- Преподавателю
- История
- История Отечества. Конспект урока по теме «Новгородское вече» (7 класс)
История Отечества. Конспект урока по теме «Новгородское вече» (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Романова Н.М. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
История Отечества. Конспект урока по теме «Новгородское вече» (7 класс)
Цель: в ходе изучения темы «Новгородское вече» дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода.
Задачи:
Образовательные: познакомить с вечевым строем новгородской республики.
Коррекционно-развивающие: закреплять умение работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, карта, схема); продолжать учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду новгородцев
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Организационный момент
-Ребята, я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, все хорошо выглядят. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица.
- Кто сегодня дежурный?
рапорт дежурного, определение отсутствующих
повторение пройденного материала и актуализации знаний
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
Итак, перед вами план характеристики Новгородской земли, попробуем вместе создать образ этого важного, крупного торгового и ремесленного центра. (Демонстрация презентации)
План характеристики Новгородской земли (слайд № 1)
1. Местоположение
2. Особенности природы и занятия населения.
3. Описать Великий Новгород по плану (слайд № 2).
4.Почему Новгород называют Господином Великим?
5. Новгородский торг (слайд № 3).
- Кого, кроме новгородцев можно было встретить на торгу?
- Перечислите товары, которые новгородцы ввозили и вывозили.
6. Какими ремёслами славились новгородцы?
7. Отношения с соседями.
Вспоминают тему предыдущего урока
Один ученик показывает на настенной карте, остальные следят.
Дают развёрнутый ответ.
Высказывают своё мнение
Дают ответ
Объяснение нового материала
- Из прошлых уроков вы помните, что распалась Киевская Русь на отдельные княжества, во главе которых стояли князья. В Новгороде же всё было по-другому. Попробуем сегодня разобраться, чем жизнь в Новгороде отличалась от жизни в других княжествах. Почему Новгородскую землю не называли Новгородским княжеством. (звон колокола)
-Услышав этот звон, новгородцы бежали на площадь около моста.
(слайд № 4). Чтение исторического документа (приложение №1)
- Тема сегодняшнего урока «Новгородское вече».
- Ребята, а что такое вече?
Правильно, это народное собрание. Важные вопросы новгородцы решали на общем собрании - вече. Такое управление называлось республикой.
Словарная работа: республика
На с. 217 прочитайте объяснение слову республика, запишите в тетрадь.
- В чём была особенность управления Новгородом?
Объяснение схемы управления Новгородской республикой (слайд № 5), учебник с.216
Сл. слово посадник, тысяцкий, архиепископ
Объяснительное (комментированное) чтение
Задание: рассмотрите схему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.
-Чем занимался посадник?
- Чем занимался тысяцкий?
- Чем занимался архиепископ?
- Итак, посадник, тысяцкий, архиепископ - это правители, которые управляли политикой Новгорода.
Демонстрация картины «Новгородское вече» (слайд № 6, 7, 8, 9)
- Первым к народу обращался посадник. Он громко перечислял те вопросы, которые надо было решить на вече. А люди криком одобряли или не одобряли его слова. Часто споры были долгими, иной раз пускали в ход кулаки. Когда вече принимало решение, писали грамоту, в конце которой посадник ставил свою подпись и печать. Вот как учёный историк Ключевский пишет о Новгородском вече. (Приложение №2)
Задание: распределите обязанности должностных лиц Новгорода (прием «кластера».)
Рассказ о роли князя в Новгородской республике.
- Был в Новгороде ещё один человек, который тоже участвовал в политической жизни города. Попробуйте по описанию определить, кто это?
«Вначале его основным занятием было - вместе со своими дружинниками защищать людей и родную землю. Постепенно он стал самым богатым среди соплеменников. А впоследствии он объединил все русские земли под своей властью и управлял ими, а в период раздробленности Руси - отдельными городами». Правильно, это князь
- Как вы считаете, какая роль отводилась князю? (слайд №10)
Словарная работа: гонец
Работа с рассказом для дополнительного чтения «Князья новгородские».
- Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?
Вывод: Вот так сообща, вместе, новгородцы решали все важные вопросы своей жизни на общем собрании - вече. Такое управление называлось республикой. Республика означает власть народа. То есть Новгород являлся республикой, т.к. все важные вопросы решались сообща всем народом на вече. А так как правители выбирались из числа бояр и богатых горожан, то новгородскую республику ещё называют боярской. Новгородская боярская республика была единственным государством с такой формой управления в период раздробленности Руси.
Записывают тему в тетрадь
Дают ответ
Читают, записывают определение в тетрадь
Работают с текстом учебника.
Один ученик читает указанный учителем абзац, а остальные следят по учебнику.
Участвуют в разборе новых слов
Записывают в тетрадь
Слушают учителя. В ходе рассказа дают ответы на вопросы.
Находят объяснение слова в учебнике
Высказывают своё мнение
Дают ответ или находят ответ в тексте
Слушают вывод.
Закрепление учебного материала
Задание 1.
Представьте, что вы князь. Для чего вы приехали в Новгород? Кто вас пригласил?
Задание 2. В городе Новгороде износились мостовые (мощённые брёвнами улицы). Кто будет давать указания о замене их?
Дети пытаются сами найти путь к решению проблемы
Задание на дом
итог урока
4 мин.
С.214 -217 прочитать, ответить на вопросы, с. 218, прочитать
Итог урока:
- Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?
- Кто сегодня на уроке работал у доски?
Какое задание выполнял? Как справился?
Отвечают на вопросы
оценивают