Разработка урока по истории 11 класс СССР в 1953-1964 гг

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Тема урока: «СССР в 1953-1964 гг.: преобразования в экономике».

История 11 класс. Учитель Утина М.В.

Цели урока:

  • Формирование у учащихся конкретных представлений о фактах, процессах, происходивших в экономике в период с1953-1964 гг., выявление их сущности.

  • Развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся, навыков исторического анализа.

  • Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории.

Задачи урока:

  • Углубить знания о причинах и последствиях экономических реформ в период с 1953-1964 гг.

  • Применить имеющиеся у учащихся знания для систематизации материала, прогнозирования результатов преобразований в экономике.

  • Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, анализировать исторические источники.

  • Развивать навыки работы в группе, аргументировано защищать свои выводы, оппонировать собеседнику.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.

Для работы на уроке класс делится на 2 группы .

План урока:

1. Перемены в аграрной политике. Освоение целины.
2. Стимулирование научно-технического прогресса. Выделение приоритетных программ развития народного хозяйства.
3. Перестройка управленческих структур.
4. Нарастание дисбаланса в экономике в начале 1960-х гг.

Оборудование: учебник: А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов История России, XX - начало XXI века,11 кл.- М.: Просвещение, 2015., компьютерная презентация на тему «СССР в 1953 - 1964гг.: преобразования в экономике», рабочие листы. (Приложение 1-6)

Основные понятия: субъективизм, волюнтаризм, интенсивное и экстенсивное хозяйство.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

1. Приветствие

2. Сообщение темы урока.(1-й слайд Презентации - советский плакат 1962 г. с изображением Н.Н.Хрущева.)
Мы продолжаем изучать период развития СССР в 50-е - нач.60-х гг. Урок посвящен преобразованиям в экономике, где попытаемся дать объективную оценку экономическим реформам Н.С. Хрущева.

II. Вызов (активизация уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу)

В 1956 году состоялся визит Хрущева в Англию, где он встретился с У.Черчиллем на приеме в советском посольстве. И Черчилль тогда сказал: « Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам…» (2-й слайд)

Проблема. Какой совет дал Черчилль Хрущеву и прислушался ли он к нему? (3-й слайд)
Нам это предстоит выяснить на уроке.

III. Осмысление (сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией)
После смерти Сталина перед новым руководством встала проблема поиска нового типа стимулирования промышленности и сельского хозяйства в рамках социалистической системы.
Существовало две альтернативные экономические программы Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, в частности по развитию сельского хозяйства.

1. Работа учащихся с историческими документами в группах (слайд 4)

1 группе «Из речи Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкова на сессии
Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.». (Приложение 1 )

Задание 1 группе:

Проанализировать программу Г.М.Маленкова и выделить основные положения.

2 группе Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г. (Приложение 2 )

Задание 2 группе:

Проанализировать программу Н.С.Хрущева и выделить основные положения.

2. Заполнение таблицы (слайд 5)

Повышение государственных закупочных цен на колхозную продукцию;
Снижение норм обязательных поставок государству с/х продукции;
Повышение культуры земледелия;
Увеличение затрат для осуществления подъема с/х;
Расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель

- Какой путь развития с/х предложил Г.М.Маленков? (Интенсивный)
-
Какой путь развития с/х предложил Н.С.Хрущев? (Экстенсивный)
-
Почему победил план Хрущева? (Подход Хрущева был гораздо более близок и понятен партийным кадрам , чем новации Маленкова и быстрее можно было получить результат)

3. Сообщение учащихся «Освоение целины», «Запуск первого космического корабля» (слайды 6-10).

- Чем, на ваш взгляд, был вызван кризис в освоении целинных земель?

4. Работа с информационными текстами в группах (слайд 11)

Задание классу:

- Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959 г. на XXI съезде «Догнать и перегнать Америку» (Приложение 3)

5. Работа с документом в учебнике и вопросы к нему.

IV. Рефлексия (творческая переработка, анализ изученной информации)

- Мы достаточно полно раскрыли вопрос об экономических преобразованиях периода с 1953- 1964 гг. На XXI съезде КПСС в январе 1959 г. сделан вывод о полной победе социализма и взят курс на строительство коммунизма (слайд 13-й )

Экономические преобразования в 50-е - 60-е годы

1. Вернемся к нашей проблеме: так что же мог посоветовать Черчилль Хрущеву?
«Господин Хрущев, вы затеваете большие реформы. И это хорошо. Хотелось бы только посоветовать Вам, не слишком торопиться. Нелегко преодолеть пропасть в два прыжка. Можно упасть в неё…» (слайд 14).

- Так как же оценить реформы Н.С.Хрущева? (Значительные успехи достигались в отдельных сферах, куда направлялись основные средства при постоянном отставании остальных областей народного хозяйства.)

