Рабочая программа по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Программа по истории для основной школы предназначена для учащихся 5 классов МАОУ СОШ № 40. Программа составлена на основе:

- Федерального государственного стандарта основного общего образования.

- авторской программы курса «Всеобщая история. История древнего мира» 5 класс /авт.-сост. Ф.А.Михайловский. - М. ООО «Русское слово» 2012г. (ФГОС. Инновационная школа);

- учебника «Всеобщая история. История древнего мира», издательство ООО «Русское слово» - 2014 (ФГОС. Инновационная школа).

Программа ориентирована на УМК «История Древнего мира». 5 класс Михайловский Ф.А. 13-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014г.

Структура рабочей программы:

1. «Пояснительная записка», где дается общая характеристика рабочей программы, раскрываются особенности каждого раздела, определена цель и задачи изучения истории, характеризуется ее место в учебном плане;

2. «Общая характеристика учебного предмета» - структурный элемент программы, в котором дается общая характеристика курса истории, его вклада в решение основных педагогических задач в системе общего образования.

3. «Описание места учебного курса истории в учебном плане» - структурный элемент программы, в котором указывается количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с Базисным учебным планом.

4. «Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения такого учебного предмета как история» - структурный элемент программы, определяющий основные результаты освоения основной образовательной программы, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.

5. «Содержание учебного курса истории», - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, раздела согласно нумерации в тематическом плане, отражающий количество и наименование необходимых по программе практических занятий.

6. «Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся» составляется виде таблицы..

7. «Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса», в том числе используемые учебно-методические материалы.

8. «Планируемые результаты обучения истории».

Общая характеристика учебного курса «История»

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у детей формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций

В курсе истории происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса - формировать историческое мышление - дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Цели и задачи учебного предмета.

  • осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

  • показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

  • охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

  • раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Место курса Истории Древнего мира в учебном плане:

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком рабочая программа по истории рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса всеобщей истории и истории России.

Личностные:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5)освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6)развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10)осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России

и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции);
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений ,жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве

Содержание учебного курса «Всеобщая история. История древнего мира»

Увлекательный мир истории

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории. Источники исторических знаний. Науки помощницы истории

Жизнь и открытия первобытных людей

Собиратели и охотники каменного века.

Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

У истоков цивилизации

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Счет лет лет в истории

Древний Восток

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Великие державы Древнего Востока.

Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена.

Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

ДревнейшаяГреция.

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы.

Рождение античного мира.

Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии.

Греко-персидские войны. Пелопонесские войны. Причны вторжения персов в Грецию. Марафонская битва. Значение победы греков в битве при Марафоне.

Древнегреческая культура.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель Олимпийские игры. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура.

Македонские завоевания.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Древний Рим.

Образование Римской республики.

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны.

Римские завоевания в Средиземноморье.

Войны с Карфагеном - причины, последствия.. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в период республики.

Внутреннее положение Рима в результате завоеваний. Земельный закон Тиберия Гракха. Законодательная деятельность Гая Гракха. Военные реформы Гая Мария. Диктатура Суллы. Восстание под предводительством Спартака.

Расцвет и могущество Римской империи.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы.

Закат античной цивилизации.

Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся:

п\п

Раздел

Характеристика деятельности учащихся

1


2



3



4

Жизнь и открытия первобытных людей (8 часов)

Древний Восток (17 часов)



Древняя Греция

(17 часов)



Древний Рим

(20 часов)

Называть основные исторические источники;

Называть и показывать по карте расселение древних людей;

Характеризовать влияние природных условий на жизнь первобытных охотников и собирателей;

Описывать условия жизни, орудия труда, основные занятия древнего человека.

Объяснять влияние природных условий и хозяйственной деятельности на становление первых цивилизаций;

Называть и показывать на исторической карте границы государств, города, территории расселения народов;

Сравнивать цивилизации Древнего Востока, выявлять общее и различное;

Анализировать положение различных слоев рабовладельческого общества;

Высказывать суждения о вкладе в мировую культуру цивилизаций Древнего Востока;

Раскрывать причины и называть время образования первых городов-полисов в Древней Греции;

Показывать на исторической карте территорию основных полисов, главные торговые пути, крупные города, направления военных походов;

Выдвигать версии о причинах греческой колонизации;

Выявлять особенности общественного устройства, хозяйства, политического управления в полисах Греции;

Сравнивать рабовладение в Греции и в странах Востока, выявлять сходства и различия;

Высказывать мнение о героях «Илиады» и «Одиссеи»;

Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории.

Выделять главные особенности римского государства;

Характеризовать демократические порядки Римской республики;

Объяснять причины военного превосходства римлян над другими народами;

Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний;

Давать нравственную оценку гладиаторским боям и политике диктаторов Рима;

Оценивать вклад древних римлян в культурное наследие человечества;

Высказывать предположения о причинах гибели Западной римской империи;

Проводить поиск дополнительной исторической информации в различных источниках.


Планируемые результаты изучения истории в 5 классе.

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных

хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих

общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций

и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных

памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности,

памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты:

а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий

«деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);

б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах

(правители и подданные, свободные и рабы);

в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников

древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и

различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия

древних обществ в мировой истории

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса, в том числе используемые учебно-методические материалы.

Для учеников:

1. Учебник Михайловский Ф.А. «История Древнего мира». Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. -13-е изд. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.

2. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007

3. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск 1,2.-М., 2010.

4. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977.

5. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции - М.,1998.

6. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5кл.: Методическое по­собие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005.

7. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 кл. М.: Владос-Пресс,

Для учителя

1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005.

2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5кл.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свен­цицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское сло­во). М.: ВАКО, 2005.

3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000

4. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 кл. Брянск, 2003.

5. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5кл. М.: Просвещение, 2003.

6. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010.

7. Древний Восток: сложные вопросы школьной программы / В. Хачатурян, Н. Россель. М.: Чистые пруды, 2005.

8. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997.

9. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир. 5 кл.: Краткие кон­спекты уроков для учителя истории. М., 2004.

10. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5кл.: Методическое по­собие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005.

11. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5кл. М.: Владос-Пресс, 2003.

Интернет - ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

1 Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен», (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://kulichki.com/~gumilev/HE1)

3. Эллада (httр://hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным указателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам.

