КТП по истории древнего мира

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС 2016-2017 уч.г.

(ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 68 ч включая пропедевтику)

№ урока


Название раздела, темы, урока

количеств

Часов


Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УДД)

Личностные



Метапредметные


Предметные


1,2

Введение. Что изучает история.

Источники знаний о прошлом. Архивы, музеи, библиотеки.

2



Раскрывать значение терминов история, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Формирование познавательного интереса к изучению истории. Понимание значимости опыта предшествующих поколений для современного человека.

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Первичные представления об исторической науке.

Умение работать

с исторической картой (памятка).

слушать и слы­шать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию.

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

3,4

Измерение времени. Счёт лет в истории. Лента времени.

2



Осмысление различия понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. Определение исторического времени по ленте времени.

Решение исторических задач и проблемных ситуации на счет времени.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Определять новый уровень отношения к самому себе, как субъекту деятельности.

Осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Объяснять, как ведется счет лет до н.э и н.э. Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счет времени. Развивать навыки счета в истории в разные эпохи.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей.7

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники.3

5,6

Историческая карта. Легенда карты, контурная карта, план.

Древнейшие люди.

2



Определение понятий: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Заполнение сравнительной таблицы «Первобытный и современный человек».

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира.

Точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии. Формировать готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблем.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Правильно употреблять и объяснять исторические термины. Сравнивать первобытного и современного человека.



7

Археология - помощница историков.


1



Определение понятий: археология





Владеть монологической речью.

Давать определения.

8

Родовые общины охотников и собирателей.

1



Исследовать на исторической карте географию расселения первобытных людей. Называть новые способы охоты. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества.

Формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата.

Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях. Решать творческие задачи.

Выделять признаки родовой и соседской общины. Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя.

Характеризовать новые достижения древнего человека..

9

Возникновение искусства и религиозных верований.

1


Рассказывать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Рассмотреть разные версии о загадках древних художников.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира. Понимать свою самобытность и ценить культурное наследие разных религий.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к мобилизации сил, энергии, к волевому усилию

Работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план и обосновывать выводы).

Характеризовать первобытные верования и способы их выражения. Работать с несколькими историческими источниками.

Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. 3

10

Возникновение земледелия и скотоводства.

1


Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.

Схематически изобразить управление родовой общиной и племенем.

Формирование уважительного отношения к труду

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную. Определять последовательность промежуточных целей с учетом конкретного результата.

Объяснять сложные исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать
изменения

в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия
появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Выявлять и сравнивать признаки родовой и соседской общины.


11

Появление неравенства и знати.


1


Исследовать причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. Сравнение родовой и соседской общины: составление сравнительной таблицы.


Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициатива).

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Выполнять творческие задания, не имеющие однозначного решения. Сравнивать, сопоставлять, классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным знаниям.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Выявить и сравнить признаки родовой и соседской общин. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

Тема 3. Счет лет в истории.1

Раздел 2. Древний Восток.20

Тема 1. Древний Египет.8

12

Государство на берегах Нила.

1


Изучение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение влияния природно-климатических условий на жизнь и деятельность человека.

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осуществлять понимание взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего в развитии мировой истории

слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Искать и выделять необходимую информацию.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

13

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1


Работа с текстом учебника и дополнительной литературы: поиск и группировка по признакам необходимой информации. Составление схемы: «Основные категории населения Древнего Египта».


Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выслушивать мнения членов команды, работая над проектом.

Прогнозировать результат и уровень усвоения материала. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов. Находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках.

Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы.

15

Жизнь египетского вельможи.

1


Выделить основные категории населения, их положение. Определить понятия: фараон, жрец, пирамида, папирус.

Формирование отношения к мировым цивилизациям. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Выслушивать мнения членов команды, работая над проектом.

Прогнозировать результат и уровень усвоения материала. Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Формировать основы смыслового чтения учебных и познавательных текстов. Находить информацию по данной теме в тексте учебника, дополнительных источниках.

Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

16

Военные походы фараонов.

1


Определить причины, цели, направления военных походов, даты самых крупных военных походов, итоги военных походов, указать их по легенде карты.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Точно и грамотно выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Готовить тематические сообщения и проекты.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Иметь представление о внешнем облике и вооружении египетских воинов.

