- Преподавателю
- История
- Рабочая программа Историческое краеведение 9 класс (История Ярославского края)
Рабочая программа Историческое краеведение 9 класс (История Ярославского края)
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горожанина М.А. |
Дата | 12.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное профессиональное образовательное учреждение ЯО
Семибратовский политехнический техникум
Утверждено:
Директор ГПОУ ЯО Семибратовский
политехнический техникум
___________Курылёв В Н.
«_______»______________2016
Рабочая программа учебной дисциплины
«Краеведение»
2016
Рабочая программа и планирование учебной дисциплины «Краеведение» составлены на основе:
-
Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования)
-
БУП - 2004 (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)
-
Приказ Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-03/318 от 12.05.2006 г. «Об утверждении регионального учебного плана»
-
Письмо Департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/12757 от 14.08.2006 «О реализации БУП-2004»
-
Письмо Департамента образования Ярославской области № 244/01-10 от 31.01.2006 «О переходе на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта.
Рабочая программа составлена и разработана преподавателем истории высшей квалификационной категории ГПОУ ЯО Семибратовский политехнический техникум Мариной Александровной Горожаниной.
Рабочая программа рассмотрена и согласована на заседании МК ОД
Дата __________________________ Председатель МК ОД ___________
Горожанина М. А.
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Краеведение»
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Краеведение» является частью программы основного общего образования и профессиональной подготовки по профессиям ОК 016-94 18549 - «Слесарь по сборке металлоконструкций», по профессии ОК 016-94 11695 «Горничная» приказ Минобразования и науки РФ от 09. 03. О4 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов, реализующих программы общего образования». Базовый уровень 8 классов общеобразовательной школы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Краеведение» входит в общеобразовательный цикл и является частью регионального компонента.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Краеведение»
· Воспитание патриотизма. Уважения к истории и традициям разных народов, населявших Ярославский край на протяжении всей его истории. К правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
· Освоение знаний о важнейших событиях, процессах, происходивших на территории нашего края в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
· Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
· Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления и исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
· Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Требования к уровню подготовки студентов
В результате изучения курса историческое краеведение в 9 классе ученики должны
Знать/понимать
· Основные этапы и ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей истории. Политики, культуры изучаемого периода;
· Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· Изученные виды исторических источников по истории края.
Уметь
· Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;
· Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
· Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
· Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для:
· Понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· Высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
· Объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· Использование знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
1.4 Количество часов на освоение учебной дисциплины «Краеведение» - 35 часов.
-
Структура и содержание учебной дисциплины «Краеведение»
-
Объём учебной дисциплины «Краеведение» и виды учебной работы
-
Тематический план и содержание учебной дисциплины «Краеведение»
№
Наименование темы
Кол-во часов
1.
РАЗДЕЛ 1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 18 ВЕКА.
15
Тема 1. Ярославский край в глубокой древности и составе древнерусского государства.
3
Тема 2. Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества.
2
Тема 3. Ярославские удельные княжества в 12-15 веках.
4
Тема 4. Ярославский край в 16-17 веках.
6
2.
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКА.
12
Тема 1. Ярославский край в 18 веке.
4
Тема 2. Ярославский край в первой половине 19 века.
3
Тема 3. Ярославский край в пореформенный период ( 60-90 г. г. 19 века).
2
Тема 4. Ярославский край в конце 19 - начале 20 века.
3
3.
РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ.
6
Тема 1. Ярославский край в 20- начале 21 века.
6
4.
Итоговое повторение курса
1
5.
Дифференцированный зачёт
1
Итого:
35
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА№ урока
Содержание
Объём часов
Уровень усвоения
РАЗДЕЛ №1. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА 17 ВЕКА
15
Тема 1. Ярославский край в глубокой древности и составе Древнерусского государства
3
1.
Народы и государства нашей страны в древности. Древнейшая истории Ярославского края.
1
1
2.
Русь в 9 - начале 12 веков.
1
1
3.
Ярославский край в составе Древнерусского государства.
1
1
Тема 2. Ярославская земля в составе Владимиро-Суздальского княжества
2
4.
Политическая раздробленность Руси.
1
1
5.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие края.
1
1
Тема 3. Ярославские удельные княжества в 12-15 веках.
4
6.
Борьба Руси против внешних вторжений в 13 веке. Монголо-татарское нашествие и Ярославский край.
1
1
7.
Русь в середине 12-14 веков.
1
1
8.
Ярославский край в период монголо-татарского ига.
1
1
9.
Московское государство в 15 веке. Культура Ярославского края в 12-15 веках.
1
1
Тема 4. Ярославский край в 16-17 веках
6
10.
Московское государство в 16 веке.
1
1
11.
Ярославский край и опричнина.
1
1
12.
Россия в 17 веке.
1
1
13.
Ярославский край и польская интервенция.
1
1
14.
Экономическое развитие края. Города Ярославского края в 16-17 веках.
1
1
15.
Культурное развитие края в 16-17 веках. «Золотой век» культуры Ярославского края.
1
1
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 18- НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
12
Тема 1. Ярославский край в 18 веке
4
16.
Россия в первой половине 18 века. Ярославский край в период петровских преобразований.
1
1
17.
Россия во второй половине 18 века.
1
1
18.
Социально-экономическое развитие в 30-90-х годах 18 века. Образование Ярославского наместничества.
1
1
19.
Культурное развитие края во второй половине 18 века.
