Конспект урока на тему Предпосылки петровских преобразований

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта

Тема урока

предпосылки петровских преобразований.

Предмет

история

Класс

7

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Ресурсы

-основные: учебник Данилов, Косулина История России 16-18 в.

-дополнительные: мультимедийная презентация, проектор, магнитная доска, задания для групп

Организация пространства

Групповая работа

Основные понятия

Реформа, регулярная армия, «полки иноземного строя»

Межпредметные связи

Обществознание, литература

Планируемые образовательные результаты


Предметные


Личностные

Метапредметные

Знать причины отставания России от европейских стран, предпосылки реформ. Понимать деятельность Семиона Полоцкого, Ордин-Нащекина, Галицина, Ю. Крижанича.

Формирование ответственного отношения к учению.

Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей и эффективные способы решения задач.

Коммуникативные.

Умение эффективно сотрудничать в группе.

Строить монологическое контекстное высказывание от имени группы.

Познавательные.

Овладение умениями работать с информацией (анализировать , обобщать факты, группировать , структурировать в схемы или таблицы)



Ход урока1. Мотивационный



2. Актуализация опорных знаний.













3. Открытие нового знания.

Слайд 1. Слова А.С. Пушкина о Петре 1. (о ком идет речь

Сегодня мы начинаем изучать один из самых важных периодов XVII-XVIII веков "Россия при Петре I".

Тема сегодняшнего урока "Предпосылки петровских преобразований"

На этом уроке мы докажем, что России необходимы реформы и познакомимся с выдающимися личностями, которые предлагали реформирование по европейскому образцу. Они дали "толчок" к дальнейшим реформам Петра I.

- Дайте определение понятию реформа?

1. Причины и основные направления реформ.

Вспомните, как развивалась Европа на рубеже XVII века?

Россия значительно отставала от стран Европы, созрели предпосылки для решительных перемен.



В чем же Россия отставала от Европы? Слайд



Из причин выделяем направления реформ:

2. Усиление иностранного влияния.

Что способствовало усилению иностранного влияния на Россию?

Стр. 93-94 читать выполнить задание №1. проверка друг друга по эталону.


Видно, что предпосылки реформ налицо. Поэтому Россия нуждалась в образованных деятелях, которые могли бы предложить свои планы по развитию государства. Одним из них был белорус Семион Полоцкий.

В чём вы видите прогрессивную роль С.Полоцкого?

- Какую роль в сближении с Западом сыграл Полоцкий?

Петр 1

О преобразовательной (реформаторской)

(реформа - преобразование, изменение какой- либо общественной жизни) (учащиеся открывают тетради и записывают тему урока)

  • (прошёл промышленный переворот (вспомнить определение), во многих странах прошли буржуазные революции (вспомнить итоги Английской буржуазной рев.), успешно развивалась мануфактурная промышленность (определение мануфактура), развивалась морская торговля мирового масштаба, наличие флота и выхода к морям имело важное значение в развитие экономики, наличие постоянной армии, совершенная система государственного управления



  • В России 1649 г. вводится крепостное право (вспомнить опред.- крепостное право)

  • Отсутствовали удобные порты для европейской торговли

  • Отсталая армия и флот

  • Непродуманный государственный аппарат

  • Слаборазвитая экономика

  • Отсутствие системы образования, засилье церковного влияния в культуре.

Попытайтесь выделить основные направления реформ. (запись в тетрадь)

  • Выход к морю

  • Реформа экономики

  • Реформа армии

  • Государственная реформа

  • Реформа культуры и образования

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

Уберите лишнее

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

(а, б, в, г, д, ж)

Выступление учащегося о Семионе Полоцком.

  • выступал за объединение русского, белорусского и украинского народа

  • обучал дьяков (служителей) в приказах.

  • придворный поэт

Задание классу. Класс делится на 3 группы.

  1. Группа Реформаторская деятельность А.Л. Ордина -Нащекина

  2. Реформаторские планы В.В. Галицина

  3. Идеи Ю. Крижанича.

Выполняют работу в группе.

Словарная работа: регулярная армия- войско, создаваемое на постоянной основе.

(запись в тетрадь)

Регенство - временное осуществление полномочий главы государства в связи с малолетством или болезнью монарха.

