Конспект урока на тему «Князь Владимир и крещение Руси»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-проект

Тема урока: «Князь Владимир и крещение Руси»

Класс: 6

Название курса: История Древнего мира

Название учебника

Тип урока: усвоение новых знаний

Форма урока: урок-проект

Цель урока: способствовать формированию знаний и умений по теме «Князь Владимир и крещение Руси»

Задачи

1. Образовательные.

Дети должны знать:

А) факты:

- основные даты (960-1015 гг. - годы жизни Владимира Святославовича, 988 г. - крещение Руси);

- исторические личности (князь Владимир Святославович);

- картографию (знать местоположение Киева, Византии).

Б) теорию:

- понятия (язычество, идолы, крещение);

- причинно-следственные связи (почему князь Владимир выбрал именно христианство как основную религию);

- выводы (значение и оценка деятельности князя).

2. Развивающие.

Дети должны уметь:

1- работать с датами и фактами;

2- работать с историческими источниками;

3- описывать, объяснять, анализировать и работать с версиями;

4- применять знания и умения в социальной среде.

3. Воспитательные.

Дети должны понимать ценность:

1- чувства патриотизма;

2- требовательного отношения к себе;

3- уважительного отношения к одноклассникам;

4- интереса к предмету «История»;

5- добросовестного отношения к труду.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, карточки с заданиями, таблицы, историческая карта, учебник.

Ход урока

Задачи и деятельность педагога

Деятельность учеников

1. Начинание

1. Определяет тему

2. Уточняет цели

3. Распределяет детей на группы

4. Заинтересовывает учеников

5. Проводит инструктаж

(Приложение 1)

Осмысливают тему. Формулируют проблему: почему именно христианство было избрано князем Владимиром, как главная религия Руси?

Формулируют гипотезу: возможно, князь Владимир избрал главную религию Руси христианство потому, что его бабушка кн. Ольга приняла христианство.

Разбиваются на группы.

2. Планирование

Помогает: распределить роли в группах, сформулировать проблему и гипотезу. Наблюдает

Распределяют роли в группах. Анализируют проблему. Разрабатывают план действий. Уточняют источники информации

(Приложение 2)

3. Принятие решения

Уточняет план действий. Наблюдает и консультирует

Собирают необходимую информацию. Читают тексты источников и отвечают на вопросы. (Приложение 3)

4. Выполнение проекта

Наблюдает и консультирует

Заполняют таблицу «Причины и значение принятия христианства на Руси» на основе полученных знаний и учебника (Приложение 4)

5. Оценка результатов

Наблюдает

Анализируют и оценивает результат

6. Защита проекта

Наблюдает. Анализирует проекты. Оценивает. Подводит итоги

(Приложение 6)

Осуществляют устную защиту на основе заполненной таблицы (Приложение 5)

Приложение1

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодняшняя наша тема изучения «Князь Владимир и крещение Руси».

Скажите мне пожалуйста, какова цель нашего урока? (учащиеся дают ответы)

Учитель. Тема "Князь Владимир и крещение Руси" представляет собой большой интерес для изучения и исследования. Князь Владимир, его деятельность, личность, роль в судьбе древней Руси - вопросы интересующие и привлекающие внимание.

Инструктаж. Сейчас мы с вами поделимся на 3 группы. Каждая группа получает текст источника и список вопросов. После того, как вы ответите на вопросы, в форме беседы обсудите с членами других групп и обменяйтесь информацией. Впоследствии вам это поможет в заполнении таблицы «Причины и значение принятия христианства», которая пойдет на защиту проекта.

Приложение 2

План действий:

  1. Анализ и систематизация полученных знаний по теме.

  2. Самостоятельное изучение информации, а именно фрагментов легенд о крещении Руси.

  3. Составление таблицы «Причины и значение принятия христианства на Руси».

  4. Анализ полученной информации.

  5. Представление результата проекта.

  6. Ответ на вопрос «Почему именно христианство было избрано князем Владимиром, как главная религия Руси?»

Приложение 3

Группа 1

ФРАГМЕНТ 1. «Корсунская легенда» (Выбор веры).

