Рабочая программа по истории 5 класс ФГОС по учебнику Данилова Д. Д

Программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики предмета, описания ценностных ориентиров содержания, места предмета в учебном плане, результаты изучения предмета, основное содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение, карты и литература.
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Абзаново основная общеобразовательная школа им. Рахима Ибрагимова д. Иткулово муниципального района Зианчуринский район Республики Башкортостан


«Согласовано»

заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с. Абзаново МР Зианчуринский район РБ

__________ / Булатасова С.А./ «___»__________ 2015 года

«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район РБ __________ /Тимербулатова Г.М./ Приказ № ____ от «___»__________ 2015 года


02-07

Рабочая программа учителя истории

Бикбулатовой Гульдар Давлетяровны,

I квалификационная категория

по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира»,

5 класс.






2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС и ООО) (утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);

- Примерная программа основного общего образования образовательной системы «Школа 2100» по предмету «История» (основная школа, старшая школа) Москва, «Баласс» 2010;

- Авторская программа Д.Д. Данилова, М.Е. Турчина по предмету «История»;

- Учебный методический комплекс:

  • Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Древнего мира : учеб. для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. - М. : Баласс, 2010;

  • Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов [и др.]. - М. : Баласс, 2010;

  • Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов, С. В. Паршина. - М. : Баласс, 2010;

- О рекомендуемых Базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015 - 2016 учебный год, утвержденному приказом № 905 Министерством образования Республики Башкортостан от 23.04. 2015 года.

- Учебный план муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы с. Абзаново на 2015 - 2016 учебный год, утвержденный приказом общеобразовательного учреждения № 57.09 от 31.08. 2015 года.

Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта учебник Д.Д. Данилов «Всеобщая история 5 класс; рабочая тетрадь, методические рекомендации, тетрадь контрольных работ.



Общая характеристика учебного предмета



умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

Задачи обучения:

- Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия);

- Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

• формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.

Программа является систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о прошлом человечества, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.

Межпредметные связи в рамках Образовательной системы «Школа 2100»

Литература, 5-й класс: общая с историей ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры, освоение приемов понимания текста, его интерпретации (переносятся с чтения художественных текстов на чтение научно-популярных).
География, 5-й класс: номенклатура географических названий, представление о географических открытиях древних, закономерностях развития жизни и появления человека на Земле.

Окружающий мир, 3-4 классы: общий образ истории России и всего человечества как смены нескольких эпох.

Обществознание, 5 класс: формирование единой с историей системы обществоведческих понятий, структуры общественных связей.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс История Древнего мира должен:

  1. Сформировать историческое мышление.

  2. Дать характеристику древнему , средневековому , новому и современному обществу.

  3. Показать отличия Древнего мира, Средневековья, Нового времени от мира современного.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения

Результаты ( УУД)

Реализация УУД



РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные учебные действия

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

Через проблемно-диалогическую технологию, инструменты

реализации которой (проблемные ситуации, тексты и задания для открытия нового) заложены в методический аппарат учебников (см. пункт 3.2)

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Через технологию оценивания учебных успехов, инструменты реализации которой (алгоритм самооценивания, задания актуализации) заложены в методический аппарат учебников и УМК: (подробнее см. пункт 3.2)

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Продуктивные задания разных линий развития к каждому тексту учебника и через обобщенный алгоритма работы с продуктивными заданиями. (подробнее см. пункт 3.1)

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

КОММУНИКАТИВНЫЕ

8) смысловое чтение;

Через основной массив текстов, рассчитанных на использование технологии продуктивного чтения (см. пункт 3.2), т.е. самостоятельное вычитывание смыслов (наличие подтекстовой информации)

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям.

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Через технологию проблемного диалога и через основной массив продуктивных заданий, требующих формулирования своей позиции



Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план отводит 68 часов для обязательного изучения предмета «История» в 5классе из расчёта 2 часа в неделю.

Программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся 5 класса.

В данной рабочей программе при изучении модулей используется следующие тематический контроль по модулям в форме тестирования и исторические диктанта имеющие целью проверку досконального знания модуля.

В результате изучения курса История Древнего мира учащийся должен:

1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы истории древнего мира;

  • Различать в общемировой культуре крупные цивилизации (культурные области), сложившиеся в Древнем мире и развивающиеся до сих пор.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - феодальные отношения; в общественном.

3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

  • Определять основные причины и следствия перехода народов России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации в эпоху Средних веков.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Клеопатра, Юлий Цезарь, Нерон.), так и представителей различных общественных слоев и культур Средневековья.