(запись в тетрадь)

Закрепление

Групповая работа

Кубик Блюма задают друг другу вопросы?

Включение новых знаний в систему.

Синквейн каждая группа со своим героем.

Составляют синквейн.

Рефлексия

Рефлексивный экран

Записывают д/з

Д\З

  • 12, читать

  • На 3. - читать параграф, ответить на вопросы.

  • На 4. - читать документ, ответить на вопросы после документа

  • На 5. -сообщение Детские годы Петра.



Симеон Полоцкий (светское имя Самуил Гаврилович (Емельянович? ) Петровский-Ситнианович) (1629, Полоцк - 1680, Москва) - общественный и церковный деятель. В 1637 - 1651 учился в Киево-Могилянской коллегии, в 1653 окончил Виленскую иезуитскую коллегию. В 1656 принял иночество и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. В 1660 впервые приехал в Москву, перед царским семейством в Кремле читал свои стихи и предложил царю свою лит. "службу", к-рая была принята. С 1663 после переезда в Москву преподавал в Заиконоспасской школе, а затем стал наставником царских детей. К наставлениям Симеон прислушивались не только царь Алексей Михайлович, но и все его дети - вплоть до царевны Софьи и малолетнего Петра I. В 1678 организовал при дворе типографию, первой изданной кн. к-рой стал "Букварь". В 1679 составил проект указа о создании Славяно-греко-латинской академии. Получил широкую известность как поэт, драматург, проповедник, публицист, педагог, переводчик, боровшийся против раскола, выступавший сторонником развития образования и просвещения. Один из культурнейших людей своего времени, Симеон стал первым в рус. лит-ре писателем-профессионалом, чье имя приобрело европейскую известность.

Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич (1606-1680) - русский государственный и военный деятель, дипломат, автор Новоторгового устава 1667.

Родился в семье небогатого псковского дворянина около 1606. Вел род от некоего «Нащоки» - раненного в щеку участника восстания жителей Твери против ханского баскака Чол-хана в 1327. Детство и отрочество прошло на Псковщине - в Опочке. Местные дьячки научили его грамоте и математике, поляки - польскому языку и латыни, позже он сам овладел немецким и молдавским, а также современным ему русским литературным языком

, Карьера

В 1642 году Ордин-Нащокин был участником договора о границе со Швецией, с этого события начинается его успешная карьера. В 1656 году Афанасий был направлен для подписания мира в Курляндию, а в 1658 - подписал мирный договор со Шведским государством. После подписания договора со шведами, царь удостоил Ордина-Нащокина титулом дворянина. А в 1667 году за Андрусовское перемирие с Польским государством стал боярином. В этом же году Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ, в деятельность входила работа государственного канцлера.Карьера Ордина-Нащокина продолжалась вплоть до 1671 года, когда вследствие различных доносов он был уволен со службы. Характер и суждения отличались прямотой, твердостью и резкостью, что соответственно образовало круг недоброжелателей. После возвращения вПсков, он был в 1679 году вызван к царю, для участия в мирных соглашениях с Польшей, но к тому времени взгляды его устарели и были признаны неактуальными.

После этого события Ордин-Нащокин постригся в монахи в Крипецком монастыре, а по прошествии года умер. Личность Ордина-Нащокина считается уникальной из-за его жизненных достижений благодаря своим способностям, а не семейным связям.






Голи́цын Василий Васильевич (1643 - 21 апреля (2 мая) 1714, Пинежская волость, Архангельский край) - русский государственный деятель, князь, боярин (1676) один из самых известных представителей рода князей Голицыных, за что получил прозвище Василий Великий.

