Урок истории в 5 кл на тему Индийские касты

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор

Самигуллина С.Н., учитель истории и обществознания МБОУ Школа № 46 г.о. Самара

Класс

5 «А» класс

Автор УМК (Программа учебного курса)

А.А. Вигасин, Г.И. Годер «История Древнего мира». - М.,Просвещение,2013.

Тема урока

Индийские касты.

Тип урока

Уро комплексного применения знаний

Цель

1.учить пониманию, что появление каст у индейцев было обусловлено неравенством закрепленным религией

2.учить умению работать с историческими документами, картой, структурно - логическими схемами.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать - понятия «касты», характеристики каст, значение религии для формирования неравенства у индийцев; мировое историческое наследие древних индийцев.

Уметь - различать касты, давать характеристику кастам, объяснять значение религии для формирования неравенства у индийцев; оценивать мировое историческое наследие древних индийцев.

Метапредметные:

- осуществлять самостоятельный поиск информации, сравнивать и анализировать учебный материал, делать выводы; принимать учебную задачу, осуществлять самооценку, адекватно воспринимать оценку учителя; учиться соотносить запланированную работу с тем, что получилось, соблюдать правила работы в группах, строить речевое выступление.












Ход урока.


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающегося

Осуществляемые действия

познавательная

коммуникативная

регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Мотивация.

Цель - включение обучающихся в деятельность на личностном уровне

Создает условия для положительной эмоциональной направленности.

Учитель: Ребята, мы сегодня погружаемся в мир Древней Индии, сможем ли мы там жить? Ответь на этот вопрос, поможет нам проверка домашнего задания и изучение нового материала.


Актуализация опорных знаний, ЦЕЛЬ - повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, выявления затруднений в индивидуальной деятельности.

1.Организует работу по группам по теме «Природа и люди Древней Индии»

А) работа по карточкам: 3 человека

Подготовка устного ответа.

Читают информацию, строят устный ответ.

Анализируют информацию, используют средства для выполнения задания.


Планируют выступление

перед классом.


Принимать и сохранять учебную задачу.

Б) работа с тестом:

(Приложение1). Организует работу с презентацией для выполнения теста и самопроверки.

Группа обучающихся выполняет тест.

Анализируют информацию, выбирают правильный ответ

Осуществляют самоконтроль.

Принимать и сохранять учебную задачу.

В) устный ответ учеников по карточкам.

Организует выступление и стимулирует активность учеников для оценки выступления одноклассников по памятке (слайд )

Выступление учеников (3) в соответствии с заданиями по карточкам.

Ученики слушают и дают отзыв на выступления.

Осознанное и произвольное построение речевого выступления.

Построение отзыва по памятке на выступления одноклассника.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время выступления.

Понимать на слух ответы обучающихся; уметь формулировать свое мнение на ответ товарища.

Контролируют правильность ответов обучающихся, оценивают выступления школьников.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Г) Фронтальная работа.

Организует работу в тетради с печатной основой.

Зад №86, стр 71-72


Принимать и сохранять учебную задачу.

Физкультминутка общего воздействия.

Самоопределение к деятельности. ЦЕЛЬ - проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Мы познакомились с природными условиями Индии, с ее географическим положением с занятиями ее жителей и их религиозными верованиями. По преданию, главный Бог Брахма создал касты из своих частей тела. Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырех каст.

Вопрос: Какое новое слово вы услышали? Какова цель нашего урока?

Учитель создает ситуацию целеполагания. (слайд с новыми словами)

Выдвигают предположения о предполагаемых целях урока.

Записывают тему урока, новые слова.

Слушать собеседника; строить понятные для собеседника высказывания.

Формулируют цели урока.

Предлагают план изучения темы урока.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Открытие нового знания. ЦЕЛЬ-решение учебной задачи и обсуждение ее.

1.Самостоятельная работа с текстом учебника и фронтальная беседа по прочитанному материалу.

Учитель предлагает ознакомиться с текстом учебника (П.1,§ 21) и организует фронтальную беседу по прочитанному материалу. ( план беседы на слайде )

Визуально воспринимают информацию, дают ответы на вопросы.

Работать с текстом учебника с поиском ответов на вопросы.

Осуществляют анализ объектов с выделением необходимых признаков; аргументируют свой ответ.

Выслушивают ответы одноклассников.

Понимать на слух ответы обучающихся; уметь формулировать свое мнение на ответ товарища.

