Рабочая программа История Западной Сибири

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №17»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю____________

на заседании МО на заседании НМС Директор гимназии №17

«Обществознание» Председатель НМС Т.Н. Володкина

Руководитель МО Т.Г. Петракова приказ № ________

Т.Н. Капустянская протокол № 1 от _______________ 2016

протокол № 1 от 29 августа 2016г.

от 29 августа 2016 г.



Рабочая программа учебного курса

«История Западной Сибири»

для учащихся 11 (профильных классов) классов



Составитель:

Капустянская Т.Н.,

учитель истории и

обществознания

МБОУ «Гимназия №17»

Кемерово

2016

Содержание документа


1.Пояснительная записка…………………………………………………………………. С.3

2.Общая характеристика курса…………………………………………………………. С.3

3.Требования к знаниям и умениям учащихся……………………………..…………с.4-5

4.Критерии оценки результатов изучения курса………………………………….….с.5-6

5.Формы и методы реализации курса………………………………………………..……с.6

6.Основные формы контроля…………………………………………….………..………6-7

7.Содержание программы и учебно-тематическое планирование……….....с.7-9

8.Литература…………………………………………………………………………………с.9

9. Примерные темы рефератов, докладов и сообщений………………………………..с.9











1.Пояснительная записка

Учебная рабочая программа курса «История Западной Сибири» (для учащихся профильных 11-х классов объемом 34 ч. из расчета 1 час в неделю).

Составитель: Н.М.Сязи г.Тарко-Сале Пуровского района.

Логичнее всего рассматривать данный курс в рамках регионального компонента Базисного учебного плана на этапе профильного обучения.

Программа адресована учащимся профильного 11 класса МБОУ «Гимназия №17» г. Кемерово, большинство из которых ориентированы на выбор профессии в социально-гуманитарной сфере.

2.Общая характеристика курса

Новизна данного курса состоит в систематизации феноменов исторического пути развития Западной Сибири с учетом современных локальных и глобальных условий его существования.

Изучение истории родного края позволяет по-новому поставить и решить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущение своей принадлежности к великой и сложной культуре народов России, занимающей значительное место в мировой цивилизации. Курс направлен на формирование у учащихся понимания того, что коренные народы Сибири - носители самостоятельной и самобытной культуры. В труднейших природно-климатических условиях они сумели выработать уникальные способы жизнеобеспечения. Умение жить в единении с природой - одна из важнейших сторон традиционной культуры народов Сибири.

Мотивирующий потенциал курса состоит в том, что он может стать дополнительной основой для понимания учащимися периодизации и систематизации сложных исторических событий. Он также дает возможность учащимся осознать возрастание роли Западной Сибири в развитии человеческой цивилизации и положение коренных народов нашего региона в условиях современных глобализационных процессов, направлен на стимулирование осознанного интереса учащихся к истории своей малой родины.

Развивающий потенциал курса заключается в формировании у учащихся практического умения применять сравнительный анализ особенностей исторического пути развития; ценностного отношения к сохранению исторического и этнокультурного наследия коренных малочисленных народов, а также в расширении политического кругозора.



3.Требования к знаниям и умениям учащихся

Цель курса: сформировать патриотизм и гражданственность учащихся на основе освоения и осмысления ими исторических ценностей Западной Сибири в контексте современных глобализационных процессов.

Задачи курса:

способствовать осознанию учениками многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений отечественной истории;

содействовать формированию у школьников исторического мышления;

развивать основные навыки научно- исследовательской деятельности учащихся;

способствовать формированию у учащихся системы ценностей, базирующейся на гражданственности, чувстве сопричастности к судьбе своей Родины и ответственности за нее;

развитие способностей к самоопределению и самореализации на основе знаний об окружающем мире.

Таким образом, изучение учащимися элективного курса «История Западной Сибири» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности.

Познавательная компетентность - это:

способность адекватно понимать в контексте общественно-научные термины;

учебно-логические умения и навыки;

умения устанавливать причинно- следственные связи, ставить и решать проблемы, аналитически мыслить;

учебно-управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности.

Информационная компетентность - это умения и навыки:

искать и находить необходимую информацию для решения учебных задач;

переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

критически анализировать вербальные тексты.

Гражданская компетентность - это: умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности;

готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям.

Социальная (социально-коммуникативная) компетентность - это:

способность работать в группе; способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий;

умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности.

Уровень готовности учащихся к освоению содержания курса характеризуется: знанием содержания курса истории России (первый концентр);

пониманием принципов построения периодизации российской истории;

знанием основных аспектов развития Севера Западной Сибири в контексте современных глобализационных вопросов;

сформированным познавательным интересом к проблемам отечественной истории и исторической науки.

Логика изложения данного курса соответствует основному курсу истории второго концентра. Курс способствует лучшему пониманию учащимися как исторических процессов в целом, так и особенностей ближайших перспектив развития региона с учетом современных локальных и глобальных условий существования.

Программа открывает широкие возможности для использования интерактивных методов обучения, в том числе и для работы с образовательными историческими порталами в Интернете. Учебно-методический комплекс состоит из:

конспектов лекционных занятий; комплекса компьютерных презентаций к лекциям;

списка дополнительной литературы.

