Тема урока «Путешествие по средневековому городу»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема урока «Путешествие по средневековому городу»

Учитель истории МБОУ СОШ №6 Л.Р.Сасина

Дата проведения: 20.10.2014 года

Вид урока: комбинированный

Цели:

  • Формирование и развитие у ребят знаний о средневековом городе, достопримечательностях средневекового города, жизни и деятельности людей в средние века.

  • Углубить и систематизировать знания учащихся по теме: "Средневековый город".

  • Активизировать познавательный интерес учащихся к изучению истории средних веков.

  • Освоение детьми навыков самостоятельного сбора и обработки информации по заданной теме.

Оборудование: презентация: корабль, средневековый город (слайд I), ярмарка

  • средневековья (слайд II), мастерская оружейника (слайд III);

  • таблица: а) товарное хозяйство, б) натуральное хозяйство;

  • кроссворд (средневековый город);

  • карточки с мастерскими ремесленников;

  • карта "Города Западной Европы в X - XI веках";

  • атласы, контурные карты.

Используемые технологии:

  • информационная,

  • индивидуальная,

  • исследовательская.

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (компьютер), практический (изучение материала хрестоматии).

Планируемые результаты: учащиеся должны знать основные постройки средневекового города,

  • учащиеся должны понимать и уважать традиции людей средневековья,

  • учащиеся должны уметь использовать услышанный материал на уроках гуманитарного цикла,

  • получить целостное представление о средневековом городе.

Ход урока

I. Организационный момент. Постановка цели урока.

Учитель: Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию по средневековому городу, а в городе проверим наши знания и закрепим их. В путь мы снарядили корабль.

II. Проверка знаний учащихся

Учитель: Вы знаете, что в средние века путешествие было опасным и трудным делом

Почему? Вопрос классу .Пространство между поселениями покрывали огромные, непроходимые леса с хищниками и разбойниками. Дороги были узкими и невымощенными .«Что с возу упало, то пропало»- бытовала такая поговорка. Товар упавший с возу, считался собственностью хозяина земли, по которой проходила дорога. Платить приходилось за проезд через мосты и дороги. Феодалы даже специально строили мосты через ручейки . чтобы собрать дополнительную плату с купцов. Из-за плохих дорог скорость передвижения была небольшой: даже верхом за сутки можно было проехать путь лишь в несколько десятков километров.И поэтому для путешествия мы выбрали море. Но, отплывая от пристани, нужно заплатить владельцу корабля, а плата за проезд будет наш ответ на вопрос.

Вопрос:

Назовите причины возникновения городов в Западной Европе в X - XI в. в.

Ответ:

  • отделение ремесла от сельского хозяйства;

  • появление колесного плуга;

  • появление железных орудий труда;

  • появление ветряных мельниц;

  • выделение крестьян - "умельцев";

  • появление качественных ремесленных изделий;

  • бегство крестьян ремесленников из посёлков, из вотчины.

Ответ принимается.

Учитель:

Мы отправляемся (Шум моря)

Приближаемся к пристани, нас встречает человек, как вы думаете, кто он? (Купец)

Вы рыщете по волнам всех морей. Вы посещаете края чужбины. И вам, отцы вестей и новостей, краёв земных всех ведомы судьбины.

Купец: (ученик)

С трудом добрался я в Париж, столько денег потратил на таможенные заставы. Да ещё феодал предписал мне обязательный путь для проезда на ярмарку. Приехал я в местечко Шампань в третий раз из Венеции. Я ещё в детстве мечтал стать купцом, и вот моя мечта сбылась. Я побывал во многих местах Западной Европы. Венеция торгует со странами Балканского полуострова, Арменией, Сирией, Египтом. Наши купцы создали даже своё торговое поселение в устье Дона, а оттуда добираются до рынков Средней Азии. Привёз я с собой на ярмарку чудесное стекло, изделия из него Венецианские чаши и вазы славятся на весь мир .Приобрести хочу роскошные ткани, и хотелось бы купить Восточные пряности. Через нашу Венецию идёт торговля и Далмацией, и с Истрией, и с Турцией и даже с Индией Добирался я в Шампань по Средиземному морю через Атлантический океан, побывал я и на ярмарке в Париже, но таких, как в Шампани не видывал.

(Работа с контурными картами).

Учитель: Ребята, давайте откроем карты на стр. 106 и проследим путь нашего купца из Венеции в Париж в местечко Шампань. В своих контурных картах отмечаем Венецию, затем синим карандашом отмечаем морской путь по Средиземному морю через Атлантический океан и находим г.Париж и Шампань.

Наш купец отправляется на ярмарку. Но чтобы городские ворота открылись, нам нужно ответить на такой вопрос.

Вопрос:

В европейских языках много названий городов имеют одинаковые окончания. (Работа с контурными картами)

Вспомните названия городов и найдите в атласе, отметьте в контурных картах. Объясните, как они возникли:

"Бург" - крепость.
"Форт" - брод.
"Хафен" - гавань.
"Бридж" - мост.
"Честер" - лагерь.

(На доске картина с ярмаркой)

Ученик:

А вот и ярмарка!
Шампани сроду равный
Не выпал ярмарке успех
Где бурый был и серый мех
И шелк, и шерстяные ткани
Явились богачи заранее
Свершив, кто восьмидневный путь
Кто близкий - лишь бы, чем хвастнуть.

Вопрос:Что такое ярмарка?