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.


17

Религия древних египтян.

1


Определение понятий храмы, статуи богов, жрецы, основных богов, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

Разработка сюжетов для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


Точно и грамотно выражать свои мысли. Отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Готовить тематические сообщения и проекты.

Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в Древнем Египте.

18

Искусство Древнего Египта.

1


Работать с информацией из разных исторических источников о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Рассказать о внутреннем устройстве пирамиды по иллюстрации.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.

Владеть навыками монологической и диалогической речи. Точно и грамотно выражать свои мысли.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Готовить тематические сообщения и проекты, использую дополнительные источники информации.

Описывать предметы материальной культуры и произведений древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественной и исторической ценности.

Знать, что считают в Египте чудом света, дату создания пирамиды Хеопса, назначение гробниц.

19

Письменность и знания древних Египтян. Обобщение знаний по теме:«Древний Египет». проверочный тест.


1


Определение понятий иероглиф. Описание процесса изготовления папируса. Анализ достижений древних египтян в земледелии.

Сравнение образа жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Владеть навыками монологической и диалогической речи. Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Решать тестовые задания.


Характеризовать знания древних египтян

Из разных областей наук. Умение создавать аналогии, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных исторических задач.

Уметь работать с иллюстрациями, определять значение событий.

Тема 2. Западная Азия в древности.7

20

Древнее Двуречье.

1


Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды.

Описание образа жизни, основных занятий населения.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Владеть навыками как монологической и дилогической речи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставлять и сравнивать их. Представлять результат своей деятельности в различных формах.

Характеризовать влияние природно-климатических условий на жизнь и деятельность жителей государства.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить ее особенные признаки.

21

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1


Определение хронологических рамок правления Хаммурапи, определение понятия «закон». Анализ исторического документа: основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона, высказывать аргументированное суждение о значении его законов.

Знать хронологию правления Хаммурапи, определение понятия закон, основное содержание законов Хаммурапи, чьи интересы защищали данные законы.

Уметь работать с первоисточниками, определять значение данного документа.

22

Финикийские мореплаватели.

1


Рассказать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях ее жителей.

Составить путь, по которому плавали финикийские купцы.


Формирование понимания культурного многообразия мира.


Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Готовить краткие сообщения о достижениях финикийских ремесленников.



Характеризовать основные открытия и достижения финикийцев, определение понятия колония.

Подготовить короткое сообщение

о достижениях финикийских ремесленников. Использовать историческую карту: определять причины развитой торговли в городах Финикии.

23

Библейские сказания. Царство Давида и Соломона.

1


Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен. Объяснить, почему Библия - наиболее читаемая книга

с древности и

до наших дней. Установить, какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.

Изучить по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племён. Знакомство с библейскими сказаниями о героях.

Формирование понимания культурного многообразия мира. Формирование понимания культурного многообразия мира


Владеть навыками как монологической и дилогической речи. Уметь формулировать оценку поступка (Самсона, Давида.) Уметь обобщать информацию и делать вывод о том, каким представляли своего царя иудеи


Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Давать развернутый ответ и отзыв на него, работать с разными источниками информации, читать несложные карты с опорой на их легенду.

Объяснять значение принятия единобожия
древнееврейскими племенами.

Знать назначение Библии при изучении истории, составные части содержания Библии, определение понятия Библия.

Уметь определять значение первоисточника.

24

Ассирийская держава.

1


Определение понятий держава, условия возникновения данного типа государств, основные даты, связанные с историей Ассирийской державы. Выявление причин непобедимости ассирийского войска.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщение информации по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Перечислять достижения ассирийцев в изобразительном искусстве, металлурги, военном деле. Находить аргументы к крылатой фразе: «Рукописи не горят». Определять причины падения Ассирийской державы. Определить какую роль в жизни человека сыграло появление железа и изготовление изделий из данного металла.

25

Персидская держава «царя царей».

1


Определение основных дат истории создания Персидской державы.

Составление сравнительной таблицы «Три царства Западной Азии».


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на обобщения информации по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. Характеризовать известные памятники Ассирии, используя текстовые и наглядные источники.