4.Критерии оценки результатов изучения курса

В результате освоения содержания элективного курса учащиеся должны: знать:

основные периоды исторического развития Западной Сибири; основные события истории края; основные закономерности развития коренных малочисленных народов; уметь:

проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

систематизировать разнообразную историческую информацию на основе знаний об общих закономерностях всемирно-исторического процесса:

формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

участвовать в групповой исследовательской работе и определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;

представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в форме: конспекта, реферата, исторического эссе, исследовательского проекта, публичной презентации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для понимания и критического осмысления общественных процессов и явлений;

определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни;

учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями и культурными ценностями и разного социального положения;

осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества и гражданином России.

5.Формы и методы реализации курса

Основные формы и методы реализации элективного курса следующие:

интерактивные лекции с последующими дискуссиями;

исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, формулирование гипотезы) с последующим рефлексивным анализом, презентацией результатов);

«мозговой штурм», эвристические беседы;

заседания «круглых столов»; защита проектов.

Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно- предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленная на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личных оценок, практическому применению полученных знаний.

6.Основные формы контроля

Измерителями обученности учащихся являются:

тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных, познавательных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе);

творческие работы (презентация, тесты, проблемные задания и др.); выступления во время дискуссий, заседаний «круглых столов», интерактивных лекций, семинаров; результаты тестирования. Итогом изучения элективного курса является презентация личных достижений, полученных в ходе образовательной деятельности (самостоятельно подготовленные доклады, сообщения, рефераты, проекты по одной из предложенных тем).

Оценка результата освоения учащимися содержания программы элективного курса осуществляется на основе пятибалльной системы.

7.Содержание программы и учебно-тематическое планированиеп/п

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

1

Введение. Что изучает краеведение. История края - часть истории России. Исторические источники

1

Беседа

Сибирь и ее народы в русских источниках 11-16 вв. (4 ч.)

2

Территория проживания коренных этносов

1

Презентация проблемных заданий

3

Данные археологических экспедиций: образ жизни, быт, нравы разных народов Сибири

1

4-5

Хозяйственная деятельность народов Сибири и ее особенности

2

Присоединение Сибири к России (4 ч.)

6

Причины и характер продвижения русских в Сибирь и их пути через Урал

1

Рефераты, сообщения, доклады

7

Крестьянская, промысловая и правительственная колонизация

1

8

Поход Ермака в Сибирь

1

9

Строительство первых острогов. Первоначальное освоение территории русскими казаками

1

Древнейшие города Сибири (4 ч.)

10

Златокипящая Мангазея. Археологические раскопки

1

Презентация проектных работ

11

Первые сибирские города: Томск, Тюмень, Тобольск

1

12

Численность и этнический состав населения, экономическое развитие городов Сибири

1

13

Общественное движение, социальные отношения, культура и быт населения городов Сибири

1

Западная Сибирь в к.19-н.20 вв (3 ч.)

14

Развитие капиталистических отношений и положение населения

1

Рефераты, сообщения

15

Переселение крестьян из Европейской России

1

16

Край - место политической ссылки

1

Октябрьская революция и установление Советской власти (2 ч.)

17-18

Революционное движение в Сибири. Социалистические преобразования в Сибири

2

Сообщения

Западная Сибирь в 20-30е гг. (5 ч.)

19

Белое и контрреволюционное движение

1

сообщения

20

Коллективизация сельского хозяйства. Создание МТС. Национальная политика

1

21

Культурное строительство в 20е гг.

1

22

Интенсивное строительство. Особенности государственных преобразований в 30-е гг.

1

23

Культурное строительство в 309-е гг.

1

Сибирь в годы ВОВ (3 ч.)

24

Сибирь в годы ВОВ. Патриотический подъем населения Сибири

1

сообщения, доклады

25

Все для фронта, для победы над фашистской Германией, промышленность и сельское хозяйство фронту

1

26

Великие подвиги Сибиряков

11

Социально-экономическое развитие Сибири 1945-2010 (7 ч.)

27

Создание крупной промышленности в период 1945-2010 гг.

1

Рефераты,

28

Реформы сельского хозяйства

1

доклады

29

Строительство новых современных городов Сибири

1

презентации

30

Процессы перестройки в промышленности и сельском хозяйстве

1

сообщения

31

Введение в действие программы промышленного освоения Севера Сибири

1

доклады

32

Итоговое повторение

1

33

Итоговая контрольная работа

1

34

Резерв

1


8. Литература

Для учащихся

Гриценко В.Н. История Ямальского Севера. Т. 1-2. Омск, 2004.

Историко-этнографический атлас ЯНАО. СПб.: ДНК, 2005.

Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: ЭКСМО, 2002.

Пуровский район. Тюмень: Тюменский дом печати, 2007.

Для учителя

Программы общеобразовательных учреждений. История и обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2007.

История Сибири. Т. 1: Древняя Сибирь. Л., 1968.

История Сибири. Т. 2: Сибирь в составе феодальной России. Л., 1968.

Косарев Г.Ф. Западная Сибирь в древности. М., 1984.

Судьбы малых народностей Обь-Иртышского Севера. Тюмень, 1994.

9.Примерные темы рефератов, докладов и сообщений

  1. Златокипящяя Мангазея.

  2. История освоения Западной Сибири

  3. Миссионерская деятельность в Сибири.

  4. Особенности коллективизации.

  5. Освоение Сибири: XVI-XVII вв.

  6. Отечественные предприниматели конца XIX - начала XX в.

  7. Первые города - остроги в Сибири.

  8. Распространение христианства в Сибири.

  9. Сибирь и ее народы.

10.Татарские ханства Сибири в XV- XVII вв.


© 2010-2022