Примерная программа по обществознанию для 6 класса

Настоящая рабочая программа по обществознанию для 6 класса  разработана  на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию  (2004г.) и авторской программы: Козленко, С. И. Обществознание: программа курса для 6-7 классов общеобразоват. учреждений / С. И. Козленко, И. В. Козленко. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.   Курс «Обществознание» для 6-7 классов органически входит в предмет...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей «Сигма»

«Принято»

Руководитель МО

___________Хохлова Т.В.

Протокол №

от августа 2013 г.

«Согласовано»

Руководитель МС

_________Борисенко О.В.

Протокол №

от 28 августа 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Лицей «Сигма»

_______________ Карбышев В.Г.

Приказ №

от 30 августа 2013 г.



Рабочая программа

По обществознанию

базовый уровень

на 2013 -2014 учебный год






Классы 6 «А», «Б», «В», «Г», «Д», «Е»

Составитель: Кузнецова Н.В., учитель истории и обществознания











Барнаул 2013



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Настоящая рабочая программа по обществознанию для 6 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (2004г.) и авторской программы:

Козленко, С. И. Обществознание: программа курса для 6-7 классов общеобразоват. учреждений / С. И. Козленко, И. В. Козленко. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2012.

Курс «Обществознание» для 6-7 классов органически входит в предмет, изучаемый с 6 по 11 класс. Обществознание в основной школе является относительно завершенной системой знаний. Оно даёт наиболее общие представления о человеке и обществе, разностороннюю характеристику современного российского общества, конкретные знания о социальных нормах и знания прикладного характера, необходимые для выполнения основных социальных ролей.

Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школой. Целый ряд теоретических положений изучается в нём на пропедевтическом уровне, без ведения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.

Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.

Курс «Обществознание» основной школы делится на два органически единых, но имеющих свою специфику концентра: 6-7 и 8-9 классы.

Программа раскрывающая цели, задачи, содержание и формы работы в 6-7 классах по обществознанию, ориентирована на реализацию Стандарта основного общего образования по предмету.

Важнейшими целями изучения курса в данных школьных параллелях являются:

- создание условий для развития личности подростка в период его социального взросления, формирование познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, определения собственной жизненной позиции;

- воспитание у подростков общероссийской идентичности, патриотизма, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам:

_ освоение учащимися на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

- овладение обучающимися умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в рамках основных социальных ролей, характерных для подросткового возраста;

- формирование у подростков опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Курс «Обществознание» в 6-7 классах опирается на элементарные обществоведческие знания, полученные учащимися при изучении в начальной школе предмета « Окружающий мир», межпредметные связи, в основе которых обращение к таким учебным предметам, как «История», «Литература», «География», «Мировая художественная культура». Особое значение в данном перечислении придаётся предмету «История». Курс «Обществознание» в 6-7 классах, выстраиваемый на основе данной программы, предполагает широкое использование исторических экскурсов, позволяющих проследить изучаемые явления через их зарождение, развитие современное состояние.

Конкретность раскрытия многих вопросов курса, его практико-ориентированный характер делают принципиально важным активное использование регионального компонента обществознания.

Основным содержанием курса в 6 классе является:

- Знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которые прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырёх сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;

- показ места ребёнка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на цели, сформулированные в Стандарте, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приёмов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную, социально-одобряемую деятельность в современном российском обществе.

В 6-7 классах важно использовать доступные для учащихся формы и приёмы работы для:

- обучения учащихся умению получать социальную информацию из разнообразных источников;

- формирования умения решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- обучения давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.

Одним из направлений на пути решения названных выше задач является проведение системы практикумов, материал для которых заложен в учебнике и в СМИ.

Курс «Обществознания» для 6-7 классов рассчитан на 68 часов (1 час в неделю; 34 часа за учебный год+1ч резерв).

Распределение часов по разделам является примерным. Учебные часы, предложенные для текущего и итогового повторения и обобщения, используются педагогом по своему усмотрению, в том числе для организаций уроков-практикумов, занятий по составлению мини-социальных ученических проектов и др.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Кравченко, А. И. Обществознание : учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений /А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

2. Козленко, С. И. Обществознание : программа курса для 6-7 классов общеобразоват. учреждений / С. И. Козленко, И. В. Козленко. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

Организация образовательного процесса
Современная организация обучения предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, которые получают общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе.
В учебном процессе используются формы и методы активного обучения: практикумы, дискуссии, выполнение проектов, ролевые игры и др. Разнообразные практические задания, социологические микроисследования, разработка проектов, диспуты выводят учащихся за рамки урока, а изученное содержание курса оказывает влияние на внеурочную деятельность.
Гражданское воспитание осуществляется с опорой на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к анализу реальной политической, экономической, социальной действительности, ее противоречиям и тенденциям.
Сочетаются разнообразные формы занятий: игровые формы, моделирование ситуаций, практикумы, дискуссия, работа в группах, защита проектов. Применяются разнообразные типы уроков: уроки сообщения новых знаний, комбинированные уроки, уроки лабораторного типа, повторительно-обобщающие уроки.
Применяются разнообразные технологии: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, традиционная технология.

