- Преподавателю
- История
- Конспект по истории Древнего мира на тему: Фараоны и пирамиды (5 класс)
Конспект по истории Древнего мира на тему: Фараоны и пирамиды (5 класс)
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Труханова А.А. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока
Тема: Фараон и пирамиды
(Маршрутная игра-кроссворд с применением информационных технологий)
(5 класс)
Тип урока: комбинированный
Учитель истории и обществознания: Труханова А.А.
Цель урока: - Воспитывать уважение к предмету истории;
- актуализировать и обобщить известные знания по истории Древнего Египта,
- формировать у ребят умение извлекать нужную информацию, анализировать ее содержание на основе применения полученных знаний, применять ее на практике.
Задачи урока для учителя:
- развивать познавательный интерес учащихся при помощи применения информационных компьютерных технологий.
- прививать бережное отношение к технике.
- подвести детей к пониманию того, что для получения разноплановой информации о Древнем Египте историку необходимо использовать различные источники.
Основные знания, представления, умения учащихся:
1. Знание хронологии, работа с хронологией;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами;
3. Работа с историческими источниками;
4. Описание (реконструкция) исторических событиях, их участников на основе текста и т.д.
5. Анализ, объяснение: - различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
6. Работа с версиями, оценками, определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.
Результаты: - личностные: - осмысление учащимися социально-нравственного опыта предшествующих поколений, формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, на примере Древнего Египта.
- метапредметные: - формирование способности сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях);
- формирование способности решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- проявление готовности к сотрудничеству с соучениками, реализация себя коллективной работе;
- Предметные результаты: -развитие способности применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- формирование умения получать информацию из различных исторических и современных источников.
Цель урока для учеников: Изучить государственное устройство Древнего Египта
( с помощью кроссворда)
Задачи урока для учеников: - разгадать кроссворд
- определить главное слово кроссворда - форма правления в Древнем Египте (деспотия)
Ход урока: 1. Вступление слово учителя, определение цели и задач урока
2. Объяснение нового материала, заполнение кроссворда с учителем
3. Самостоятельная фронтальная работа учащихся с учебником, заполнение кроссворда с учителем
4. Индивидуальная работа учащихся с текстом
5. Объяснение материала, заполнение кроссворда с учителем
6. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. Закрепление пройденного материала. Рефлексия.
План урока: 1. Вещественные и письменные источники истории Египта.
2. Пирамиды Египта.
3. Фараон-повелитель Египта.
4. Вельможи, чиновники и писцы.
Домашнее задание (разноуровневые): § 11, ответить на вопросы параграфа.
Составить дополнительные вопросы для одноклассников по пройденной теме. «Фараоны и пирамиды».
Написать записку с помощью иероглифов.
Оборудование:
-
Учебник Михайловский Ф.А. История древнего мира". 5 класс. Изд. "Русское слово", 2006 г.
-
Мультимедийный проектор
-
Компьютер
Освоение нового материала:
Вступительное слово: Сегодня мы будем изучать новый материал необычно, заполняя кроссворд. Главное слово по вертикале - необходимо определить форму правления в Древнем Египте - деспотия.
1 слово. Мы изучаем с вами историю Древнего Египта, а где же находилась эта удивительная страна, какая у нее столица? (картографические знания). Что нам нужно, чтобы изучать историю Древнего Египта - источник. Какие вы знаете? - учащиеся перечисляют виды исторических источников.
2 слово. А какой письменный источник в Древнем Египте - папирус. Что это такое? - учащиеся объясняют значение слова «папирус».
3 слово. А как называется письменность в Древнем Египте - иероглиф. Как он выглядел? Повторение пройденного материала.
4 слово. Но не сразу было понятно, что написано на папирусах, пока однажды в 1822 году французский ученый не расшифровал иероглифы. А звали его Жан Франсуа Шампольон. После его открытия, стали понятны древнеегипетские тексты.
5 слово. Еще один важный исторический источник -вещественный- огромные гробницы правителей Египта - пирамиды.
6 слово. Самую большую из них построили около 2600 д. н.э., ее высота примерно 150 м(50-этажный дом), на ее постройку ушло 2млн 300 тысяч каменных блоков. Как же называлась эта пирамида? Стр. 62 Пирамида Хеопса.
7 слово (14 слово). Пирамиды - это гробницы, и египтяне верили в загробную жизнь, и если правильно сохранить тело, то оно продолжит жизнь после смерти. Но как это сделать? Стр.63 саркофаг, мумия
8 , 9 слово. Задание на опережение индивидуальная карточка Фараон - сын бога Ра. Итак, главный в Египте фараон, как он выглядел и почему так красиво? Стр. 63-64, ответ прост- он сын бога на земле - сын бога Ра.
10, 11, 12 слово. Но фараон правил не один, кто еще ему помогал? Стр.64. Чиновник, писцы, стража.
А кто же содержал их - крестьяне, ремесленники, которые платили налоги и несли повинности - строительство, войны.
Заключительное слово: Таким образом, власть в Древнем Египте - это деспотия, то есть единоличная, неограниченная власть фараона. Что нового узнали? Слайд 24-25 схема - государственное устройство Древнего Египта. Самостоятельный ответ учащегося по схеме государственное устройство Древнего Египта.
Как сегодня мы можем использовать знания Древнего Египта?
Закрепление пройденного материала по вопросам кроссворда.