4-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Древнего мира.



Основное содержание предмета «История»:


Модуль 1 . Первая историческая эпоха

Тема 1 Первобытный мир

8

3.

Модуль 2 Цивилизация Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет

5

4.

Тема 3. Древние цивилизации Азии

9

5.

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4: Зарождение Древнегреческой Цивилизации

7

6.

Тема 5. Расцвет Древнегреческой цивилизации

6

7.

Модуль 4. Империя эллинов и римлян

Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока

3

8.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима

7

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация

6+4 повторение

ИТОГО ЧАСОВ:

57

РЕЗЕРВ, ЧАСЫ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ

13

9. Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) - 2-я неделя

б) Текущий контроль - после изучения большой темы

в) Итоговый контроль - в конце года: итоговый тест

Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира»,авторы: Д.Д.Данилов, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова, Е.В.Сизова, А.А. Николаева. - М.: Баласс,2009. (Образовательная система «Школа 2100»).

Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.

5 КЛАСС

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 70 ЧАСОВ


Цели обучения

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание

Подчеркивание - фразы из обязательного минимума государственного стандарта.

Прямой - обязательная для контроля часть программы.

Курсив - обязательно для изучения, но не для контроля.


Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (2-3 часа)

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества - часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (6 часов)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет (5 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь. Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства. Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4-5 часов)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)


Модуль 4. Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (3-4 часа)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6-7 часов)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств. Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе, отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (2-4 часа)

Резерв (13 часов)

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе

(личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса)

1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.

  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое - взошло на ступень цивилизации.

  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.

  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни - орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении - раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни - государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре - религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.

  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.

  • При оценке таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).

Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.


Оценка достижения планируемых результатов освоения программы:

Всеобщая история Древнего мира

Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», авторы Д.Д.Данилов, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова, Е.В. Сизова, А.А. Николаева.

1.

Введение

Путешествие в страну история

1

Введение 1

Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне;

- устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной

Деятельности

- выдвигать версии

- планировать учебную деятельность

-работать по плану, сверяясь с целью

-находить и исправлять ошибки

-оценивать степень и способы деятельности и достижения цели

Коммуникативные УУД:

- Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами

2.

Как заглянуть в прошлое?

1(2)

Введение 2

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Тема 1. Первобытный мир

Раздел 1

Глава 1

Познавательные УУД:

-устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

- Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной

Деятельности

- выдвигать версии

- планировать учебную деятельность

-работать по плану, сверяясь с целью

-находить и исправлять ошибки

-оценивать степень и способы деятельности и достижения цели

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов

Личностные УУД:

-осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции;

3

Первые люди

1

§ 1

4

Первые шаги разума

1

§ 2

5

Первые художники и «волшебники»

1

§ 3

6

Первые пастухи и хлеборобы

1

§ 4

7

Первые мастера и воины

1

§ 5

8.

Первые цари и грамотеи

1

§ 6

9

10

Повторительно - обобщающий урок «Общий взгляд на первобытный мир»

Урок -контроль по модулю


1

1

Последние страницы раздела

Модуль 2. Цивилизация Древнего Востока

Тема 2 Древний Египет

Раздел 2.

Глава 2

Познавательные УУД:

- анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

- Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям

- Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

- Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

- представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы

Коммуникативные УУД:

- излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии

- Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

- Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории

Личностные УУД:

- Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

- Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции

- Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

Регулятивные УУД:

-Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки

11

Царство в долине Нила

1

§ 7

12

Боги Древнего Египта

1

§ 8

13

Искусство строителей пирамид

1

§ 9

14

В гостях у египтян

1

§ 10

15

Расцвет египетского царства

1

§ 11

Тема 3 Древние цивилизации Азии

16

Цивилизация в Междуречье

1

§ 12

17

Законы Вавилонского царства

1

§ 13

18

Ассирийское железное царство

1

§ 14

19

Евреи - народ Библии

1

§ 15

20

Персидская мировая держава

1

§ 16

21

Индия - Родина Будды

1(2)

§ 17

22

Китайская мудрость Конфуция

1(2)

§ 18

23


Повторительно - обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток»

1

Последние страницы раздела

24

Урок - контроль по модулю 2

1

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение Древнегреческой цивилизации

Раздел 3

Глава 4

Познавательные УУД:

- Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям

- Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

- Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

Личностные УУД:

-Извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах - объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; добровольно ограничивать себя ради пользы других

-Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции

Коммуникативные УУД:

-Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения - с помощью и самостоятельно

- Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).

