Рабочая программа Историческое краеведение 9 класс (История Ярославского края)

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное профессиональное образовательное учреждение ЯО

Семибратовский политехнический техникум



Утверждено:

Директор ГПОУ ЯО Семибратовский

политехнический техникум

___________Курылёв В Н.

«_______»______________2016










Рабочая программа учебной дисциплины

«Краеведение»













2016

Рабочая программа и планирование учебной дисциплины «Краеведение» составлены на основе:

  • Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)

  • БУП - 2004 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

  • Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-03/318 от 12.05.2006 г. «Об утверждении регионального учебного плана»

  • Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/12757 от 14.08.2006 «О реализации БУП-2004»

  • Письмо Департамента образования Ярославской области № 244/01-10 от 31.01.2006 «О переходе на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта.

Рабочая программа составлена и разработана преподавателем истории высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО Семибратовский политехнический техникум Мариной Александровной Горожаниной.

Рабочая программа рассмотрена и согласована на заседании МК ОД

Дата __________________________ Председатель МК ОД ___________

Горожанина М. А.










  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Краеведение»


  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» является частью программы основного общего образования и профессиональной подготовки по профессиям ОК 016-94 18549 - «Слесарь по сборке металлоконструкций», по профессии ОК 016-94 11695 «Горничная» приказ Минобразования и науки РФ от 09. 03. О4 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов, реализующих программы общего образования». Базовый уровень 8 классов общеобразовательной школы.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

учебная дисциплина «Краеведение» входит в общеобразовательный цикл и является частью регионального компонента.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Краеведение»

· Воспитание патриотизма. Уважения к истории и традициям разных народов, населявших Ярославский край на протяжении всей его истории. К правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· Освоение знаний о важнейших событиях, процессах, происходивших на территории нашего края в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

· Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления и исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

· Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Требования к уровню подготовки студентов

В результате изучения курса историческое краеведение в 9 классе ученики должны

Знать/понимать

· Основные этапы и ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей истории. Политики, культуры изучаемого периода;

· Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· Изученные виды исторических источников по истории края.

Уметь

· Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;

· Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

· Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

· Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:

· Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

· Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

· Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

· Использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины «Краеведение» - 35 часов.



  1. Структура и содержание учебной дисциплины «Краеведение»


  1. Объём учебной дисциплины «Краеведение» и виды учебной работы











  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Краеведение»


Наименование темы

Кол-во часов

1.

РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 18 ВЕКА.

15

Тема 1. Ярославский край в глубокой древности и составе древнерусского государства.

3

Тема 2. Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества.

2

Тема 3. Ярославские удельные княжества в 12-15 веках.

4

Тема 4. Ярославский край в 16-17 веках.

6

2.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКА.

12

Тема 1. Ярославский край в 18 веке.

4

Тема 2. Ярославский край в первой половине 19 века.

3

Тема 3. Ярославский край в пореформенный период ( 60-90 г. г. 19 века).

2

Тема 4. Ярославский край в конце 19 - начале 20 века.

3

3.

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ.

6

Тема 1. Ярославский край в 20- начале 21 века.

6

4.

Итоговое повторение курса

1

5.

Дифференцированный зачёт

1

Итого:

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА№ урока

Содержание

Объём часов

Уровень усвоения

РАЗДЕЛ №1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 17 ВЕКА

15

Тема 1. Ярославский край в глубокой древности и составе Древнерусского государства

3

1.

Народы и государства нашей страны в древности. Древнейшая истории Ярославского края.

1

1

2.

Русь в 9 - начале 12 веков.

1

1

3.

Ярославский край в составе Древнерусского государства.

1

1

Тема 2. Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества

2

4.

Политическая раздробленность Руси.

1

1

5.

Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края.

1

1

Тема 3. Ярославские удельные княжества в 12-15 веках.

4

6.

Борьба Руси против внешних вторжений в 13 веке. Монголо-татарское нашествие и Ярославский край.

1

1

7.

Русь в середине 12-14 веков.

1

1

8.

Ярославский край в период монголо-татарского ига.

1

1

9.

Московское государство в 15 веке. Культура Ярославского края в 12-15 веках.

1

1

Тема 4. Ярославский край в 16-17 веках

6

10.

Московское государство в 16 веке.

1

1

11.

Ярославский край и опричнина.

1

1

12.

Россия в 17 веке.

1

1

13.

Ярославский край и польская интервенция.

1

1

14.

Экономическое развитие края. Города Ярославского края в 16-17 веках.

1

1

15.

Культурное развитие края в 16-17 веках. «Золотой век» культуры Ярославского края.

1

1

РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18- НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

12

Тема 1. Ярославский край в 18 веке

4

16.

Россия в первой половине 18 века. Ярославский край в период петровских преобразований.

