- Преподавателю
- История
- Урок - конспект по Истории Отечества Революция 1905 - 1907 гг. в России и Донбассе (10 класс)
Урок - конспект по Истории Отечества Революция 1905 - 1907 гг. в России и Донбассе (10 класс)
Раздел | История |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шовхалова И.В. |
Дата | 14.07.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА 10 КЛАСС Урок № 1.
Тема: Революция и политические реформы 1905 - 1907 гг. в Российской империи и Донбассе.
Цель:
Научить выявлять причины революции 1905 - 1907 гг. в Российской империи; изучить основные этапы революции; охарактеризовать содержание программных документов политических партий; раскрыть значение и роль Указа от 11 декабря 1905г.; подвести итоги революции.
Развивать умения выделять главное в работе с документами; обобщать изученные факты и логически излагать свою мысль.
Воспитывать уважение и интерес к историческому прошлому нашей Родины; содействовать воспитанию исторически грамотных граждан.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник «История России» 9 класс, ч. 2. Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский, А.Я.Токарева. Карта «Российская империя на рубеже 19 - 20 веков».
Понятия и термины: революция, манифест, монархические партии, конституционно-демократическая (кадеты) партия, партия «Союз 17 октября» (октябристы), «основные законы Российской империи», Государственная дума.
Основные даты и события:
3 января 1905г. - забастовка рабочих на Путиловском заводе;
9 января 1905 г. - «Кровавое воскресенье» - шествие рабочих;
Осень 1905 г. - общероссийская стачка;
17 октября 1905 г. - Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
19 октября 1905 г. - создание Совета министров;
Октябрь 1905 г. - создание политических партий;
Декабрь 1905 г. Вооруженное восстание в Москве;
11 декабря 1905 г. - указ о выборах в Государственную думу;
23 апреля 1906 г. - «Основные законы Российской империи»;
27 апреля - 1 Государственная дума;
20 февраля 1907 г. - 2 Государственная дума;
3 июня 1907 г. - роспуск 2 Государственной думы, окончание революции.
Ход урока.
-
Организационный момент урока.
-
Актуализация опорных знаний.
Вспомните даты и события: русско-японская война, оживление общественного движения (студенческие беспорядки, крестьянские волнения, массовые рабочие выступления, национальные движения), создание социалистических и либеральных партий.
-
Мотивация учебной деятельности.
Изучение данной темы поможет нам разобраться в политических событиях, охвативших Российскую империю в начале 20 века и дальнейшей судьбе России.
Игра «Да - нет»
-
В начале 20 века Россия оставалась сельскохозяйственной страной? (Да)
-
80 % населения составляли дворяне? (Нет)
-
Строительство железных дорог способствовало увеличению производства металла, продукции тяжелого машиностроения, угля, леса и т.д.? (Да)
-
Важной особенностью экономики России было наличие в ней крупного государственного сектора? (Да)
-
В 1897 г. Была проведена денежная реформа? (Да)
-
Инициатором денежной реформы был Д.И.Менделеев? (Нет. С.Ю.Витте)
-
В 1894г. Императором России стал Александр 1? (Нет. Николай 2)
-
Русско-японская война бала в 1914 - 1918 г.? (Нет. В 1905 - 1907 гг.)
-
Россия выиграла войну с Японией? (Нет)
-
Портсмутский мирный договор был подписан между Россией и Японией? (Да)
-
Военно-политический блок Антанта был создан Германией, Италией и Австрией? (Нет)
-
Антанта была создана в 1904 - 1907 гг.? (Да)
-
Изучение нового материала.
-
Причины и начало революции.
Работа с понятием.
Революция - качественный скачок, коренное изменение в развитии каких-либо явлений природы, общества или общественного сознания.
Социальная революция - переворот в жизни общества, который приводит к ликвидации старого общественного строя и утверждению нового.
Причины революции
3 января 1905г. - восстание на Путиловском заводе. Забастовку контролировала организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга», которую возглавлял священник Г.А,Гапон.
9 января 1905г. - началось мирное шествие рабочих, которое закончилось расстрелом мирной демонстрации и вошло в историю под названием Кровавое воскресение.
В Петербурге начались массовые беспорядки, которые переросли в революцию и распространились по всей стране.
-
Этапы революции.
1 - весна - лето 1905г.
2 - осень 1905г.
3 - декабрь 1905г.
4 - апрель 1906г. - июнь 1907г
-
Развитие революции весной -летом 1905г.
-
Всероссийская октябрьская стачка 1905г.
Стачка охватила 120 городов, в ней приняло участие 2 млн. рабочих. Создавались Советы рабочих депутатов, выполнявшие роль органов местной власти. Прекратились занятия в школах, университетах, не работали банки, аптеки, магазины. Всероссийская октябрьская стачка проходила под лозунгами «Долой царское правительство!», «Да здравствует демократическая республика!».
-
17 октября 1905г. Царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».
Манифест - торжественное письменное обращение верховной власти к населению.
Работа с документом учебник стр. 96
Ответить на вопросы:
- какие права получило российское население
- создание какого органа государственной власти было обещано в Манифесте
- оцените значение Манифеста
6) Формирование политических партий.
Самостоятельная работа с учебником стр.92 - 93.
Составить таблицу «Политические партии»
-
Декабрьское вооруженное восстание.
В начале декабря Московский совет рабочих депутатов постановил начать всеобщую политическую забастовку. В Московском вооруженном восстании участвовало около 6 тыс. рабочих. Восстание было подавлено с помощью армии.
Октябрьские и декабрьские события стали высшей точкой революции.
В 1906 - 1907гг. рабочие и крестьянские выступления, волнения в армии и на флоте пошли на убыль.
-
«Основные законы» 1906г.
11 декабря 1905г. издан указ о выборах в Государственную думу.
23 апреля 1906г. Николай 2 утвердил «Основные законы Российской империи.
Найти в учебнике основные положения «Основных законов Российской империи».
-
Деятельность 1 Государственной думы.
27 апреля 1906г. в присутствии Николая 2 в Петербурге состоялось торжественное открытие 1 Государственной думы. Председатель- профессор Московского университета кадет С.А.Муромцев.
9 июля 1906г. царь распустил 1 Государственную думу.
-
Деятельность 2 Государственной думы.
20 февраля 1907г. начала работу 2 Государственная дума. Председатель - кадет Ф.А.Головин.
3 июня 1907г. 2 Дума была распущена. Император издал новый избирательный закон. Эта дата считается датой окончания революции в России.
10)Итоги революции.
Работа с учебником стр. 95 - 96.
Выписать в тетрадь результаты революции.
-
Рефлексия.
-
Чем понравился мне сегодняшний урок…
-
Что я узнал интересного…
-
Подведение итогов урока.
Оценивание работы учащихся.
-
Домашнее задание.
Выучить п. 30 стр. 88 - 98, отвечать на вопросы стр.96 - 98.