- Преподавателю
- История
- Урок, Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян - переселенцев
Урок, Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян - переселенцев
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бублик Г.А. |
Дата | 21.01.2017 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Бублик Галина Александровна.
КГУ «Средняя школа № 36». г. Усть- Каменогорск.
Урок № история Казахстана 8 класс
Дата: 12.12.16.
Тема: «Колониальная переселенческая политика царизма. Хозяйство крестьян-переселенцев»
Цель: Изучить процесс широкомасштабной колонизации Казахстана.
Задачи:
- Проанализировать влияние переселившихся русских крестьян из европейской части Российской империи на казахов, раскрыть характер изменений в Казахстане.
- Совершенствовать навыки работы с текстом, умение сопоставлять и анализировать исторические события и явления, составлять план рассказа по определенной теме, формировать личное отношение к происходящим событиям, развивать фантазию, эмоциональную отзывчивость.
- Воспитывать чувство дружбы, взаимовыручки, гостеприимство, силу воли, гордость за достижения своего народа, понимание значения независимости для полноценного развития нации и государства, любовь к Родине.
Тип урока: Комплексное применение ЗУН.
Методы проведения урока: Словесный, наглядный, частично-поисковый, проблемный, интерактивный, критическое мышление.
Оборудование урока: карточки, тесты, карта Казахстана.
Основные понятия: государственная собственность на землю, административные реформы 60-90 годов XIX в., широкомасштабная колонизация Казахстана, крепостная зависимость, Столыпинская аграрная реформа, обыватели, мещане, жатаки.
Ход урока:
I Мотивационный этап
-
Деление на группы «Собери фигуру», распределение обязанностей
На столах у вас учебные листы с ходом работы.
Активизация познавательной деятельности
Вступительное слово: XIX век - век перемен, коснувшихся всех сторон жизни казахского народа. Основной вопрос - «быть или не быть»- кочевому народу Центральной Азии, оставшемуся один на один между двумя империями Россией и Китаем.
Сделав свой выбор в пользу России, казахи продолжают борьбу теперь против тех изменений, которые привносились в кочевое общество.
Какие изменения?- (Реформы)
Проводившиеся реформы XIX века изменили политический статус Казахстана.
Перечислите эти реформы (административные реформы 60-90 годов XIX в.,)
Проверка домашнего задания.
1. Задание - добавьте пропущенные слова
В XIX веке с введением «Устава» 1822-1824 годов традиционные отношения в казахском обществе претерпел значительную деформацию. Данный документ, упразднив (ханство), сделал ставку на султанское сословие и этим отношения между Казахстаном и Россией стали вассальными. В XIX веке (разногласия) между родоправителями и султанами усиливаются. Реформа 1867-1868 гг., окончательно изменив традиционную социальную систему казахского общества, ликвидировала (привилегии султанов). Происходит процесс (обнищания) большинства хозяйств.
2. Задание - тесты
Административно-территориальные реформы 1867-1868, 1891 годы
-
По реформе 1867-1868 гг., низшим звеном колониальной судебной системы являлся:
-
Военный суд
-
Суд биев и казнев
-
Областной суд
-
Уездный суд
-
Районный суд
-
В Западно-Сибирское генерал губернаторство по реформе 1867-1868 гг. вошли области:
А. Акмолинская, Семипалатинская
В. Туркестанская, Семипалатинская
С. Оренбургская, Тургайская
D. Закаспийская, Астраханская
Е. Сырдарьинская, Семиреченская
3. «Положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областями» Александр II утвердил:
-
1869г.
-
1868г.
-
1867г.
-
1865г.
-
1866г.
4.Государство, с которым имел право вести дипломатические переговоры Туркестанский генерал-губернатор:
-
Турция.
-
Корея.
-
Китай.
-
Индия.
-
Афганистан.
5.Во главе области по реформе 1867-1868гг. стоял:
-
Военный губернатор.
-
Старший султан.
-
Пограничный начальник.
-
Генерал-губернаторство
-
Вице-губернатор.
6.Положение о реформе по управлению Казахстаном (1867-1868гг.) утвердил император России:
-
Александр I
-
Павел I
-
Александр II
-
Николай I
7. По реформе 1867-1868 гг. от налогов в Российскую казну были освобождены:
-
Потомки Чингисхана
-
Бии
-
Батыры
-
Имамы и Муллы
-
Баи
8. Основная цель реформ 1867-1868 гг. в Казахстане заключалась в:
-
Разделении территории края на области
-
Возвращении ханской власти
-
Революционном преобразовании
-
Коренной ломке системы управление чингизидов
-
Разделении территории края на дистанции
9. По «Временному правилу о крестьянских переселениях в Семиречье» в 1868г. , кроме предоставления земли, переселенцы из России освобождались:
-
От налога в размере 3 рубля 50 копеек
-
От налогов на пять лет
-
От всех налогов и повинностей сроком на 15 лет
-
От налогов пожизненно
-
От воинской обязанности
10. По «Временному правилу о крестьянских переселениях в Семиречье» в 1868 г., переселенцам на душу мужского населения выделялось по:
-
20 десятин земли
-
30 десятин земли
-
45 десятин земли
-
10 десятин земли
-
35 десятин земли.
