Разработка урока по истории на тему: Государственные реформы Петра I (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории в 7 классе.

Тема урока: Государственные реформы Петра I

Цели урока: _ Раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I

Задачи урока:

Образовательная: Определить цель и итоги реформирования государственного управления.

Развивающая: Раскрытие умений и навыков аналитического мышления, сравнения с другой эпохой

Воспитательная: развитие чувства патриотизма и толерантности.

Тип урока: комбинированный.1. Самоопре-

деление

к деятельности (1-2 минуты)

Здравствуйте ребята. На прошлом уроке мы рассматривали тему «Северная война», давайте проверим, как вы усвоили данную тему.

самоопределение, коммуникативные

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 минут)

Выявление уровня знаний:

- индивидуальный контроль в виде тестирование по «Северной войне» (приложение 1) и самопроверка учащимися

Выполнение теста и самопроверка по заданным учителем критериям

Логические - анализ объектов с целью выявления признаков, осознание того, что усвоено

3. Постановка учебной задачи

(2-3 минуты)

Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации

Вступительное слово учителя. Зачитывает строки о Петре I

"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля"
А.С.Пушкин

О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? ( О Петре 1 и его реформах, преобразованиях)

Учитель: Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего урока?

Запись темы на доске: «Государственные реформы ПетраI»слайд 1.

Формулирование целей и задач урока

Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований - так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого. Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.

Ученики предлагают варианты ответа

формулируют тему урока

Ученики записывают тему в тетрадь

Формулирование целей и задач урока учениками

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, целеполагание, формулирование познавательной цели, коммуникативные

4.Построение проекта выхода из затруднения (18 минут)

1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации

Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы - слайд 2 )

Сформулируйте причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).

2. Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 2-3 человека

Группа 1. Сенат (приложение 2) слайд 3-4

- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.

1) С какой целью учреждён Сенат? Каковы его функции

2) Как решались дела в Сенате?

3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?

Построение схемы слайд 5

Группа 2. Коллегии (приложение 3) слайд 7-8

Вопросы:

- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.

  1. Кто автор этого указа?

  2. Назовите дату учреждения коллегий в России?

  3. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?

  4. Кто входил в состав коллегий?

  5. Назовите созданные коллегии

Построение схемы слайд 9

Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 4,5) слайд 10-11

- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?

-С какой целью был издан Табели о рангах?

- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?

-Какое обеспечение получали остальные дети?

- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?

Группа 4. Церковная реформа слайд 12

Поработайте с учебником на с. 118-119 и ответьте на вопросы:

1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами?

2) Кто входил в неё?

3) Какова роль императора в этой коллегии?

4) Кто руководил Синодом?

5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?

Построение схемы слайд 13

Группа 5.

Административная реформа(приложение 6) слайд 14-15

-Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.117) и на их основе постройте схему местного управления

Построение схемы государственного устройства при Петре I .Слайд 16

Каковы итоги реформ Петра I? Слайд 18

Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале урока

опираясь на схему ученики формулируют ответ

ученики предлагают варианты ответов

чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы

чтение

учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы

чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос

Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы

Работа с картами, учебником. Построение схемы

запись схемы в тетрадь

формулирование вариантов ответа учениками

Умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логическую цепь, умение работать с исторической картой и схемой

5. Первичное закрепление (3 минуты)

Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия. Слайд 18

Вставьте пропущенные термины:

1. Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12 _____ (коллегий), каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления

2. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ________(губерний)

3. В 1721 году было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан ________(Святейший правительствующий Синод)

предложение вариантов ответа учащимися

Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по (10 минут)

Учитель организует деятельность по применению новых знаний

Задание: заполните таблицу.Слайд 19

Таблица заполняется учениками на интерактивной доске

Ученик самостоятельно заполняет таблицу и проверяет правильность заполнения

Контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что подлежит усвоению

7. Рефлексия (3-4 минуты)

Учитель организует рефлексию:

-Вы узнали новое на уроке?

- Тема, которую мы разобрали на уроке, тебе понятна?

- Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению.

Ученик поднимает зеленую (все понял) или красную (ничего не понял) карточки

Ученик поднимает смайлик соответствующий его настроению

Умение выражать свои мысли, рефлексия

Домашнее задание § 15, вопросы. Слайд 20 (1 минута)

Методы: частично-поисковый, работа в группе

Оборудование: учебник Д.Д.Данилова, Н.С.Павловой"Российская история нового времени», иллюстрации, настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, презентация «Реформы Петра I»

Технологическая карта урока.

Приложение 1.

Тест по теме «Северная война».

1. Основание Санкт-Петербурга относится:

а) к 1709 г.; б) к 1714 г.; в) к 1703 г.; г) к 1721 г.

2. Битва близ деревни Лесной произошла:

а) в 1706 г.; б) в 1705 г.; в) в 1703 г.; г) в 1712 г.; д) в 1708

3. В результате Прутского похода

а) Россия утвердилась на Азовском море

б.) Россия потерпела поражение от турецко-крымской армии

в.) крепость Азов перешла к России

г.) ускорилось завершение Северной войны

4. Расположите события Северной войны в хронологической последовательности:

а.) Ништадтский мир б). битва у острова Гренгам в) взятие крепости Шлиссельбург г) Полтавская битва.

5. К чему привела победа России в Северной войне?

а) к выходу к берегам северного моря

б) к укреплению международного авторитета России

в)к господству на Черном море

г) к потере Швецией независимости.

6.Северная война 1700-1721 гг. завершилась подписанием:

а) Полянского перемирия; в) Вечного мира;

б) Столбовского мира; г) Ништадского мира.

7. Россия стала империей:

а) в 1654 г. после воссоединения Украины и России;

б) в 1613 г., когда Земский собор выбрал на российский трон Михаила Романова;

в) после успешной Полтавской баталии в Северной войне;

г) после заключения Ништадтского мира 1721 г., когда Петр I был провозглашен императором.

Приложение 2

…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению - управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его - министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли - вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.

(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)

Приложение 3

Генеральный регламент, 1720г.

Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур - коллегии.

И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.

(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)

Приложение 4

Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.

  1. Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.

  2. Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <…>

Приложение 5

Табель о рангах, 1722 г.
















© 2010-2022