Регулятивные УУД:

-Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки.

25

У истоков греческой культуры

1

§ 19

26

Времена Гомера

1

§ 20

27

Города-государства Эллады

1

§ 21

28

Олимпийские Боги

1

§ 22

29

Афинская демократия и спартанские нравы

1

§ 23

30

Эллинское воспитание граждан

1

§ 24

31

Великая греческая колонизация

1(2)

§ 25

Тема 5 Расцвет Древнегреческой цивилизации

32

Эллада против «царя царей»

1

§ 26

33

Афинская свобода рабовладельцев

1(2)

§ 27

34

Столица искусств Эллады

1

§ 28

35

Мудрецы Древней Греции

1(2)

§ 29

36

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию»

1

Последние страницы раздела

37

Урок-контроль по модулю 3


Модуль 4 Империя эллинов и римлян

Тема 6 Эллинизм - встреча Запада и Востока

Раздел 4

Глава 6

Познавательные УУД:

- Устанавливать причинно-следственные связи - на простом и сложном уровне

- Анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне

- Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию

- Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Коммуникативные УУД:

- Преодолевать конфликты - договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого

- Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения

Личностные УУД:

- Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции

- Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор

Регулятивные УУД:

-Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

- Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ

- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ

- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоят. исправлять ошибки.

38

Покорители свободных греков

1

§ 30

39

Завоевания Александра Македонского

1

§ 31

40

Эллинистическая цивилизация

1(2)

§ 32

Тема 7 Цивилизация Древнего Рима

Глава 7

41

Рим - от царей к республике

1

§ 33

42

Рим - властелин Италии

1

§ 34

43

Хозяин Западного Средиземноморья

1

§ 35

44

Покоритель Восточного Средиземноморья

1

§ 36

45

Перемена Римских нравов

1

§ 37

46

Войны граждан и рабов

1(2)

§ 38

47

Рим от республики к диктатуре

1

§ 39

Тема 8 Античная греко-римская цивилизация

Глава 8

48

Первые римские императоры

1

§ 40

49

Расцвет античной культуры

1

§ 41

50

Золотой век Римской империи.

1

§ 42

51

«Добрая весть» христианства

1

§ 43

52

Заря христианского мира

1

§ 44

53

Закат античного мира

1(2)

§ 45

54

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на империи эллинов и римлян»

1

Последние страницы раздела

55

Урок-контроль по модулю 4

1

56

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю»

1

Последние страницы раздела

57

Итоговый урок-контроль

1

Итого часов:

57

Резерв, часы по выбору учителя

13

КРИТЕРИЙ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА УСТНЫЙ ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ

1. Ответ оценивается отметкой «5» , если ученик:

• полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

• изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;

• правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
• показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
• продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
• отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

2. Ответ оценивается отметкой «4», если:

• он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

• в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
• допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные на замечания учителя;

• допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:

• неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;

• имелись затруднения, или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

• ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

• при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

4. Отметка «2» ставится в следующих случаях:

• не раскрыто основное содержание учебного материала;

• обнаружило незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

• допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, чертежах или в графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

5. Отметка «1» ставится в случае, если:

• учащийся отказался от ответа без объяснения причин

КРИТЕРИЙ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Письменная работа является одной из форм выявления уровня грамотности учащегося. Письменная работа проверяет усвоение учеником материала темы, раздела программы изучаемого предмета; основных понятий, правил, степень самостоятельности учащегося, умения применять на практике полученные знания, используя, в том числе ранее изученный материал. При оценке письменной работы, проверяется освоение учеником основных норм современного литературного языка и орфографической грамотности.

При оценке письменной работы исправляются, но не учитываются ошибки на правила, которые не включены в школьную программу; на еще не изученные правила. Исправляются, но не учитываются описки. Среди ошибок следует выделить негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну ошибку. Необходимо учитывать повторяемость и однотипность ошибок. Однотипными считаются ошибки на одно правило. Первые однотипные ошибки считаются за одну, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Отметка "5" выставляется, если:

учеником не допущено в работе ни одной ошибки, а также при наличии в ней 1 негрубой ошибки. Учитывается качество оформления работы, аккуратность ученика, отсутствие орфографических ошибок;

Отметка "4" выставляется, если:

ученик допустил 2 ошибки, а также при наличии 2-х негрубых ошибок. Учитывается оформление работы и общая грамотность;

Отметка "3" выставляется, если:

ученик допустил до 4-х ошибок, а также при наличии 5 негрубых ошибок. Учитывается оформление работы;

Отметка "2" выставляется, если:

ученик допустил более 4-х ошибок.