Ярмарка в графстве Шампань наиболее известна во Франции. Она продолжается почти круглый год, а затем ее сменяет ярмарка в Брюгге.9показать на карте) У нас можно купить все товары. К нам приезжают купцы со всей Европы и с Востока

Учитель - А как же решался вопрос с деньгами? Ведь в разных странах были в ходу монеты различного веса и чеканки. (Слайд с монетой)

.Я специалист по денежным делам, в народе меня называют менялой. Я могу обменять любые монеты на те которые вам нужны. Я так же могу дать деньги в долг под высокий процент- деньги таким образом как бы растут.Из менял и ростовщиков в 14-15вв появились первые банки-хранилища крупных сумм денег.

2. Кого мы видим на картине?

Что нового появилось в торговле?

Если раньше продавали недвижимые товары( землю,замки и постройки), то теперь продают движимую-товары ,корабли, деньги разъедают натуральное хозяйство. На смену натуральному хозяйству приходит товарное хозяйство (Слайд)

Ответ:

Товарное хозяйство, а раньше, какое было хозяйство? (натуральное).

Учитель: На примере схемы определите, что относится к натуральному хозяйству, а что к товарному (работа со схемой).

Учитель: Пройдясь по улицам города, мы увидим мастерскую оружейника. Давайте зайдем .Здесь мы встречаем управляющего, он то и расскажет нам все.

Проходим в мастерскую , большую низкую комнату со сводчатыми потолками. Здесь стояло несколько больших дубовых столов, заваленных инструментами, на стенах висели двуручные тяжелые мечи, кривые сабли, тонкие шпаги, длинные кинжалы, секиры, боевые топоры. Это чурбаны с наковальнями. Из мастерской дверь ведет в соседнее помещение - кузню, откуда слышались сопение мехов. Подмастерья возились у столов, гремя инструментами, а двое учеников таскали со двора в мешках уголь в кузню.

Рассказ ученика Мне 12 лет, я ученик. Зарплату я не получаю . но хозяин меня кормит, а я учусь мастерству и выполняю всю грязную работу.Но мне повезло - я попал к самому лучшему мастеру по оружию.

  1. Рассказ подмастерья Меня забрали из дому в 12 лет. Работаю в этой мастерской уже 8-й год и уже получаю заработную плату. У меня скоро экзамен. Я изготовил на свои деньги шедерв- моя лучшая работа и вскоре смогу открыть свою мастерскую, там я буду хозяином.

Ремесленник: Рассказ мастера - В моей мастерской вы сможете отремонтировать или сделать заказ на новое оружие.Я лично принимаю заказы, лично сбываю свой товар на рынке. Мой товар расходится по высокой цене и я могу содержать подмастерья и ученика. Как я стал ремесленником?Я покинул родную деревню, ушёл с земли, так как я хорошо зарабатываю ремеслом. Принимаю заказы, изготовляю доспехи. Поселился я возле замка, посёлок ремесленников быстро рос. Но много лет назад на посёлок напал отряд разбойных рыцарей. Мне удалось укрыться за стенами замка. Вернувшись с друзьями в посёлок, мы увидели, что наши изделия были разбиты и разграблены. Все приняли решение укрепить поселок. Окопали его рвом, насыпали земляной вал, поставили частокол. Так образовался город. А потом вместо честокола выстроили хорошую крепостную стену. Наш город окружен несколькими кольцами стен, это говорит о том, что город постепенно рос. Стены укреплены башнями. Давайте выйдем из мастерской и пройдемся по городу .Я пошлю с вами другого ученика, он хорошо знает горо и вам све покажет.

На городской площади есть фонтан, где горожане поят лошадей. Здесь казнят преступников или привязывают их к позоргному столбу. Здесь же возвышается главная городская церковь- собор.На двери собора привязан локоть-мера длинны для тканей в виде палки длинной в полметра.Здесь находится и ратуша-здание городского совета. В ратуше располагается городская тюрьма и казна .Есть у нас и рынок и торговые склады и больница. мостовых нет, нет освещения, водопровода и канализации. Осторожно в любой момент вам под ноги могут вылить помои Неприятный запах идет от куч мусора и нечистот, которые сбрасываются в реку и ров.. Улицы везде очень узкие ,говорят ,что в Брюсселе даже есть "улица одного человека", она называется так потому, что два человека не могут на ней разойтись.

Названий улиц нет, но вывески на стенах говорят сами о себе..

Учитель: Ребята, давайте посмотрим на карточки и вспомним, какие ремесла были в городе кроме оружейника:

  • сапожник;

  • суконщик;

  • парикмахер;

  • портной;

  • кузнец.

  • Физминутка - имитируем движения по каждой из профессий

III. Закрепление

Задание классу

Разложены на партах , ответ с обоснованием.

Представьте, что вы купец из Брюгге. Вам нужно отправиться с товарами ав Венецию .Подумайте,какой путь предпочтительнее- по суше или по морю.Какое решение вы принимаете?

Онлайн тестирование по теме

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

Ученик :паранраф 13, рабочая тетрадь

При думать и нарисовать к уроку - путешествию иллюстрацию (по желанию).

Рефлексия: (учитель) думаю, что сегодняшний урок для всех нас не прошел бесследно. Я предлагаю вам взять листок бумаги, который лежит на вашем столе и дополнить предложение, (на уроке я узнал…; теперь я знаю…; мне понравилось…, мне не понравилось…)

Библиографические источники:

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 1984

Донской Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории средних веков. М.: Просвещение,





© 2010-2022