Рефлексия: заполнить карточку «Что понравилось, что не понравилось»
Мне сегодня на уроке понравилось__________________________________________________________________________________________________________________________________________Мне сегодня на уроке не понравилось__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я сегодня узнал, что__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне сегодня на уроке было не понятно_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне сегодня на уроке понравилось__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне сегодня на уроке не понравилось__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я сегодня узнал, что__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне сегодня на уроке было не понятно_____________________________________________________________________________________________________________________________________________
П
ш
А
м
п
о
л
ь
о
н
П
И
Р
п
и
р
а
м
и
д
а
у
Е
х
е
о
п
с
Ф
Р
С
а
р
к
а
ф
А
г
О
П
и
с
ц
ы
Р
а
Г
ч
и
н
О
в
н
и
к
А
Л
с
Т
р
а
ж
а
О
И
И
н
ф
м
у
м
и
я
Ход урока: По технологической карте.
Технологическая карта учителя.
Тема урока «Фараоны и пирамиды». Михайловский Ф.А. История древнего мира". 5 класс. Изд. "Русское слово", 2006 г.
Учитель истории Труханова А.А.
-
Цели, этапы занятия.
Пошаговый алгоритм
Деятельность детей
Результат
1
2
3
4
1. Целевое пространство.
Цель: I, на познание:
Обеспечить усвоение и понимание особенностей политического и социального устройства Древнего Египта. оболочка нения климате и погоды9
Цель: 2, на общение и развитие способов мыслительной деятельности
- создание условий для продуктивной работы в микрогруппах.
Запрос индивидуальных целей по модулю.
2. Беседа:
-
Поисковое пространство.
Работа в микрогруппе.
4 .Рефлексивное пространство. Индивидуальная рефлексия.
Приветствие. Вводное слово учителя. Краткая актуализация и настройка на тему «Фараоны и пирамиды ».
Позиция учителя - организатор, координатор, консультант.
Целеполагание, в форме беседы с фиксацией ответов учащихся.
Учитель использует наглядность - различные папирусы
Обрабатывая задание дети сравнивают свои записанные варианты с возможными ответами на слайдах.
Иллюстрация в учебнике к краткому рассказу учителя о истории расшифровки письменности Древнего Египта.
Как вариант интерактивная иллюстрация.
Фронтальная работа с классом.
Предлагается поисковая работа по учебнику.
Выброс на компьютер результатов работы каждой микрогруппы.
Задание по учебнику (индивидуальная работа):
Обсуждение в классе понимание понятий через отображения ответов на компьютере.
Учитель подчёркивает важность каждой категории жителей Древнего Египта.
Рефлексия.
Объявляется благодарность и высокие оценки активным участникам.
Вхождение в урок. Осмысление цели, задачи и плана урока. Ознакомление с инструкцией заполнения кроссворда. Слайд №1 - 5
Определить на интерактивной карте место расположения Древнего Египта, назвать столицу. Слайд № 6
Фронтальная беседа, на основе пройденного материала для определения первых трех слов кроссворда.
Исторический источник, виды источников - вещественные и письменные.
Рассмотрение папируса на стенде и на открытках.
Заполнение кроссворда. Слайд № 7
Рассмотрение Древнеегипетской письменности - иероглифов на компьютере, заполнение кроссворда. Слайд № 8-9
Получение информации о расшифровке письменности Древнего Египта из рассказа учителя.
Наглядное рассмотрение иллюстрации в учебнике стр.
Заполнение кроссворда. Слайд № 10
Получение информации из рассказа учителя о пирамидах и фиксация знаний из интерактивной иллюстрации. Заполнение кроссворда.
Слайд № 11-12
Коллективная работа с текстом учебника стр. 62, определение самой высокой пирамиды Хеопс, наглядное изображение на компьютере.
Заполнение кроссворда. Слайд № 13-14
Поисковая работа с текстом учебника в микрогруппах , стр. 63.. Самостоятельное изучение новых понятий - саркофаг, мумия.
Самостоятельное заполнение кроссворда.
Слайд № 15.
Рассказ учащегося по индивидуальной , заранее выданной карточке «Фараон - сын бога Ра».
Заполнение кроссворда. Слайд № 16- 17.
Самостоятельное изучение текста учебника стр. 64. Определение основных категорий населения Древнего Египта, рассмотрение их основных занятий. Выделение значения каждой категории населения. Самостоятельное заполнение кроссворда. Слайд № 19-21.
Самостоятельное определение главного слова урока - деспотия. Фиксация его в кроссворде.
Слайд № 23
Запись схемы государственного устройства Древнего Египта и самостоятельный ответ у доски. Слайд № 24-25
Ответ на вопрос: Что нового мы узнали?
Как сегодня мы можем использовать полученные знания о Древнем Египте?
Слайд № 26
Запись разнеуровнего домашнего задания.
Слайд № 27
Заполнение карточки «Что мне понравилось на уроке?»
Повторение известных знаний (коммуникативных, познавательных,
картографических знаний)
Развитие умений предполагать, о чём пойдёт речь в данной теме.
Выход на противоречие в ответах, перевод их в проблему, выход на ключевые слова темы: деспотия, фараон, его окружение.
Учащиеся с помощью иллюстраций оживляют в своём представлении исторические события.
Создание ситуации успеха, в условиях неоднократного предыдущего повторения этого приёма, очень вероятно.
Повторение и обобщение полученных ранее знаний
Изучение нового материала
Работа с учебником, поиск ответа на основе данных двух вопросов.
Работа с текстом, умение выделять главное.
Обобщать, делать выводы.
Закреплять умение
Сравнивать, выделять главное,
аргументировать.
Изучение
Обобщение и закрепление изученного материала. Подготовка к темам следующих уроков в рамках курса «Древний Египет».
-