Конспект урока по всеобщей истории на тему Индия в средние века (10 класс)

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Индия в Средние века»

Цель: познакомить учащихся с историей Средневековой Индии, с особенностями устройства общества, дать представление о религии и культуре Средневековой Индии, развивать способность четко формулировать свои мысли, память, мышление, воспитывать уважение к истории и культуре.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Объявление темы урока

- Ребята, посмотрите, на доску. Что вы видите? (На доске изображения шахмат, домино, цифра 0, йога, сахар) СЛАЙД 1 Скажите, с какой страной у вас ассоциируются все эти предметы? (Индия). Конечно же, это Индия.

- Вы, наверное уже догадались,что на сегодняшнем уроке речь пойдет об Индии. Помня об изучаемом историческом периоде, сформулируйте тему урока. (Индия в Средние века).СЛАЙД 2

  1. Актуализация опорных знаний.

- Но прежде чем мы начнем изучение новой темы, давайте вспомним, что вы уже знаете об Индии. С той целью я приготовила для вас такую схему. Ваша задача сейчас ее заполнить. (Схема на доске. Слайды: 3-5)

Вопросы для заполнения схемы:

  1. Назовите и покажите на карте полуостров, на котором находится Индия.

(Индия расположена в Южной Азии, большей частью на полуострове Индостан.).

  1. Назовите и покажите на карте главные реки Индии.

(Инд - берет начало в Гималаях (Тибетское нагорье), впадает в Аравийское море, протекает северо-западной Индии; Ганг - берет начало в западных Гималаях (ледник Ганготри, протекает на юго-восток, впадает в бенгальский залив)

  1. Назовите и покажите на карте горы Индии.

(С севера и северо-востока Индию окружают самые высокие горы планеты - Гималаи)

  1. Какими были основные занятия населения Индии?

Конспект урока по всеобщей истории на тему Индия в средние века (10 класс)Конспект урока по всеобщей истории на тему Индия в средние века (10 класс)Полуостров(Индостан) Реки (Инд, Ганг)

ИКонспект урока по всеобщей истории на тему Индия в средние века (10 класс)Конспект урока по всеобщей истории на тему Индия в средние века (10 класс)НДИЯ

Горы (Инд и Ганг) основные занятия населения ( (земледелие, скотоводство, ремесло)

  1. Изучение нового материала

План:

  1. Вехи истории

  2. Социополитическое устройство.

  3. Касты и Община

  4. Религия и культура

Учитель: Индия - удивительная страна, таящая огромное количество интересных вещей и фактов, скопленных за тысячелетнюю историю Индии.

Именно Индия заложила основы многих современных наук, без которых просто невозможно представить развитие современного человечества.

А мы с вами отправляемся в Средневековую Индию…



  1. Вехи истории.

Учитель: Вспомните, что мы называем Средневековьем.

( Сре́дние века́ (Средневеко́вье) - исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени, охватывающий период с 476г.(Падение Зап.Рим. империи) и до открытия Америки Колумбом- 1492г)

А вот индийское Средневековье начинается с империи Гуптов, пришедшей на смену Кушанской. Империя Гуптов просуществовала на севере Индии с 4 по 6 век. В Европе зто время распада Западной Римской империи и возникновения первых варварских королевств. Таким образом условная нижняя граница индийского Средневековья совпадает с началом западноевропейского Средневековья.

В 6 веке империя Гуптов под натиском кочевников, вовлеченных в процесс Великого переселения народов, пала.

7-12 века - время существования многочисленных государств в Северной Индии.

На рубеже 10-11 веков в Северную Индию из центральной Азии и Афганистана вторглись мусульманские войска под командованием Махмуда Газневи(Показать на карте).Он разграбил и присоединил эти земли к государству Газневидов.

В начале 13 века из владений мусульман на севере Индии Образовалось государство со столицей в Дели - Делийский Султанат (Показать на карте).Султаны подчинили большую часть Индии. Султан ставил во главе областей своих приближенных и военачальников. Знатные люди закрепили за собой полученные в управление земли.Они передавали их по наследству и перестали подчиняться султану.С середины 14 века от султаната одна за другой отделялись независимые области.

Окончательный удар Делийскому султанату нанесло в 1398 году вторжение войск Тимура - правителя Самарканда из Средней Азии. Правители двух последних династий Делийского султаната являлись ставленниками тимуридов. Конец их господству и существованию Делийского султаната был положен в 16 веке Бабуром, тюрко-монгольским правителем. Он разгромил армию последнего делийского султана и основал государство, получившее название империя Великих Моголов.(показать на карте)

  1. Социополитическое устройство.

Учитель: В истории средневековой Индии чередовались длительные периоды государственной раздробленности и более короткие периоды централизации. Это обусловило наличие в индийских государствах двух форм управления и двух типов политической администрации.

Задание: На основе п. 2 пар. 12 заполнить таблицу « Социополитическое устройство средневековой Индии»





  1. Касты и община.

-Что такое касты?

Ка́ста - сословие , на которые распадается население Индии . Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами»:брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

Легенда о происхождении каст

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты.(СЛАЙД) Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст.

Работа с документом.

Перед вами лежит документ. В нем Сюань Цзан, знаменитый китайский путешественник, описал индийские касты. Предлагаю вам ознакомится с этим документом и ответить на вопрос: Как деление на касты влияло на жизнь средневекового индийского общества?
(Документ подчеркивает сильную традиционность индийского общества. Кастовое деление тормозило развитие общества).

  1. Религия и культура.

Презентация опережающего задания учеником.


  1. Закрепление изученного материала.

Викторина «Средневековая Индия»

  1. С чего начинается индийское Средневековье? (С империи Гуптов)

  2. В каком веке образовался Делийский Султанат? (Начало 13 века)

  3. В каком году в Делийский Султанат вторглись войска Тимура? (1398 год)

  4. Кто был основателем империи Великих Моголов? (Бабур)

  5. Как назывались правители индийских княжеств? (Раджи)

  6. Какую касту, согласно преданию, Бог Брахма создал из своих рук и плеч? (Кшатрии или воины)

  7. Традиционная религия Индии? (Индуизм)

  1. Подведение итогов.

Закончить урок я бы хотела отрывком из стихотворения индийского поэта и философа Тагора

Много ли знаю о нашей огромной планете?

Сколько морей и пустынь, и хребтов, и потоков на свете,

Сколько открытий и подвигов, стран, городов и селений,

Сколько диковинных тварей и редких растений!

Многого в жизни не видел я. Мир так богат и широк, -

Я охватил лишь его небольшой уголок.

И, сожалея об этом, тома путешествий листаю,

Жадно читаю,

Тысячи красочных строк - описаний далекого края -

Перебирая.

Скудны познанья мои, и на каждом шагу

Их я богатством чужим пополняю, насколько могу.

- Сегодня мы посетили сказочную страну Индию. Узнали ее средневековую историю. Много тайн еще скрывает эта самобытная страна. Многое еще нам предстоит о ней узнать. Но это на следующих уроках. А на сегодня наше путешествие заканчивается.

VII. Домашнее задание.

Учить пар. 12, отвечать на вопросы.



© 2010-2022