1

1

17.

Россия во второй половине 18 века.

1

1

18.

Социально-экономическое развитие в 30-90-х годах 18 века. Образование Ярославского наместничества.

1

1

19.

Культурное развитие края во второй половине 18 века.

1

1

Тема 2. Ярославский край в первой половине 18 века

3

20.

Россия в первой половине 19 века. Ярославский край в период Отечественной войны 1812 года.

1

1

21.

Декабристы-ярославцы.

1

1

22.

Социально-экономическое развитие края.

1

1

Тема 3. Ярославский край в пореформенный период (60-90 гг 19 века)

2

23.

Россия во второй половине 19 века.

1

1

24.

Реформы х г. г. в Ярославском крае.

1

1

Тема 4. Ярославский край в конце 19- начале 20 века.

3

25.

Россия в начале 20 века.

1

1

26.

Промышленное развитие губернии. Сельское хозяйство губернии и проведение столыпинской аграрной реформы.

1

1

27.

Общественно-политическое и культурное развитие края в конце 19 - начале 20 века.

1

1

РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ

6

Тема 1. Ярославский край в 20 - начале 21 века

6

28.

Ярославский край в 1917 году.

1

1

29.

Ярославский край в годы гражданской войны ( 1918 - 1920 г. г.).

1

1

30.

Ярославский край в годы новой экономической политики ( 1921 - 1929 г. г.) и в 1930-е годы.

1

1

31.

Ярославский край в годы Великой Отечественной войны.

1

1

32.

Развитие ярославского края в 1945 - 1985 г. г.

1

1

33.

Ярославский край сегодня.

1

1

34

Итоговое повторение курса

1

2

35

Дифференцированный зачёт

1

2






  1. Условия реализации учебной дисциплины

    1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование кабинета: 24 рабочих мест учащихся (12 учебных столов, 24 стула), рабочее место преподавателя (письменный стол и стул), доска.

Технические средства обучения: мультимедийная установка (компьютер, проектор, аудио колонки), фотоаппарат, съёмный жёсткий диск.

    1. Информационное обеспечение обучения

  • «История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х годов XX века» под ред. Селиванова А.М. . Ярославль. 2000.

  • Рязанцев Н. П., Федорчук И. А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времён до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. - Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати», 2007

Интернет-ресурсы:

Образовательные сайты для учащихся и преподавателя:

  • mon.gov.ru/ www1.ege.edu.ru/ edu.ru/

  • shkola.edu.ru/ school-collection.ru/ examen.ru/

  • vkids.ru/ kinder.ru/ school.holm.ru/



  • Интернет-ресурсы для учителей истории, обществознания, права.

Электронные библиотеки

  • INFOLIO. Университетская электронная библиотека infoliolib.info/

  • Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ hist.msu.ru/ER/index.html

  • Библиотека философского портала philosophy.ru

  • Социально-гуманитарное и политологическое образование humanities.edu.ru/

  • Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73

  • Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. lib.ru/

  • Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам gumer.info/

  • Виртуальная библиотека кафедры политических наук РУДН stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm

  • Электронная библиотека учебной литературы alleng.ru/

  • Ресурсы по истории

  • Всемирная история в лицах rulers.narod.ru

  • Вторая мировая война 1939-1945.net

  • Военная история militera.lib.ru

  • Правители России praviteli.org/

  • Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты. hrono.info/biograf/index.php

  • Энциклопедии Кирилла и Мефодия km-school.ru/r1/media/a1.asp

  • Учебник по истории России ХХ в. history.ru

  • Интернет-проект «1812 год» museum.ru/museum/1812/index.html

  • Сайт, посвященный декабристам decemb.hobby.ru/

  • Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки lants.tellur.ru/history/

  • Материалы по истории Древней Руси и Российской империи rus-hist.on.ufanet.ru/

  • Хрестоматия по истории государства и права России на сайте «Всё право» allpravo.ru





  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Краеведение»

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ в форме тестов, устного опроса а также выполнения обучающимися фронтальных и индивидуальных заданий, и дифференцированного зачёта.

(усвоенные знания, освоенные навыки)

Формы и методы контроля и оценка результатов обучения

· Основные этапы и ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей истории. Политики, культуры изучаемого периода;

· Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

· Изученные виды исторических источников по истории края.


  1. Тестовые задания.

Критерии оценки:

100%-96% оценка «5»

96%-80% - оценка «4»

80%-60% - оценка «3»

  1. Устный опрос по темам

  2. Дифференцированный зачёт

· Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

· Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;

· Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

· Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий

· Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.

  1. Устный опрос

  2. Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий в форме заполнения опорных конспектов, заполнения таблиц, составления схем, Тестовые задания части «В» и»С»

  3. Дифференцированный зачёт

13

© 2010-2022