- Преподавателю
- История
- Билеты для промежуточной аттестации по истории в 6 классе
Билеты для промежуточной аттестации по истории в 6 классе
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Понамарева Н.П. |
Дата | 06.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Билет 1
-
Даты
862; 1113-1125; 1359-1389;
-
Термины
Барщина; Вотчина; Местничество; «Русская правда»; хан;
-
Персоналии
Рюрик; Владимир Мономах; Илларион; Дионисий;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Покажите на карте славянские племена, путь
« из варяг в греки», соседей славян, расскажите об их взаимоотношениях.
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 946. Ольга же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так именно те убили мужа её…И стояла Ольга всё лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: «Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мёд и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни мёду, ни мехов, поэтому прошу у вас немногого; дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало…» Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали Ольге…Ольга же, раздав воинам-кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью тут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры).И когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьёв. Голуби же и воробьи полетели в свои гнёзда…И так загорелись где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не было двора, где бы не было не горело. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 2
-
Даты
882; 1097;1378;
-
Термины
Баскаки; Русь; Натуральное хозяйство; рядовичи; холопы;
-
Персоналии
Аскольд и Дир; Даниил Заточник; Алексий; Кирилл и Мефодий;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Покажите границы Руси, ее столицу. Покажите направления походов Святослава, назовите даты походов. Почему имя Святослава не осталось в русских летописях.
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком племени идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Эти племена … не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются делом общим…Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой на всеми, и ему приносят в жертву быков… они почитаю реки, и нимф, и всякие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют место жительства. Вступая в битву, большинство из них идёт на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бёдрах, и в таком виде идут на сражение с врагами…Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый.
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 3
-
Даты
882-912; 1327;1380;
-
Термины
Десятина; Оброк; производящее хозяйство; смерды; «Юрьев день;
-
Персоналии
Олег; Юрий Долгорукий; Иван Калита; Нестор;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание .Какой период в истории нашего государства представлении на карте. Назовите века периода, перечислите и покажите удельные княжества. Назовите главные княжества.
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении в жизни славян идет речь?
Билет 4
-
Даты
941,944; 1147;1382;
-
Термины
Бояре; Кормление; «ордынский выход»; присваивающее хозяйство; судебник;
-
Персоналии
Игорь; Андрей Боголюбский; Дмитрий Донской; Сергий Радонежский;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Какие события в истории Руси показаны на карте? Покажите направление походов завоевателей(два похода). Найдите на карте город, который был прозван «злым», почему?
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских… И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья… бегите непроторёнными дорогами»…
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 5
-
Даты
912-945; 1185; 1433-1453;
-
Термины
Боярская дума; Кремль; подсечная система земледелия; тысяцкий; язычество;
-
Персоналии
Ольга; Всеволод Большое Гнездо; Мамай; София Палеолог;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Какие события в истории Руси показаны на карте? Назовите, период, даты, завоевателей. Кто руководил русские войсками, назовите битвы
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 1237 г. Пришли татары с восточной стороны на Рязанскую землю, лесом…и начали разорять Рязанскую землю и захватили её до Пронска; захватили и Рязань весь и пожгли его, и князя их убили, кого же взяли, одних распинали, других расстреливали стрелами, иным же завязывали руки назад; и много святых церквей предали огню, и монастыри и сёла пожгли, имущества немало отовсюду взяли; после этого пошли на Коломну.
Той же зимой пошёл Всеволод, сын Юрия, внук Всеволода, против татар, и сошлись у Коломны, и была жаркая сеча, и убили у Всеволода воеводу Еремея Глебовича и иных мужей убили; и прибежал Всеволод во Владимир с малой дружиной, а татары пошли к Москве…
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 6
-
Даты
957-972; 1223; 1462-1505;
-
Термины
Житие; крепостные крестьяне; полюдье; удел; ярлык;
-
Персоналии
Владимир Святой; Батый; Тоштамыш; Фефан Грек;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Какие события в истории Руси показаны на карте? Назовите века. Покажите территорию Московского княжества, почему именно Москва стала столицей нашей Родины?