4. Античная мифология ( mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение мате­риала, но и возможность on-line тестирования, а Мифология (mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, ре­цензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д




Календарно-тематическое планирование для 5 класса

предмет: история Древнего мира - 68 часов

Количество часов в неделю: 2

учитель:


1-4

сент

Место истории Древнего мира в периодизации всемирной истории. Источники исторических знаний. Науки помощницы истории

Археология, этнография

Научатся определять на элементарном уровне задачи исторической литературы. Научатся различать виды исторических источников и основные формы изучения прошлого

Научатся высказывать суждения о роли археологии, этнографии, вспомогательных исторических дисциплин в изучении прошлого

Научатся планировать деятельность, работая с исторической картой

Научатся использовать историческую карту как источник информации о расселении людей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий

Смогут излагать свое мнение по вопросу «Почему археологию называют наукой лопаты»

Найти дополнительный материал и подготовить рассказ о работе археологов и этнографов

Раздел 1. Жизнь и открытия первобытных людей

Глава 1. Собиратели и охотники каменного века

2

Первые люди на Земле

1-4

сент

Происхождение человека. Признаки выделения человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличие от животных и современных людей. Основные занятия древнейших людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем и его роль в развитии человека

«Человек разумный»

Научатся выделять и формулировать основные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия. Смогут описывать внешний вид первобытных людей, условия их обитания и занятия, важнейшие открытия с помощью текстовых и наглядных пособий

Научатся определять свое отношение к научному и религиозному взглядам на происхождение человека

Научатся описывать жизнь и занятия людей по плану

(стр.13 учебник)

Научатся показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей

Научатся формулировать собственное мнение, освещая вопрос «Что побудило первобытных людей осваивать земные просторы»

§1

3

Открытия и изобретения древних охотников

7-11

сент

Причины освоения новых земель в каменном веке. Влияние природной среды на жизнь и занятия людей в древности. Великое оледенение. Изобретение лука и стрел, лодки

и др.

Научатся показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель, объяснять причины миграции людей в каменном веке

Будет сформировано уважительное отношение к изобретениям людей в древности

Научатся прогнозировать, предполагая, какие трудности древние люди вынуждены были преодолевать на своем пути

Научатся описывать условия обитания, внешний вид, занятия, орудия труда древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества

Смогут составить рассказ, представив себя охотником на мамонтов вместе с первобытными людьми

§2

4

Искусство и религия первобытных людей

7-11 сент

Открытие пещерной живописи и споры о её происхождении. Причины зарождения искусства в первобытном обществе. Создатели древних рисунков и скульптур. Связь искусства и религии. Причины возникновения религиозных представлений Миф, как источник культуры первобытного человека

Искусство, религия, миф

Научатся раскрывать причины появления религиозных знаний и представлений, раскрывать связь искусства и религии в первобытном обществе

Научатся оценивать мифы, как памятники духовной культуры древних народов и исторические источники

Научатся выдвигать версии, выстраивая причины возникновения религии

Смогут доказать, что пещерная живопись была создана в каменном веке. Смогут объяснить причины возникновения

религии

Смогут изложить свое мнение, объясняя, какую роль играли животные в жизни первобытных людей

§3

Глава 2. У истоков цивилизации

6

Возникновение земледелия и скотоводства

14-18

сент

Переход к земледелию и скотоводству. Отличие производящего хозяйства от присваивающего. Образование родовых общин и племен. Организация родоплеменной власти

Производящее хозяйство, присваивающее хозяйство, родовая община, керамика

Научатся обобщать информацию и делать выводы о качественных изменениях в образе жизни и занятиях людей и причинах неравномерного развития древних обществ с появлением земледелия

Научатся давать и объяснять собственную оценку изменениям в жизни первобытных людей, произошедшим в результате перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству

Научатся описывать жизнь и занятия людей в родовой общине по примерному плану

Научатся находить в учебниках и других источниках достоверную информацию, объясняющую, как изменилась жизнь людей с переходом к земледелию и скотоводству

Смогут изложить свое мнение, объясняя, почему керамику, прядение и ткачество не могли изобрести охотники и собиратели

§4

7.

От первобытности к цивилизации

14-18

сент

Предпосылки открытия меди, переход к изготовлению орудий труда из металлов. Смена каменного века бронзовым и последствия этого: появление излишков, появление обмена, денег и торговли. Возникновение социального неравенства, появление частной собственности, переход от родовой общины к соседской, формирование знати

Цивилизация, первобытность

Смогут объяснять причины перехода от каменного века к бронзовому, определить причины и следствия появления неравенства между людьми

Смогут оценить вклад первобытного общества в историю и культуру человечества, формулировать и высказывать собственное отношение к памятникам древнейшей культуры

Научатся планировать свою деятельность на уроке,

выделяя основные признаки цивилизации

Научатся анализировать исторические явления и процессы, выделять их главные признаки. Смогут использовать новые знания и умения в изучении новых объектов древнейшего прошлого. Научатся сравнивать объекты по заданным критериям, сравнивая родовую общину и соседскую

Смогут изложить свое мнение, отвечая на вопрос «Можно ли считать открытие металлов переворотом в жизни древних людей»

§5

8

Счет лет в истории

21-25

сент

Многообразие способов счета лет в древности: эра, век, календарь, даты. Правила соотнесения, определения последовательности и длительности исторических событий. Хронологические задачи

Эра, век, тысячелетие календарь, даты

Научатся объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов. Научатся решать хронологические задачи. Научатся показывать особенности летоисчисления н.э. и до н.э., работать с мерами времени: определять век, тысячелетие

Научатся рассматривать события в исторической хронологии, выстраивать события по годам, характеризовать особенности измерения времени у разных народов

Научатся по алгоритму

решать хронологические

задачи

Научатся устанавливать аналогии для понимания закономерностей при решении хронологических задач

Научатся корректировать свое мнение при проверке решения хронологических задач

§6

9

Урок повторения «Взгляд на первобытный мир»

21-25

сент

Жизнь и открытия первобытных людей

Цивилизация, прогресс

Научатся выделять главное в первобытной истории человечества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину. Научатся ориентироваться в историческом времени, используя «ленту времени всемирной истории»

Смогут проанализировать перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре и определить, что они принесли людям добро или зло

Смогут находить и исправлять свои и чужие ошибки, работая с ранее изученным материалом

Научатся выявлять логическую последовательность процесса развития человеческого общества и делать выводы о прогрессивности развития истории человечества.

Смогут проанализировать этапы развития первобытного человека и отследить динамику изменения знаний и умений первобытного общества на протяжении первобытной истории

Работая в группах по ленте времени, научатся составлять логическую цепочку развития первобытной истории от простого к сложному

Повторить даты и понятия, изученные в первой главе. Вопросы стр.141

Раздел 2. Древний Восток

Глава 3. Цивилизация речных долин

10

Египет-дар Нила

28сент-2окт

Природно-географическое положение Древнего Египта, роль реки Нил в развитии древнеегипетской цивилизации. Условия для занятия земледелием. Предпосылки возникновения государственной власти и управления в Египте и объединение страны под властью правителей Южного царства. Письменность Египта

Иероглифы, рельеф, фараон

Научатся показывать на карте долины великих рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, его дельту. Смогут устанавливать хронологическую последовательность важнейших событий истории Древнего Египта

Научатся высказывать свое оценочное мнение о деспотичной власти фараона

Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос «Что помогло египтянам жить в пустыне?»,

Научатся объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта

Смогут излагать свое мнение по вопросу

«Почему Египет считается «даром Нила»

§7

11

Страна двух рек

28сент-2окт

Географическое положение Междуречья, её природно-климатические условия. Шумерские города государства. Мифы и сказания шумеров

Шумеры, клинопись

Научатся определять характерные признаки цивилизации Междуречья, как речной цивилизации. Смогут формулировать понятие цивилизации, как общности людей, отличающихся от других рядом особенностей

