Проект урока истории в 5 классе в соответствии с ФГОС-2 по теме В театре Диониса

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Проект урока всеобщей истории (в соответствии с требованиями ФГОС) «В театре Диониса».


1.1. Описание проекта

Тема проекта

В театре Диониса

Автор учебника, по которому

ведётся обучение

История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. - М.: Просвещение, 2015

Классификация урока

Урок изучения нового материала

Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса

Характеристика класса.

Проведение урока предполагается в 5 а классе. Учащихся - 26 человек, из них мальчиков - 12, девочек - 14. Детям 11-12 лет. Отношения в классе доброжелательные, дети достаточно активны, умеют работать и в группе, и в паре. Уровень подготовленности класса довольно высокий, качество знаний детей составляет 73%. Дети умеют выбирать из текста главное, самостоятельно делать выводы и обобщения. Многие проявляют повышенный интерес к предмету, имеют дополнительные знания из внепрограммных источников. Наиболее эффективными технологиями и методиками преподавания в данном классе являются: технология критического мышления, проблемное обучение, индивидуальная и парная работа, эвристическая беседа, учебная дискуссия.

Цели проекта

Изучение нового материала о структуре древнегреческого театра и его роли в истории и культуре Древней Греции

Задачи проекта


  • Формирование у учащихся представления о театре Древней Греции;

  • Установление взаимосвязи между общественной жизнью Древней Греции, ее культурой;

  • Развитие мышления детей путем сравнения, обобщения, наблюдения;

  • Развитие творческого воображения, навыков импровизации;

  • Стимулирование творческой активности

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики

  1. Раскрывать значение терминов: «театр», «трагедия», «комедия», «скене», «орхестра»

  2. Прослеживать причинно-следственные взаимосвязи между религиозными культами и возникновением различных жанров искусства на примере обычая празднования Дионисий.

  3. Называть и описывать элементы устройства древнегреческого театра.

  4. Сравнивать современный и древнегреческий театры.

  5. Составлять на основании текста учебника описание театрального представления от имени зрителя.

  6. Излагать суждения о роли театра в жизни греков.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

Истоки зарождения театра в Древней Греции. Устройство театра, участники представлений и зрители, основные виды театральных представлений - комедия и трагедия, великие драматурги и комедиографы Древней Греции- Софокл, Еврипид, Аристофан, значение театра в жизни греков.


1.2.Технологическая карта урока всеобщей истории в 5 классе

Тема урока: Культура Древней Греции

Имя урока: В театре Диониса

Цель урока: познакомить учащихся с историей зарождения театра, его устройством и содержанием представлений, его ролью в истории и культуре Древней Греции.

Задачи урока:

Обучающие:

- ознакомление обучающихся с одним из видов древнегреческой культуры - театром, историей его возникновения, его особенностями, основными жанрами театрального искусства, ведущими мастерами театральной сцены;

- определение роли театра в жизни древних греков;

- проведение сравнения древнегреческого театра и современного театра.


Развивающие:

- формирование умения слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, выделять главное, высказывать свою точку зрения;

- формирование умения пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания;

- развитие речи учащихся;

- формирование умения предъявлять результаты своей работы;

- развитие сотрудничества при работе в парах;

- развитие внимательности при выполнении работы;


Воспитательные:

- воспитание интереса и уважительного отношения к истории и культуре одной из древнейших цивилизаций;

- воспитание чувства само- и взаимоуважения;

- пробуждение в детях интереса к театральному искусству;

- формирование у учащихся представления о мировой культуре, её целостности и богатом наследии в мировой истории.


Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки, пробудить в детях интерес к данному виду искусства, формирование у учащихся представления о мировой культуре, её целостности и богатом наследии в мировой истории.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при выполнении работы, согласование работы в группах для достижения единой цели.

Предметные: продолжить формирование умений работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, высказывать свою точку зрения. Создать условия для формирования у учащихся представлений о культуре древних греков.

Ключевые понятия урока: театр, орхестра, скене, сатиры, трагедия, комедия

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний

План урока:

  1. Возникновение театра.

  2. Здание театра, актеры и хор.

  3. Театральные представления.

  4. Древнегреческие мастера театрального искусства.


Форма организации обучения: вопросы, которые используются для того, чтобы вызвать мотивацию у ребят к процессу обучения; мотивация учащихся и постановка цели урока; передача новых знаний и теории; упражнение для практического применения учениками полученных знаний.