11. По «Положению 1891 года в Казахстане к губернскому правлению центральных районов империи были приравнены
А. Потомки Чингисхана
В. Областные правители
С.Батыры
Д. Имамы и Муллы
Е. Баи
12. По «Положению» 1891 года в Казахстане были созданы городские полицейские управления в…
А. волости
В. крупных областных центрах
С. губерниях
Д. аулах
Е. уездах
13. Назовите город, ставший местопребыванием главного управления трех областей Степного генерал-губернаторства по «Положению» 1891 года ?
А. Ташкент
В. Семипалатинск
С. Оренбург
Д. Павлодар
Е. Омск
14. Генерал-губернаторство, образованное согласно по «Положению» 1891 года?
А. Акмолинское генерал-губернаторство
В. Туркестанское генерал-губернаторство
С. Оренбургское генерал-губернаторство
D. Степное генерал-губернаторство
Е. Сырдарьинское генерал-губернаторство
15. Какие административные изменения произошли в Казахстане согласно «Положению» 1891 года?
А. Разделение территории края на области
В Возвращение ханской власти
С. Революционные преобразования
Д. Образовано 2 генерал-губернаторства
Е. Разделение территории края на дистанции
(ключ-1-В; 2-А; 3-С; 4 -С; 5-А ; 6-С; 7-А; 8-Д; 9-С; 10-В; 11-В; 12-В; 13-Е; 14--; 15-Д)
План изучения новой темы.
-
Причины и начало переселения крестьян на территорию Казахстана.
-
Усиление темпов переселения крестьян.
-
Выступления казахского населения против колониальной политики царизма.
-
Особенности возведения жилищ крестьянам переселенцам. Трудности переселенцев на новом месте.
-
Развитие хозяйства (земледелие, скотоводство).
-
Пчеловодство, огородничество и рыболовство.
-
Хозяйственные и культурные контакты переселенческого крестьянства с казахами.
II Операционный этап
« Степная земля бесконечна, как время…»
Казтуган жырау.
Именно так воспел великий Казтуган жырау необъятные степные просторы казахской земли, сравнив её со временем. Сегодня мы познакомимся с одной из страниц истории нашей Родины-Казахстан в составе Российской империи.
Во второй половине XIX века вся территория Казахстана вошла в состав Российской империи. В 60-е годы XIX столетия, после отмены крепостного права и проведения буржуазных реформ, Россия вступила на капиталистический путь развития. Капитализм начал развиваться «вглубь» (строились заводы, железные дороги) и «вширь», охватывая все новые территории. В это же время буржуазные отношения начинают развиваться в Казахстане. О том, какое влияние они оказали на экономическое и культурное развитие казахской степи, мы и будем говорить. На уроке мы будем рассматривать тему в ходе самостоятельной работы, опираясь на материалы учебника параграф 31,32.
I этап- проблемный
Открываем тетради и записываем тему урока
1. Как вы думаете, почему царское правительство было заинтересованно в переселении крестьян с территории России в Казахстан?
1) ослабить (после введения реформы об отмене крепостного права в России) усилившиеся в центральных районах России волнения крестьян, оставшихся без земли;
2) обеспечить в их лице социальную опору для проведения политики царизма на национальных окраинах империи;
3) перевод казахов на оседлый, земледельческий образ
жизни, превращение Казахстана в хлебную житницу империи;
4) проводить через крестьян политику христианизации
и русификации местного населения.
2. Как царское правительство заинтересовало крестьян в переселении?
Правительство предусмотрело переселенцам
ряд льгот и привилегий
1) каждый получал 30 десятин земли;
2) на 15 лет освобождались от всех
видов налогов и повинностей;
3) выделялся кредит до 100 рублей.
Политика переселения царского правительства лишила казахов не только земель и богатства природных недр, она посягала и на духовную культуру народа, об этом мы расскажем на следующих уроках.
II этап -частично-поисковый
Задания по группам (разного уровня сложности, при выполнении задания оказать индивидуальную помощь)
При выполнении задания используем параграф № 31, № 32
Задание 1группе
Выпишите в хронологической последовательности мероприятия и указы (положения) царского правительства относительно вопроса о переселении на территорию Казахстана крестьян. В какой форме и как вы будете выполнять задание?
( 1)1866 г.-главное управление Западной Сибири впервые разрешило самовольное переселение крестьян в Казахстан.
2) 1868 г. - под руководством Г.А. Сперанского были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье»
3) 1889 г.- утверждение положения «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли»
4) 1903 г. - утверждение правил «О добровольном переселении на казенные земли в области Сырдарьинскую, Ферганскую. Самаркандскую»
5) 1906 г. - председатель Совета Министров России П.А. Столыпин принял решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России - Столыпинская аграрная реформа
( Как вы считаете, для чего принимали данные указы?)