Работать с исторической картой и дополнительными источниками по вопросу расширения территории державы. Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей (по заданному основанию). Рассказывать кратко легенды о персидских царях.

Тема 3. Индия и Китай в древности.5

26

Природа и люди Индии.

1


Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Индии, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия - Буддизм. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих индийскую историю и культуру.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать географическое положение Индии, основные занятия и образ жизни жителей, раскрыть содержание понятия - буддизм. Уметь работать с картой, определять влияние природно-климатический условий на жизнь и деятельность жителей государства.

27

Индийские касты.

1


Рассказать о жизни и обучении брахмана.

Сравнить основные положения брахманизма и буддизма.

Перечислить достижения древних индийцев в форме передачи «Записки путешественника».

Формирование понимания культурного многообразия мира, осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни.

слушать и слы­шать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Решать развивающие проблемные задачи. Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное. Анализировать мифы, описывать наиболее значимые события.

Рассказывать о жизни и обучении брахмана. Доказывать, что брахманы - хранители знаний. Сравнивать основные положения брахманизма и буддизма. Подготовить сообщение о жизни Будды. Перечислять достижения древних индийцев.

28

Чему учил китайский мудрец Конфуций.

1


Определение местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Описание географического положения Китая, основных занятий и образа жизни жителей, определение понятия - Конфуцианство. Обсуждение в группах ключевых понятий, характеризующих китайскую историю и культуру.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Определять и формулировать особенности китайской религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости. Соотносить этические нормы конфуцианства и христианства.

29


Первый властелин единого Китая.

Обобщение знаний по теме:«Древний Восток». Контрольный тест.

1


Описание отношений Китая с соседями. Выявление причин возведения Великой Китайской стены. Определение своеобразия древней китайской цивилизации.

Сравнение особенностей развития различных цивилизаций. Описание наиболее значимых достижений культуры цивилизаций Древнего Востока.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Оценивать свои учебные достижения, поведение.

Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель.

Составлять план последовательности действий. Формировать способность к волевому усилию при преодолении препятствий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать географическое положение Китая, условия возникновения единого государства, роль Великой китайской стены в жизни древних китайцев.

Уметь работать с картой, развивать умение определять причинно-следственные связи.

Знать основные понятия, даты по данной теме.

Показывать на карте самые известные города Древнего Востока и соотносить их местоположение с современной картой.

Раздел 3. Древняя Греция.21

Тема 1. Древнейшая Греция.5

30

Греки и критяне.

1


Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды. Определение местоположения Критского царства, Эгейского моря. Выделение отличительных признаки критской культуры. Выявление нравственного аспекта поведения главных героев мифа о Дедале и Икаре.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Применять таблицы, схемы, модели для получения информации. Анализировать мифы, выделять в их содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Называть отличительные признаки критской культуры. Способность применять исторические знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской цивилизациях.

31

Микены и Троя.

1


Выявить отличия между микенской и критской культурами.

Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. Сравнение достижений критской и микенской цивилизаций.

Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур (Микены и Троя).


слушать и слы­шать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять их сходства и различия. Готовить тематические сообщения и проекты.

Определять, какое событие произошло раньше других и насколько по сравнению с другими.


32

Поэма Гомера «Илиада».

1


Описание личности Гомера, основное содержание поэм. Определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека. Характеризовать образы основных героев «Илиады».

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать образы основных героев «Илиады».

33

Поэма Гомера «Одиссея».

1


Проследить по карте путь Одиссея домой, в Итаку. Выделить основные вехи пути Одиссея домой. Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея.


Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


Воспринимать текс учебника с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию необходимую для решения задачи.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея. Оценить поступки героев. Что нравится, что нет.


34

Религия древних греков.

1


Рассмотреть пантеон богов Древней Греции, по тексту учебника и его иллюстрациями описать связь богов с явлениями природы.

Познакомиться с мифами о Геракле.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Владеть общим приемом решения учебных задач. Находить в дополнительных источниках информацию по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве». Готовить тематические сообщения и проекты.

Знать определение понятия религия, причины возникновения религии и ее роль в жизни человека.

Объяснять связь между явлениями природы и греческими богами.