2. Составление «синквейна»

Через «синквейн», (маленькое стихотворение, состоящее из пяти строк, написанное в лаконичной форме), выразите свое отношение к реформам Н.С.Хрущева (от каждой группы)

3. Заключительное слово учителя:

Несомненно, он был незаурядным политическим деятелем, одной из ярких и противоречивых фигур XX столетия. На его могиле, на Новодевичьем кладбище, стоит памятник - бронзовая фигура на фоне мраморной плиты, одна половина которой - белая, другая черная, символизируя борьбу доброго и злого начал в душе Хрущева. Автор памятника - Э.Неизвестный, творчество которого критиковал Н.С. Хрущев (слайд 15 )
В глазах своего народа, так и в глазах всего мира он оставил свою страну в лучшем состоянии, чем её застал.

V. Домашнее задание

& 33, эссе на тему: «Жить стало лучше!?» (слайд 16).

Приложение к уроку

Приложение 1.

Рабочий лист №1 (группа 1)

Проанализировать программу Маленкова Г.М. и выделить основные положения

Из речи председателя Совета министров СССР Маленкова Г.М. на V сессии Верховного Совета СССР 8 августа 1953г.

...Неотложная задача состоит в том, чтобы на основе общего подъема всего сельского хозяйства и дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления колхозов - в ближайшие два-три года добиться создания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности.

Не увеличивая розничных цен в торговле и неуклонно осуществляя полити­ку по дальнейшему их снижению, Правительство и Центральный Комитет партии решили уже в текущем году пойти на повышение заготовительных цен на мясо, молоко, шерсть, картофель и овощи, сдаваемые колхозами и колхозниками госу­дарству в порядке обязательных поставок; организовать в широких размерах го­сударственные закупки излишков зерна, овощей, картофеля, мяса, молока, яиц и других продуктов сельского хозяйства по повышенным ценам у колхозов и кол­хозников, выполнивших обязательные поставки; широко развернуть колхозную торговлю, оказать помощь колхозам в организации сбыта излишков сельскохо­зяйственных продуктов на колхозных рынках и через потребительскую коопера­цию.

Одновременно с повышением материальной заинтересованности колхозни­ков в развитии общественного хозяйства колхозов Правительство и Централь­ный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправиль­ное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозни­ка.

Известно, что наряду с общественным хозяйством, являющимся главной си­лой колхоза, каждый колхозник в соответствии с Уставом сельскохозяйственной артели имеет подсобное хозяйство для удовлетворения некоторых личных нужд колхозной семьи, поскольку эти нужды еще не в полной мере могут быть удов­летворены за счет артельного хозяйства.

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отноше­нию к личному подсобному хозяйству колхозников… Правительство и Центральный Комитет партии сочли необхо­димым пойти на значительной снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили, как об этом доложил Министр фи­нансово Зверев, изменить систему обложения колхозников сельскохозяйствен­ным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйствен­ному налогу прошлых лет.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 87-88.)

Приложение 2.

Рабочий лист №1 (группа 2)

Проанализировать программу Хрущева Н.С. и выделить основные положения

Из доклада Н.С.Хрущева «О мерах дальнейшего развития сельского хозяйства СССР» на Пленуме ЦК КПСС 3 сентября 1953г

..Самая насущная и важнейшая народнохозяйственная задача состоит в том, чтобы добиться крутого подъема всех отраслей сельского хозяйства и в течение 2-3 лет резко повысить обеспеченность всего населения страны продовольственными товарами, обеспечить колхозному крестьянству высокий уровень материального благосостояния. …Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и колхозников в росте урожайности.

Важная проблема бедствий сельского хозяйства - длившееся десятилетиями изъятие из деревни не только всего прибавочного, но и части необходимого продукта с помощью системы обязательных поставок колхозами продуктов государству по крайне низким ценам, практически бесплатно.

… Совет Министров СССР и Президиум ЦК признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства , картофель, овощи. Признано…снизить нормы обязательных поставок государству колхозами продукции животноводства и поставок овощей.

Повышение урожайности - главная задача в земледелии. Нужно по- настоящему взяться за повышение культуры земледелия. Наряду с использованием местных удобрений необходимо резко увеличить производство минеральных удобрений.

Намечена большая программа выпуска тракторов и других машин.

…Предстоит укрепить колхозы и совхозы руководящими и массовыми кадрами. Только на основе мощного подъема сельскохозяйственного производства можно решить задачи в области благоустройства села и улучшения быта колхозников.

Советское государство дополнительно затратит для осуществления подъема сельского хозяйства на

1953г. свыше 15 млрд.руб. и на 1954г.- свыше 35 млрд.руб.

… Необходимо решительно преодолеть отставание в производстве зернофуражных культур. Для этого необходимо расширить посевные площади…

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии.

Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 120 - 125.

Приложение 3

Рабочий лист №2(группа 2)

Выделить основные направления в развитии промышленности.

XX съезд КПСС

Из директив по шестому пятилетнему плану развития народного

хозяйства СССР на 1956-1960 гг.

25.02.1956 г.

…XX съезд КПСС отмечает наличие существенных недостат­ков в отдельных областях хозяйственной деятельности. Развитие некоторых об­ластей промышленности отстает от растущих потребностей народного хозяйства. Недовыполнено задание пятилетнего плана по производству сельскохозяйствен­ной продукции, что сдерживало развитие отраслей легкой и пищевой промыш­ленности, выпуск товаров народного потребления.