При выставлении оценок за письменную работу учитель пользуется образовательным стандартом своей дисциплины.

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

- "5" - если все задания выполнены;

- "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;

- "3" - за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;

- "2" - выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются:

- "5" - нет ошибок;

- "4" - 1-2 ошибки;

- "3" - 3-4 ошибки;

- "2" - допущено до 7 ошибок.

КРИТЕРИЙ ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося.

Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему;

  • умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);

  • соблюдение языковых норм и правил правописания;

  • качество оформления работы, использование иллюстративного материала;

  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается:

  • правильное оформление сносок;

  • соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;

  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;

  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;

  • целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если:

содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если:

содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставиться, если:

в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если:

работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:


Дата

проведения

Тема урока

Тип урока

Основное содержание урока

Основные понятия, термины

Источники информации

Д /з

план

факт

1.

01.09

Введение 1.

Путешествие в страну История

Ввод

ная бесе

да. Ра-бота с огла-влением и введением

Знакомство с картой знаний страны История; Зачем учимся? Как учимся? Что учим?

Знакомство с учебно-методическим комплексом.

Археология, история

Учебник: введение 1

Введение, стр.6-7

2.

03.09

08.09

Введение 2.

Как заглянуть в прошлое?

Проб

лем

ный диалог (ПД)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов, Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках

исторический источник, исторический факт

Учебник: введение 2

Введение 2, § 1.

Модуль 1. Первая историческая эпоха ( 6 ч. + 2ч. обобщение и контроль).

Тема 1. Первобытный мир (2 млн. - 5 тысяч лет назад)

3.

(1)

10. 09

Первые люди

Ком

бини

ро-ван

ный урок (КУ)

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собира­тельство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

«Древнейшие люди»

собирательство

«человек уме-лый», «человек разумный»

Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко Мет.рек-ции к курсу «История Первобытного и Древнего мира», (МР), с.71

§ 1 , вопросы перед §2

«Первые люди»

4.

(2)

15. 09

Первые шаги разума

(ПД)

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирате­лей.

человек разумный, родовая община

Д.Д.Данилов, МР, с.80

§ 2, вопросы перед §3

«Первые шаги разума»

5.

(3)

17. 09

Первые художники и «волшебники»

(ПД)

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

«душа», магия,

религия, искусство, мифы

жертвы

Д.Д.Данилов, МР, с.86

§ 3, вопросы перед §4

6.

(4)

22. 09

Первые пастухи и хлеборобы

(ПД)

Представление о зарождении произ­водящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гон­чарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледель­цев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Пред­ставление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов.

Производящее хоз-во, присваивающее хозяйство,

старейшина, племя, совет старейшин, вождь племени, народное

собрание, ремесло

Д.Д.Данилов, МР, с.90

§ 4 , вопросы перед §5 «Первые пастухи и хлеборобы

7.

(5)

29. 09

Первые мастера и воины

(ПД)

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представле­ние о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные).

Знать, раб, царь, соседская община, ремесло, торговля, дружина

Д.Д.Данилов, МР, с.100

§ 5, вопросы перед §6 «Первые мастера и воины»

8.

(6)

01. 10

Первые цари и грамотеи

(ПД)

Деспотический характер власти

Новые изобретения. Перемены в жизни людей.

Цивилизация

Государство

Закон Неравенство, царь

Д.Д.Данилов, МР, с.105

§ 6, «Первые цари и грамотеи»

9.

(7)

06.10

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на первобытный мир»

Изучение нового материала

Этапы развития первобытной истории. Знания и умения первобытного общества.

Орошаемое земледелие; Дельта. Дамбы, каналы, вельможи; папирус; шадуф; фараон

Д.Д.Данилов, МР, с.111

Подготовка к контрольной работе

10

(8)

08.10

Урок - контроль по модулю 1 «Первая историческая эпоха»

(ПД)

Язычество; миф храмы, жрецы, мумия, гробница, саркофаг

Д.Д.Данилов, МР, с.116

с.58-63

Модуль 2. ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (14 ч.)

