- Преподавателю
- История
- Рабочая программа История Западной Сибири
Рабочая программа История Западной Сибири
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Капустянская Т.Н. |
Дата | 30.11.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №17»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю____________
на заседании МО на заседании НМС Директор гимназии №17
«Обществознание» Председатель НМС Т.Н. Володкина
Руководитель МО Т.Г. Петракова приказ № ________
Т.Н. Капустянская протокол № 1 от _______________ 2016
протокол № 1 от 29 августа 2016г.
от 29 августа 2016 г.
Рабочая программа учебного курса
«История Западной Сибири»
для учащихся 11 (профильных классов) классов
Составитель:
Капустянская Т.Н.,
учитель истории и
обществознания
МБОУ «Гимназия №17»
Кемерово
2016
Содержание документа
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………. С.3
2.Общая характеристика курса…………………………………………………………. С.3
3.Требования к знаниям и умениям учащихся……………………………..…………с.4-5
4.Критерии оценки результатов изучения курса………………………………….….с.5-6
5.Формы и методы реализации курса………………………………………………..……с.6
6.Основные формы контроля…………………………………………….………..………6-7
7.Содержание программы и учебно-тематическое планирование……….....с.7-9
8.Литература…………………………………………………………………………………с.9
9. Примерные темы рефератов, докладов и сообщений………………………………..с.9
1.Пояснительная записка
Учебная рабочая программа курса «История Западной Сибири» (для учащихся профильных 11-х классов объемом 34 ч. из расчета 1 час в неделю).
Составитель: Н.М.Сязи г.Тарко-Сале Пуровского района.
Логичнее всего рассматривать данный курс в рамках регионального компонента Базисного учебного плана на этапе профильного обучения.
Программа адресована учащимся профильного 11 класса МБОУ «Гимназия №17» г. Кемерово, большинство из которых ориентированы на выбор профессии в социально-гуманитарной сфере.
2.Общая характеристика курса
Новизна данного курса состоит в систематизации феноменов исторического пути развития Западной Сибири с учетом современных локальных и глобальных условий его существования.
Изучение истории родного края позволяет по-новому поставить и решить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре народов России, занимающей значительное место в мировой цивилизации. Курс направлен на формирование у учащихся понимания того, что коренные народы Сибири - носители самостоятельной и самобытной культуры. В труднейших природно-климатических условиях они сумели выработать уникальные способы жизнеобеспечения. Умение жить в единении с природой - одна из важнейших сторон традиционной культуры народов Сибири.
Мотивирующий потенциал курса состоит в том, что он может стать дополнительной основой для понимания учащимися периодизации и систематизации сложных исторических событий. Он также дает возможность учащимся осознать возрастание роли Западной Сибири в развитии человеческой цивилизации и положение коренных народов нашего региона в условиях современных глобализационных процессов, направлен на стимулирование осознанного интереса учащихся к истории своей малой родины.
Развивающий потенциал курса заключается в формировании у учащихся практического умения применять сравнительный анализ особенностей исторического пути развития; ценностного отношения к сохранению исторического и этнокультурного наследия коренных малочисленных народов, а также в расширении политического кругозора.
3.Требования к знаниям и умениям учащихся
Цель курса: сформировать патриотизм и гражданственность учащихся на основе освоения и осмысления ими исторических ценностей Западной Сибири в контексте современных глобализационных процессов.
Задачи курса:
способствовать осознанию учениками многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории;
содействовать формированию у школьников исторического мышления;
развивать основные навыки научно- исследовательской деятельности учащихся;
способствовать формированию у учащихся системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее;
развитие способностей к самоопределению и самореализации на основе знаний об окружающем мире.
Таким образом, изучение учащимися элективного курса «История Западной Сибири» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.
Познавательная компетентность - это:
способность адекватно понимать в контексте общественно-научные термины;
учебно-логические умения и навыки;
умения устанавливать причинно- следственные связи, ставить и решать проблемы, аналитически мыслить;
учебно-управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.
Информационная компетентность - это умения и навыки:
искать и находить необходимую информацию для решения учебных задач;
переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
критически анализировать вербальные тексты.
Гражданская компетентность - это: умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности;
готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям.
Социальная (социально-коммуникативная) компетентность - это:
способность работать в группе; способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий;
умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.
Уровень готовности учащихся к освоению содержания курса характеризуется: знанием содержания курса истории России (первый концентр);
пониманием принципов построения периодизации российской истории;
знанием основных аспектов развития Севера Западной Сибири в контексте современных глобализационных вопросов;
сформированным познавательным интересом к проблемам отечественной истории и исторической науки.
Логика изложения данного курса соответствует основному курсу истории второго концентра. Курс способствует лучшему пониманию учащимися как исторических процессов в целом, так и особенностей ближайших перспектив развития региона с учетом современных локальных и глобальных условий существования.
Программа открывает широкие возможности для использования интерактивных методов обучения, в том числе и для работы с образовательными историческими порталами в Интернете. Учебно-методический комплекс состоит из:
конспектов лекционных занятий; комплекса компьютерных презентаций к лекциям;
списка дополнительной литературы.