Научатся анализировать содержание шумерского мифа о потопе, высказывая суждение о ценности мифов для изучения истории Междуречья

Научатся выбирать средства для достижения цели урока, составляя сравнительную характеристику Древнего Египта и Междуречья

Научатся сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, занятия жителей, выделять сходство и отличия. Научатся описывать памятники культуры Междуречья. Смогут на исторической карте находить и показывать древнейшие города Междуречья

Научатся излагать свое мнение, доказывая, что

5 тысяч лет назад у шумеров уже была цивилизация

§8

12

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

5-9

окт

Причины возвышения Вавилона в XVIII веке. Законы Хаммурапи, как исторический источник

Законы

Смогут объяснить причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и учебного текста. Смогут описывать образ Хаммурапи и характеризовать его правление на основе разных источников

Научатся высказывать аргументированное суждение о значении законов Хаммурапи для мира

Научатся работать по плану, анализируя исторический документ

(выдержки из законов Хаммурапи)

Учебник

стр. 57-60

Научатся анализировать приведенные в тексте учебника фрагменты законов Хаммурапи и обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике Вавилона при царе Хаммурапи

Смогут дать характеристику царю Хаммурапи

§9

13

Древнейшие цивилизации Индии и Китая

5-9

окт

Географическое положение Индии и Китая, особенности рек Инд и Хуанхе. Хараппская цивилизация. Особенности источников по истории Китая; хозяйственная, социально-политическая и культурная жизнь древних китайцев в бронзовом веке

Хараппская цивилизация, шудры, брахманы, империя, индуизм, буддизм, конфуцианство

Научатся характеризовать условия жизни и занятия, общественный строй населения древней Индии и Древнего Китая

Научатся выявлять общие гуманистические принципы древних цивилизаций Востока

Научатся устанавливать взаимосвязь между природно-географи-ческими условиями и занятиями жителей Древней Индии и Китая

Научатся показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города. Научатся сравнивать природные условия Древней Индии и Древнего Китая с природными условиями в Древнем Египте и Междуречье.

Научатся анализировать исторический фрагмент из законов Ману и составлять описание представителей индийских каст

Научатся излагать свое мнение о хозяйственной деятельности жителей Древней Индии и Древнего Китая, социально-политическом устройстве этих государств, религиозных представлениях населения

§10

14

Повторительно- обобщающий урок «Взгляд на Древний Восток»

12-16

окт

Цивилизация, как ступень развития, как общность людей, Древний Восток, Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай

Цивилизация, государство, религия

Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научатся объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира

Смогут дать свою оценку цивилизациям Древнего Востока

Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» стр.120

Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира»

Смогут высказывать суждения о вкладе в мировую культуру цивилизаций Древнего Востока

Заполнить таблицу стр. 66 учебника

Глава 4. Древний Египет

15

Фараоны и пирамиды

12-16

окт

Вещественные и письменные источники истории Египта. Дешифровка древнеегипетской письменности Шампапольоном. Пирамиды Египта и их связь с заупокойным культом. Значение фараона в древнеегипетском обществе. Управление государством. Деспотическая власть

Налоги, повинности, государство, фараон, пирамида, саркофаг

Мумия

Смогут показывать на карте территорию и центры Древнеегипетского государства, объяснить значение понятий: государство, вельможи, фараон. Научатся характеризовать устройство государства в Древнем Египте, порядок управления страной, объяснять особенности власти фараона

Научатся высказывать свое оценочное мнение о деспотичной власти фараонов

Научатся выдвигать версии, формулируя ответ на вопрос « Что помогло египтянам жить в пустыне»

Научатся актуализировать знания о различных видах исторических источников. Научатся находить дополнительную информацию в различных исторических источниках, собирая материал о гробнице Тутанхомона и её сокровищах

Смогут изложить свое мнение по вопросу

«Зачем нужны были

пирамиды»

§11

16

Жизнь в Древнем Египте

19-23

окт

Условия жизни и труда земледельцев и ремесленников. Условия жизни и занятия вельмож. Древнеегипетские храмы и культ богов

Общество, община, знать,

рабы,

вельможи

Научатся объяснять разнообразие египетского общества, связывая различные исторические факты и понятия в целостную картину

Анализируя положение социальных слоев древнеегипетского общества, научатся определять и объяснять, справедливы ли эти отличия на взгляд жителя Древнего Египта, а также с позиции человека XXI века

Научатся сравнивать свой вывод по проблеме урока с авторским,

доказывая, что общество Древнего Египта напоминало «пирамиду»

Научатся выявлять различия египетских слоев общества, сравнивая роль в обществе и образ жизни вельмож, писцов, земледельцев и рабов. Овладеют смысловым чтением, работая с документом: из «Речения Ипусера» стр. 78

Смогут представить свое мнение о жизни различных слоев населения в Древнем Египте

§12

17

Завоевания фараонов

19-23

окт

Освобождение от иноземного владычества, завоевательные походы древнеегипетских фараонов в середине

II тыс. до н.э. Завоевания Тутмоса III и превращение Египта в XV веке в самое могущественное государство в мире

Смогут объяснить причины побед египетских завоевателей

Научатся выявлять нравственно-гуманисти-ческие стороны способов, обеспечивающих могущество Египетского царства

Научатся работать по плану, знакомясь с завоеваниями Тутмоса III

Научатся показывать на карте направления походов Тутмоса III, места сражений, границы Древнего Египта в период наивысшего могущества. Научатся раскрывать существенные черты религиозных преобразований Эхнатона и объяснить причины их неудачи

Научатся создавать письменные тексты, работая с документом на стр. 83, выявляя, что в тексте могло быть приукрашено летописцем Тутмоса III

§13

18

Культура Древнего Египта

26-30

окт

Каноны изобразительного искусства, особенности скульптуры и живописи Древнего Египта, памятники мирового значения. Религия древних египтян как отражение природных и социокультурных особенностей Древнего Египта. Миф об Осирисе. Научные знания в Древнем Египте

Культура

Анализируя памятники культуры Египта, научатся объяснять особенности архитектуры и искусства, связанные с религиозными представлениями древних египтян. Научатся выделять, формулировать существенные признаки, отличающие живопись и скульптуру Древнего Египта

В рамках ценностно-эмоциональ-ного компонента будет сформировано уважительное отношение к истории, культурным и историческим памятникам Древнего Египта

Научатся выдвигать версии, отвечая на вопрос «Почему в древнеегипетском искусстве большое значение придавали портретному сходству?»

Научатся описывать выдающиеся памятники культуры Древнего Египта, описывать образы богов и раскрывать их символическое значение. Смогут готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам

Научатся излагать свое мнение об уровне развития науки в Древнем Египте

§14. Придумать кроссворд «Мифы и искусство Древнего Египта»


19

Финикийские мореплаватели

26-30

окт

Географическое положение и природные особенности городов государств на восточном берегу Средиземного моря. Занятия финикийцев. Финикийские колонии. Маршруты древних мореплавателей и торговцев. Финикийский алфавит и его роль в развитии письменности

Колонии

Научатся показывать на карте территорию Финикию, крупнейшие города, торговые пути, финикийские колонии, описывать занятия железной Финикии в контексте природно-географических условий страны

Смогут оценить важнейшие достижения и открытия финикийцев в области культуры.