Давать нравственную оценку героическим поступкам Геракла. Сравнивать пантеон богов египтян и греков.

Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.7

35

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1


Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения. Определение признаков греческого полиса. Описание греческого демоса.


Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Находить на карте и устно комментировать положение Аттики, занятия ее населения. Характеризовать греческий демос, общество в целом. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским.

36

Зарождение демократии в Афинах.

1


Сформулировать определение понятий «реформа», «демократия», установить хронологию проведения реформ Солона, их значение.

Составление схемы «правление в полисе»


Формировать уважение прав и свобод человека.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Находить информацию в исторических источниках.

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении положения народа. Сравнивать законы Драконта и Солона.

37

Древняя Спарта.

1


Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни спартанцев.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Уметь определять положительные и отрицательные моменты в образе жизни спартанцев.

Составлять кодекс моральных норм для спартанского юноши.


38

Основание греческих колонии.

1


Определение понятия колония, значение колоний в жизни греческих полисов.

Описание внешнего вида грека.


Формирование отношения к мировым цивилизация, понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Объяснять причины греч колонизации, ее географию. Выделять общее, что связывало греч колонии. Сравнивать финикийскую и греческую территории колонизации. Комментировать наряд грека.

39

Олимпийские игры в древности.

1


Описание организации и проведения олимпийских игр в древности. Сравнение древних олимпийских игр с современными. Перечисление и описание видов олимпийских соревнований.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать хронологию первых Олимпийских игр.

Оценивать значение Олимпийских игр для общества того времени.


40

Победа греков над персами в Марафонской битве. Контрольный тест.

1


Определение причин греко-персидских войн, хронологии, итогов Марафонской битвы и ее значение.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать причины Греко-персидских войн, хронологию, итоги Марафонской битвы и ее значение. Уметь работать с картой, определять историческое значение событий. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о Марафонской битве.

41

Нашествие персидских войск на Элладу.

1


Определить причины Греко-персидских войны, хронологию Саламинской битвы, итоги войн.

Инсценировать события одного из сражений.

Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ - о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Называть цели Ксеркса и греческих полисов в войне. Уметь работать с картой, опорной схемой, развивать умение определять историческое значение событий, делать выводы.

Тема 3. Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.5

42

В гаванях афинского порта Пирей.

1


Сравнива причины событий, делать выводы.х соревнований.вности. ть военную и торговые гавани. Оценить, насколько возможной была покупка раба для каждого грека.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать положение граждан, переселенцев, рабов в греческих полисах. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ о гаванях.


43

В городе богини Афины.

1


Описание наиболее значимых частей Афин по плану города.

Описание архитектурных сооружений Афин.

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.


Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Рассказывать о наиболее значимых частях Афин.

Формулировать собственное мнение об архитектурных сооружениях Афин.

Составить план виртуальной экскурсии по Акрополю.


44

В афинских школах и гимнасиях.

1


Выявить и кратко описать особенности образования в Древней Греции.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Последовательно рассказывать

о каждой из школ. Объяснять назначение каждой из школ.

Сравнивать типы школ и систему обучения в них.


45

В театре Диониса.

1


Описать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры.

Оценить роль современного театра для общества.


Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать историю создания и развития театра в Древней Греции и вклад Греции в историю развития мировой культуры. Называть отличительные признаки комедии и трагедии. Комментировать строки из трагедии Софокла «Антигона».

46

Афинская демократия при Перикле.

1


Определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Дать оценку деятельности Перикла по развитии демократии в Афинах. Строить предположение о том, что было, если бы у власти был другой стратег.


Формировать уважение прав и свобод человека.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Формировать целевые установки учебной деятельности. Выстраивать алгоритм действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать определение понятия демократия, содержание реформ Перикла и их значение. Называть заслуги Перикла в восстановлении и процветании Афин.

Группировать информацию о демократических преобразованиях

во время руководства
полисом Перикла.

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э.4

47

Города Эллады подчиняются Македонии.

1


Определение причин поражения греков в борьбе с Македонией, дат основных сражений. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Сравнивать политический курс Филиппа и Александра. Объяснить смысл выражений «филиппика», «груженный золотом осел может взять непреступную крепость».

48

Поход Александра Македонского на Восток.