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите его название. Объясните, на основании чего вы это определили.
-
Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто из них не пожелает или не сможет мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого…
-
Если кто обнаружит похищенное у него имущество у другого человека, то не должен самовольно забирать его, говоря при этом: «Это моё», но пусть скажет: «Пойди на свод и укажи, где ты взял это»; если подозреваемый в воровстве не пойдёт сразу на свод, то пусть выставит поручителя за себя не позднее пяти дней…
-
Если холоп ударит свободного мужа и скроется у своего господина, а тот не захочет его выдавать, то оставляет холопа у себя и платит оскорблённому 12 гривен; а затем если где встретит ударенный оскорбителя (холопа), то вправе побить его.
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 7
-
Даты
980-1015; 1240; 1471;
-
Термины
Закупы; Летопись; поместье, помещик; удельный период Руси;
-
Персоналии
Святослав Игоревич; Батый; Иван3 Великий; Иона;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Какие события в истории Руси показаны на карте? Расскажите о противостоянии русских и монгольских войск, чем закончилась битва, назовите причины победы.
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Владимир повелел опрокинуть идолы. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли ещё они святого крещения… Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придёт кто завтра на реку-будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если не было бы это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуньскимина Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там…Владимир был рад, что познал Бога сам и люди его, и приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры (идолы). Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились ещё они в вере и плакали о них как о мёртвых.
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 8
-
Даты
988; 1237-1240; 1478;
-
Термины
Вервь; Залежная система земледелия; Люди; уроки; усобицы;
-
Персоналии
Борис и Глеб; Александр Невский; Андрей Рублев; Ахмат;
-
Практическая часть
-
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Какие события в истории Руси показаны на карте? Покажите направления походов Ивана3, какое княжество противостояло Москве, где произошло главное «стояние на реке» 15 века, чем оно закончилось.
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 6390 (882). Пошёл в поход Олег, набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: «Гость я, и идём мы в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам». Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал Олег Аскольду и Диру: «Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода». И вынесли Игоря: «А это сын Рюриков». И убили Аскольда и Дира... И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским»... Тот Олег начал ставить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира...
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 9
-
Даты
1019-1054; 1242; 1480;
-
Термины
Вече; митрополит; посад, посадник; централизованное государство;
-
Персоналии
Святополк Окаянный; Даниил Александрович; Аристотель Фиораванти; Марфа Борецкая;
-
Практическая часть
А) работа с исторической картой
Рассмотрите карту и выполните задание. Какое княжество показано на карте, расскажите о его особенностях. Покажи столицу, Москву.
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
Было три брата. Один по имени Кий, другой - Щек и третий - Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?
Билет 10
-
Даты
1072; 1325-1340; 1497;
-
Термины
Пожилое; Монархия; путь «из варяг в греки»;республика; царь;
-
Персоналии
Ярослав Мудрый; Гедемин, Ольгерд,Витовт; Афанасий Никитин; Тамерлан;
-
Практическая часть
-
А) работа с исторической картой
Какое княжество показано на карте, расскажите о его особенностях. Покажи столицу.
Б) работа с иллюстрацией, документом
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите о каком событии идёт речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
В лето 1097 г. Собрались (князья) в Любече для устроения мира, и говорили между собой: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя усобицы поднимая? А половцы землю нашу растаскивают и радуются, что нас раздирают междоусобицы. Да ныне соединимся в единое сердце и будем соблюдать Русскую землю. И пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк-Киевом, отчиной Изяславовой, Владимир- Всеволодовой, Давид, Олег, и Ярослав - Святославовой, и кому Всеволод раздал города: Давыду - Владимир, Ростиславичам же: Володарю - Перемышль, Васильку- Теребовль. И на том целовали крест: «Если теперь кто на кого поднимется, против того будем все».
В) рассмотри иллюстрацию. О каком явлении идет речь?