Научатся основам прогнозирования, выявляя причины финикийской колонизации

Научатся сопоставлять признаки железного века с предыдущими периодами, объяснять причины более раннего наступления железного века в странах

Западной Азии

Смогут высказать свое мнение по вопросу «Последствия освоения человечеством обработки железа»

§15

20

Древняя Палестина

9-13

нояб

Географическое положение и особенности Палестины. Библия об истории еврейского народа. Первые цари Израиля. Распад единого государства

Библия, Соломоново решение

Научатся показывать на карте территорию Древней Палестины, города, государства. Смогут указать отличие религии еврейских племен от религии египтян

Знакомясь с Библейскими сказаниями, научатся осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него

Научатся самостоятельно планировать пути и способы достижения цели при работе по установлению аналогий в религиях

Научатся описывать исторические события и памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника. Смогут анализировать фрагменты исторических источников

Смогут изложить свое мнение по вопросу

«Какой след в истории оставили цари Давид и

Соломон?»

§16

21

Ассирийская

военная держава

9-13

нояб

Географическое положение и природные условия Ассирии. Ассирийская армия. Образование военной державы. Правители Ассирии

Таран

Научатся показывать на карте территорию Ассирийской державы, объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств и народов с наступлением железного века

Научатся давать оценку наиболее значительным событиям истории Ассирийской державы

Научатся работать по плану, сравнивая армию ассирийцев с другими армиями Древнего Востока

Научатся описывать армию ассирийцев, сопоставляя её вооружение и приёмы ведения войны с армиями других государств Древнего Востока. Смогут характеризовать самых известных правителей Ассирии, используя текстовые и наглядные источники

Смогут рассказать от имени финикийца или египтянина о Ниневии, отразив в своем рассказе, что могло удивить приезжего в столице Ассирии

§17

22

Победители Ассирии

16-20

нояб

Борьба за раздел ассирийских владений и возвышение Нововавилонского царства. Новые государства в Малой Азии. Памятники культуры. Научные знания вавилонян

Смогут назвать новые государства, которые возникли после того, военная мощь Ассирийской державы ослабела. Научатся характеризовать архитектурные сооружения и научные знания Вавилона

Научатся формулировать и высказывать собственное впечатление о памятниках мировой истории и культуры

Научатся выдвигать версии, объясняя причины непрочности держав, победивших Ассирию

Научатся сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по заданным критериям (территория, управление), выявлять сходство и различие между ними

Научатся характеризовать исторические личности (Новуходоносор, Киаксар) и высказывать собственное суждение об их исторической роли

§18

Глава 6. Великие державы Древнего Востока

23

Образование державы Маурьев в Индии

16-20

нояб

Переселение ариев в долину Инда в середине II тыс. до н.э. Хозяйственное освоение долины Ганга в начале железного века. Верования индийцев. Варны. Образование державы Маурьев и её расцвет. Распространение буддизма. Культурные достижения и научные открытия индийцев

Варны,

Будда,

буддизм, раджа, джунгли, брахман, шудра

Научатся показывать на карте районы земледелия в долинах Инда и Ганга, территорию государства Ашоки, характеризовать особенности природных условий страны, занятия жителей. Смогут объяснять причины перехода индоариев к оседлому образу жизни

Научатся описывать памятники культуры и достижения индийцев, высказывать суждения об их вкладе в мировую культуру

Смогут работать по алгоритму и доказать, что индоарии создали в Индии новую цивилизацию

Научатся соотносить события истории Древней Индии с историей других государств Древнего Востока, раскрывать характерные черты религиозных верований индейцев. Научатся сравнивать по заданным признакам древнеиндийскую цивилизацию с другими цивилизациями железного века, выделять сходство и различие

Смогут излагать свое мнение по вопросу «Что из созданного индийцами в древности используется людьми и сейчас?»

§19

24

Единое государство в Китае

23-27

нояб

Начало железного века в Китае и освоение долины Янцзы. Образование новых государств и междоусобные войны между правителями этих стран в VI-III веке до н.э. Конфуций и его учение. Изобретения китайцев. Великий шелковый путь

Конфуций, Великая Китайская стена, Великий шелковый путь

Научатся показывать по карте территорию империи Цинь, крупные города, Великий шелковый путь

Смогут дать оценку памятникам истории культуры Древнего Китая их месту в мировом историко-культурном наследии

Смогут выдвигать версии по проблеме,

«С какой целью строилась

Великая Китайская стена»

Научатся сравнивать по заданным признакам формы государственного устройства, положения различных групп населения в Индии и Китае

Смогут представить результаты своих исследований о выдающихся памятниках истории и культуры Древнего Китая в форме творческих проектов

§20

25

Великая Персидская держава

23-27

нояб

Объединение персов под властью персов, политика Кира в отношении завоеванных народов. Борьба за власть в Персидской державе после смерти Кира. Победа Дария, его административные, денежные и военные реформы

Сатрап, сатрапия, маг, дарик

Научатся показывать на карте территорию Пер-сидской державы, покоренные персами государства, сопредельные народы и племена.

Через понятие «государство» научатся объяснять смысл терминов «держава», «великая держава»

Смогут оценить с современных нравственных позиций методы создания и сохранения Персидской державы

Научатся выдвигать версии в решении проблемного вопроса «Почему персам удалось создать долговечную мировую державу?»

Научатся сопоставлять политику правителей Персии и других древневосточных государств (Египта, Междуречья, Индии, Китая) в отношении покоренных народов, объяснять её мотивы и следствия

Смогут изложить свое мнение при ответе на вопрос: Что нового придумал Дарий 1, чтобы управлять своей державой, а что он мог использовать из опыта своих предшественников

§21

26

Повторительно-обобщающий урок «Восток

и Запад Древнего мира»

30ноя

-4дек

Цивилизация, как ступень развития, как общность людей, Древний Восток, Древний Египет, Междуречье, Древняя Индия, Древний Китай

Цивилизация, государство, религия

Сравнивая цивилизации Древнего Востока, научатся выявлять общие особенности, свойственные большинству стран - Египту, Междуречью, Индии и Китаю. В ходе повторения и закрепления главных исторических фактов и понятий научатся объяснять разнообразие древневосточных цивилизаций, связывая их в целостную картину мира

Смогут осознать ценности цивилизаций Древнего Востока и их значимость для современной цивилизации

Научатся на основе заданного алгоритма производить сравнительный анализ, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира» стр.120

Научатся систематизировать, классифицировать изученный материал, заполняя таблицу «Восток и Запад Древнего мира»

Смогут указать, какими достижениями культуры других стран пользуются в повседневной жизни

Раздел 3

Глава 7. Древнейшая Греция

27

Греция и Крит в эпоху бронзы

30ноя

-4дек

Географические и природные условия Греции. Занятия древнейших жителей Балканского полуострова.

