Конспект урока Смутное время

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Смутное время. (§14-15,16 стр. 10-29)

Открытый урок в 7 В классе. Тип урока «комбинированный»Охарактеризовать состояние России после смерти Ивана Грозного и политику Бориса Годунова, определить причины Смуты. Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные

Предметные

Метапредметные

Развитие интереса к изучению ранее незнакомых фактов из жизни представителей разных сословий XVII века., проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения

Знакомство с политикой

Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, картой и схемами. описания положения жизни народа в период Смуты.

Задачи:

Воспитывающая

Развивающая

Обучающая

- формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.

- формирование эстетического восприятия, уважения и трепетного отношения к традиционным ценностям, чувства патриотизма, уважения к истории своего государства.

- формировать понимание у учащихся роли личности в исторических событиях разного времени

- развивать у учащихся умение работать с историческими источниками (документами), с картой, учебником для более точного обобщения и анализа полученных знаний

- формировать навыки работы с предметными материалами, иллюстрациями и текстом учебника.

- развивать у учащихся умению самостоятельно или в группе анализировать исторические источники, давать развернутый ответ на поставленный вопрос.

- углубленное знакомство с отдельными событиями и итогами Смутного времени.

- формирование понимания роли Смуты, а так же выявления ряда причин способствующих наступлению Смутного времени на Руси изменений происходящих в повседневной жизни людей в течение одного столетия

- определись каковы были последствия Смутного времени.

Основные понятия изучаемые на уроке: урочные лета, заповедные годы, патриарх, самозванчество, смутное время, гражданская война, тушинский вор, крестоцеловальная запись, "Семибоярщина", интервенция, первое ополчение, второе ополчение

Важнейшие даты: 1533 1584 гг. - княжение и царствование Ивана IV Грозного, 1592-1593- указы от отмене Юрьева дня, 1598г. - установление патриаршества на Руси, 1584 - 1589 гг. - царствование Федора Ивановича, 1598 - 1605 гг. - правление Б. Годунова, 1601 - 1603 гг. - голод и неурожай на Руси, 1603 -1604 гг. - восстание казаков под руководством Хлопка Косолапа, 1605-1613гг. - смутное время, 1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I, 1606 - 1610 гг. - царствование В. Шуйского, 1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова, 1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси, 1609 г. - начало интервенции, 1611 г. - первое ополчение, 1612 г. - второе ополчение, освобождение Москвы, 1613 г. - Земский собор, избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.

Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедиа (компьютер, проектор), карта «Смутное время в России начала XVII в.», электронное приложение prosv.ru к учебнику «История. Россия 7класс» Часть II. под. Ред. А.В. Торкунова, Москва «Просвещение» 2016г., схема «Сословия России. Рабочая тетрадь А.А. Данилов §14-15, 16 стр. 58-65

Организационная структура урока

Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: заинтересовать учащихся.

Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)

Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок истории мы начнем с просмотра «Иллюстративного ряда».

Задание:

Ребята вы должны систематизировать исторический материал в таблице в рабочей тетради «Смутное время XVII века», для выполнения этого задания вам необходимо внимательно работать с текстом учебника, отвечая на следующие вопросы:

а) экономические трудности начала XVII века;

б) появление самозванства;

в) первое ополчение;

г) второе ополчение;

д) воцарение династии Романовых.

Дети: Мы будем изучать причины того как Россия в XVII веке оказалась на грани грандиозного социального взрыва. (движение И.Болотникова, интервенция и т.д.).

Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока «Смутное время XVII века». Мы будем говорить о изменениях в социальных, экономических и политических изменениях в России.

Если данный вопрос вызывает затруднение, учитель уточняет - О чем говорится в задании? (б интервенции). Исторические события (смута привела к разорению страны, но показала силу русского народа). Именно их мы и будем сегодня изучать.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задание для выполнения. При помощи вопросов подводит к формулировке темы.

Выполняют задания самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя.

- развитие навыка выполнения простейших заданий..

- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.

- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.

Этап 2. Актуализация знаний.

Цель: актуализация имеющихся знаний по теме, выявление мест и причин затруднения. Формулировка цели урока.

Форма работы: фронтальный опрос

- Основные направления внешней и внутренней политики Ивана Грозного?

- Когда и по каким причинам прекратила существовать династия Рюриковичей?

- Результаты политики Опричнины?

Обобщение: Таким образом, к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

Что бы разобраться с этими вопросами наверняка, нам необходимо проделать большую работу. Ребята, какую цель нам необходимо поставить перед собой, для того чтобы разобраться в этих вопросах? (узнать о причинах смуты в России XVII века, об их роли в развитии России)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопрос. Фиксирует все высказывания детей о сословиях России (любое из них, даже не верное будет важным для дальнейшей работы). При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.

Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.

- формирование рефлексивных умений определения границы между знанием и незнанием.

- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.

Этап 3. Открытие новых знаний

Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.

