Контрольно-измерительный материал по истории России

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Итоговая работа по истории России




КОДИФИКАТОР

элементов содержания по Истории России

для составления итоговой работы




Подготовлен учителем

Филиала муниципального общеобразовательного учреждения

Токаревской средней общеобразовательной школы №2

в с. Гладышево






















Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г.) и обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по истории (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).

Жирным шрифтом выделены крупные блоки содержания, которые разбиты на более мелкие блоки - темы (выделены курсивом) и вопросы содержания.

Во втором столбце указываются коды вопросов содержания. Заданию присваивается код именно такого вопроса содержания, на проверку которого в первую очередь направлено это задание.

Код

блока содер-

жа-

ния

Код

контро-

лируе-

мого

содер-жания

Содержание, проверяемое заданиями итоговой работы

1

История России с древнейших времен до конца XVI века

1.1


  1. Русь Древняя

Тема 1. Восточные славяне и древняя Русь VIII - XII вв.

1.1.1

Восточные славяне. Соседи восточных славян

1.1.2

Формирование Древнерусского государства . Первые киевские князья

1.1.3

Владимир Святославич. Принятие христианства

1.1.4

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1.1.5.

Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси

1.2

II. Русь Средневековая

Тема 2. Удельная Русь (XII - XIII ) вв.

1.2.1

Начало раздробления Древнерусского государства

1.2.2

Главные политические центры Руси

1.2.3

Нашествие с востока. Русь и Золотая Орда

1.2.4

Угроза с запада. Русь и Литва

1.3

Тема 3. Московская Русь ( XIV - XVI ) вв.

1.3.1

Предпосылки объединения русских земель. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1.3.2

Московское княжество и его соседи в конце XIV -середине XVв. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества

1.3.4

Московское государство в конце XV - начале XVI вв. Церковь и государство в конце XV - начале XVI вв

1.3.5

Реформы избранной рады. Опричнина . Внешняя политика Ивана IV

1.3.6

Культура XIV - XVI вв .






СПЕЦИФИКАЦИЯ

итоговой работы по истории России с древнейших времен до конца XVI века

для обучающихся 6 класса


Подготовлена учителем

Филиала муниципального общеобразовательного учреждения

Токаревской средней общеобразовательной школы №2

в с.Гладышево

Соломатиной Н.П.










I. Цель тестирования.

  1. Определение уровня подготовки обучающихся 6 классов.

  2. Выявление элементов содержания, вызывающих наибольшие затруднения при усвоении.

  3. Знакомство обучающихся с процедурой тестирования, приближенной по условиям проведения к независимой аттестации.

II. Документы, определяющие нормативно-правовую базу стартового тестирования.

Содержание работы определяют основные нормативные документы:

1) Обязательный минимум содержания среднего(полного) общего образования по истории (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания среднего(полного) общего образования» от 30.06 1999 г. № 56).

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. № 1089).

III. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма заданий:

- часть 1 содержит задания с выбором ответа;

- часть 2 содержит задания с кратким ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа первой части работы предлагается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

В заданиях с кратким ответом второй части работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, погост, словосочетания (например, Александр Невский), набора цифр (например, 2134). Задание с кратким ответом считается правильно выполненным, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.


Таблица 1

Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

Часть 1

15

15

Задания с выбором ответа

Часть 2

3

6

Задания с кратким ответом

Итого

18

21


  1. В первой части работы представлены три содержательных линий курса: Восточные славяне и древняя Русь VIII - XII вв., Удельная Русь (XII - XIII ) вв. Московская Русь ( XIV - XVI ) вв.

Задания, представляющие эти линии, сгруппированы в два блока-модуля (см. таблицу №3).

В экзаменационной работе контролируются следующие умения:

Таблица № 2

№№

Объекты проверки

Знание дат и периодизации истории Древней Руси

Знание основных фактов, явлений, характеризующих целостность исторического процесса

Знание исторических понятий, терминов

Знание причин и следствий событий, понимание исторической обусловленности общественных явлений, процессов

Установление последовательности исторических событий, временных рамок изучаемых исторических явлений, процессов

Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов

Группировка исторической информации

Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса

Поиск информации в источнике

Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности.

Часть 1 содержит задания двух уровней: 15 заданий базового уровня (А1-А15). Часть 2 содержит три задания повышенного уровня (В1 - В3).