Основные виды деятельности учащихся: групповая работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Домашнее задание: Прочитать §39, ответить на вопросы стр.181, выполнить задания (по выбору):

1. Написать сочинение-рассказ от имени зрителя театральных представлений на тему «Один день в театре».

2. Подготовить презентацию или информацию о современных театрах.

Используемая литература:

1. Вигасин А.А. История Древнего мира: учеб. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. - М.: Просвещение, 2011.

2. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С. Свенцицкой и Ф.А.Михайловского. 2-е издание, исп. И доп. - М.: ВАКО, 2005

3. О.А.Северина История Древнего мира 5 класс. Поурочные планы по учебнику «История Древнего мира. 5 класс» в 2-х частях - Волгоград:, Учитель - АСТ, 2003

4. Л.И.Зверева, А.Е.Тувельман. Древний мир: 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003

Материалы и оборудование:

1. компьютерная презентация, 2. мультимедийный проектор, 3. экран, 4. компьютер.


Этапы урока:

1.3.ХОД УРОКА

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

1мин.

Приветствие учителя. Настрой на плодотворную работу. Создание благоприятного психологического климата в классе.

Приветствуют учителя.

Вводно-мотивационный


1 мин.

Целеполагание.

Учитель создает условия для того, чтобы мотивировать учащихся на урок.

«Сегодня нам на уроке предстоит необычное путешествие. Куда же мы его совершим?»

Слушают учителя.

Актуализация знаний

5 мин.

Демонстрация слайдов презентации с иллюстрациями современных театров.

Учитель задает вопросы:

1. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем вести разговор?

2. Ребята, вы любите театр?

3. А где актеры могут показать все свои представления?

4. Как называется это культурное учреждение?

Учитель:

1. Осуществляет постановку темы и цели.

2.Фиксирует цель и тему урока на доске.

1.Определяют тему урока, цель (работа в паре), записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы учителя:

1.о культуре греков, о творчестве, о театре…

2. конечно, да…

3. на театральной сцене, на городских площадях…

4. театр


2.Записывают согласованную цель урока в тетрадь.

Изучение нового материала

28 мин.

Постановка проблемы

«Но, прежде чем начать нашу работу, я хотела бы обратить ваше внимание на задание, которое представлено на следующем слайде презентации. Внимательно слушая рассказ учителя, проводя собственные исследования, выполняя предложенные задания, к концу урока вы должны дать ответ на вопрос: «Какие факты подтверждают мысль, что театральные представления были любимыми общегреческими праздниками?»

Планирование

Учитель создает условия для построения плана достижения поставленной цели.

«Составим вместе план работы на уроке».

Реализация плана

1.Возникновение театра.

Театр возник в Древней Греции. Его зарождение связано с празднествами в честь бога Диониса - покровителя виноделов. На этих празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая лесным богам - сатирам, всегдашним спутникам Диониса. Ряженные разыгрывали сценки из мифов о Дионисе. Это и были первые театральные представления. Театральные представления наряду со спортивными играми были любимыми зрелищами древних греков. Поэты создавали для театральных постановок трагедии и комедии, не утратившие и по сей день своей художественной ценности. Современный театр своими корнями и традициями восходит к театру Древней Греции.

Вопрос к учащимся: «Как возникли театральные представления?»

Учитель, обобщая ответы, подчеркивает, что древние греки могли посмотреть театральные представления только на праздниках в честь Диониса, а их было несколько в году: главный отмечался в марте, кроме того, устраивались праздники в декабре и в конце января.

2.Здание театра, актеры и хор.

«Греческие театры располагались под открытым небом, на склонах холмов и вмещали тысячи зрителей. Здание театра состояло из трех частей.

Одна часть театра - место для зрителей. Демонстрирует слайды презентации.


Вопрос учителя: «Кто занимал эти места во время театральных представлений?»

В первом ряду сидели почетные гости, остальные места были платными.







Учитель демонстрирует слайды презентации, дает задание учащимся:

Рассмотрите внимательно этот слайд.

Запишите в тетрадь главные части здания театра, обозначенные знаками 1,2,3. Попробуйте дать их определения.


Другая часть театра - орхестра - круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

Третья часть театра называлась скене. Это была примыкавшая к орхестре пристройка.

Учитель обращает внимание учащихся на форму театра.

Здание театра не случайно имело форму огромной чаши. Звуки и человеческий голос усиливались и были слышны на самых задних скамьях.

Учитель демонстрирует слайды презентации, задает вопросы:

«А кто же был участником театральных представлений? Как выглядели актеры?»