Ахейская Греция. Троянская война

Дорийцы

Научатся показывать на карте Северную и Среднюю Грецию, Пелопоннес, остров Крит, соотносить их географическое положение с уже известными государствами. Смогут характеризовать природные условия страны и делать выводы о занятиях её жителей

Смогут дать оценку древнейшим памятникам истории и культуры Крита

Научатся выдвигать версии о причинах Троянской войны

Научатся работать с разными источниками исторической информации: Миф о Тесее и Минотавре, выделяя в его содержании факты, подтверждающиеся археологическими раскопками.

Анализируя миф о начале Троянской войны сопоставлять разные версии причин Троянской войны

Смогут высказывать свое суждение об исторической и культурной ценности памятников истории и культуры Крита

§22

28

Поэмы Гомера

7-11

дек

Вторжение дорийских племен в Грецию и на Крит в конце II тысячелетия до н. э. «Темные века» в истории Греции и становление греческой цивилизации.

Мифы о Троянской войне и её героях, как память об ахейской Греции

Гомер, «Илиада»,

«Одиссея»

Смогут показывать на карте направления вторжения дорийских племен, характеризовать его последствия для истории Греции

Научатся извлекать историческую информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и давать им собственную оценку

Научатся анализировать отрывки из поэм

о Троянской войне по заданным критериям

Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по истории Троянской войны и судьбе героев поэмы

Смогут изложить свое мнение о героях «Илиады» и аргументировать, что нравится и что не нравится в них

§23

29

Боги и герои Эллады

7-11

дек

Мифы о богах Олимпа. Связь древнегреческой мифологии с условиями жизни и занятиями древних греков. Древнегреческие

храмы и культ богов

Герои Эллады: Геракл, Прометей, Ахилл

Научатся описывать образ богов. Анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями древних греков

Будет сформировано уважительное отношение к общекультурному наследию народов мира - мифологии Древней Греции

Научатся прогнозировать, создавая образ идеального героя Древней Греции на основе Древнегреческих мифов

Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по теме «Боги и герои Эллады»

Работая над проектами, научатся

работать в группе

§24

Глава 8. Рождение античного мира

30

Греческие полисы и великая греческая

колонизация

14-18

дек

Сущность «греческого чуда» и его последствия для дальнейшего развития Греции. Характерные черты древнегреческого полиса. Великая греческая цивилизация

Античность, греческое чудо»,

полис.

Акрополь, агора, демос, тиран

Смогут объяснить причины Великой греческой цивилизации. Научатся показывать на карте её основные направления, крупнейшие колонии греков

Будет сформировано уважение и принятие других народов мира на примере античной греческой цивилизации

Научатся выдвигать версии, прогнозируя причины греческой колонизации

Научатся выявлять и объяснять отличия античной цивилизации Греции от крито-микенской цивилизации и цивилизаций Древнего Востока

Смогут высказать суждения о значении Великой греческой цивилизации в истории

§25

31

Афинский

полис

14-18

дек

Географическое положение Аттики и занятия её жителей. Положение различных слоев населения Афинского полиса. Реформы Солона. Победа демоса и тирания Писистрата. Реформы Клисфена

Аристократы, демос

Научатся показывать на карте территорию Аттики, Афины, важнейшие районы земледелия, описывать природные условия и занятия жителей Аттики

Будет сформирован познавательный устойчивый интерес к истории Афин и его правителям (Солон, Клисфен)

Научатся выдвигать версии, объясняя «Как и почему попадали в долговое рабство»

Научатся сравнивать по заданным признакам; сравнивать законы Солона и царя Хаммурапи о долговом рабстве. Научатся раскрывать существенные черты положения основных групп населения Афинского полиса, объяснять причины противоречий между ними

Смогут высказать свою точку зрения по поводу содержания и сущности реформ Солона, Клисфена, заложивших в Афинах основы демократии

§26

32

Древняя Спарта

14-18

дек

Географическое положение Спарты и природные условия. Государственное управление в Спарте. Система воспитания детей и молодежи

Илоты,

олигархия

Находить и показывать на карте Пелопоннес, Спарту. Выявлять и объяснять особенности политического устройства Спарты, хозяйственной деятельности населения

Научатся выявлять нравственные ценности спартанского

общества

Научатся выдвигать версии, определяя цель, которую преследовало спартанское воспитание

Смогут определить особенности общественного устройства, хозяйства, политического управления в Спартанском государстве. Научатся сравнивать по заданным признакам:

государственный строй в Спарте и Афинах

Научатся корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, обсуждая достоинство и недостатки спартанского воспитания

§27

Глава 9. Греко-персидские войны

33

Герои Марафонской битвы

14-18

дек

Греческие колонии в Малой Азии под властью персов. Восстание в Милеете. Причины вторжения персов в Грецию. Поход персов против Афин 490 г. до н.э. Планы персов в Марафонской битве. Значение победы греков в битве при Марафоне

Марафонская битва

На основе текста учебника и карты научатся формулировать причины греко-персидских войн. Смогут рассказать о походе персов 490г. до н.э., используя карту

Научатся выявлять гуманистические нравственные ценности, анализируя подвиг греков в битве при Марафоне

Научатся выдвигать версии, выясняя какое значение имела победа при Марафоне для дальнейшей судьбы Греции

Научатся сравнивать, определяя, в чем состояло превосходство персидского войска над греческим

Смогут определить вклад Мильтиада в победу греков в Марафонской битве

§28

34

Персидское вторжение в Грецию

21-25

дек

Поход персов под командованием Ксеркса на Грецию. Фермопильское сражение и его значение в укреплении боевого духа эллинов. Итоги войн с Персией

Фермопильское сражение

Научатся показывать на карте направления движения персидского войска, места главных сражений. Смогут сформулировать причины и последствия победы греков в войнах с Персией

Смогут давать оценку действиям государств и отдельных личностей в ходе главных сражений

Смогут обосновать прогнозы дальнейшего развития крупнейших полисов Греции

Научатся сравнивать боевые качества военных кораблей противников, планы спартанских и афинских военачальников

Смогут, аргументируя, представить свое мнение на вопрос «Почему маленькие греческие полисы победили могущественную Персидскую державу?»

Глава 10. Могущество и упадок Афин

35

Расцвет демократии в Афинах

21-25

дек

Афины во второй половине V века до н.э. Век Перикла. Народное собрание, как феномен социально-полити-ческой жизни Афин

Народное собрание, демократия

Научатся систематизировать и обобщать информацию о становлении демократии и возвышении Афин во время греко-персид-ских войн

Научатся формулировать оценочные выводы о роли Перикла в истории Афин и Древней Греции

Научатся выдвигать версии, оценивая роль и значение народного собрания в жизни Афин в V веке до н.э.

Научатся сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств Древнего мира.

Смогут оценить достоинства и недостатки государственного строя Афин

Смогут давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни и деятельности, представляя в разных знаковых системах

§30

36

Хозяйственное развитие Греции в V веке до н.э.

14-15

янв

Особенности рабовладения в Греции. Источники рабства в античном мире. Использование рабов в ремесле и сельском хозяйстве. Положение рабов и отношение к ним свободных греков

Илоты

Научатся сравнивать рабовладение в Греции и в странах Востока, выявлять сходства и различия

Смогут ориентироваться в особенностях развития социально-экономических отношений

Греции в V веке до н.э.

Научатся выдвигать версии по вопросу «Каковы источники рабства в Древней Греции?»