Глава 2. Древний Египет (5часов)

11

(1)

13. 10

Царство в долине Нила

(ПД)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодо­родие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Цивилизация Древний Египет. Египетское царство

Скульптура статуя, рельеф, роспись, архитектура; иероглифы; свиток; наука

Д.Д.Данилов, МР, с.117

§ 7, вопросы перед §8

12

(2)

15.10

Боги Древнего Египта

(ПД)

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Аннубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона

Деспотия; знать; фараон; налог вельможи

Д.Д.Данилов, МР, с.124

§ 8, вопросы перед §9

13

(3)

20.10

Искусство строителей пирамид

(ПД)

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях.

Шадуф,

Крестьяне ремесленники

Д.Д.Данилов, МР, с.131

§ 9, вопросы перед §10

14

(4)

22.10

В гостях у египтян

(ПД)

Жители Египта. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников. Сбор налогов. Земледелие как главное занятие. Оро­сительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Колесницы, лучники, копейщики

Пехота, праща, фараон, знать, рабы

Д.Д.Данилов, МР, с.136

§ 10 вопросы перед §11, с.74-78

15

(5)

27. 10

Расцвет египетского царства

(ПД)

Особенности, причины и последствия расцвета могущества Древнеегипетского государства.

Д.Д.Данилов, МР, с.141

вопросы перед §12

Тема 3. Древние цивилизации Азии (9ч.) 1ч. повторение

16

(1)

29. 10

Цивилизация в Междуречье

(ПД)

Двуречье в древности. Местоположение и природ-ные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, пло­дородие почв; отсут-ствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для пись­ма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые шко­лы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказа­ния о Гильгамеше.

Двуречье; город-государство; клинопись

Д.Д.Данилов, МР, с.148

§ 12, вопросы перед §13 сообщение о тайне ие-роглифов

17

(2)

10.11

Законы Вавилонского царства

Изучение нового материала

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом.

Закон, аренда ростовщик

Д.Д.Данилов, МР, с.154

§ 13, вопросы перед §14

18

(3)

12.11

Ассирийское «железное» царство

(ПД)

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массо­вые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ни­невия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Держава, метал лообработка железа

Д.Д.Данилов, МР, с.161

§ 14, вопросы перед §15

19

(4)

17. 11

Евреи - народ Библии

(ПД)

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. По­нятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Егип­та). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские преда­ния о героях.

Библия, Ветхий Завет, Новый Завет, древние евреи; иудаизм пророк, «Царство Божие»

Д.Д.Данилов, МР, с.167

§ 15, вопросы перед §16

20

(5)

19. 11

Персидская мировая держава

(ПД)

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покорен­ных областей). Зороастризм

Сатрапии, персы; мессии

Дарий I; «шах-ин-шах»; маги

Д.Д.Данилов, МР, с.172

§ 16, вопросы перед §17

21

(6)

24. 11

Индия - родина Будды

(ПД)

Особенности цивилизации Древней Индии. Города-государства , княжества. Царство Ашоки. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Рели­гиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; ве­ра в переселение душ). Сказание о Раме.

Земледелие в джунглях; раджа; касты; варны Буддизм; Будда нирвана;

«Рамаяна»;

«Махабхарата»

Д.Д.Данилов, МР, с.177

§ 17, вопросы перед §18

22

(7)

26. 11

Китайская мудрость Конфуция

(ПД)

Цивилизация Древнего Китая. Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость -в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги.

Древние Китай-цы; шелководство; чай; бумага Конфуций; Конфуцианство; даосизм;

Д.Д.Данилов, МР, с.184

§ 18, вопросы перед §19

23

(8)

01. 12

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток»

(ПД)

Особенности цивилизаций

Д.Д.Данилов, МР, с.191

24

(9)

03. 12

Урок - контроль по модулю 2

(ПД)

Д.Д.Данилов, МР, с.193

МОДУЛЬ 3. Первая цивилизация Запада.

Тема 4. Зарождение цивилизации Древней Греции (XX-VI в.до н.э.) (7 ч)

25

-

(1)

08.12

У истоков греческой культуры

(ПД)

Общий взгляд на Восток. Крито-микенский период. Миф о Минотавре. Местоположение и природные условия. Роль моря в жиз­ни греков. Критская цивилизация и её гибель. царство. Микенское царство - наследник традиций критской цивилизации. Троянская война и гибель микенской цивилизации.

Критяне; эллины; Эллада; лабиринт; греки-ахейцы

Д.Д.Данилов, МР, с.194

§19, вопросы перед §20

26

(2)

10. 12

Времена Гомера

(ПД)

Особенности Гомеровских поэм. Темные века» и поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Троянская война и возвращение греков на родину: правда и вымысел. «Илиада» и «Одиссея» как исторические источники.