Критерии оценивания образовательных результатов

Оценка «19»

Материал усвоен в полном объеме; изложение логично; основные умения сформированы и устойчивы; выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни;


Оценка «16» -

В усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные умения недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности;


Оценка «13» -

В усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сформированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки;


Оценка «11»-
Основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет;



Критерии оценки письменных ответов в тестовом формате.


0-34%- 11баллов

35-40%- 12 баллов

41-45% -13 баллов

46-50% - 14 баллов

51-60% - 15 баллов

61-70% - 16 баллов

71-74% - 17 баллов

75-80% - 18 баллов

81-90% - 19 баллов

91-100% -20 баллов



Планируемые образовательные результаты

В результате изучения обществознания ученик 6 класса должен знать/понимать:
-сущность общества, его происхождение и развитие, исторические ступени, которые прошло человечество;
-взаимосвязи человека, общества и природы;
-сущность и основные проявления четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политико-правовой и духовной;
-место ребенка в современном обществе, его взаимоотношения с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

Уметь:
- получать социальную информацию из разнообразных источников;
- решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;
- давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.


Учебно -тематический план

№ урока

Наименование разделов и тем

Всего часов на тему

Из них:

Теоретические занятия

Лабораторные,
практические занятия, экскурсии и др.

Контрольные занятия

1.

Раздел I. Общество и человек

7






1

Что такое общество?

1

1



2

Происхождение и развитие человека

1

1



3

Исторические ступени развития общества

1

1



4

Современное общество

1

1



5

Человечество как сумма поколений

1

1



6

Человек, общество, природа

1

1



7

Повторительно-обобщающий урок

1

1



Раздел II. Экономическая сфера общества

7




8

Что такое экономика?

1

1



9

Рынок

1

1



10

Что такое предпринимательство и бизнес?

1

1



11

Домашнее хозяйство

1

1



12

Экономическая деятельность подростков

1

1



13

Труд с точки зрения закона

1

2



14

Повторительно-обобщающий урок

1




Раздел III.Социальная сфера общества

4

3



15

Социальная структура общества

1

1



16

Семья

1

1



17

Правила и нормы поведения в обществе

1

1



18

Повторительно-обобщающий урок

1




Раздел IV. Политика и право

6




19

Государство и граждане

1

1



20

Право на службе человека

1

1



21

Конституция - основной закон страны

1

1



22

Право и правопорядок

1

1



23

Как защититься от несправедливости

1

1



24

Повторительно-обобщающий урок

1

1



Раздел V.Духовная сфера общества

4




25

Наука и образование

1

1



26

Мораль

1

1



27

Идеал и ценности

1

1



28

Повторительно-обобщающий урок

1




Раздел VI.Ребенок в обществе

5




29

Ребенок в семье

1

1



30

Взаимоотношения детей и родителей

1

1



31

Ребенок в школе

1

1



32

Друзья и ровесники

1

1



33

Повторительно-обобщающий урок

1




34

Итоговое повторение

1




Резерв

1




Итого

35

35


































Содержание учебного курса

Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (7ч)

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Общественная жизнь. Роль общества и общественной жизни в становлении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество». Общество - целостный социальный организм. Четыре главные сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер общественной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении человека из животного мира, его превращении в существо общественное, социальное. Человек - биосоциальное существо. Совершенствование орудий труда. Появление речи. Развитие мышления человека. Изменение форм объединения древних людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека

Тема 3. Исторические ступени развития общества

Выделение ступеней развития общества по способу добывания средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как переходная форма хозяйствования от добывания готовых природных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Общество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Индустриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Тема 4. Современное общество

Современное производство. Научно-техническая революция. Современные средства транспорта и связи. Информационная революция. Глобальная компьютерная сеть - Интернет. Состав современного общества. Мегаполисы - символы нашего времени. Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Тема 5. Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные исторические эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная культура. Культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и природы в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Раздел II. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (7ч)