По промышленности

1. Определить рост промышленной продукции за пятилетие примерно на 65процентов.

Считать первоочередными задачами шестой пятилетки в области промыш­ленности дальнейшее развитие черной и цветной металлургии, нефтяной, уголь­ной и химической промышленности, обеспечение опережающих темпов строи­тельства электростанций, быстрый рост машиностроения, особенно производ­ства технически совершенных станков, кузнечно-прессовых машин, средств ав­томатики и приборов. Увеличить производство средств производства (группа «А») за пятилетие примерно на 70 процентов.

Обеспечить дальнейшее значительное развитие промышленности, произво­дящей товары для населения. Установить рост производства предметов потреб­ления (группа «Б») за пятилетие примерно на 60 процентов.

(Лейбович О. Россия. 1941-1991. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПТУ, 1993. С. 71.)


Приложение 4

Рабочий лист №2 (группа 1)

Что подразумевал лозунг, выдвинутый в мае 1957г., а затем в 1959г. на XXI съезде «Догнать и перегнать Америку»?

«Догнать и перегнать»

Поскольку возможности командно-административных методов стимулирования развития экономики ослабевали, руководство страны искало новые подходы. Требовалось дать людям воодушевляющую идею, показать перспективы роста. В итоге в мае 1957 года, а затем в 1959 г. на XXI съезде КПСС Н.С. Хрущев выдвинул авантюрную идею: догнать и перегнать США по промышленному и сельскохозяйственному производству на душу населения к 1970 г.

Его расчет основывался на простом сравнении годовых темпов промышленного развития двух стран. Эти темпы в СССР были тогда намного выше американских. Но данные расчеты не учитывали, что при завершении индустриальной модернизации темпы промышленного роста неизбежно снижаются.

В конце 50-х гг. в СССР особенно быстро развивались промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Быстрое развитие получили новые источники энергии. Самым крупным научно-техническим достижением стало создание ракетно-космической техники.

Однако в целом промышленность продолжала двигаться по привычному пути. Объем производства увеличивался за счет строительства многих тысяч крупных заводов и фабрик, а не повышения эффективности использования имевшегося потенциала. В то же время страна нуждалась в товарах народного потребления, в продукции легкой, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности.

А.И. Уткин История России, 1945-2008г., с.83-85


Приложение 5

Рабочий лист №3

С помощью маркировочных значков V- «знаю», + - «новое знание»,

? - «непонятно» проанализируйте текст.

Административные реформы.

В феврале 1957 года Хрущев выступил с идеей создания региональных Советов народного хозяйства (совнархозов), которые укрепили бы руководство экономикой. Он рассчитывал таким образом более рационально использовать людские и сырьевые ресурсы, устранить ведомственные барьеры. Но укрепив хозяйственные связи внутри отдельных районов страны, реформа разрушила общегосударственное экономическое единство, лишила советскую систему ее преимущества: способность быстро и эффективно концентрировать средства для развития науки и техники, проводить единую технологическую политику. Совнархозы были укрупнены, а в 1963 г. - создан Высший совет народного хозяйства СССР.

В 1958 г. правительство распустило МТС, обязало колхозы выкупить технику за 1,5 года, цены на которую были необоснованно высоки. В результате касса колхозов оказалась пустой.

В 1958 г. прошла кампания по укрупнению колхозов, что должно было привести к повышению производительности сельского хозяйства.

С 1959 года - «кукурузная эпопея», увеличились площади под кукурузу, порой даже за счет сокращения посевов пшеницы и ржи.

В 1958 - 1964 гг. были сокращены размеры приусадебных участков в колхозах и совхозах. Хрущев призвал сельских жителей освободиться от скота. Он предложил продать колхозам или государству, а взамен покупать мясо-молочную продукцию. Был сделан вывод, что якобы «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение». Да к тому же быстрое улучшение благосостояния крестьян породило опасение: «перерождение их в кулачество».

Но с наступлением холодов оказалось, что колхозы и совхозы не готовы к размещению скупленных коров, их пришлось частично забить.

Возросли налоги на личные приусадебные участки.

В мае 1962 г. - повышение цен на основные продукты питания.

В 1963 г. - закупка зерна за границей. На это было выделено более трети золотого запаса СССР.

А.И. Уткин. История России, 1945 - 2008 гг. с.90-92.



Приложение 6

Рабочий лист №4

Словарь:

Интенсивное хозяйство - хозяйство, которое развивается за счет технического прогресса и на основе экономического стимулирования производителя.

Экстенсивное хозяйство - хозяйство, которое развивается благодаря привлечению дополнительных материальных и людских резервов, а не за счет технического прогресса

Волюнтаризм - политика, не сочетающаяся с объективными законами, реальными условиями и возможностями

Субъективизм - отношение к чему-либо, определяемое личными вкусами, симпатиями, взглядами субъекта; отсутствие объективности



© 2010-2022