История Отечества. Конспект урока по теме «Новгородское вече» (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История Отечества. Конспект урока по теме «Новгородское вече» (7 класс)

Цель: в ходе изучения темы «Новгородское вече» дать учащимся сведения о политической жизни Новгорода.

Задачи:

Образовательные: познакомить с вечевым строем новгородской республики.

Коррекционно-развивающие: закреплять умение работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, карта, схема); продолжать учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду новгородцев

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

-Ребята, я рада, что мы опять собрались все вместе. Все здоровы, все хорошо выглядят. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные лица.

- Кто сегодня дежурный?

рапорт дежурного, определение отсутствующих

повторение пройденного материала и актуализации знаний

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

Итак, перед вами план характеристики Новгородской земли, попробуем вместе создать образ этого важного, крупного торгового и ремесленного центра. (Демонстрация презентации)

План характеристики Новгородской земли (слайд № 1)

1. Местоположение

2. Особенности природы и занятия населения.

3. Описать Великий Новгород по плану (слайд № 2).

4.Почему Новгород называют Господином Великим?

5. Новгородский торг (слайд № 3).

- Кого, кроме новгородцев можно было встретить на торгу?

- Перечислите товары, которые новгородцы ввозили и вывозили.

6. Какими ремёслами славились новгородцы?

7. Отношения с соседями.

Вспоминают тему предыдущего урока

Один ученик показывает на настенной карте, остальные следят.

Дают развёрнутый ответ.

Высказывают своё мнение

Дают ответ

Объяснение нового материала

- Из прошлых уроков вы помните, что распалась Киевская Русь на отдельные княжества, во главе которых стояли князья. В Новгороде же всё было по-другому. Попробуем сегодня разобраться, чем жизнь в Новгороде отличалась от жизни в других княжествах. Почему Новгородскую землю не называли Новгородским княжеством. (звон колокола)

-Услышав этот звон, новгородцы бежали на площадь около моста.

(слайд № 4). Чтение исторического документа (приложение №1)

- Тема сегодняшнего урока «Новгородское вече».

- Ребята, а что такое вече?

Правильно, это народное собрание. Важные вопросы новгородцы решали на общем собрании - вече. Такое управление называлось республикой.

Словарная работа: республика

На с. 217 прочитайте объяснение слову республика, запишите в тетрадь.

- В чём была особенность управления Новгородом?

Объяснение схемы управления Новгородской республикой (слайд № 5), учебник с.216

Сл. слово посадник, тысяцкий, архиепископ

Объяснительное (комментированное) чтение

Задание: рассмотрите схему управления и найдите в тексте учебника абзацы, рассказывающие о посаднике, тысяцком, архиепископе.

-Чем занимался посадник?

- Чем занимался тысяцкий?

- Чем занимался архиепископ?

- Итак, посадник, тысяцкий, архиепископ - это правители, которые управляли политикой Новгорода.

Демонстрация картины «Новгородское вече» (слайд № 6, 7, 8, 9)

- Первым к народу обращался посадник. Он громко перечислял те вопросы, которые надо было решить на вече. А люди криком одобряли или не одобряли его слова. Часто споры были долгими, иной раз пускали в ход кулаки. Когда вече принимало решение, писали грамоту, в конце которой посадник ставил свою подпись и печать. Вот как учёный историк Ключевский пишет о Новгородском вече. (Приложение №2)

Задание: распределите обязанности должностных лиц Новгорода (прием «кластера».)

Рассказ о роли князя в Новгородской республике.

- Был в Новгороде ещё один человек, который тоже участвовал в политической жизни города. Попробуйте по описанию определить, кто это?

«Вначале его основным занятием было - вместе со своими дружинниками защищать людей и родную землю. Постепенно он стал самым богатым среди соплеменников. А впоследствии он объединил все русские земли под своей властью и управлял ими, а в период раздробленности Руси - отдельными городами». Правильно, это князь

- Как вы считаете, какая роль отводилась князю? (слайд №10)

Словарная работа: гонец

Работа с рассказом для дополнительного чтения «Князья новгородские».

- Как вы думаете, в чьих интересах правило новгородское вече?

Вывод: Вот так сообща, вместе, новгородцы решали все важные вопросы своей жизни на общем собрании - вече. Такое управление называлось республикой. Республика означает власть народа. То есть Новгород являлся республикой, т.к. все важные вопросы решались сообща всем народом на вече. А так как правители выбирались из числа бояр и богатых горожан, то новгородскую республику ещё называют боярской. Новгородская боярская республика была единственным государством с такой формой управления в период раздробленности Руси.



Записывают тему в тетрадь

Дают ответ

Читают, записывают определение в тетрадь


Работают с текстом учебника.


Один ученик читает указанный учителем абзац, а остальные следят по учебнику.

Участвуют в разборе новых слов

Записывают в тетрадь




Слушают учителя. В ходе рассказа дают ответы на вопросы.


Находят объяснение слова в учебнике

Высказывают своё мнение

Дают ответ или находят ответ в тексте

Слушают вывод.

Закрепление учебного материала

Задание 1.

Представьте, что вы князь. Для чего вы приехали в Новгород? Кто вас пригласил?

Задание 2. В городе Новгороде износились мостовые (мощённые брёвнами улицы). Кто будет давать указания о замене их?

Дети пытаются сами найти путь к решению проблемы

Задание на дом

итог урока

4 мин.

С.214 -217 прочитать, ответить на вопросы, с. 218, прочитать

Итог урока:

- Какое задание было самым интересным (сложным, легким)?

- Кто сегодня на уроке работал у доски?

Какое задание выполнял? Как справился?


Отвечают на вопросы

оценивают



© 2010-2022