Форма работы: в группах

Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, предлагаю всем работать по составленному плану. Класс делится на группы.

Каждая пара представляет свою проблему (рассказывает о правлении Ивана Грозного, правление Бориса Годунова, правление Лжедмтррия I, движение под предводительством И. Болотникова, борьба с Лжедмтрием II и тд.) Давайте попытаемся словесно нарисовать художественные образы XVII.

  1. группа: Причины смутного времени.

  2. группа: Правление Бориса Годунова

  3. группа: Правление Лжедмитрия I

  4. группа:Движение под предводительством И. Болотникова

  5. группа: Борба с Лжедмтрием II. Действия В. Шуйского

  6. группа: Открытая интервенция. Семибоярщина.

  7. группа: Первое и второе ополчения.

  8. группа: Воцарение династии Романовых

Перед тем как приступить изучите критерии оценки, согласно которой будет оцениваться ваш результат.

Каждая пара представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. В случае затруднения группа имеет право обратиться к учителю. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.

Пожалуй, теперь информации о периоде смуты XVII века достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. (Россия после Смуты)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные таблицы и обращает внимание на неизученные вопросы периода Смутного времени Возвращает к первоначальному вопросу.

Изучают информацию о причинах смуты, выполняют работу в тетради тренажере. Составляют схему ответа на вопросы. Слушают учителя.

- формирование навыка расширенного поиска информации.

- формирование навыка изучающего и поискового чтения.

- формирование умения выделять главное и второстепенное

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.

- формирование позитивной моральной самооценки.

Этап 4. Первичное закрепление изученного.

Цель: закрепление полученных знаний.

Форма работы: индивидуальная

Ребята давайте, немного подумаем и предположим основываясь на выполненных нами заданиях, какое влияние оказало Смутное время на саму историю.

- Назовите исторические личности, характеризующие Смутное время? (Кузьма Минин, Дмирий Пожарский, М.В. Скопин-Шуйский, прокопий Ляпунов, патриарх Гермоген)

- Почему данный период русской истории получил название "Смута"? (кризис государственной власти, который сопровождался народными выступлениями и частыми сменами правителей)

- Назовите основные причины смутного времени? (последствия разорения страны в период опричнины и Ливонской войны, кризис династии, претензии Польши на русский престол, голод 1601-1603 гг. и т.д.)

- Назовите условия, предшествующие появлению самозванцев в начале XVII века (упадок хозяйства, крестьянские выступления, противоречия внутри господствующего класса, избрание на царство Бориса Годунова и тд.)

А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема в тетраде-тренажере)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дает задания, координирует работу.

Моделирует ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняет электронную схему.

- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.

- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.

- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

Этап 5. Включение в систему знаний, повторение.

Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.

Форма работы: индивидуальная

- Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да)

- Как именно? (Смутное время характерно для любого исторического периода. Смуту порождают те, кто стоят у власти, боятся потерять свои привилегии, и всеми силами стараются их удержать и преумножить. Это возможно только путем усиления эксплуатации части населения занятой в сфере производства)

- Как вы думаете, как повлияло Смутное время в дальнейшее развитие Руси? (Россия вышла из смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Задает вопросы

Включает полученные знания в единую систему знаний

- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.

- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Этап 6. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка собственной деятельности на уроке.

Форма работы: индивидуальная

«Дерево успеха»

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый - все сделал правильно, желтый - встретились трудности, красный - много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.

Ребята на доске изображен дерево успеха, у вас на парте лежат листочки разного цвета.

Сейчас каждый из вас должен взять одну листочек изображающим нужную эмоцию, которая осталась у вас при окончании урока. После этого подумайте, насколько данный урок был интересен для вас, было ли все понятно, или какая-то информация осталась не понятой. Сопоставив все факты, найдите на нотном стане место для своей нотки (верхняя линия стана - все удалось, удовлетворен уроком, средняя - что-то было непонятно, частично удовлетворен уроком, нижняя - ничего не понятно, не удовлетворен уроком) и поместите лстик нужного цвета на наше дерево успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат

Размещаю нотки на лесенке, в зависимости от полученных эмоций на уроке.

- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.

- формирование позитивной моральной самооценки

Этап 7. Домашнее задание

Цель: закрепление и углубление знаний по теме.

Форма работы: индивидуальная (слад 15)

Базовое:

Повторить изученный на уроке материал, прочитать документ, ответить на вопросы после параграфа §14-15,16 стр.10-29 Р.т. §14-15,16 стр. 58-66

Углубленное:

Подробно изучить и подготовить проект: «Смутное время».

Творческое:

Составить кроссворд по теме: «Последствия Смуты»

Подготовить презентацию на тему: «Период Смуты в истории Руси».

- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.

- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.

- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.

- формирование творческого подхода в решении поставленных задач.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Объясняет домашнее задание

Слушают учителя, задают уточняющие вопросы

- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.

-формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.



© 2010-2022