Конспект урока по истории России ( 7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

.

Тема урока: Смута.

Цель урока: познакомить учащихся с причинами Смуты, событиями

Гражданской войны и польско-шведской интервенции в России.

Основные понятия: интервенция, гражданская война, митрополит, патриарх.

Оборудование: карта «Смутное время в России в начале 17 века».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Устные сообщения по темам:

«Россия в правление царя Федора Ивановича»

«Россия в правление царя Бориса Годунова».

3.Изучение новой темы.

План:

  1. Причины Смуты.

  2. Россия при Лжедмитрии 1.

  3. Россия при Василии Шуйском. Гражданская война и интервенция.

1.- Скажите, ребята, какова причина падения династии Годуновых?

(неспособность государства помочь народу в тяжелое время).

- А теперь уточним причины Смуты, для этого прочитаем текст учебника с.13.

-Итак, каковы причины? Запишем в тетрадь.

А)Пресечение законной московской династии

Б)Неурожай и голод

В)Закрепощение крестьян

Г)Рост налогов

Д)Раскол в верхушке общества

Е)Вмешательство казаков

2. Годы правления Лжедмитрия 1 (1605-1606).Скажите, почему правление самозванца было таким коротким?

Обратимся к тексту учебника с. 13-14.

-Политик- человек, борющийся за власть. Ни один, даже самый смелый, умный, хитрый человек в одиночку власти добиться не может, ему нужны сторонники. Политик привлекает их обещаниями. Обещания политиков составляют их политическую программу. Таким образом, решение вопроса о непродолжительности правления Лжедмитрия приводит нас к постановке еще двух вопросов :какова была политическая программа Лжедмитрия 1 ?Как самозванец реализовал свою политическую программу?

-Следует обратить внимание на то, что Лжедмитрий назначил Филарета Романова митрополитом Ростовским. Митрополит-второй по важности титул в иерархии Русской православной церкви после патриарха. Почему самозванец так отметил Филарета? Вспомним, кем был Лжедмитрий до бегства в Польшу - слугой бояр Романовых.

-Как вы думаете, какие обещания самозванца были главными?

Учтите, что крестьяне составляли большинство населения, а бояре были самыми влиятельными людьми в России.(ответы )

-Выполнил ли самозванец свои главные обещания.

- Почему правление Лжедмитрия1 было таким непродолжительным?

3.-Василия Шуйского избрал царем Земский собор, который был наспех собран из москвичей. Он представлял только москвичей.

У самозванца осталось по всей России множество сторонников.

Они объединились под предводительством Ивана Болотникова и выступали против Шуйского. Началась гражданская война. Гражданская война - война граждан одного государства друг против друга. Болотников был одним из предводителей. В войске Болотникова были крестьяне, казаки, дворяне, поляки .Василий Шуйский указом о 15-летнем сроке сыска беглых крестьян переманил на свою сторону дворян. Это ослабило войско восставших, привело к поражению восстания и гибели самого Болотникова. Но остатки болотниковцев вошли в состав войска Лжедмитрия 2, сформированного в Речи Посполитой .Лжедмитрий 2 подошел с войском к Москве и разбил лагерь в селе Тушино.Новый самозванец щедро раздавал обещания наградить тех, кто перейдет на его сторону. Дворяне, бояре, крестьяне, казаки, поляки, другие иностранцы стекались в лагерь «тушинского вора».

У Лжедмитрия2 была своя Боярская дума и свой патриарх. Им стал Филарет Романов.

- Чем вам известен Филарет Романов?

- Был ли Филарет Романов как-то связан с первым самозванцем - Георгием Отрепьевым?

- Что сделал Лжедмитрий 1 для своего бывшего хозяина, когда пришел к власти?

- Дайте определение понятия «митрополит».

Митрополит - второе по значимости звание в Русской православной церкви.

- Дайте определение понятия «патриарх».Патриарх- высшее звание в Русской православной церкви.

-Как изменилось положение Филарета Романова за время Смуты?

- Новый самозванец выполнить своих обещаний не мог поэтому «тушинцы» стали заниматься грабежами по всей России .Войска Шуйского с ними справиться самостоятельно не могли. Шуйский заключил союз со швецией. Шведы получили русскую крепость Корела и освободили от тушинцев Север России. Тушинский лагерь прекратил свое существование. Лжедмитрий 2 погиб. Но союз России со Швецией привел к войне с Речью Посполитой, которая тогда воевала со Швецией .Россия как союзник Швеции стала врагом Польши .Польша начала открытые военные действия против России. Войска Шуйского потерпели от поляков поражение Шведы воспользовались этим и захватили Новгородскую землю. Началась открытая интервенция Речи Посполитой и Швеции в России.

Интервенция - насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства.

Таким образом, правление Василия Шуйского привело к военному поражению России и территориальным потерям. Против Шуйского возник боярский заговор. Он был свергнут с престола и отправлен в монастырь.

4.Закрепление.

- Сравните портреты Лжедмитрия 1 и Василия Шуйского на с.14-15 учебника и ответить на вопрос: почему москвичи заподозрили в царе Дмитрии самозванца?

-Ознакомимся с документами на с.21-23 и ответим на вопросы.

Вывод:

Неспособность государства в правление Бориса Годунова и Лжедмитрия 1 решить российские проблемы привела к Смуте. Следствиями Смуты стали гражданская война и интервенция.

5.Домашнее задание:

1. Прочитать п.2,записи в тетради.

2.Нанести на контурную карту село Тушино, направления походов И. Болотникова, Лжедмитрия2, поляков, шведов.



© 2010-2022