Научатся находить в учебниках и других исторических источниках информацию о положении рабов в Древней Греции и оценивать значение рабского труда в экономическом развитии Афин

Смогут составить рассказ от имени путешественника, посетившего Пирей, используя текст и иллюстрации учебника

§31

37

Пелопоннесская война

18-22

янв

Причины Пелопоннесской войны. Интересы различных слоев афинского общества в войне со Спартой. Поражение Афин в войне и её последствия для Греции в целом

Пелопоннесская война,

Алкивиад

Научатся называть характерные причины военно-политического конфликта между Афинами и Спартой и объяснять различное отношение к войне разных слоев населения двух крупнейших полисов

Смогут объяснить причины поражения Афин в Пелопоннесской войне и в последствиях этого события для Греции в

целом

Научатся планировать учебную деятельность, составляя таблицу «События Пелопоннесской войны»

Научатся владеть смысловым чтением, находя концептуальную информацию в учебнике о причинах и ходе Пелопоннесской войны

Смогут дать образную характеристику Алкивиаду, высказывая суждение о его роли в истории Афин и Древней Греции

§32

Глава 11. Древнегреческая культура

38

Граждане, ученые и атлеты Греции

18-22

янв

Система обучения и воспитания детей в греческих полисах. Наука, как особый род деятельности. Открытия древнегреческих ученых. Вклад древних греков в науки о человеке, природе, обществе и государстве, история первых Олимпийских игр и их значение в истории

Гиппократ, Платон, Аристотель, Олимпийские игры

Научатся формулировать определение понятий «культура», «классическая культура». Научатся анализировать и обобщать информацию о древнегреческой культуре и делать выводы о её характерных чертах

Будет сформировано освоение общемирового культурного наследия. Смогут назвать отличительные особенности культуры Древней Греции

Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию и анализируя древнегреческие изображения

Научатся сравнивать систему обучения и воспитания в Афинах и Спарте, формулировать причины отличия. Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам

Используя ИКТ, смогут найти информацию о самых интересных фактах истории Олимпийских игр в Древней Греции и рассказать о них

§33

39

Архитекторы, скульпторы, поэты Греции

25-29

янв

Устройство древнегреческих храмов, особенности античной архитектуры. Афинский акрополь. Выдающиеся скульпторы

Акрополь, Парфенон, Фидий, Эсхил, Аристофан, комедия, трагедия

Научатся описывать устройство древнегреческого храма, сравнивая его с древневосточными храмами, обобщать информацию о древнегреческих скульпторах и их произведениях, выявляя и объясняя различия между древнегреческим искусством и искусством Древнего Востока

Научатся высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории

Научатся осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, выбирая информацию и анализируя древнегреческие архитектурные постройки

Научатся творчески реконструировать образ афинского акрополя с помощью текстовых и наглядных источников. Научатся образно описывать древнегреческие театральные представления

Используя ИКТ, смогут найти информацию о жизни и творчестве скульпторов Фидия, Мирона, Поликлета и представить информацию об одном из них, конкретизируя материал презентацией

§34

Глава 12. Македонские завоевания

40

Возвышение Македонии

25-29

янв

Географическое положение Македонского царства.

Возвышение Македонии при Филиппе II.

Деятельность Демосфена. Битва при Херонее

Демосфен, фаланга

Научатся формулировать причины возвышения Македонии, давать образную характеристику Филиппу II, рассказывать о битве при Херонее и её значении для дальнейшей судьбы Греции

Будет сформирован позитивный познавательный интерес к истории на примере личности Демосфена

Смогут высказать версии о том, каким образом Филиппу II удалось превратить Македонию в могущественное государство

Научатся определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений, соотносить эти события с другими датами истории древней Греции и Древнего Востока. Научатся находить и показывать на карте места главных сражений

Смогут проанализировать действия Александра, получившего власть, позволившие ему стать в будущем великим полководцем

§35

41

Завоевания Александра Македонского

1-5

февр

Причины побед Македонского над персами в малой Азии. Осада Тира. Сражение при Гавгамелах. Завоевание Средней Азии и долины Инда. Образование Македонской державы

Гавгамелы

Научатся находить и показывать на карте места главных сражений, направления движения греко-македонских войск, основанные македонскими завоевателями города, границы Македонской державы и её столицу. Определять во времени даты похода Александра Македонского на Восток и важнейших сражений

Смогут выразить свое отношение к державе Александра Македонского и указать на её слабые стороны

Научатся прогнозировать на основе поиска ответа на вопрос «Будет ли прочной держава Александра Македонского?»

Смогут сравнить по заданным признакам Персидскую державу и державу Александра Македонского

Смогут высказать своё мнение, аргументируя его: Какие поступки Александра Македонского нравятся, какие нет?

§36

42

Греческий Восток

1-5

февр

Эллинистический мир. Распад державы Александра Македонского после его смерти. Греческий Восток-ареал распространения античной культуры. Александрия Египетская. Ученые эпохи эллинизма и их открытия

Царство Птолемеев. Государство Селевкидов, Македонское царство, Пергам

Смогут раскрыть причины распада державы Александра Македонского и образования на её территории новых государств, выявлять существенные черты их государственного устройства

Смогут объяснить вклад Александрии Египетской в историю мировой цивилизации

Смогут соотносить свои действия с планируемыми результатами на уроке

Научатся образно описывать Александрию Египетскую и её достопримечательности, рассказывать

об открытиях александрийских

ученых

Научатся высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма

§37

43

Повторительно-обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию»

8-12

февр

Отличия Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока

Колония, аристократия, демос, полис

Из фактов истории Древней Греции научатся выявлять главные черты античного запада

Смогут дать оценку Древнегреческой цивилизации и ее

роли в мировой истории

Смогут определить, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Научатся анализировать, классифицировать, сравнивать, устанавливать аналогии при повторении Древней Греции и цивилизаций Древнего Востока

Смогут объяснить роль личности в истории как на Древнем Востоке, так и античном Западе (в Греции)

Вопросы и задания к разделу 3 стр. 203

Раздел 4. Древний Рим

Глава 13. Образование Римской республики

44

Начало Римской истории

8-12

февр

Географическое положение и природные условия Апеннинского полуострова и Сицилии. Царский период истории Рима. Легенды о героях Древнего Рима

Патриции, плебеи

Научатся показывать по карте территорию Апеннинского полуострова, остров Сицилию, земли, населенные этрусками. Описывать природные условия и занятия жителей древней Италии

Будет сформирован историко-географический образ Древнего Рима

Научатся вносить коррективы, описывая и сравнивая природные условия и занятия жителей Древней Италии и жителей Древней Греции

Научатся анализировать данные легенды о возникновении Рима, сопоставляя легендарные сведения с данными археологических раскопок

Научатся работать в паре, сравнивая права и обязанности патрициев и плебеев

§38

45

Республика римских граждан

15-19

февр

Установление республики в Древнем Риме. Борьба плебеев за свои права и интересы. Государственное устройство в Римской республике. Римская армия в первой половине I тыс. до н.э. Пантеон римских богов

Народный трибун, сенатор, жрец

Смогут выделить главные особенности государственного устройства Римской республики, сопоставлять их с государственным устройством Афинского полиса

Смогут дать оценку демократическим порядкам Римской

республики

Научатся работать по плану, выявляя черты сходства и различия римской религии и религии древних греков

Научатся делать выводы о сходстве и различиях в положении царей и консулов, патрициев и плебеев в Древнем Риме, используя в работе технологии продуктивного чтения

Используя ИКТ и дополнительные источники исторической информации, смогут подготовить рассказ о богах древних

римлян

§39

46

Завоевание

Римом Италии

15-19

февр

Политика римлян по отношению к соседним народам и племенам. Войны с галлами. Войны с Пирром. Рим к III в. до н.э.