Избрали мужей славных и разумных, числом десять, и сказали им: «Идите к болгарам, немцам и грекам, испытайте веру их». Пошли русские послы к болгарам, к немцам и грекам. Когда они возвратились, созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказали им: «Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними». Он же сказали: «Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр их закон. И пришли мы к немцам и видели в храмах их службу различную, но красоты не видели никакой. И пришли мы в греки, ввели нас туда, где служат они Богу своему и не знали - на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем только. Что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького: так и мы не можем уже быть в язычестве».
Сказали же бояре: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя, Ольга, а была он мудрейшей из всех людей».
И спросил Владимир: «Где примем крещение?».
Они же сказали: «Где тебе любо».
Если верить летописцу, именно после этого испытания вер Владимир принял окончательное решение. Летописное повествование о крещении Владимира принято называть Корсунской легендой.
Тогда Владимир решил принудить Византию к исполнению данных обязательств силой, захватив город Херсонес (Корсунь) в Крыму. Анну срочно отправили в Корсунь. Владимир крестился. «Епископ же Корсунский с царицыными попами крестил Владимира. Многие дружинники, увидев это, крестились», - повествует летопись. Сочетавшись браком с Анной, Владимир возвратился в Киев со священниками, и иконами. По возвращению он крестил всех своих сыновей. По примеру князя крестились многие знатные бояре, затем Владимир приступил к крещению жителей Киева.
Обстоятельства крещения киевлян также описаны в «Повети временных лет».

  • Куда и зачем направил князь Владимир послов?

  • Почему было решено принять крещение от греков? Можно ли считать, что основную роль в выборе веры сыграла красота православных обрядов?

  • Чем руководствовался князь Владимир при выборе веры - личными или государственными соображениями?

Ответы. 1. К болгарам, немцам и грекам для испытания веры. 2. Да, ведь послы рассказывали про красоту обрядов. 3. Личными.

Группа 2

ФРАГМЕНТ 2. (Обстоятельства крещения киевлян).

Владимир…повелел опрокинуть идолы - одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его железами. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, чтобы принял он возмездие от людей. Велик ты, Господи, и чудны дела твои! Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его не верные, так как не приняли они святого крещения. И притащив, кинули его в Днепр. И пристави Владимир людей, к нему сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, только тогда оставьте его». Они исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как она зовется до сих пор.
Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет, кто завтра на реку - будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не принял бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь…некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по всюду стольких спасенных душ.

  • Где и как крестили киевлян?

  • Как поступил князь Владимир с языческими идолами?

  • Охотно ли расставались киевляне со старой верой? После крещения киевлян христианская вера распространилась по всей Руси.

Ответы. 1. В Киеве, по принуждению. 2. Приказывали опрокидывать, сжигать, выбрасывать в реку. 3. Нет, но им пришлось принять веру, так как они считали, что князь и бояре плохую веру не примут.

Группа 3

ФРАГМЕНТ 3. (Что нового?)

Владимир приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя Святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное…
Когда отданы, были в учение книжное, то тем самым сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные, и ясен, будет язык косноязычных». Не слышали они раньше учения книжного, но по Божьему устроению и по милости своей помиловал их Бог. Как сказал пророк: «Помилую, кого хочу».

  • Что нового появилось в жизни русского народа после принятия христианства?

  • Как принятие христианства отразилось на нравственных основах народной жизни?

Ответы. 1. Строительство церквей, книжное чтение. 2. Люди не были знакомы с данным учением. Но пророчество, ходившее в то время, по их мнению сбылось, т.к. с принятием христианство начиналось образование.

Приложение 4

Таблица «Причины и значение принятия христианства на Руси»Причины

принятия христианства на Руси

Значение

принятия христианства на Руси


Во внутренней политике



Во внешней политике





Приложение 5



Причины

принятия христианства на Руси

Значение

принятия христианства на Руси


Во внутренней политике

- Укрепление княжеской власти.

- Объединение различных племён в державе Рюриковичей.

- Укрепление государственной власти и порядка в стране.

- Распространение славянской письменности, грамотности на Руси.

- Приобщение к греческой(византийской) культуре, способствовавшее развитию архитектуры, живописи, иконописи.

- Изживание грубых языческих обычаев: кровной мести, человеческих жертвоприношений, многоженства и т.д.
- Подъем духовности Руси, появление монастырей.

Во внешней политике

- Тесные отношения с Византийской империей.

- Христианство вводило Русь в круг более развитых стран.

- Укрепление международного авторитета Руси и установление равноправных отношений с другими государствами.

Приложение 6

Завершает урок беседа, в ходе которой выделяется главная проблема урока - «Почему именно христианство было избрано князем Владимиром, как главная религия Руси?».

Ученики. Наша гипотеза не подтвердилась. Изучив источники, мы сделали вывод, что руководствовались в выборе веры именно из-за красоты обрядов, а про бабушку Ольгу не было сказано ни слова. Но, проведя такую реформу, князь Владимир укрепил международный авторитет среди других стран, сплотил народ под единой верой - христианской, а также внес вклад в развитии культуры.

Итоги урока…

  1. Что нового сегодня вы узнали?

  2. Понравился ли вам урок?

  3. Сложно было выполнять проект?

  4. Чему вы научились в процессе урока?

Домашнее задание.



© 2010-2022