Гомер;

Д.Д.Данилов, МР, с.199

§ 20, вопросы перед § 21

27

(3)

15. 12

Города-государства Эллады

(ПД)

Сравнение особенностей хозяйства, общественного устройства и ценностей жителей крито-микенского мира и древне-греческой цивилизации.

Полис; граждане; демос; аристократы; агора; акрополь; портики;

Д.Д.Данилов, МР, с.204

§ 21, вопросы перед §22

28

(4)

17. 12

Олимпийские боги

(ПД)

Религиозные верования греков. Мифы о происхождении мира и богов. Мифы об отношении богов и людей (герои Прометей, Ге­ракл; дары Деметры, Диониса, Гермеса, Гефеста).

Пантеон; сатиры; нимфы

Д.Д.Данилов, МР, с. 209

§ 22, вопросы перед §23

29

(5)

22. 12

Афинская демократия и спартанские нравы

(ПД)

Природные условия Аттики и занятия населения. Положение земледельцев в Афинском государстве. Управление Афинским государством. «Драконтовы законы»

Борьба афинского демоса с аристократами. Отмена долгового рабства и категории афинских граждан. Изменения в управлении Афинского государства и черты афинской демократии.

Аристократия; архонт; ареопаг Драконт Реформа; демократия; гоплит; законы Солона

Д.Д.Данилов, МР, с. 213

§ 23, вопросы перед §24

30

(6)

24. 12

Эллинское воспитание граждан

(ПД)

Местоположение Лаконии. Образование Спартанского госуд-ва. Управление Спартой. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Повседневная жизнь спартанцев. Спартанское воспитание. Воспитание и образование граждан: семья - школа - палестра - лагерь эфебов - гимнасия. Олимпийские игры - религиозный праздник всей Эллады. Подготовка к нему. Проведение Олимпийских игр.

Илоты; эфоры; геронты; фаланга; лаконичность, Педагог; стило; палестры; атлет гимнасии; стадион; ипподром

Д.Д.Данилов, МР, с.220

§ 24, вопросы перед §25

31

(7)


29. 12

Великая греческая колонизация

(ПД)

Причины греческой колонизации и основание колоний. Жизнь в колониях и единство эллинского мира. Греческие колонии в Северном Причерноморье. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.

Варвары; колонии; скифы;

Д.Д.Данилов, МР, с.223

§ 25, вопросы перед §26

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (V-IV веков до н.э.) ( 6ч. 1 ч. повторение)

32

(1)

31. 12

Эллада против «царя царей»

(ПД)

Греко-персидские войны. Персидская держава и её завоевания в Малой Азии. Начало Греко-персидских войн, Марафонская битва. Подготовка греков и персов к новой войне. Вторжение персов в Элладу. Битва у Фермопил. Саламинское сражение. Окончательный разгром персов. Афинский морской союз.

Марафон; стратег экспансия фаланга, триера

Д.Д.Данилов, МР, с.230

§ 26, вопросы перед §27

33

(2)

14.01

Афинская свобода рабовладельцев

(ПД)

Расцвет Афинского полиса. Перикл - портрет личности. Труд рабов - основа хозяйственного благополучия.

Оратор, Перикл

Д.Д.Данилов, МР, с.235

§ 27, вопросы перед §28

34

(3)

19.01

Столица искусств Эллады

(ПД)

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Ста­туи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Зарождение театрального искусства - трагедия и комедия. Театр и его роль в жизни Древней Греции

Фронтон; фриз; дорические и ионические колонны. Театр; драма; трагедия; комедия; орхестра; скена; Эсхил

Д.Д.Данилов, МР, с.239

§ 28, вопросы перед § 29

35

(4)

21. 01

Мудрецы Древней Греции

(ПД)

Сократ и определение философии. Великие философы: Платон, Аристотель. Академия и лицей. Ученые Греции: Гиппократ - «отец медицины», Геродот - «отец истории».

Философия; лицей; Сократ; Платон;

Аристотель

Д.Д.Данилов, МР, с.245

§ 29, вопросы перед § 30

36 (5)

26. 01

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древний Грецию»

Отличия цивилизаций Древнего Запада от цивилизаций Древнего Востока

Д.Д.Данилов, МР, с.251

Стр.122

37

(6)

28. 01

Урок - контроль по модулю 3 « Первая цивилизация Запада»

Общий взгляд на Грецию

Д.Д.Данилов, МР, с.255

Стр. 182

МОДУЛЬ IV. Империи эллинов и римлян

Тема 6. Эллинизм - встреча Запада и Востока (IV - I века до н.э) (3часа)

38

(1)

02. 02

Покорители свободных греков

(ПД)

Причины ослабления Греции и усиления Македонии.