Разделяй и властвуй

Научатся определять длительность и последовательность событий и явлений, относившихся к изученной теме в контексте истории Древнего Рима и истории Древнего мира в целом

Смогут объяснить нравственные уроки, которые римляне вынесли из трагических событий своей истории

Научатся выдвигать версии, формулируя причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова

Смогут сравнить по заданным признакам армию римлян с армиями других государств Древнего мира

Смогут объяснить, что в наше время означают

выражения «Гуси Рим спасли»,

«Горе побежденным»

§40

Глава 14. Римские завоевания в Средиземноморье

47

Первая война с Карфагеном

22-26

февр

Предпосылки римских завоеваний в Средиземноморье в

III веке до н.э. Основные соперники Рима. Первая Пуническая война. Создание ВМФ в борьбе за Сицилию. Предпосылки новых столкновений

Ганнибал

Научатся анализировать историческую ситуацию, в том числе на основе карты. Смогут соотносить события, относящиеся к изучаемой теме, с событиями истории Древнего Рима и других государств

Будет сформирована нетерпимость к любым видам насилия

.

Смогут спрогнозировать приоритеты внешней политики Рима после завоевания Италии

Научатся систематизировать материал, начиная заполнять таблицу «Пунические войны». Научатся работать с дополнительными источниками исторической информации, готовя тематические сообщения и проекты по изучаемой теме

Смогут объяснить, что нового привнесли римляне в искусство войны на море

§41

48

Война с Ганнибалом

22-26

февр

Нарушение Карфагеном мирного договора и объявление войны. Планы римлян и вторжение Ганнибала в Италию

Канны

Научатся характеризовать причины второй Пунической войны, определяя цели, характер военных действий римлян и карфагенян

Смогут дать нравственную оценку личностям: Ганнибалу и Сципиону

Смогут высказать версии о развитии событий второй

Пунической войны и её

последствий

Научатся использовать историческую карту и схему битвы при Каннах, как источник

информации

Смогут выразить свое отношение к битве при Каннах, определяя её последствия, а также дать оценку второй Пунической войне

§42

49

Рим-завоеватель Средиземноморья

1-5

марта

Продолжение завоевательной политики Рима в Восточном Средиземноморье. Война с Македонией. Третья Пуническая война. Рим -владелец Средиземноморья

Провинции

Смогут определить, с какими целями Рим вел завоевательные войны в Средиземноморье и какое значение имели римские завоевания для жителей покоренных земель и для самих римлян

Научатся аргументировано оценивать римские завоевания с нравственных позиций

Научатся работать по плану, продолжая заполнять таблицу «Пунические войны»

Смогут объяснить причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье

Смогут высказывать суждения о последствиях римских завоеваний

§43

Глава 15. Гражданские войны в период республики

50

Народные трибуны - братья Гракхи

1-5

марта

Внутреннее положение Рима в результате завоеваний в Средиземноморье. Противоречия между римлянами и союзниками, покоренными народами, аристократами и народом. Земельный закон Тиберия Гракха. Законодательная деятельность Гая Гракха

Народные трибуны, гражданская война

Научатся выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Римского государства к концу II века до н.э.

Смогут дать нравственную оценку гражданским войнам в Риме

Смогут высказать версии, объясняя причины гражданских войн в

Риме

Научатся выявлять и характеризовать причины поражения братьев Гракхов, работая с текстом учебника с помощью технологии продуктивного чтения

Смогут дать образную характеристику личностям Тиберия и Гая Гракхов

§44

51

Сулла-первый военный диктатор Рима

8-12

марта

Обострение противоречий внутри римского общества и государства на рубеже II- I вв. до н.э. Война в Нумидии. Военные реформы Гая Мария. Диктатура Суллы

Диктатура

Научатся давать характеристику внутреннему положению римского государства, формулировать определение «гражданская война», раскрывать характерные черты этого явления на примере противостояния сторонников Мария и Суллы

Смогут дать нравственную оценку политике Суллы

На основе изученного материала на уроке смогут спрогнозировать тенденции дальнейшего развития Рима

На основе анализа учебного текста смогут объяснить сущность диктатуры Суллы и определить её влияние на римское общество в первой половине I века до н.э.

Научатся организовывать работу в паре, сравнивать деятельность Гая Мария и Суллы с деятельностью братьев Гракхов по заданным признакам и выражать свое отношение к данным историческим личностям

§45

52

Восстание Спартака

8-12 марта

Источники рабства в Древнем Риме. Восстание под предводительством Спартака: причины, планы восставших, личность Спартака

Гладиаторы

Научатся анализировать историческую ситуацию, искать ответы на вопросы об источниках рабства, о причинах увеличения численности рабов в Древнем Риме

Смогут дать нравственную оценку гладиаторским боям

Работая с текстом учебника и другими источниками исторической информации, смогут охарактеризовать восстания Спартака и указать его слабые и сильные стороны

Научатся описывать гладиаторские бои на основе разных исторических источников (учебный текст, иллюстрации, дополнительные источники) и высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу

Смогут выразить свое мнение о причинах поражения восстания Спартака и его историческом значении

§46

53

Цезарь-повелитель

Рима

15-19

марта

Триумвират и борьба его участников за власть. Войны Цезаря в Галлии. Установление единоличной власти Цезаря. Управление Цезаря Римом. Причины заговора республиканцев. Гибель Цезаря

Триумвират

Научатся находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной 49-45гг. до н.э. Научатся давать сравнительную характеристику Красса, Помпея и Цезаря

Смогут дать нравственную оценку личности Цезаря как полководца, правителя, высказывать суждения о его роли в истории

Научатся высказывать версию «Почему возник заговор против Цезаря?»

Научатся выделять в сложившейся ситуации признаки гражданской войны. Сравнивать по заданным признакам диктатуру Суллы и Цезаря и объяснять, чьи интересы защищал Цезарь

Научатся использовать ИКТ при подготовке видео- презентации о Гае Ю. Цезаре

§47

54

Падение республики

15-19

марта

Судьба республики после убийства Цезаря. Борьба между Антонием и Октавианом за власть. Победа Октавиана

Антоний, Октавиан

Научатся систематизировать тенденции социально-политического развития Рима в II-I веках до н.э. Показывать на карте места важнейших событий, ускоривших падение республики

Научатся с точки зрения гражданских позиций, давать свои оценки, действиям римских императоров II века

Научатся выдвигать версии о причинах падения Римской республики в конце 1 века

до н.э.

