Разработка урока В афинских школах и гимнасиях

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка открытого урока по истории Древнего мира в 5 классе

Тема: В афинских школах и гимнасиях.

Цель: познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;

Задачи урока:

  • совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать;

  • воспитывать интерес к истории через приобщение к общечеловеческим ценностям.

  • сформировать представления о содержании образования, видах литературы и основных научных знаниях

УУД:

  • познавательные: знать этапы древнегреческого образования, определение понятия палестра, гимнасии, педагог, основное содержание образования, какие цели преследовали.

  • регулятивные: Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.

  • личностные: Формировать уважение прав и свобод человека.

Тип урока: сообщение новых знаний, игра «Погружение в историю»

Форма урока: урок - экскурсия c элементами ролевой игры.

Оборудование: карточки с текстами, мультимедийная презентация, свирель, фонограмма «Сиртаки»

Ход урокаI. Вступление

- Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры - воспитать всесторонне развитого человека.

- Как вы понимаете это выражение? Что значит выражение «всесторонне развитый человек»?

- К воспитанию такого человека и стремились люди.

Запись на доске

Предполагаемый ответ: физически здоровый, умственно и морально развитый человек.

II. Сообщение темы и цели урока

- В Греции было несколько типов учебных заведений. Посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем, какими они были, чему в них учили.

Тема нашего урока «В афинских школах и гимназиях».

Работать будем по следующему плану:

  1. Организация обучения в греческой школе

  2. Уроки в греческой школе

  3. Чему научились в греческой школе


Запись темы в тетрадь

III. Изучение нового материала


  1. Организация обучения в греческой школе

- Рассмотрите ОК, попробуйте догадаться, как было организовано обучение в Древней Греции.

А) Школа (от греч. schole - досуг)- учебно-воспитательное заведение начального и среднего образования.

- Обратите внимание на рисунок «Греческая школа». Опишите, что вы видите на рисунке.

- Налево урок музыки, направо - поэзии. Учитель развернул книгу, по которой читает ученик; на стене развешаны учебные предметы. Греки не считали образованным человека, не умевшего петь и танцевать.

- Как вы думаете, какие уроки были самыми главными в школе?

- О каком воспитании здесь идет речь - афинском или спартанском?

- Почему вы так думаете?

- Платон, древнегреческий ученый, говорил, что только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ, невежда же самое дикое создание из всех существующих на земле.

- Согласны ли вы с мнением Платона? Обоснуйте свой ответ.

- В каком городе - государстве Древней Греции особенно сильна была тяга к знаниям?

- Афины являлись научным и культурным центром Греции, куда стекались знаменитые ученые, поэты, философы.

- Для кого было доступно образование?

- Сыновья свободных греков получали образование в школе. Обучение было платным, и не все семьи могли себе позволить дать образование детям, хотя очень стремились к этому. Мальчики бедных родителей, научившись читать и писать за три года, как правило заканчивали образование. Мальчики из богатых семей продолжали учиться до 18 лет.

Б) Палестра

- Познакомимся со следующей ступенью обучения.

- Чем занимались в палестре?

- Сформулируйте определение сами.

- Греки считали, что умственное «моральное развитие человека достигается лучше всего в здоровом теле, которое должно всесторонне и свободно развиваться так, чтобы человек достигал гармонического совершенства души и тела».

- Сохранилась ли такая точка зрения в наши дни?

В) Гимнасий

- Какое слово вам напоминает? (гимнастика, гимназия)

- Предположите, чем там будут заниматься?

- Сформулируйте определение, используя текст учебника с. 176 п.4.

- Образование в первую очередь готовило мальчиков к защите Отечества.

Г) Педагог

- А сейчас я хочу рассказать краткую историю: «Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой -то раб сломал ногу, воскликнул: «Вот еще одним педагогом стало больше!».

- Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами?

- Сформулируйте определение.

- Кого сейчас называют педагогами?

- Итак, день ученика начинался с того, что он отправлялся в школу в сопровождении раба - педагога.

- Рассмотрите рисунок с. 181, опишите так, чтобы получился связный рассказ.

2. Уроки в греческой школе

Раз у нас урок - экскурсия, давайте заглянем в афинскую школу, палестру и гимнасий.

Проблемный вопрос: Какие уроки можно извлечь для себя, обучаясь в греческой школе?

Школа

Представьте, что мы находимся в обычной греческой школе. Посмотрим, как проходят уроки.

- С чего же начинается урок? (с приветствия)

"Хайретэ пайдес! Калой кой агатой!" Здравствуйте дети! Прекрасные и совершенные! Сегодня я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите - розги всегда лежат перед вами. Не толкайтесь, не пристало здесь играть ни в бронзовую муху, когда один тычется как заболевший осел, а остальные визжат и разбегаются; ни в хитринду, когда вы сажаете товарища на пол, скачете вокруг и задираете его, а он хватает вас, но не может сойти с места. А самое сильное наказание будет назначено игрокам в эфедрисму, потому что священные стены храма знаний - не для диких прыжков ребенка с товарищем на закорках.

