

«Кузембетьевский РМЗ» и выпускаемая им знаменитые сельхозмашины(ПСМ)

Экскурсия ОАО

2

1

1

30

Итоговое занятие

Презентации творческих работ учащихся.

1

-

1


итого

144

89

55





Предлагаемые формы творческих работ учащихся.

1. Проект «Биография моего предка».

2. Проект «Выставка семейных реликвий».

3. Проект «Моё генеалогическое древо».

5. Фотовыставка «Мензелинск - моя малая родина».

6. Фотовыставка «Мензелинск - моя малая родина».

7. Фотовыставка «Знаменитые земляки».

9. Фотовыставка «Моя семья».

10. Стенгазета «Моя малая родина».

11. Путеводитель по городу

12. Групповой проект «Моя школа- одно из старейших учебных заведений Татарстана».

13. Рекламный буклет «Моя школа».









Использованная литература и источники при подготовке к занятиям.

1.Алишев С.Х. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании - К., 1973.

  1. Археологические памятники Восточного Закамья - К., 1989.

3.П.Ермаков В.В. Крестьянство Восточного Закамья - Наб. Челны, 2000.

4.3латоверховников И.И. Уфимская епархия - Уфа, 1899.

5.Имамов В. Татары в Пугачевском восстании - Наб. Челны, 1994.

6.Крестьянство и крестьянское движение в Башкирии в XVII - начале XX вв. -Уфа, 1981.

7.Отчеты по Мензелинской низшей сельскохозяйственной школе первого разряда и хозяйству при ней за 1908 год - Уфа, 1910.

8. Отчеты по Мензелинской низшей сельскохозяйственной школе первого разряда и хозяйству при ней за 1911 год - Уфа, 1912.

9.0черки по истории Башкирской АССР: Т.1. - Уфа, 1959.

10.Памятная книжка Уфимской губернии на 1889 год. - Уфа, 1889.

11.Список учебных заведений Уфимской губернии за 1912-1913 учебный год -Уфа, 1913.

12.Татарская энциклопедия: Т.1. - К., 2002.

13.Уфимский календарь на 1876 год - Уфа.

14.Ахметзянов М.И. Исторические источники // Мензеля. - 1993. - 5 янв.

15.ЦГИА Республики Башкортостан Национальный архив Республики Татарстан.

16. Мензелинский край: история и современность/ Сост.: Ю.Ю. Юнусов, М.Н. Сафиуллин. -М.: 2006.

Методичекое обеспечение.

При проведении некоторых занятий можно привлечь учителей географии,истории, физкультуры, а также школьного врача.

Некоторые занятия проводятся ф форме докладов, мультимедийных презентаций, выполненных учащимися самостоятельно.

Главное, чтобы на занятих воспитывалось доброе отношение ко всему живому, развивался интерес к прошлому и настоящему своего города, края, страны. Необходимо сформировать у учащихся навыки исследовательской работы.

При прохождении многих тем можно использовать игровую и соревновательную формы, позволяющие детям проявить свои знания и умения, но также необходимо учить работать детей в команде, работать дружно и быстро.

Вопросам техники безопасности уделяется значительная часть времени и рассматриваются эти вопросы во всех разделах программы. Беседы, тесты по технике безопасности должны проводиться перед куждым выходом, во время практичеких занятий.

ИНСТРУКЦИЯ

по правилам безопасности для учащихся в помещении музея

I. Общие требования безопасности

1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся занимающихся в музее.

2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок , входить и выходить из музея.

3. Не загромождать проходы сумками и портфелями.

4. Не включать электроосвещение и средства ТСО.

5. Не открывать форточки и окна.

6. Не передвигать столы и стулья.

7. Не трогать руками электрические розетки и экспонаты

8. Травмоопасность в кабинете :

- при включении электроосвещения

- при включении приборов ТСО

9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы , чтобы не отвлекаться

и не травмировать своих товарищей.

10.Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

II. Требования безопасности перед началом занятий

1. Не открывать самостоятельно ключом дверь музея.

2. Входить в музей спокойно, не торопясь, в сопровождении учителя.

3. Приготовить учебные принадлежности для записей.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения и указания учителя, экскурсовода.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время посещения музея.

3. Не включать самостоятельно приборы ТСО.

4. Не переносить оборудование и ТСО .

5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.

6. Поддерживать чистоту и порядок в помещении музея.

7. Не перекладывать на другое место альбомы, книги и др.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть помещение по указанию

учителя в организованном порядке, без паники.

2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.

3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Не покидайте помещение без разрешения учителя.

2. Все взятые для работы экспонаты, альбомы и пр. положите на место.

3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.

4. Выходите из музея спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.



© 2010-2022