Смогут по карте назвать основные события в хронологическом порядке, которые привели к падению Римской республики.

Научатся готовить тематические сообщения и проекты о великих людях последнего века Римской республики

Смогут изложить свое мнение, аргументируя его, отвечая на вопрос «Почему в борьбе за единоличную власть победил Октавиан?»

§48

Глава 16

Расцвет и могущество Римской империи

55





56

Император Октавиан Август




Цезари Рима

22-26

марта




22-26

марта

Властные полномочия Октавиана Августа и укрепление его единоличной власти. Новые завоевания и расширение границ Римской империи. Предпосылки расцвета римской культуры. «Золотой век» поэзии. Развитие научных знаний в Древнем Риме

Предпосылки отказа от восстановления республики при преемниках

Октавиана

Августа.

«Наихудшие» (Нейрон) и «наилучшие» императоры (Траян)

«Золотой век» поэзии





Цезари

Научатся различать и сопоставлять признаки республики и монархии в политической жизни Рима при Октавиане Августе и делать вывод о реальной форме правления


Научатся объяснять причины усиления монархических черт управления Римом в

I-II веках до н.э. Показывать на карте новые завоеванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета

Смогут оценить с нравственных позиций произведения «золотого века» римской поэзии и их вклад в культуру мировой цивилизации



Будет сформировано уважение к личности и её достоинству, нетерпимость к любым видам насилия на примере правления

Нерона

Смогут высказать версии, объясняя, почему расцвет римской культуры пришелся на период правления

Октавиана

Августа

Научатся находить информацию в учебнике и других исторических источниках об Октавиане Августе




Научатся готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным историческим источникам, знакомясь с личностями: Нерон, Траян

Научатся высказывать суждения о художественных достоинствах произведений «золотого века» римской поэзии и значении научных достижений древних

римлян


Смогут высказать свое отношение к Нерону и Траяну в любой знаковой системе

§49




§50



Научатся осно

вам прогнозирования, как предвидения будущих

событий

57

Жизнь в Римской империи

4-8

апр

Облик Рима. Особенности римской архитектуры. Памятники культуры в истории Рима времен империи.

Отдых и досуг римлян

Колоны

Смогут объяснить причины превращения Рима в период ранней империи в столицу средиземноморского мира и невиданного размаха городского строительства, объяснять причины и следствия расширения гражданских прав населения империи

Смогут оценить вклад древних римлян в культурное наследие человечества

Научатся прогнозировать тенденции развития Римской империи

Смогут охарактеризовать причины расширения прав населения империи, сформулировать причины низкой эффективности труда рабов в сельском хозяйстве, объяснить предпосылки перехода к колонату

Используя ИКТ, научатся готовить проекты по дополнительным источникам об архитектурных памятниках Древнего Рима

§51

Глава 17

Закат античной цивилизации

58

Кризис Римской империи в III веке

4-8

апр

Кризисные явления во всех сферах жизни римского общества и государства. Деятельность императора Аврелиана

Кризис

Смогут выделить признаки кризиса во всех сферах жизни и общества государства

Смогут дать нравственную оценку правлению императора Аврелиана

Научатся планировать учебную деятельность, доказывая, что Римская империя находилась в кризисе

Овладеют смысловым чтением, самостоятельно вычитывая концептуальную информацию о разъединении граждан Римской империи

Смогут выразить свое мнение о причинах кризиса в Римской империи в III веке, аргументируя его

§52

59

Христианство

11-15

апр

Условия возникновения нового религиозного учения в Палестине. Этапы распространения христианства. Христианские общины. Преследования первых христиан. Превращение христианства в конце III века в организованную и влиятельную силу

Христианство

Смогут назвать условия возникновения христианского учения, давать характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности. Рассказывать о преследованиях христиан, используя дополнительные источники

Смогут оценить с нравственных позиций христианские заповеди и их значение в современном

мире

Научатся выдвигать версии, объясняя, почему первые христиане собирались тайно и что в их взглядах и деятельности могло не нравится Римской империи.

Научатся строить логичные рассуждения, объясняя причины становления христианской церкви, характеризовать её положение в обществе

Смогут высказывать суждения о новизне и привлекательности учения Иисуса для определенных групп населения Римской империи, о причинах его популярности в

I- III веках

§53

60

Императоры Диоклетиан и Константин

11-15

апр

Личности римских императоров в III-IV веках, способы борьбы за верховную власть в Риме и провинциях, роль армии в политической жизни империи. Диоклетион и его реформы управления Римом. Константин и его реформы в религиозной, социально-эконо-мической и культурной сферах жизни Римской империи

Диоклетион, Константин

Научатся давать обобщенную характеристику императоров Диоклетиона и Константина

Смогут давать нравственную оценку реформам Диоклетиона, Константина

Научатся сравнивать свой ответ с авторской позицией, характеризуя реформы

Диоклетиона, Константина

Научатся сравнивать по заданным признакам положение Римской империи во время кризиса и после реформ Диоклетиона, Константина

Смогут высказать свое суждение по вопросу «За какие заслуги императора Константина стали называть Великим?»

§54

61

Падение Западной Римской империи

18-22

апр

Натиск варварских племен на границы Римской империи в период Великого переселения народов. Политика Феодосия I. Развал империи (395г.) и его последствия для судеб западной и восточной частей Римской империи

Аларих. Атила,

вандализм

Научатся показывать на карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной и Западной Римской империи. Смогут формулировать причины падения Западной Римской империи

Смогут оценить значение Западной Римской империи в масштабах истории Древнего мира и мировой истории

Смогут высказать предположения о причинах гибели

Западной Римской империи

Научатся проводить поиск исторической информации в различных дополнительных источниках, объясняя причины падения Западной Римской империи

Научатся работать в группе, составляя список событий, которые привели Римскую империю к гибели

§55

62-63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим»

18-22

Апр

25-29

апр

Признаки цивилизации Древнего Рима. Народовластие в Риме. Роль граждан в управлении государством. Нравы

Республика, империя, сенат, консулы, трибун,

тиран

Научатся работать с исторической картой, характеризуя этапы расширения границ Рима. Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни

Смогут оценить вклад римлян в мировую цивилизацию

Научатся работать по плану, сравнивая управление в Римской республике и империи

Обучающиеся научатся:

- устанавливать причинно-следственные связи, приведшие к упадку Римскую империю;

- строить логичное рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы:

почему рабы поддержали готов

Обучающиеся научатся:

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и позиции о судьбе Древнего Рима

Подготовка к контрольной работе

64-65

Урок итогового повторения

3-6

9-13

Мая


Демократия. Государство,

культура,

алфавит

Смогут создать презентации, характеризующие достижения культуры древних цивилизаций

Научатся характеризовать вклад древних государств в мировую цивилизацию

Научатся описывать памятники культуры по заданному плану, создавая презентации по культуре древних цивилизаций

Научатся составлять кроссворды, тесты, письменные ответы от первого лица на заданную тему

Работая в группе, смогут подготовить презентации о вкладе древних государств в мировую цивилизацию, используя различные источники дополнительной информации

Подготовка к итоговому тестированию

66-68

резерв

16-20

23-27

мая




© 2010-2022