Предположите, почему обувь была на высокой подошве, а маски больших размеров?



3.Театральные представления

Учитель дает задание:

1.Подчеркнните одной чертой дни, когда проходили театральные представления; двумя чертами - жанры представлений или что происходило в этот день;

2.Проанализируйте текст, дайте ответ на вопрос: «Как вы считаете, почему актеры, поэты и хоры стремились обязательно стать победителями в театральных состязаниях?»

Учитель организует работу со слайдами.

«Какие виды театральных представлений вы увидели?» Найдите лишнее.

Работа с понятийным аппаратом.

В древней Греции было два главных вида представлений - трагедия и комедия. Трагедиями назывались пьесы серьезного содержания, часто кончавшиеся гибелью действующих лиц. «Трагедия» по-гречески значит «песнь козлов».

Учитель дает задание:

Объясните происхождение этого странного названия. Вспомните, как возникли театральные представления?


В комедиях часто изображали людей, известных всему городу. Например, стратег, придя в театр, мог неожиданно увидеть, как один из актеров представлял его самого в карикатурном виде под хохот публики. Высмеивалась внешность этого стратега, его речи в народном собрании, его поступки по управлению государством. Как вести себя, увидев такое? Более умные смеялись вместе со всеми, стараясь извлечь для себя урок: критика шла им на пользу. Менее умные и невыдержанные сердились и даже пытались подать в суд на автора комедии, но демос, стоящий у власти, не запрещал поэтам выставлять в смешном виде и критиковать поступки любого гражданина.


4. Древнегреческие мастера театрального искусства.

Учитель демонстрирует слайды презентации: называются имена великих трагиков и комедиографов Греции (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан).


Учитель задает вопрос:

«А в чем сходство между современным и греческим театром?» и предлагает учащимся заполнить таблицу «Общее и различное в театре Древней Греции и современном театре».

Я буду зачитывать вам особенности театра, а вы их заносить в нужную графу.

Проверка выполненной работы (со слайда).


Слушают учителя.















3.Составляют свой план (работа в парах), согласовывают, записывают в тетрадь.



4.Работа с понятиями.

(проговаривают, записывают за учителем).

Слово «театр» греческого происхождения и означает «место для зрелищ».

Слово «сатиры» означает лесные божества, спутники бога Диониса, полулюди-полукозлы.











Ответы (примерные) учащихся: Театральные представления возникли в связи с религиозными представлениями древних греков, в частности в связи с чествованием бога Диониса, подражанием сатирам, желанием греков повеселить друг друга…












5. Работа в парах.

Ответы учащихся:

- в первом бесплатном ряду сидели жрецы, стратеги, победители Олимпийских игр, иностранные послы и другие почетные гости.


6.Индивидуальное сообщение учащегося. Дополнительный материал.

(Приложение №1)


Учащиеся высказывают предположения.

С помощью учителя приходят к выводу, что в первом бесплатном ряду сидели жрецы, стратеги, победители Олимпийских игр, иностранные послы и другие почетные гости.



7. Работа с понятиями.

(проговаривают, записывают за учителем).

Орхестра - круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

Скене - пристройка, примыкавшая к орхестре.

(Приложение №2)

7. Смотрят на экран, обсуждают в парах, дают ответы.

Учащиеся высказывают предположения.

- Участниками представлений были актеры - свободные мужчины - 3 человека, хор при постановке трагедии - 12-15 чел., при постановке комедии - 24 чел.

- Актеры играли в больших масках, в костюмах - хитонах, на ногах у них была специальная обувь на высокой подошве - 27 см.

- Чтобы актеров было хорошо видно и с дальних рядов.


8. Работа в парах с дополнительным текстом. Выполняют задание, выдвигают предположения. (Приложение №3)










9. Смотрят на экран, обсуждают вопрос в парах, дают ответы.

Ответы учащихся:

На слайдах представлены изображения - Комедии и трагедии

Лишнее - слайд № 6

10. Сопоставляют термины и определения.

Комедия - (от греч. komos - веселая толпа и oide - песнь) произведение, изображающее такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. В комедии действующими лицами являлись обычные люди, современники автора и зрителей.
Трагедия - (от греч. tragos - козел и - oide - песнь - буквально «песнь козлов») произведение, изображающее борьбу, личную или общественную катастрофу, обычно оканчивающуюся гибелью героя. В трагедии действовали герои мифов, боги и герои.
Драма - это пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен и разрешим. Соединяет в себе трагическое и комическое.