Осуществляет самоконтроль над степенью полноты и правильности ответов; по мере необходимости исправляют и дополняют ответы.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой; осуществляют взаимоконтроль , адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

2. Работа по группам. (работа с текстом учебника и историческими документами)

Учитель делит класс на 4 группы, каждая группа получает свою карточку-задание по одной из каст. (Приложение2)

Организует выступление представителя от каждой группы на вопрос о правах и обязанностях, собственности людей принадлежавших к каждой касте. (слайд № с изображением представителями каст)

Обучающиеся читают текст, осуществляют поиск и анализ новой информации.

Выстраивание ассоциативного ряда (соотношение текста с изображением)



Анализ текста с поиском ответа на вопрос

Взаимодействуют между собой, приходят к единому решению

Понимать и воспринимать высказывания соседа, формулировать свои доводы за и против, аргументировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Контролируют и оценивают деятельность свою и других членов группы.

Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять взаимоконтроль.



Рефлексия. ЦЕЛЬ - осознание уч-ся своей учебной деятельности и оценка результатов деятельности всего класса.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

Возникновения неравенства среди индийцев было закреплено религией? Объясните происхождения каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую?

Используют полученные знания на уроке для ответа на вопрос.

Аргументируют свои ответы.

Взаимодействуют с учителем и одноклассниками во время выступления.

Понимать на слух ответы обучающихся; уметь формулировать свое мнение на ответ товарища.

Осуществляют самооценку своей деятельности на уроке.

Уметь адекватно оценивать свои силы и возможности.

Выставление оценок за урок.


Адекватно воспринимать оценку учителя

Домашнее задание

Учитель предлагает изучить §21

Новые слова записать в словарик.

Сообщение об истории шахмат (по желанию).

Работа по тетради с печатной основой, задание № 87, стр. 72.

Самостоятельный поиск информации




Приложение 1

Тест

I вариант

  1. Где находится Индия?

  1. на западе Азии;

б) на юге Азии;

в) на востоке Азии.

  1. Какие крупные реки текут по территории Индии?

  1. Инд и Ганг;

б) Тигр и Евфрат;

в) Янцзы и Хуанхэ.

  1. Как «ведут» себя реки в июле и в августе каждого года?

  1. пересыхают;

б) от сильных дождей они выходят из берегов;

в) текут спокойно, без изменений в любое время года.

  1. Чем опасны джунгли для человека?

а) днем в джунглях было темно;

б) в джунглях для человека не было еды;

в) ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными зверями.

  1. Каких животных почитали жители Индии?

а) птица ибис, черная кошка;

б) слон, корова;

в) дракон, тигр.

II вариант


  1. Какие моря, океаны омывают Индию с запада, востока и юга?

а) Индийский океан;

б) Аравийское море;

в) Желтое море.

  1. Какие горы защищают Индию с севера?

а) Жигулевские горы;

б) никакие, там равнина;

в) Гималаи, самые высокие горы в мире.

  1. Где берут начало реки Инд и Ганг?

а) в Индийском океане;

б) в Гималаях;

в) в Средиземном море.

  1. Как назывались густые, труднопроходимые леса в Индии?

а) роща;

б) таких лесов в Индии не было;

в) джунгли.

  1. Что выращивали древние индийцы?

а) рис, хлопчатник, сахарный тростник;

б) финики, виноград;

в) шелковичные деревья, бамбук.

Ответы к тесту.


I вариант

II вариант

1.

б

1.

а

2.

а

2.

в

3.

б

3.

б

4.

в

4.

в

5.

б

5.

а



Приложение 2

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы №1

Брахманы (жрецы)

а) Прочитайте: учебник п. 2 и 3, § 21, с. 98-100.

б) «Законы Ману»

* Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношения для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.

* Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.

* Брахман - ученый или неученый - великое божество, ровно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.

в) Выберите информацию о правах и обязанностях, собственности людей принадлежавших к касте брахманов.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы №2

Кшатрии (знатные воины)

а) Прочитайте: учебник п. 4, § 21, с. 100-101.

б) «Законы Ману»

* Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.

* Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.

* Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.

в) Выберите информацию, о правах и обязанностях, собственности людей принадлежавших к касте кшатрии.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы №3

вайшьи (земледельцы)

а) Прочитайте: учебник п. 4, § 21, с. 100-101.

б) «Законы Ману»

* Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

* Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

* Если надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

в) Выберите информацию, о правах и обязанностях, собственности людей принадлежавших к касте вайшьи.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы №4

шудры (слуги), «неприкасаемые»

а) Прочитайте: учебник п. 4 и 5, § 21, с. 100-101.

б) «Законы Ману»

* Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

* Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

* Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

* Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся за убийство шудры).

* Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должно быть) собаки и ослы.

* Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

* Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

в) Выберите информацию, о правах и обязанностях, собственности людей принадлежавших к касте шудры.



© 2010-2022