Рабочая программа по истории древнего мира (5 класса в соответствие с ФГОС)

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории древнего мира для 5 классов основной школы обеспечивает изучение курса всеобщей истории, а именно изучение истории древнего мира. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта.

Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

  • информационно - ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса по всеобщей истории;

  • организационно - методическую функцию, которая позволяет с учетом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания, решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «история»;

  • социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Цель изучения курса «История Древнего мира»:

  • современное понимание истории в системе гуманитарного знания и воспитание личности;

  • формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

  • рассказ о взаимодействии человека с окружающей природной средой, экономическом развитии древних обществ;

  • целостное и доступное описание цивилизаций Древнего мира и их культурной жизни;

  • характеристика наиболее ярких личностей и их роли в истории и культуре;

  • описание становления идей, институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика);

  • ознакомление с главными религиозными системами древности, мифологией древних народов;

  • показ социальной жизни, структуры общества, взаимоотношений в нем;

  • оценка значения политического и культурного наследия Древнего мира для современности. Значение о нем дает возможность формировать у учащихся толерантность, широту мировоззрения.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира» следующие:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважение к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способностей к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграция в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Содержание курса по «Истории Древнего мира» конструируется на следующих принципах:

  • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучить в динамике. Событие или личность не могут быть исследованными вневременных рамок;

  • принцип объективности, основанный на фактах в истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

  • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм и проявления в обществе;

  • принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.

Место предмета «История Древнего мира» в учебном плане:

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести учащегося основной школы в науку, т.е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни.

В соответствие с базисным учебным планом предмет «История Древнего мира» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Базисный учебный план (БУП) для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 196 часов на изучение всеобщей истории в 5 - 9 классах основной школы. Для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе - 70 часов (из расчета два учебных часа в неделю).

Результаты обучения и усвоения содержания курса

«История Древнего мира»:

Личностными результатами являются:

 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

 складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

 освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;

 владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

 способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

 готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными результатами изучения курса истории являются:

 освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

 владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;

 умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

 владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

 первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

 составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;

 понимание вклада древних народов в мировую культуру.

К важнейшим результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

• применять счет лет в истории, соотносить год с веком, век с тысячелетием, оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, определять последовательность и длительность важнейших исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

• характеризовать место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

3. Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру.

5. Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми.

Содержание курса:

РАЗДЕЛ I «ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ» (6 часов):

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения. Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

РАЗДЕЛ II «ДРЕВНЕЙ ВОСТОК» (19 часов):

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте. Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда. Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

РАЗДЕЛ III «ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ» (20 часов):

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра. Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.

РАЗДЕЛ IV «ДРЕВНЕЙ РИМ» (18 часов):

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи. Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:

Рабочая программа составлена на основании:

  1. Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А. А. Вигасина - А. О. Сороко-Цюпы. М.: Просвещение, 2013 г.

Учебно-методический комплект для обучающегося:

  1. А.А. Вигасина, Г. И. Годер, И.С. Свиницкая - «История Древнего мира» 5 кл., М., Просвещение, 2013 г.

  2. Г.И. Годер и др. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2. 5 кл., М., «Просвещение», 2013 г.

  3. Атлас. История древнего мира, 5 класс. М.: Дрофа, 2013 г.

Список литературы для учителя:

  1. История Древнего мира: поурочные планы к учебнику А.А.Вигасину.5 кл./авт. О.В. Аросланова, К.А. Соловьев, М.: «ВАКО». 2009 г.

  2. Н. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. М., Мартин, 2008 г.

  3. Ю.И. Максимов. Тесты по истории древнего мира 5 класс. М., Экзамен, 2011 г.

  4. К.В. Волкова. Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс / Сост. К.В. Волкова. - 2-е изд., перераб. - М.: ВАКО, 2013 г.

  5. М.Ю. Бранд. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002 г.

  6. Проверочные материалы по всеобщей истории за 5 класс. История древнего мира. Р-на-Д., Феникс, 2010 г.

Электронные приложения:

  1. CD - диск: «Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир».

  2. СD - диск: Электронное приложение к учебнику «История Древнего мира, Вигасина А.А».



© 2010-2022