Василий Голицын родился в семье Василия Андреевича Голицына (умер 1652),. Василий Васильевич выдвинулся при царе Федоре Алексеевиче, получил от него крупные земельные пожалования и титул боярина (1676). В 1676 был послан на Украину, где участвовал в обороне южных границ Русского государства и в Чигиринских походах (1677-1678) против Османской Турции. В 1676-1677 годах В.В. Голицын был начальником Пушкарского приказа, а в 1677-1680 - Владимирского судного приказа. Он получил звание дворового воеводы (1682), стал главой Пушкарского (1682-1686), Иноземского, Рейтарского, Посольского, Малороссийского, Смоленского, Новгородского приказов (1682-1689). В 1683 году он был пожалован титулом «государевых великих посольских дел оберегатель». В.В. Голицын был одним из образованнейших людей своего времени, знал немецкий, греческий и латинский языки, имел богатую библиотеку, являлся сторонником расширения связей со странами Западной Европы, особенно симпатизировал культуре Речи Посполитой. В 1683 году В.В. Голицын добился от Швеции подтверждения условий Кардисского мирного договора (1661), а в 1686 году заключения выгодного для России Вечного мира с Речью Посполитой. Он лично организовал и возглавил два Крымских похода (1687, 1689) против Крымского ханства. Несмотря на неудачи русских войск, Крымские походы помешали татарам выступить против союзников России в войне против Османской Турции. После прихода к власти Петра был сослан в ссылку.

Крижанич Юрий (1618-1683) - писатель. Хорват по национальности. Сторонник идеи "славянского единства", главное место в котором он отводил России. Выдвигал программу преобразований в России. В 1661 году году за "вольнодумство" сослан в Тобольск. В 1676 году выехал из России.

+ + +

Крижанич Юрий (ок. 1618-12.09.1683), славянский ученый и писатель, по национальности хорват, католический священник. Пропагандировал идею славянского единства. Главную роль в сплочении славян отводил Русскому государству, которое впервые посетил в 1647. Прибыв в Москву в 1659, по подозрению в шпионаже был сослан в 1661 в Тобольск, где прожил до 1676. В Тобольске Крижанич продолжал свои исследования и написал ряд книг - «Политика» (1663-66), «Об Божьем смотрении» (1666-1667), «Толкование исторических пророчеств» (1674).

В своих исследованиях Крижанич приходит к выводу о необходимости объединения славян путем просвещения и литературного сближения. Крижанич увлекся изучением истории России и считал ее родиной всех славян. «Русский народ, - писал он, - и имя всем прочим, начало и корень». Чтобы объединить все славянские племена, считал Крижанич, необходимо прежде всего создать единый «всеславянский» язык и написать на этом языке книги, доступные всем славянам. Крижанич лично показывает пример такой работы: в Тобольске он создает свой вариант всеславянского языка, представлявшего собой смесь церковнославянского, русского и хорватского языков. Именно на этом языке написана его книга «Политика». Крижанич одним из первых подверг критике летописные легенды о «призвании варягов» на Русь, дарах Мономаха, вскрыл грубые искажения русской действительности в современных ему иностранных сочинениях о России (Адама Олеария, П. Петрея).

Славянский ученый доказывал необходимость упрочения связей Великороссии и Малороссии. Для укрепления могущества России Крижанич предлагал усилить государственный аппарат, реформировать армию, законодательно закрепить права всех сословий русского общества, перестроить организацию внутренней и внешней торговли, стимулировать развитие российской промышленности и ремесел. Крижанич резко выступал против низкопоклонства перед всем иностранным, дав этому явлению свое название - чужебесие. Не исключая возможности использования положительного зарубежного опыта, Крижанич призывал сделать главную ставку на «высвобождение» богатейшего внутреннего потенциала русского народа.

Рабочий лист группы: ___________________

Участники ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 1. стр. 93-94 читать.

Усилению западного влияния на Россию в XVII в. способствовали:

Уберите лишнее

а) постоянные войны России с Польшей и Швецией;

б) долгое пребывание поляков в России в 1605-1612 гг.

в) приглашение царями на службу зарубежных специалистов

г) стремление западных предпринимателей вкладывать капиталы в развитие российской экономики;

д) стремительное формирование всероссийского рынка

е) снятие Россией таможенных барьеров

ж) присоединение Левобережной Украины и Киева к России

Задание 2.


  1. Группа Реформаторская деятельность А.Л. Ордина -Нащекина

  2. Реформаторские планы В.В. Галицина

  3. Идеи Ю. Крижанича.

Схема ответа: 1. - Личность политического деятеля. 2. Реформатоские идеи.3- результат.

Задание 3.

Составьте синквейн по пройденной теме.

  1. Существительное

  2. Два прилагательных

  3. Три глагола

  4. высказывание.

  5. свое мнение


В конце урока капитан группы должен выставить отметки каждому члену группы.

© 2010-2022