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономики. Экономика как главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ресурсы. Экономика как способ рациональной организации хозяйственной деятельности. Организация производства. Затраты производства. Производитель. Потребитель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произведенных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости различных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его разновидности: производственный, финансовый, страховой; крупный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы организации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейного бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбалансированный семейный бюджет. Дефицит бюджета. Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Малоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «молодежная экономика». Российское законодательство об экономической деятельности несовершеннолетних. Распространение ответственности родителей за действия своих несовершеннолетних детей в экономической сфере. Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безработицы. Гарантии государства защиты от безработицы. Регулятор трудовой деятельности - Трудовой кодекс Российской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовершеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работника и работодателя. Условия расторжения трудового договора. Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних.

Раздел IIIСОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4ч)

Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и большие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность - нищета.

Тема 14. Семья .

Семья - малая социальная группа. Функции семьи в обществе. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обществом. Законодательная охрана брака и семьи. Двухпоколенные и многопоколенные семьи.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Манеры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.


Раздел IV. ПОЛИТИКА И ПРАВО (6ч)

Тема 16. Государство и граждане.

Государство - фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних государств. Развитие государств в различные исторические эпохи. Демократические и недемократические государства. Монархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство. Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Тема 17. Право на службе человека.

Право. Различные источники выражения права. Нормативные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановления. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Тема 18. Конституция - Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История возникновения и развития Конституции. Конституция Российской Федерации 1993 года. Конституция - закон прямого действия. Структура современной Конституции Российской Федерации. Государственное устройство России. Президент РФ - глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Правительство Российской Федерации - высший орган системы исполнительной власти. Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Тема 19. Право и правопорядок .

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы внутренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Тема 20. Как защититься от несправедливости .

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, городские или областные, мировые). Арбитражные суды. Конституционный суд. Способы защиты от несправедливости. Запрещение самосуда.

Раздел V. ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА (4ч)

Тема 21. Наука и образование.

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образование, его значение в жизни людей. Функции образования. Самообразование. Самовоспитание. Право на получение образования как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Тема 22. Мораль.

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в обществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нравственность человека.

Тема 23. Идеал и ценности.

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материалисты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт ценностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совершает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, которыми он руководствуется независимо от мнения группы.
Раздел VI. РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ (5ч)

Тема 24. Ребенок в семье.

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отношение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре основных метода воспитания - решения принимаются: 1) исключительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то детьми, а иногда совместно. Конфликты между детьми и родителями: причины, пути решения.

Тема 26. Ребенок в школе.
История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) образование. Общедоступность и бесплатность получения гражданами России общего среднего образования. Обязательность получения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.
Тема 27. Друзья и ровесни.Дружба, Отношения дружбы. Верность.

Текущее и итоговое повторение и обобщение(7 ч)

Перечень учебно-методического обеспечения средств обучения

Методические пособия для учителя:

  1. Кравченко, А. И. Обществознание : учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений /А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

  2. Козленко, С. И. Обществознание : программа курса для 6-7 классов общеобразоват. учреждений / С. И. Козленко, И. В. Козленко. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.

  3. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.

  1. История. Обществознание. 5-11 классы : внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л. Л. Кочергина. - Волгоград : Учитель, 2009.

  2. Обществознание. 6 класс : поурочные планы по уч. А. И. Кравченко / авт.-сост. Н. С. Кочетов [и др.] - Волгоград : Учитель, 2007.

  3. Обществознание. 5-11 классы : развернутое тематическое планирование по программе А. И. Кравченко / авт.-сост. Г. А. Борознина. - Волгоград : Учитель, 2010.

  4. Обществознание. 6-11 классы : проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О. А. Северина. - Волгоград : Учитель, 2011.

  5. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. -М. : Дрофа, 2008. - (Сборник нормативных документов).

  6. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград : Учитель, 2006.

  1. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М. :Просвещение, 2010.

  2. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическоеагентство, 1996.

  3. Сорокина, Е. Н. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс : по учебнику А. И. Кравченко : методическое пособие / Е. Н. Сорокина. - М. : Глобус, 2007.

Дополнительная литература для учителя.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  2. Кодекс об административных правонарушениях.

  1. Конституция Российской Федерации.

  2. Семейный кодекс.

  3. Трудовой кодекс.

Литература для учащихся.

1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория
Плюс, 2007.



Лист фиксирования изменений и дополнений в Рабочей программе

Дата внесения

изменений

Содержание

Реквизиты документа

(№ приказа, дата)

Подпись лица,

внесшего запись






































16


© 2010-2022