Монархия, маке донская фаланга Филипп II, Демосфен

Д.Д.Данилов, МР, с.257

§ 31

39

(2)

04. 02

Завоевания Александра македонского

(ПД)

Личность Александра Македонского, его завоевательные походы: причины побед.

Эллинистические монархии

Александр

Македонский, Дарий III

Д.Д.Данилов, МР, с.261

§ 32

40

(3)

09. 02

Эллинистическая цивилизация

(ПД)

Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, включающей народы Востока и Запада.

Коринфские колонны,

Архимед, Эвклид.

Музейон, Фарос ский маяк, Афродита

Д.Д.Данилов, МР, с.265

§ 33

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (VIII-I века до н.э.) (7 часов)

41

(1)

11. 02

Рим - от царей к республике

(ПД)

Природа и население Италии (италийцы, этруски, греки, галлы. Рим - город 300 родов на 7 холмах . Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республиканскую. Латинский алфавит.

Весталка, ликторы, патриции, плебеи,

Д.Д.Данилов, МР, с.270

§ 34

42

(2)

16. 02

Рим - властелин Италии

(ПД)

Римские завоевания: Италия. Армия Римской республики. Диктатура и галлы. Италия под властью Рима - союз-федерация.

Сенат, форум, фасции

Д.Д.Данилов, МР, с.274

§ 35

43

(3)

18. 02

Хозяин Западного Средиземноморья

(ПД)

Карфаген и его владения. 1-я Пуническая война и её результаты. 2-я Пуническая война и итоги Пунических войн.

Диктатура, федерация, легион центурия, триумф, Римско-Италийский союз

Д.Д.Данилов, МР, с.277

§36

44

(4)

25. 02

Покоритель Восточного Средиземноморья

(ПД)

Завоевание Римом Македонии и Греции. Разрушение Карфагена. Народы под властью римлян.

Триумф, триумфальная арка, Катон

Д.Д.Данилов, МР, с.282

§ 37

45

(5)

01. 03

Перемена «римских нравов»

(ПД)

Последствия завоеваний: новые нравы римлян, роль рабства, перемена в положении граждан в городе. Рабство в Риме. Попытка земельной реформы братьев Гракхов.

Откупа, сенаторы-землевладельцы, всадники-торговцы, виллы

Д.Д.Данилов, МР, с.288

§ 38

46(6)

03. 03

Войны граждан и рабов

(ПД)

Кризис римской республики, Восстание рабов под предводительством Спартака, гражданские войны

Возвышение Цезаря и его завоевания. Установление диктатуры Цезаря. Гражданская война и гибель республики

Гражданские войны, гладиатор,

Император. Гай Юлий цезарь

Д.Д.Данилов, МР, с.293

§ 39

47

(7)

10. 03

Рим - от республики к диктатуре

(ПД)

Д.Д.Данилов, МР, с.297

§40

Тема 8. Античная Греко-римская цивилизация (I-V века) (6 часов + 4 повторение)

48

(1)

15.03

Первые римские императоры

(ПД)

Личность и правление Октавиана Августа. Римская империя и управление империей. Первые императоры - преемники Августа

Империя, военная монархия, централизованное гос-во, Нерон

Д.Д.Данилов, МР, с.301

§ 41

49

(2)

17.03

Расцвет античной культуры

(ПД)

Культурное наследие античной цивилизации

Д.Д.Данилов, МР, с.305

§ 42

50

(3)

22.03

Золотой век римской империи

(ПД)

. Расцвет античной цивилизации. Установление Римской республики.

Д.Д.Данилов, МР, с.308

§ 43

51

(4)

24.03

«Добрый весть» христианства

(ПД)

Возникновение христианства. Евангельский рассказ об Иисусе Христе. Отличительные особенности христианства

Д.Д.Данилов, МР, с.312

§ 44

52

(5)

05. 04

Заря христианского мира

(ПД)

Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового завета.

Д.Д.Данилов, МР, с.315

§ 45

53

(6)

07.04

Закат античного мира

(ПД)

Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Падение Западной Римской империи.