1


Определение хронологии основных событий, причин военных успехов Александра Македонского. Определение направления походов А. Македонского по карте.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать хронологию основных событий, причины военных успехов Александра Македонского.

Уметь составлять схему походов А. Македонского.

Уметь составлять оценочную характеристику государственного деятеля: исторический портрет.

Оценивать поступки А. Македонского, его противников.


49

В древней Александрии Египетской.

1


Определение причин и хронологии распада державы Александра Македонского. Рассказать об Александрии- центре эллинистического мира. Сравнить Александрию и Афины.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Называть причины распада державы Александра Македонского. Показывать на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. Работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности

50

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древняя Греция». Проверочный тест.

1


Назвать самое известное в Древней Греции: имя поэта,

название храма, место сражения, имя стратега,

завоевателей Греции.

Объяснить значение понятий: демократия,

стратег, оратор, спартанское

воспитание, Олимпийские

игры.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художествен

ного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать основное содержание, понятия, хронологию основных событий данной темы, характеризовать основных богов и героев древнегреческой мифологии.


Раздел 4. Древний Рим.19

Тема 11. Рим: от возникновения до установления господства над Италией.3

51

Древнейший Рим.

1


Описание местоположения государства с помощью исторической карты и ее легенды, занятий ее населения, образа жизни населения. Изучение легенды об основании Рима.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.

Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима.

К.: Рассказывать легенды, связанные с историей Рима.

52

Завоевание Римом Италии.

1


Определение понятия республика, виды данной формы управления, основные даты событий.

Знакомство с новыми крылатыми выражениями.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

Исследовать по карте территории, завоеванные Римом. Сравнивать территориальные приобретения Рима

во II и III вв. до н.э.

53

Устройство Римской республики.

1


Определить основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Знать основные органы управления, их функции, способ формирования, определение понятия аристократическая республика. Объяснять, где население больше участвовало во власти: в Греции или Риме.


Тема 12. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.3

54

Вторая война Рима с Карфагеном.

1


Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Описание личности Ганнибала как правителя и полководца.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Называть причины карфагенских войн. Отмечать цели сторон во второй войне. Показывать по карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели, поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в войне с римлянами

55

Установление господства Рима во всем Средиземноморье во 2-м веке до н.э.

1


Определение причин, хронологии основных событий, итогов войны, составление опорной схемы, Л.: Описание по рисунку триумф (нравственно - эмоциональная оценка «Какие чувства вызвало бы у вас это зрелище, окажись вы в Древнем Риме?»).

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Работать с картой

в процессе изучения
событий, обеспечивших господство Рима
в Средиземноморье.

Характеризовать

способы подчинения государств власти Рима.


56

Рабство в Древнем Риме.

1


Определение понятия рабство, положение рабов.

Описание гладиаторских боев. Составление рассказа «путешественника».

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Объяснять причины широкого распространения рабства во всех
сферах жизни римлян.

Доказывать бесправное положение рабов в Риме.

Тема 13. Гражданские войны в Риме.4

57

Земельный закон братьев Гракхов.

1


Определение причин проведения земельной реформы в Риме, основное содержание и значение реформы.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Называть причины, которые заставили Т. Гракха выступить в защиту бедняков. Высчитывать, сколько лет римляне жили в мире. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищенных людей.

58

Восстание Спартака.

1


Определение причин, основных событий, их хронологию, итоги восстания, лидера восстания.

Составление рассказа от имени Спартака, сенатора, Красса.

Формировать уважение прав и свобод человека.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы.

Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки.

59

Единовластие Цезаря. Контрольный тест.

1


Определение понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

Анализ поступков и действий Ю.Цезаря.

Работа с крылатыми выражениями.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала.

Работать с исторической картой, составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Анализировать

действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции

Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. Составлять рассказ, используя понятия: наёмная армия, консул, верность воинов, диктатор,

заговорщики, гибель.

60

Установление империи в Риме.

1


Определение понятия империя, дату установление империи в Риме.

Составление кроссворд по одному из пунктов параграфа. Сопоставление действия Антония и Октавиана в борьбе за власть.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Систематизировать тенденции социально-политического развития Рима. Готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации.