IV. Рекомендации по подготовке к рубежное тестированию.

К тестированию можно готовиться по учебникам для основной школы, рекомендованным и/или допущенным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

V. Элементы содержания тестовой работы.

В таблице № 2 представлены элементы содержания курса истории России, которые войдут в стартовый тест.

Таблица № 2

Код раздела

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

1

Восточные славяне и древняя Русь VIII - XII вв.

Восточные славяне. Соседи восточных славян

Формирование Древнерусского государства . Первые киевские князья. Владимир Святославич. Принятие христианства

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси

2

Удельная Русь (XII - XIII ) вв.

Начало раздробления Древнерусского государства

Главные политические центры Руси

Нашествие с востока. Русь и Золотая Орда

Угроза с запада. Русь и Литва

3

Московская Русь ( XIV - XVI ) вв.

Предпосылки объединения русских земель. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Московское княжество и его соседи в конце XIV -середине XVв. Создание единого русского государства и конец ордынского владычества

Московское государство в конце XV - начале XVI вв. Церковь и государство в конце XV - начале XVI вв

Реформы избранной рады. Опричнина . Внешняя политика Ивана IV

Культура XIV - XVI вв .



VI. План рубежного тестирования по истории.

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А - задания с выбором ответа, В - задания с кратким ответом.

Уровни сложности задания: Б - базовый, П - повышенный.

Номера следования заданий в КИМ могут быть изменены в разных вариантах.

Тип задания ; выбор ответа- ВО; краткий ответ -КО.

Таблица № 3

По-ряд-ко-вый № задания

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание - раздел курса

Проверяемые виды деятельности (шифр по перечню и краткое название)

Уровень сложности задания

Тип задания

Макс. балл за выполнение задания

Примерн. время выполнения (мин)

А1

Русь Московская

1. Знание дат

Б

ВО

1

1-2

А2

Русь Древняя

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

1-2

А3

Политическая Раздробленность на Руси

1. Знание дат

Б

ВО

1

1-2

А4

Русь Древняя

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

1-2

А5

Политическая раздробленность на Руси

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

2

А6

Русь Московская

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

1-2

А7

Древняя Русь, политическая раздробленность на руси

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

1-2

А8

Русь древняя, Политическая раздробленность на Руси, Русь Московская

6. Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений.

Б

ВО

1

1-2

А9

Русь Московская

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

1-2

А10

Политическая раздробленность на Руси

6. Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений.

Б

ВО

1

1-2

А11

Древняя Русь

9. Поиск информации в источнике

Б

ВО

1

1-2

А12

Русь древняя, Политическая раздробленность на Руси, Русь Московская

6. Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений.

Б

ВО

1

1-2

А13

Русь Московская

6. Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений.

Б

ВО

1

1-2

А14

Русь Древняя

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

1-2

А15

Русь Московская

3. Объяснение понятий, характерных признаков событий и явлений

Б

ВО

1

1-2

В1

Русь древняя

Русь средневековая

5. Установление последовательности событий

П

КО

2

3-4

В2

Культура Древней Руси

7. Группировка фактов

П

КО

2

3-4

В3

Русь древняя, Политическая раздробленность на Руси, Русь Московская

8. Систематизация исторического материала на основе представлений об общих тенденциях исторического процесса

П

КО

2

3-4

Итого

18

A -15

B - 3

Б - 15

П - 3

ВО-15

КО-3

21

42

VII. Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в аттестационную отметку

Аттестационная отметка

2

3

4

5

Первичный балл

менее 8

8-13

14-17

18-21

А-1. На царство в 1547 г. венчался:

а) Василий II

б) Иван III

в) Василий III

г) Иван IV

А-2. Холоп в Древней Руси - это:

а) крестьянин общинник, зависимый от князя

б) разорившийся общинник, пошедший в долго­вую кабалу за ссуду

в) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

г) общинник заключивший договор, согласив­шийся жить и работать у господина на опреде­ленных условиях.

А-3. Укажите ряд дат, связанных с походами Батыя на Русь:

а) 1212 г., 1223 г., 1227 г.

б) 1237 г., 1238 г., 1240 г.

в) 1242 г., 1245 г., 1246 г.

г) 1252 г., 1262 г., 1263 г.