Варвары, вандалы

Д.Д.Данилов, МР, с.319

§ 46

54

(7)

12.04

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на империи эллинов и римлян»

Подготовка к контрольной работе

Д.Д.Данилов, МР, с.324

Подготовка к к/р

55

(8)

14. 04

Урок - контроль по модулю 4 «Империи эллинов и римлян»

Контрольная работа

Д.Д.Данилов, МР, с.326

56 (9)

19. 04

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю»

Д.Д.Данилов, МР, с.326

57

(10)


21. 04

Итоговый урок - контроль

Д.Д.Данилов, МР, с.242

§40, с. 244-248

ИТОГО ЧАСОВ: РЕЗЕРВ, ЧАСЫ ПО ВЫБОРУ УЧИТЕЛЯ (13)


Перечень учебно- методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

  1. Д. Д. Данилов Е. В. Сизова А. В. Кузнецов С. С. Кузнецова А. А. Николаева «Всеобщая история. История Древнего мира», 5 класс

  2. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира» 5 класс В 2-х частях

  3. М.Е.Турчина, Д.Д.Данилов, Л.Н.Монченко. Всеобщая история. 5 класс. Методические рекомендации для учителя, Москва, Баласс, 2009

  4. История Древнего мира. 5 класс: Книга для чтения / Под ред. Годер М., 1999.

  5. Хрестоматия по истории Древнего мира. М., 1991.

  6. Методическое пособие по истории Древнего Мира: «Просвещение», 1988г.

  7. 4. Дидактические материалы по истории Древнего мира: «Просвещение», 2008 г.

  8. Г. И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира: 5 класс.: Пособие для учителя, «Просвещение», «Учебная литература» 2006 г.

  9. Я иду на урок истории: древнейшая и древняя история. Книга для учителя: «Первое сентября» 2000г.

  10. Тематический контроль по истории. Древний мир: «Интеллект - центр», 2008г.

  11. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе»

Список литературы с указанием перечня учебно-методического обеспечения, средств обучения и электронных образовательных ресурсов:


ancient.ru/

История государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки. Цифровые карты и схемы. Биографии правителей, полководцев, ученых, философов. История военного искусства, описание войн и сражений. Новые историологические теории, гипотезы. Лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии...

ancientreme.ru/

История Древнего Рима

ellada.spl.ru/

История Древней Греции

novgorod.fio.ru/projects/Project118/index.htm

Помощь для учителей, ведущих историю в пятых классах. Собран дополнительный материал к урокам. Приведены ответы на наиболее распространенные вопросы учеников.

Электронная библиотека «Нестор», где собраны разнообразные источники и литература по истории Древнего мира на русском языке

oba.wallst.ru/scientif/history/foreign/antient.htm

На сайте представлена электронная карта Греции

tmn.fio.ru/works/17x/305/01/kartagrezii.htm

Семь чудес света.

chudo-7.narod.ru/index.htm

Сайт о семи чудесах света, где к каждому произведению древних мастеров есть два подраздела - картинки, в той или иной степени относящиеся к постройке, и рисунки Чуда различных авторов. В разделе карт - пара красивых карт расположения Чудес света.

7wonders.worldstreasure.com/

Электронное приложение к учебнику для 5 класса А.Княжицкого, С.Хурумова "Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима". Содержит более 300 иллюстраций к разделам курса МХК и гипертекстовый вариант учебника.

historiwars.narod.ru/Index/Drev/Drev2.htm

Коллекция Лувра. Древний Восток. Коллекция состоит из трех частей: 1) Месопотамия (Шумеры, Вавилония, Ассирия и Анатолия); 2) Иран (Сузы, Иранское плато и восточная граница Ирана); 3) Левант (Сирийско-Палестинское побережье и Кипр)

Карты:

  1. Атлас История Древнего мира 5 класс

  2. Древний Египет в IV-I тыс. до н.э.

  3. Междуречье и Восточное Средиземноморье в древности

  4. Индия и Китай в древности

  5. Эллинистические государства

  6. Греция в IV в. до н.э.

  7. Завоевания Александра Македонского

  8. Рост Римского государства в III-II вв. до н.э.

  9. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Электронный учебник. История: Подготовка в ЕГЭ

Технические средства обучения

Ноутбук

Экспозиционный экран

Оборудование класса

Ученические столы с комплектом стульев

Учительский стол с тумбой

Шкафы для хранения дидактических материалов, пособий

Настенная доска

Стенды : лента времени, сегодня на уроке, вехи истории . техника безопасности.


© 2010-2022