1
1
Тема 2. Ярославский край в первой половине 18 века
3
20.
Россия в первой половине 19 века. Ярославский край в период Отечественной войны 1812 года.
1
1
21.
Декабристы-ярославцы.
1
1
22.
Социально-экономическое развитие края.
1
1
Тема 3. Ярославский край в пореформенный период (60-90 гг 19 века)
2
23.
Россия во второй половине 19 века.
1
1
24.
Реформы х г. г. в Ярославском крае.
1
1
Тема 4. Ярославский край в конце 19- начале 20 века.
3
25.
Россия в начале 20 века.
1
1
26.
Промышленное развитие губернии. Сельское хозяйство губернии и проведение столыпинской аграрной реформы.
1
1
27.
Общественно-политическое и культурное развитие края в конце 19 - начале 20 века.
1
1
РАЗДЕЛ 3. ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ В 20 ВЕКЕ
6
Тема 1. Ярославский край в 20 - начале 21 века
6
28.
Ярославский край в 1917 году.
1
1
29.
Ярославский край в годы гражданской войны ( 1918 - 1920 г. г.).
1
1
30.
Ярославский край в годы новой экономической политики ( 1921 - 1929 г. г.) и в 1930-е годы.
1
1
31.
Ярославский край в годы Великой Отечественной войны.
1
1
32.
Развитие ярославского края в 1945 - 1985 г. г.
1
1
33.
Ярославский край сегодня.
1
1
34
Итоговое повторение курса
1
2
35
Дифференцированный зачёт
1
2
-
Условия реализации учебной дисциплины
-
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
-
Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета истории.
Оборудование кабинета: 24 рабочих мест учащихся (12 учебных столов, 24 стула), рабочее место преподавателя (письменный стол и стул), доска.
Технические средства обучения: мультимедийная установка (компьютер, проектор, аудио колонки), фотоаппарат, съёмный жёсткий диск.
-
-
Информационное обеспечение обучения
-
-
«История Ярославского края с древнейших времён до конца 20-х годов XX века» под ред. Селиванова А.М. . Ярославль. 2000.
-
Рязанцев Н. П., Федорчук И. А. Очерки по истории Ярославского края с древнейших времён до наших дней: Учебное пособие для учащихся 6-9 классов общеобразовательных школ. - Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский дом печати», 2007
Интернет-ресурсы:
Образовательные сайты для учащихся и преподавателя:
-
mon.gov.ru/ www1.ege.edu.ru/ edu.ru/
-
shkola.edu.ru/ school-collection.ru/ examen.ru/
-
vkids.ru/ kinder.ru/ school.holm.ru/
-
Интернет-ресурсы для учителей истории, обществознания, права.
Электронные библиотеки
-
INFOLIO. Университетская электронная библиотека infoliolib.info/
-
Библиотека электронных ресурсов истфака МГУ hist.msu.ru/ER/index.html
-
Библиотека философского портала philosophy.ru
-
Социально-гуманитарное и политологическое образование humanities.edu.ru/
-
Библиотека портала «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» window.edu.ru/window/library?p_rubr=2.2.73
-
Библиотека Машкова. Крупнейшая русскоязычная электронная библиотека. Художественная литература. Литература по истории, философии, социологии. lib.ru/
-
Библиотека Гумер. Библиотека книг по гуманитарным наукам gumer.info/
-
Виртуальная библиотека кафедры политических наук РУДН stepanov01.narod.ru/library/catalog.htm
-
Электронная библиотека учебной литературы alleng.ru/
-
Ресурсы по истории
-
Всемирная история в лицах rulers.narod.ru
-
Вторая мировая война 1939-1945.net
-
Военная история militera.lib.ru
-
Правители России praviteli.org/
-
Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты. hrono.info/biograf/index.php
-
Энциклопедии Кирилла и Мефодия km-school.ru/r1/media/a1.asp
-
Учебник по истории России ХХ в. history.ru
-
Интернет-проект «1812 год» museum.ru/museum/1812/index.html
-
Сайт, посвященный декабристам decemb.hobby.ru/
-
Сайт с подборкой материалов по истории России: документы, таблицы, карты, ссылки lants.tellur.ru/history/
-
Материалы по истории Древней Руси и Российской империи rus-hist.on.ufanet.ru/
-
Хрестоматия по истории государства и права России на сайте «Всё право» allpravo.ru
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины «Краеведение»
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения самостоятельных работ в форме тестов, устного опроса а также выполнения обучающимися фронтальных и индивидуальных заданий, и дифференцированного зачёта.
(усвоенные знания, освоенные навыки)
Формы и методы контроля и оценка результатов обучения
· Основные этапы и ключевые события истории Ярославского края; выдающихся деятелей истории. Политики, культуры изучаемого периода;
· Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
· Изученные виды исторических источников по истории края.
-
Тестовые задания.
Критерии оценки:
100%-96% оценка «5»
96%-80% - оценка «4»
80%-60% - оценка «3»
-
Устный опрос по темам
-
Дифференцированный зачёт
· Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решение различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· Показывать на исторической карте территории расселения народов, города, места значительных исторических событий;
· Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;
· Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий
· Объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и нашего края, достижениям культуры.
-
Устный опрос
-
Выполнение фронтальных и индивидуальных заданий в форме заполнения опорных конспектов, заполнения таблиц, составления схем, Тестовые задания части «В» и»С»
-
Дифференцированный зачёт
13