Задание 2 группе
Охарактеризуйте значение и последствия переселения:- 1892 г. - строительство Транссибирской железной дороги
- переход к оседлому образу жизни, земледелию
- изучение русского языка
- крестьяне научились искусственному орошению, устройству снежников, арыков
- крестьяне начали выращивать лошадей и овец, верблюдов
- казахи переняли у крестьян: использование сельскохозяйственных машин, железные орудия труда, сенокошение, строительство зернохранилищ, мельниц, возделывание капусты, картофеля, арбузов, дынь; овладели навыками пчеловодства, строительство деревянных домов.
- дополнительное изъятие земель
- изгнание с плодородных земель
- обнищание коренного населения
- отсутствие навыков земледельческого труда
- кризис скотоводческого хозяйства
- обострение отношений между крестьянами и местным населением и между самими казахами
- переход обедневших казахов на промыслы и горнодобывающую промышленность
- развитие шло в русле колониального влияния, казахский народ был политически и экономически бесправным
В какой форме и как ты будешь выполнять задание? Напиши вывод.
( несмотря на пагубные последствия переселенческой политики, между коренными жителями и крестьянами-переселенцами происходило взаимообогащение культур, взаимовлияние в хозяйственной сфере)
Задание 3 группе
Объясните значение следующих терминов: Работа со словарем.
Колониальная зависимость - экономическая и политическая
зависимость от Российской империи;
Крепостная зависимость - личная зависимость крестьян от помещиков;
Автохтонное население - коренное, первоначальное,
исконное население страны;
Отруб - участок земли, выделявшийся в личную
собственность крестьянину при
выходе его из общины;
Столыпинская аграрная реформа- по закону от 9 ноября 1906 г., подготовленном П.А.Столыпиным проводилась реформа крестьянского надельного землевладения с выходом из общины,
созданием хуторов и отрубов
Ходоки- выборные от крестьян, посланные
куда - либо с ходатайством
Хутор - обособленный земельный участок с
усадьбой владельца
Жатаки - обедневшая часть казахского
обедневшего общества, вынужденно
перешедшая к оседлому образу жизни
В какой форме и как ты будешь выполнять задание?
Задание 4 группе
Что вы знаете о них?
Г.А. Колпаковский - … (семиреченский военный губернатор - инициатор массового переселения крестьян в Казахстан)
П.А. Столыпин - …(председатель Совета Министров России П.А. Столыпин принял решение о массовом переселении крестьян в азиатскую часть России (Столыпинская аграрная реформа)
А.Н.Куропаткин - … (генерал-губернатор Туркестанского края)
Задание 5 группе
Заполнение таблицы «Хозяйство крестьян-переселенцев»:
В первое время возводили землянки из дерна, саманные, глиняно-соломенные дома.
Наиболее состоятельные строили дома с железной крышей, из бревен
Жилища арендовали
Ютились в землянках, норах, шалашах. Вследствие этого - высокая смертность, болезни.
Не все почвы были предназначены для ведения сельского хозяйства: плохое качество земли, отсутствие леса, луга, питьевой воды. Незнание местных климатических условий (засуха, морозы, саранча
Земледелие,
скотоводство,
пчеловодство,
рыболовство, огородничество.
- изучение русского языка
- крестьяне научились искусственному орошению, устройству снежников, арыков
- крестьяне начали выращивать лошадей и овец, верблюдов
- казахи переняли у крестьян: использование сельскохозяйственных машин, железные орудия труда, сенокошение, строительство зернохранилищ, мельниц, возделывание капусты, картофеля, арбузов, дынь; овладели навыками пчеловодства, строительство деревянных домов.
Предоставление жилья переселенцам;
Помощь в голодные годы;
.
Физ. минутка «Приветствие»
III Рефлексивный этап
Закрепление:
Сравните жизнь и быт казахских скотоводов и российских земледельцев? Какой можно сделать вывод о переселении крестьян в Казахстан, при рассмотрении хозяйства, жизни, быта, культуры? (взаимовлияние) Аргументируйте свой ответ. Назовите основные причины переселения крестьян в Казахстан? В чем выразилось усиления темпов переселения? Какие последствия имело переселение крестьян в Казахстан? Были ли случаи выступления казахов против колониальной переселенческой политики?
Оценивание работы учащихся на основе формативного (оценочные листы), выставление суммативной оценки.
Заключение:
XX век для Казахстана - стал судьбоносным. В начале XX века территория Казахстана была одной из колоний России, в конце Казахстан обретает независимость. История этого столетия насыщена трагическими событиями, и на этом мрачном фоне независимость Казахстана - это подарок судьбы народу, пережившему тяжкое иго колониализма.
Бесконечное время…
День сегодняшний. Наглядный пример - Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» - реформа сегодняшнего дня, которой определены главные задачи социально-политического, экономического развития Казахстана. «Казахстан 2050-это Общество Всеобщего Труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека».
Домашнее задание: прочитать параграфы 31, 32. Используя дополнительный материал, статей, газет, рассказов людей старшего поколения, напишите небольшой рассказ на тему «Обустройство крестьян в Казахстане».