Определять причины поражения сторонников республики. Объяснять причины завершения гражданских войн

в Риме. Характеризовать правление Октавиана
Августа. Рассказывать о судьбах знаменитых
греков.

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры.5

61

Соседи Римской империи.

1


Определение территории расселения народов, попавших под власть империи в соответствии с легендой карты.

Составление заданий, вопросов по теме, обмен ими. Описание образа жизни племен- соседей Римской империи и их взаимоотношениях.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов, строить логические цепочки рассуждений. Объяснять исторические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования.

Показывать на карте территории расселения народов, попавших под власть империи.
Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Рассказывать о племенах - соседях Римской империи и их взаимоотношениях

62

Рим при императоре Нероне.

1


Описание жизни Рима в 1 в. н. э. по тексту учебника и дополнительной литературе. Анализ версий о пожаре в Риме. Описание личности Нерона как человека и правителя.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции.

Определять цели и функции участников, способы взаимодействия. Планировать общие способы работы, обмениваться знаниями с членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Выделять существенную информацию из текстов разных видов. Готовить тематические сообщения и проекты, используя дополнительные источники информации.

Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни Рима в 1 в. н. э. Осуществлять отбор аргументов в пользу версий о пожаре в Риме. Анализировать причины крайнего своеволия Нерона.


63

Первые христиане и их учение.

1


Определение понятия христианство, условия появления христианского учения. Знакомство с комплексом моральных норм христиан. Выявление причин их актуальности .

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Анализировать историческую ситуацию на основе карты. Объяснять исторические явления, процессы.

Рассказывать об условиях появления христианского учения. Объяснять причины распространения христианства.

Комментировать
и оценивать комплекс моральных норм

христиан. Объяснять, почему сохранили свою ценность поучения Нагорной проповеди в наши дни.

64

Расцвет Римской империи во II веке.

1


Сравнение положение свободного земледельца, колона и раба. Изучение периода правления императора Траяна.

Анализ достижении империи во 2 в.


Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Извлекать информацию из нескольких источников. Анализировать и обобщать факты.

Сравнивать положение свободного земледельца, колона и раба. Выделять причины ослабления империи и перехода к обороне границ.

Характеризовать
период правления императора Траяна.
Рассказывать

о достижениях империи во II в. Доказывать,
что римляне строили на века.

65

«Вечный город» и его жители.

1


Инсценировка виртуальной экскурсии (презентации) и составление рассказа от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира, творческой деятельности эстетического характера.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Прогнозировать тенденции развития Римской империи. Готовить тематические сообщения и проекты, использую дополнительные источники информации.

Аргументировано доказывать смысл утверждения, что «все дороги ведут в Рим». Знать достопримечательности Рима, вклад жителей Рима в развитие цивилизации.


Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.4

66

Римская империя при Константине.

1


Определение понятий колоны, признаки распада рабовладельческого строя и условия зарождения новых общественных отношений, причины распада империи.


Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Объяснять причины перемен во внутреннем положении империи.

Сравнивать положение на границах империи в 1 в. и при императоре Константине.

Обосновывать факт переноса столицы империи.

Комментировать последствия утверждения христианства государственной религией.

66

Взятие Рима готами. Восточная империя при Юстиниане.

1


Обозначить причины раздела империи на две части. Высказать предположение о том, почему варварам удалось уничтожить Западную Римскую Империю.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий.

Строить логические цепочки рассуждений. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования учебного материала.

Обозначать причины раздела империи на две части. Рассказывать об исторических деятелях и их поступках. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и других с позиции общечеловеческих ценностей.

67

Обобщение и проверка знаний по теме: «Историческое и культурное наследие Древнего мира». Контрольный тест


1


Определение территории и этапов расширения границ Рима по легенде карты. Изучение легенд и их нравственный контекст.

Формирование понимания взаимосвязи прошлого и настоящего в развитии мировой истории.


Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Строить логические цепочки рассуждений. Объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выделяемые в ходе исследования.

Приводить примеры высокой гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни, повседневности.

.

68

Итоговое повторение курса истории Древнего мира.

Работа над ошибками

1



Уважение к народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству

Формировать коммуникативные действия, направленные на систематизацию знаний по данной теме.

Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Готовить тематические сообщения и проекты, использую дополнительные источники информации.

Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира. Показывать на карте государства древности, давать краткую характеристику их политическому, экономическому, социальному и культурному развитию, аргументировано выделять главные достижения цивилизаций Древнего мира.


Всего часов

68













История родного края (включая пропедевтику) (17 ч).

Майков А.Н. История: введение в историю: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2010.

  1. Вводный урок. Знакомство с предметом.Что изучает история родного края. 1ч Понятие истории. Происхождение термина. Рождение исторической науки. История - наука о прошлом. Как работают историки.

  2. Источники знаний о прошлом Костромского края. 1 ч Как гибнут памятники старины. Источники знаний о прошлом. Классификации источников. Письменные, вещественные, устные, изобразительные, лингвистические, этнографические источники. Исторические источники ,архивы, музеи, библиотеки нашего края.

  3. Измерение времени. Исторические события Костромского края на ленте времени.1ч Хронология - порядок событий. Дата. Единицы счета времени (год, век, тысячелетие). Календарь, его происхождение и типы (солнечный, лунный). Летоисчисление. Эры. Христианское летоисчисление. Счет лет «до нашей эры» и «нашей эры». Особые даты в истории нашего края.

  4. Историческая карта Костромского края. 1ч Историческая и географическая карта: сходство и различие. Географический фон. Цвета в исторической карте. Условные обозначения (значки). Легенда карты. Картосхемы: локальные планы сражений, планы поселений. Правила демонстрации с использованием настенной карты. Контурная карта и работа с ней. Исторические карты событий нашего края.

  5. Археология - помощница историков. Находки археологов в костромском крае 1ч Что изучает археология. Как работают археологи. Основные этапы археологических исследований (археологическая разведка, раскопки, лабораторные исследования). Археологические памятники (стоянки, поселения, городища, могильники, святилища, артефакты) нашего края.

  6. Наука о народах. 2ч Что изучает этнография. Орнаменты, сказания, мифы, песни нашего края.

  7. Знать своих предков - знать историю 2ч Происхождение имен и фамилий. История имен. Отчество - составная часть родового имени. Происхождение российских фамилий. Основные группы фамилий. Двойные фамилии. Родословная. Генеалогия. Роль генеалогии в исторических исследованиях. Устные родословные. Генеалогические справочники. Нормы оформления сведений о родстве (древо, таблица, росписи, досье, карточки) .Моя родословная. Мои имя и фамилия. Проект

  8. Географические названия - свидетели прошлого. 1ч Ономастика. Возникновение названий. Топонимы и гидронимы - наследие древнейшего населения. Происхождение названий стран и государств. Названия поселений и их происхождение. Исторические события в географических названиях. Переименования городов и сел. Мой посёлок. Моя улица. Мой дом. Проект.

  9. О прошлом рассказывают гербы 2ч Происхождение гербов. Теоретическая геральдика. Щит, его формы, цвет. Гербы городов. Гербы государств. Герб нашей страны. Герб нашего края. Песнь во славу Отечества. Из истории гимна нашей страны. Гимн нашего края.

  10. Знамя и флаг сопровождают историю 1чИз истории знамён. Флаг - символ независимости. Флаг России. Флаг нашего края.

  11. История Костромского края в истории России. Повторительно-обощающий урок. Защита проектов Проверочная работа 3ч

  12. Как работать с учебным материалом по истории 1ч Порядок изучения истории. Как работать с учебником. Место истории родного края в истории России и во всеобщей истории.


Термины и понятия: история, исторические источники, вещественные источники, письменные источники, устные источники, лингвистические источники, этнографические источники, археология, могильник, этнография, утварь, дата, летоисчисление, календарь, год, век (столетие), тысячелетие, эры, легенда карты, план, родословная, генеалогия, герб, геральдика, знамя, флаг, гимн.

Материально-техническое оснащение учебного процесса по предметуДревний Египет. IV-I тыс. до н.э.

древняя Италия в VII- начале IIIв. До н.э.

1

5

Индия и Китай в древности. Междуречье и восточное средиземноморье в древности

1

6

Рост Римского государства в III - II вв. до н.э.

1






2.

Использование ресурсов интернета и школьной библиотеки


© 2010-2022