- Преподавателю
- История
- Конспект урока Смутное время
Конспект урока Смутное время
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Агуреева И.С. |
Дата | 23.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Смутное время. (§14-15,16 стр. 10-29)
Открытый урок в 7 В классе. Тип урока «комбинированный»Охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты. Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
Предметные
Метапредметные
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения
Знакомство с политикой
Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. описания положения жизни народа в период Смуты.
Задачи:
Воспитывающая
Развивающая
Обучающая
- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
- формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям, чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.
- формировать понимание у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени
- развивать у учащихся умение работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний
- формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника.
- развивать у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.
- углубленное знакомство с отдельными событиями и итогами Смутного времени.
- формирование понимания роли Смуты, а так же выявления ряда причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия
- определись каковы были последствия Смутного времени.
Основные понятия изучаемые на уроке: урочные лета, заповедные годы, патриарх, самозванчество, смутное время, гражданская война, тушинский вор, крестоцеловальная запись, "Семибоярщина", интервенция, первое ополчение, второе ополчение
Важнейшие даты: 1533 1584 гг. - княжение и царствование Ивана IV Грозного, 1592-1593- указы от отмене Юрьева дня, 1598г. - установление патриаршества на Руси, 1584 - 1589 гг. - царствование Федора Ивановича, 1598 - 1605 гг. - правление Б. Годунова, 1601 - 1603 гг. - голод и неурожай на Руси, 1603 -1604 гг. - восстание казаков под руководством Хлопка Косолапа, 1605-1613гг. - смутное время, 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I, 1606 - 1610 гг. - царствование В. Шуйского, 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова, 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси, 1609 г. - начало интервенции, 1611 г. - первое ополчение, 1612 г. - второе ополчение, освобождение Москвы, 1613 г. - Земский собор, избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.», электронное приложение prosv.ru к учебнику «История. Россия 7класс» Часть II. под. Ред. А.В. Торкунова, Москва «Просвещение» 2016г., схема «Сословия России. Рабочая тетрадь А.А. Данилов §14-15, 16 стр. 58-65
Организационная структура урока
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: заинтересовать учащихся.
Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда».
Задание:
Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Смутное время XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы:
а) экономические трудности начала XVII века;
б) появление самозванства;
в) первое ополчение;
г) второе ополчение;
д) воцарение династии Романовых.
Дети: Мы будем изучать причины того как Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. (движение И.Болотникова, интервенция и т.д.).
Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Смутное время XVII века». Мы будем говорить о изменениях в социальных, экономических и политических изменениях в России.
Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет - О чем говорится в задании? (б интервенции). Исторические события (смута привела к разорению страны, но показала силу русского народа). Именно их мы и будем сегодня изучать.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы.
Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя.
- развитие навыка выполнения простейших заданий..
- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.
- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.
Этап 2. Актуализация знаний.
Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока.
Форма работы: фронтальный опрос
- Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?
- Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?
- Результаты политики Опричнины?
Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.
Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о причинах смуты в России XVII века, об их роли в развитии России)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.
Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.
- формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием.
- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.
Этап 3. Открытие новых знаний
Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.
Форма работы: в группах
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю всем работать по составленному плану. Класс делится на группы.
Каждая пара представляет свою проблему (рассказывает о правлении Ивана Грозного, правление Бориса Годунова, правление Лжедмтррия I, движение под предводительством И. Болотникова, борьба с Лжедмтрием II и тд.) Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы XVII.
-
группа: Причины смутного времени.
-
группа: Правление Бориса Годунова
-
группа: Правление Лжедмитрия I
-
группа:Движение под предводительством И. Болотникова
-
группа: Борба с Лжедмтрием II. Действия В. Шуйского
-
группа: Открытая интервенция. Семибоярщина.
-
группа: Первое и второе ополчения.
-
группа: Воцарение династии Романовых
Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат.
Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.
Пожалуй, теперь информации о периоде смуты XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Россия после Смуты)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы периода Смутного времени Возвращает к первоначальному вопросу.
Изучают информацию о причинах смуты, выполняют работу в тетради тренажере. Составляют схему ответа на вопросы. Слушают учителя.
- формирование навыка расширенного поиска информации.
- формирование навыка изучающего и поискового чтения.
- формирование умения выделять главное и второстепенное
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
- формирование позитивной моральной самооценки.
Этап 4. Первичное закрепление изученного.
Цель: закрепление полученных знаний.
Форма работы: индивидуальная
Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Смутное время на саму историю.
- Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время? (Кузьма Минин, Дмирий Пожарский, М.В. Скопин-Шуйский, прокопий Ляпунов, патриарх Гермоген)
- Почему данный период русской истории получил название "Смута"? (кризис государственной власти, который сопровождался народными выступлениями и частыми сменами правителей)
- Назовите основные причины смутного времени? (последствия разорения страны в период опричнины и Ливонской войны, кризис династии, претензии Польши на русский престол, голод 1601-1603 гг. и т.д.)
- Назовите условия, предшествующие появлению самозванцев в начале XVII века (упадок хозяйства, крестьянские выступления, противоречия внутри господствующего класса, избрание на царство Бориса Годунова и тд.)
А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема в тетраде-тренажере)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Дает задания, координирует работу.
Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему.
- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.
- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.
- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение.
Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.
Форма работы: индивидуальная
- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)
- Как именно? (Смутное время характерно для любого исторического периода. Смуту порождают те, кто стоят у власти, боятся потерять свои привилегии, и всеми силами стараются их удержать и преумножить. Это возможно только путем усиления эксплуатации части населения занятой в сфере производства)
- Как вы думаете, как повлияло Смутное время в дальнейшее развитие Руси? (Россия вышла из смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Задает вопросы
Включает полученные знания в единую систему знаний
- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.
Форма работы: индивидуальная
«Дерево успеха»
Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
Ребята на доске изображен дерево успеха, у вас на парте лежат листочки разного цвета.
Сейчас каждый из вас должен взять одну листочек изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана - все удалось, удовлетворен уроком, средняя - что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя - ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите лстик нужного цвета на наше дерево успеха.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат
Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке.
- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.
- формирование позитивной моральной самооценки
Этап 7. Домашнее задание
Цель: закрепление и углубление знаний по теме.
Форма работы: индивидуальная (слад 15)
Базовое:
Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §14-15,16 стр.10-29 Р.т. §14-15,16 стр. 58-66
Углубленное:
Подробно изучить и подготовить проект: «Смутное время».
Творческое:
Составить кроссворд по теме: «Последствия Смуты»
Подготовить презентацию на тему: «Период Смуты в истории Руси».
- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.
- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.
- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.
- формирование творческого подхода в решении поставленных задач.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Объясняет домашнее задание
Слушают учителя, задают уточняющие вопросы
- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.
-формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.