4.Критерии оценки результатов изучения курса
В результате освоения содержания элективного курса учащиеся должны: знать:
основные периоды исторического развития Западной Сибири; основные события истории края; основные закономерности развития коренных малочисленных народов; уметь:
проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
систематизировать разнообразную историческую информацию на основе знаний об общих закономерностях всемирно-исторического процесса:
формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
участвовать в групповой исследовательской работе и определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме: конспекта, реферата, исторического эссе, исследовательского проекта, публичной презентации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и явлений;
определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни;
учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями и культурными ценностями и разного социального положения;
осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества и гражданином России.
5.Формы и методы реализации курса
Основные формы и методы реализации элективного курса следующие:
интерактивные лекции с последующими дискуссиями;
исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов);
«мозговой штурм», эвристические беседы;
заседания «круглых столов»; защита проектов.
Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно- предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленная на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личных оценок, практическому применению полученных знаний.
6.Основные формы контроля
Измерителями обученности учащихся являются:
тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных, познавательных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);
творческие работы (презентация, тесты, проблемные задания и др.); выступления во время дискуссий, заседаний «круглых столов», интерактивных лекций, семинаров; результаты тестирования. Итогом изучения элективного курса является презентация личных достижений, полученных в ходе образовательной деятельности (самостоятельно подготовленные доклады, сообщения, рефераты, проекты по одной из предложенных тем).
Оценка результата освоения учащимися содержания программы элективного курса осуществляется на основе пятибалльной системы.
7.Содержание программы и учебно-тематическое планированиеп/п
Тема
Кол-во часов
Форма контроля
1
Введение. Что изучает краеведение. История края - часть истории России. Исторические источники
1
Беседа
Сибирь и ее народы в русских источниках 11-16 вв. (4 ч.)
2
Территория проживания коренных этносов
1
Презентация проблемных заданий
3
Данные археологических экспедиций: образ жизни, быт, нравы разных народов Сибири
1
4-5
Хозяйственная деятельность народов Сибири и ее особенности
2
Присоединение Сибири к России (4 ч.)
6
Причины и характер продвижения русских в Сибирь и их пути через Урал
1
Рефераты, сообщения, доклады
7
Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация
1
8
Поход Ермака в Сибирь
1
9
Строительство первых острогов. Первоначальное освоение территории русскими казаками
1
Древнейшие города Сибири (4 ч.)
10
Златокипящая Мангазея. Археологические раскопки
1
Презентация проектных работ
11
Первые сибирские города: Томск, Тюмень, Тобольск
1
12
Численность и этнический состав населения, экономическое развитие городов Сибири
1
13
Общественное движение, социальные отношения, культура и быт населения городов Сибири
1
Западная Сибирь в к.19-н.20 вв (3 ч.)
14
Развитие капиталистических отношений и положение населения
1
Рефераты, сообщения
15
Переселение крестьян из Европейской России
1
16
Край - место политической ссылки
1
Октябрьская революция и установление Советской власти (2 ч.)
17-18
Революционное движение в Сибири. Социалистические преобразования в Сибири
2
Сообщения
Западная Сибирь в 20-30е гг. (5 ч.)
19
Белое и контрреволюционное движение
1
сообщения
20
Коллективизация сельского хозяйства. Создание МТС. Национальная политика
1
21
Культурное строительство в 20е гг.
1
22
Интенсивное строительство. Особенности государственных преобразований в 30-е гг.
1
23
Культурное строительство в 309-е гг.
1
Сибирь в годы ВОВ (3 ч.)
24
Сибирь в годы ВОВ. Патриотический подъем населения Сибири
1
сообщения, доклады
25
Все для фронта, для победы над фашистской Германией, промышленность и сельское хозяйство фронту
1
26
Великие подвиги Сибиряков
11
Социально-экономическое развитие Сибири 1945-2010 (7 ч.)
27
Создание крупной промышленности в период 1945-2010 гг.
1
Рефераты,
28
Реформы сельского хозяйства
1
доклады
29
Строительство новых современных городов Сибири
1
презентации
30
Процессы перестройки в промышленности и сельском хозяйстве
1
сообщения
31
Введение в действие программы промышленного освоения Севера Сибири
1
доклады
32
Итоговое повторение
1
33
Итоговая контрольная работа
1
34
Резерв
1
8. Литература
Для учащихся
Гриценко В.Н. История Ямальского Севера. Т. 1-2. Омск, 2004.
Историко-этнографический атлас ЯНАО. СПб.: ДНК, 2005.
Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: ЭКСМО, 2002.
Пуровский район. Тюмень: Тюменский дом печати, 2007.
Для учителя
Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.
История Сибири. Т. 1: Древняя Сибирь. Л., 1968.
История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. Л., 1968.
Косарев Г.Ф. Западная Сибирь в древности. М., 1984.
Судьбы малых народностей Обь-Иртышского Севера. Тюмень, 1994.
9.Примерные темы рефератов, докладов и сообщений
-
Златокипящяя Мангазея.
-
История освоения Западной Сибири
-
Миссионерская деятельность в Сибири.
-
Особенности коллективизации.
-
Освоение Сибири: XVI-XVII вв.
-
Отечественные предприниматели конца XIX - начала XX в.
-
Первые города - остроги в Сибири.
-
Распространение христианства в Сибири.
-
Сибирь и ее народы.
10.Татарские ханства Сибири в XV- XVII вв.