11. Смотрят на экран, фиксируют имена драматургов в тетрадях.



12. Составляют таблицу, фиксируя общие черты и различия современного и древнегреческого театров. (Приложение №4).





13. Осуществляют самопроверку.

Первичное закрепление

5 мин.

Закрепление новой темы

Учитель проводит промежуточный контроль знаний. Объясняет правила игры.

14. Играют в игру «Кто больше» (Приложение №5)


Выводы по уроку

3 мин.

Контроль и оценка.

1.Организация учебной дискуссии.

Какие факты подтверждают мысль, что театральные представления - любимые общегреческие праздники?

Учитель обобщает ответы учащихся:

Театр просвещал и воспитывал в гражданах честность и доброту, любовь к родине и готовность пожертвовать ради нее и этих идеалов своей жизнью.

2.Вопросы к учащимся:

а) Все ли этапы плана пройдены?

б) Выполнена поставленная цель урока?

Рефлексия.

Оформление "лестницы успеха".

Каждый учащийся сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

Выставление оценок.

15. Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы.

- наполняемость театра была значительна,

-места старались занимать с ночи,

-довольно редкое зрелище,

-зрители сопереживали героям пьес,

-представления проходили в форме состязания актеров и авторов пьес и, это роднит театральные представления с олимпийскими играми.






16. Самостоятельно оценивают, как и насколько усвоен новый материал (Приложение №6)

Организация изучения домашнего задания

2 мин.

Учитель задает задания:

1.Выучить §39, ответить на вопросы стр.181.

2. Написать сочинение-рассказ от имени зрителя театральных представлений на тему «Один день в театре».

3. Подготовить презентацию или информацию о современных театрах.

17. Выбирают по желанию и возможностям задание (2 или 3).



Приложение №1

Дионис - бог веселья и виноделия. Младший из олимпийцев. Сын Зевса и Семелы. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его супруга Гера в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид странницы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся, что выполнит его. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру. Зевс был вынужден исполнить просьбу, явившись в пламени молний, и Семела была мгновенно объята огнем. Зевс успел вырвать у нее из чрева недоношененный плод, зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рожден Зевсом из бедра.

Приложение №2

Театральные представления проводились ….. ? Круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор называлась ……? Театральные представления проводились в честь бога …….? Примыкающая к месту выступления актеров пристройка называлась …….?

Приложение №3

В дни весеннего праздника Великий Дионисий афиняне спешили в театр. Располагался он на склоне Акрополя. Те места, что были ближе к орхестре, занимали с ночи. С собой приносили узелки с едой и питьем: в театре предстояло провести весь день, одно представление следовало за другим. Поэты, актеры и хоры состязались между собой в таланте и мастерстве. На исходе праздника имена победителей и лучшую постановку называли сами зрители, избранные из публики в судьи. Основными жанрами театральных представлений были трагедии и комедии. В основе трагедий лежали древние мифы, изображались подвиги героев, их страдания и часто гибель. В основе комедий - веселые и насмешливые представления, наряду с героями мифов были современники зрители.

Приложение №4

Учитель зачитывает варианты черт сходства и различия театров:

  • Играют комедии и трагедии;

  • Играют только в масках;

  • Есть билеты;

  • Представления 3 раза в год;

  • Играют только мужчины;

  • Играют женщины и мужчины;

  • Представления только днем;

  • Представления длятся 3 дня;

  • Много разных жанров;

  • Играют без масок;

  • Представление в любое время года;

  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;

  • Места для зрителей;

  • Отдельное здание;

  • Представление в любое время суток.

Общее:

  • Отдельное здание;

  • Есть сцена, место для оркестра, хранение декораций;

  • Есть билеты;

  • Места для зрителей;

  • Играют комедии и трагедии;

Различия:

греческий

современный

  • Играют комедии и трагедии;

  • Играют только в масках;

  • Представления только днем;

  • Представления длятся 3 дня;

  • Играют только мужчины.

  • Много разных жанров;

  • Играют без масок;

  • Представление в любое время года;

  • Представление в любое время суток.

  • Играют женщины и мужчины.


Приложение №5

Чтобы закрепить наши знания мы поиграем в игру «Кто больше»:

Первый ученик называет одно слово, связанное с изучение нового материала, с созданием театра, следующий - повторяет все, что было сказано до него и добавляет своё слово. И так далее. Побеждает тот, кто назовет больше всех слов о театре и театральных представлениях.

Приложение №6

"Лестница успеха". Учащийся сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.




© 2010-2022