Наш город с надеждой смотрит на вас, будующих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь перестаньте дрожать, сядьте прямо и начнем урок. Я буду учить вас писать, читать, считать.

Урок - письмо

Тема: Буквы греческого алфавита.

- Чем и на чем будем писать?

- Книги, как правило, писались на папирусе и свертывались в рулоны.

- Вспомните, опыт какого народа использовали греки при создании своей буквенной письменности?

- В чем его достоинства по сравнению с древнеегипетским письмом и клинописью?

- В чем различие финикийского и греческого алфавитов?

- Сколько букв в греческом алфавите?

- Давайте прочитаем буквы алфавита.

- Как по - гречески называется наука о прошлом?

- Давайте запишем это слово

- Греческий алфавит был использован при создании алфавита других народов. Можете доказать это?

- Изобретение греками алфавита по своему значению можно сравнить с изобретением в Индии цифр.

- Какой важный урок дает нам история создания письменности разными народами?»



- А какую роль сыграло создание алфавита в самой Греции?

Урок поэзии (литературы)

Тема: Великие мастера слова

- В Греции почти невозможно найти грамотного человека, который бы не знал и не любил своей литературы. Лучшие ученики не только читают наизусть произведения любимых авторов, но и учатся сами писать стихи.

- Прочитайте выразительно текст и определите, из какого произведения взят этот отрывок?

- Кто считается его автором?

- Какое другое величайшее произведение Гомера вам известно?

- Почему греки передают из уст в уста строки из творений Гомера «Илиада» и «Одиссея», заучивают их наизусть?

Урок истории

Тема: По страницам истории Геродота

Чтение фрагмента «Греко-персидские войны»

- О каком историческом событии идет речь в труде Геродота?

Урок музыки и танцев

Тема: Музицирование (игра на свирели), сиртаки



Палестра

- Познакомимся со следующей ступенью обучения в Древней Греции. Наш путь лежит в соседнюю палестру. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы?

- В палестрах стоят статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона и Поликлета.

- Обратите внимание, как скульпторы изображают человеческую фигуру - в свободном движении, показывают, каким физически сильным, прекрасным, готовым к подвигу должен быть каждый гражданин своего полиса.

Задание: Рассмотрите рисунки и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?

Гимнасий

- Дальше наш путь лежит в афинский гимнасий.

В гимнасиях выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, обучали искусству красноречия - умению правильно и красиво говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. О, дар слова - великая сила!

Знаете, какие слухи ходили в Афинах о Перикле? Говорили, что если в кулачном бою его положить на лопатки, а потом дать ему слово, то уже через 10 минут все собравшиеся будут уверены, будто именно Перикл выиграл бой, - так убедительно он говорил. Искусству красноречия надо учиться долго и упорно.

Задание: говоря одновременно в течение 30 секунд. Не прерываясь, вы должны хвалить своего соперника. Побеждает тот, кто не прервется, будет более убедителен и продержится дольше по времени.



Урок философии

Тема: Единство мира природы и человека

Философия - любовь к мудрости

- Много думали греки над существом самого человека. Они рассуждали о том, как развивается человеческий ум, как появляются у человека понятия о добре и зле; чем держится порядок в обществе: страхом ли людей перед наказанием за проступки, или врожденным у человека чувством правды. Греки называли людей, которые думали об этих вопросах и старались понять, как устроен мир и человеческая жизнь, философами. Мы теперь таких людей называем учеными.

Древнегреческий ученый Демокрит высказал гениальную мысль о том, что весь мир состоит из мельчайших частиц - атомов.

- Почему это высказывание Демокрита свидетельствует о единстве мира природы и человека?

«Более, чем дети о своей матери, должны граждане заботиться о родимой земле, ведь она богиня - владычица смертных созданий»

Платон

- В чем видит связь природы и человека Платон?

«Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой - от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше».

Сократ

- Что для вас было бы сложнее: заботиться об урожае, возделывая землю (о чем говорит Платон), или заниматься воспитанием самого себя (о чем говорил Сократ)?

Работа по опорному конспекту (приложение 1)

По ходу объяснения новых слов делается схема в тетради

Разработка урока В афинских школах и гимнасиях

Рисунок в ОК

Ответ:Уроки поэзии и музыки были самыми главными.



Ответ учащихся

Афины




Палестра - (от греч. парле - борьба) школа борьбы, здание для подготовки атлетов.


Ответы учащихся

Гимнасий (от греч. gymnos - обнаженный) архитектурно оформленные площадки для гимнастических упражнений с банями, портиками и другими помещениями для отдыха и духовного общения.

