- Преподавателю
- История
- Пояснительная записка по истории 5 класс ФГОС
Пояснительная записка по истории 5 класс ФГОС
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахмадуллина С.А. |
Дата | 21.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории разработана на основе:
-
ФЗ «Об образовании в РФ»
-
Федерального государственного образовательного стандарта/ основного общего образования;
-
Учебного плана школы на 2014-2015 год
-
Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М.: Просвещение,
2011 - 94 с. - (Стандарты второго поколения);
-
Программы Образовательной системы «Школа 2100» (М.: Баласс, 2010).
Рабочая программа ориентирована на использование следующего УМК:
-
Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Древнего мира : учеб .для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. -М.: Баласс, 2012.
-
Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов [и др.]. - М. :Баласс, 2013.
-
Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов, С. В. Паршина -М. :Баласс, 2010.
Цель изучения предмета «История» - освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации. Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Задачи изучения предмета «История»
-формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;
-овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета;
-воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;
-формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;
-развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;
-формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Общая характеристика предмета «История».
Данный предмет играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания уважения ими других людей и культур. Содержание предмета построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
Описание места учебного предмета «История» для 5 класса в учебном плане. Школьный предмет «История» должен познакомить обучающегося с общими, историческими и социологическими понятиями, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса. В соответствии с базисным учебным планом предмет «История» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего образования. Реализация рабочей программы рассчитана на 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю). В соответствии с БУП программа предполагает также обобщающие уроки по разделам - 4 ч; повторению всего изученного за курс «Всеобщая история» - 1 ч., которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль над знаниями, умениями и навыками.
Планируемые результаты обучения и освоения содержания курса по истории.
Результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
-
Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
-
Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
-
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
-
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией ( анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах ( сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5-х классов включают:
-
Овладение ценностными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
-
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-
Умения изучать и систематизировать информацию из различных с исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
-
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
-
Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1 . Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
-соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
-группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
-читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
-осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать; - сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-различать причину и следствие исторических событий, явлений;
-выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и вне- школьной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Базовые компетентности являются показателями освоения курса и предполагают следующие результаты:
-способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
-способность выделять главное в тексте и второстепенное;
-способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию;
-способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно).
-способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
-способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
-способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
-способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
-способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
-способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
-способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде в соответствии с возрастом.