Практическое занятие по истории на тему Русская правда (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Памятка для работы с источником

1. Определите время создания документа.

2. Кто является автором документа?

3. Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?

4. Объясните новые понятия, употребляемые в документе (гривна, вира, вервь(мир), вотчина, люди, холопы(челядь), закупы, рядовичи, смерды).

5. Вопросы для анализа статей «Русской правды»:

Статья 1

1) Допускает ли закон кровную месть?

2) Кто согласно Правде Ярослава, имеет право на кровную месть?

3) А если близких родственников не окажется вовсе?

4) 40 гривен много это или мало? (ст. 28 - «масштаб цен»). Что можно было приобрести за одну гривну?

Статья 3

Попробуйте объяснить, что означают слова «если его не настигнут, то платить ему, и на том конец».

Статья 6

Допускает ли эта статья кровную месть?

Статья 7, статья 8

Как вы думаете, почему, почему ус, борода так дорого ценятся? Ведь это не увечье.

«Правда Ярославичей»

Статьи 19,20

Кто такой огнищанин, подъездной княжий? Как оценивается их жизнь? Что такое вира? Кому идут деньги?

Статьи 22,23

Кто такие тиун и конюший?

Статьи 24,25,26

Кто такие сельский староста, пашенный староста?

Кто такие рядовник, смерд, холоп? Как оценивается их жизнь в сравнении с другими категориями лиц?

Зависимое население. Рабы (челядь, холопы)

Статьи 46, 63, 65, 66, 89, 98, 110-112, 118

Откуда же появлялись холопы, или каковы были источники холопства?

Статьи 46, 63, 65, 66, 89, 112,118

1) Должен ли был холоп отвечать перед законом?

2) Нес ли он материальную ответственность за свом действия? Перед кем?

3) Охранял ли закон его личность?

Зависимое население. Закупы.

Статьи 56 - 62, 64, 66

1) Кто такой закуп?

2) Его правовое положение?

Зависимое население. Рядовичи.

Статья 25

1) Кто такой рядович?

2) Каким штрафом защищена жизнь рядовича?

Зависимое население. Смерды.

Статьи 26,28,33,45,90

1) Свободен ли смерд в правовом положении?

2) Является ли смерд независимым?

6. Интересы, каких слоев, групп, классов общества защищает закон в большей степени?

7. Какое значение для государства и общества имело принятие данного документа?

8. Как документ помог вам узнать больше об общественных отношениях на Руси X - XII вв. и их развитии?

© 2010-2022