А-4. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

а) необходимость отпора внешним врагам

б) тесные экономические связи между славян­скими племенами

в) принятие христианства

г) Великое переселение народов

А-5. Итогом княжеского съезда в Любече было:

а) установление принципа княжения, закрепляв­шее начавшееся разделение Русских земель

б) объединение всех военных сил княжеств для отпора внешним врагам

в) укрепление власти великого киевского князя

г) установление нового порядка сбора дани

А-6. В результате Куликовской битвы:

а) было ликвидировано ордынское иго

б) русские войска одержали победу над главными силами Орды

в) монголо-татары сожги много городов и крепос­тей

г) произошел распад Золотой Орды

А-7. Высший совет при князе (царе) - это:

а) Боярская дума

б) Земский собор

в) государев двор

г) Сенат

А-8. Установите правильное соответствие между ис­торическими личностями и событиями:

1) Ярослав Мудрый а) сражение на реке Воже

2) Александр Невский б) подавление восстания в Твери против Чолхана

3) Дмитрий Донской в) полный разгром печенегов

4) Иван Калита г) установление Юрьева дня

5) Иван III д) Ледовое побоище

А

Б

В

Г

Д


А-9. Начало становления крепостного права связано с:

а) Русской Правдой

б) «Правдой Ярославичей»

в) Судебником Ивана III

г) Судебником Ивана IV Грозного

А-10.Установите соответствие между терминами, названиями и их определениями

А) посадник 1) выборная должность в Новгороде, глава суда

Б) численник 2) съезд монгольской знати

В) выход 3) ханский переписчик населения

Г) курултай 4) регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой

Орды

А

Б

В

Г


А-11. Прочтите отрывок из летописи и напишите имя князя, о котором идет речь.

«Киевляне говорили: «Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь её, от своей земли отрекся, чуть -чуть нас не взяли печенеги вместе с твоей матерью и детьми»…

(князь) же говорил: «хочу житии в Переяславце на Дунае…яко тут все блага сходятся: от Греции злато, паволоки, вина и овощи различные, от Чехии серебро и кони, из Руси же меха и воск, медь и челядь».

______________________________________________________________________

А-12. Установите соответствие между историческими личностями и событиями:

1) князь Святослав а) московская усобица

2) Владимир I б) введение «заповедных лет»

3) Иван III в) разгром Хазарского каганата

4) Василий II Темный г) «стояние на Угре»

5) Иван IV Грозный д) крещение Руси

А

Б

В

Г

Д


А-13. Установите правильное соответствие между да­тами и событиями:

1) 1410 г. а) стояние на Угре

2) 1480 г. б) присоединение Астраханского ханства

3) 1549 г. в) начало опричнины Ивана Грозного

4) 1556 г. г) Грюнвальдская битва

5) 1565 г. д) первый Земский собор

А

Б

В

Г

Д


А-14. Н. М. Карамзин строки: «От реки Дона, проло­жив себе путь к Боспору Киммерийскому, сей Герой мог утвердить сообщение между областию Тмутороканскою и Киевом посредством Черного моря и Днепра. В Тавриде оставалась уже одна нь древнего могущества Каганов» - посвятил князю:

а) Олегу б) Святославу в) Владимиру г) Ярославу Мудрому

А-15. Из названных событий относится ко времени опричнины:

а) собрание первого Земского собора

б) разгром Новгорода

в) создание стрелецкого войска

г) осада Пскова

В-1. Установите хронологическую последовательность событий:

а) правление Владимира Мономаха

б) правление князя Юрия Долгорукого в Суздале

в) месть княгини Ольги древлянам

г) начало составления письменного свода зако­нов Русская Правда

д) походы князя Олега на Константинополь

1

2

3

4

5


В-2. Установите правильное соответствие между произ­ведением и автором.

1)«Слово о Законе и Благодати а)Даниил Заточник и Благодати» 2) «Поучение детям» б) Нестор

3) «Житие Бориса и Глеба» в) Иларион

4) «Моление» г) Владимир Мономах

А

Б

В

Г


В-3. Расположите исторические лица в хронологиче­ском порядке их деятельности:

а) Ермак Тимофеевич

б) Иван Калита

в) Василий II Темный

г) Сергий Радонежский

д) Нестор

1

2

3

4

5



© 2010-2022