Педагог - раб, сопровождающий ученика в школу и следивший за его поведением и успехами в классе.

Описание

Проверка зарисовки схемы






Рассматривают рис. «Письменные принадлежности» (с. 182)


-финикийцы

- наличие гласных букв

- 24

Чтение алфавита по карточкам (приложение 2)

- История

Проговариваются буквы, запись слова в тетрадь по-гречески

- Греческая азбука лежит в основе азбук - русской, английской, французской, немецкой

- Возникновение и развитие письма у каждого народа шло своим путем, но при этом люди использовали опыт создания письменности друг друга и этим обогащали и мировую, и собственную культуру

- овладение грамотой стало возможно за короткий срок


Чтение вслух учеником (приложение 3)

Гомер, отрывок из «Одиссеи»

- Илиада

в этих произведениях описывается история греков, мужество и отвага, поучение о победе добра над злом

Сообщение о биографии Геродота (ученик)

Приложение 5

Марафонская битва, 490 г. до н.э.

Физминутка, танец



Сообщение учащегося о статуях Дискобол, Копьеносец


Пятиборье (рис)



Риторика







Высказывания ученых на листочках

Ответы детей

IV. Закрепление

Чему научились в греческой школе

- Что вы узнали о культуре Греции, побывав на школьных уроках, в палестре, гимнасии?



- Какой вклад в культуру внесли эти выдающиеся греки?

Аристофан, Геродот, Гомер, Пифагор, Эзоп

- Какие уроки можно извлечь для себя, обучаясь в греческой школе?

Домашнее задание: параграф 38, записать определения словам «палестра», «гимнасий», в. 3, карточка (приложение 6)

Ответы детей:

1. Греки давали детям широкое образование.

2. Греки создали свою письменность.

3. В Греции существовала великая литература: поэмы, драматические произведения, басни.

4. В Греции развивались науки: математика, история, философия и др.

5. Физическая культура ставилась наравне с науками.

6. В Греции обучали умению красиво говорить - ораторскому искусству.

Дети вытягивают листочки и именами, дают ответ


Можно дифференцировать: сильным ученикам все задание, слабым - только по учебнику

Источники:

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. М., «ВАКО», 2005г.

  2. Северина О.А. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира» Волгоград, «Учитель - АСТ», 2003г. Часть 2.

  3. Уколова И.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «История Древнего мира», 5 класс

  4. school-collection.edu.ru/

Приложение 1

Организация обучения в греческой школе

Девочки МАЛЬЧИКИ образование

Домоводство

ШКОЛА

(с 7 лет)

ПАЛЕСТРА

чтение (с 12 лет)

письмо

математика борьба ГИМНАСИЙ

литература гимнастика (с 16 -18 лет)

игра на муз. инструментах

пение знакомство с научными знаниями

красноречие

гимнастика

Педагог - раб

Разработка урока В афинских школах и гимнасияхРазработка урока В афинских школах и гимнасиях

«Невежда - самое дикое из существ на земле»

Платон

Невежда - малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой -нибудь области .

(Из «Толкового словаря» Ожегова)

Приложение 2


Греческий алфавит

Разработка урока В афинских школах и гимнасиях







Приложение 3

Прибыли вскоре в страну мы не знающих правды циклопов,

Гордых и злых. На бессмертных надеясь богов, ни растений

Не насаждают руками циклопы, ни пашни не пашут.

Без пахоты и без сева обильно у них все родится -

Белый ячмень и пшеница.

Приложение 4

Ворон и лисица

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей получить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него голос; выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: "Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтоб царствовать".

Приложение 5

«Битва … длилась долго. В центре боевой линии…одолевали варвары. Здесь победители прорвали ряды афинян и стали преследовать их прямо в глубь страны. Однако на обоих крылах одерживали верх афиняне. После победы афиняне … соединили оба крыла, сражаясь с врагами, прорвавшимися в центр. И победили…»

Приложение 6

Прочитай фразы и поставь букву «О». если речь идет об обучении в Древней Греции, букву «Н» - о древнегреческой науке.

- проект идеального полиса

- описание 150 полисов

- заучивание отрывков поэм

- изучение человека

- обучение хитростям риторики

- игра на флейте

- умение танцевать

- правила чтения, письма, счета

- тайны математики, музыки и природы

- охрана границ полиса

Знаменитый философ Аристотель писал: «Для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом, когда каждый печется о своих детях и учит тому, что ему вздумается. Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно. Должны существовать законы, касающиеся воспитания».

Ответь на вопросы:

  1. В Афинах или Спарте подход к образованию и воспитанию детей более соответствовал идеям философа?

  2. В каком городе ты сам хотел бы расти и почему?

  3. Как ты считаешь, должно ли государство вмешиваться в дела школы и родителей? Свой ответ поясни.



© 2010-2022