Элективный курс для 9 класса Тверская область в годы Великой Отечественной войны

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Глебовская средняя школа

Утверждена:





ПРОГРАММА

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТВЕРСКОЙ КРАЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

для 9 класса


Программу составила:

Боброва Е.А.

учитель истории

д. Глебово




2011 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный элективный курс не только способствует достижению целей предпрофильной подготовки, но и содержат потен­циал духовно-нравственного и патриотического воспитания, переоценить который невозможно.

В ходе преподавания данного элективного курса учителю необходимо использовать не только межкурсовые связи с курсами истории России и ис­торического краеведения, но и связи межпредметные - с литературой, му­зыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой и другими предметами. Для создания эмоционального образа трагедии войны, героизма и мужества советского народа можно и нужно использовать воз­можности федеральных, областных, муниципальных и школьных музеев, кар­тинных галерей, выставок; организовывать встречи с ветеранами, тружени­ками тыла, детьми войны; обращаться к фрагментам художественных и документальных фильмов, произведениям изобразительного и музыкально­го искусства. При организации исследовательской работы учащихся в обра­зовательных учреждениях желательно уделять больше внимания военной те­матике и, прежде всего, изучению таких проблем, как «Мой край (город, поселок, село, деревня) в годы войны», «Наши земляки - герои фронта и тыла», «История моей семьи в годы Великой Отечественной войны» и т.п.

Цель и задачи элективного курса:


  • способствовать формированию интереса учащихся к истории края в
    годы Великой Отечественной войны; расширить их знания по истории края в
    этот период;

  • оказать влияние на развитие патриотизма учащихся; осуществить под­-
    готовку к выполнению священного долга гражданина России-защиты Оте­
    чества;

  • развить умения учащихся вырабатывать и аргументировать собствен­-
    ную точку зрения на исторические факты, события, явления, процессы, вести
    дискуссию, участвовать в исследовательской деятельности.

Кроме этих общих целей и задач ставятся ещё две специфические для элективного курса предпрофильной подготовки (9 класс):

  • уточнить степень готовности учащихся осваивать историю на повы­-
    шенном уровне в профильных классах;

  • создать базу для мотивации выбора истории для последующего изуче­-
    ния в профильной старшей школе и, возможно, высших учебных заведениях.

Предполагаемые результаты изучения курса определяются постав­ленными в программе целями:

В области предметной компетенции в итоге изучения предлагаемого курса учащиеся могут и должны:

  • знать основные факты и события из истории Калининской области в
    годы Великой Отечественной войны;

  • уметь характеризовать вклад нашего края в общероссийскую историю
    в изучаемый период, в общую Победу;

  • понимать значение деятельности выдающихся исторических личнос­-
    тей на территории края и его уроженцев.

В области коммуникативной компетенции - овладение учащимися формами проблемной коммуникации (умение восстанавливать и понимать позиции участников исторического процесса; аргументированно излагать изученную и собственную точки зрения на вопросы курса).

В области социальной компетенции учащиеся развивают навыки со­циального взаимодействия через групповую деятельность при выполнении проблемных заданий.


В области компетенции саморазвития данный курс стимулирует по­требность и способность к самообразованию, личностному целеполаганию.

Методика преподавания элективного курса определяется его целями и предполагаемым результатом изучения курса, а также особенностями его содержания. Преобладают активные формы организации деятельности уча­щихся. Серьёзное внимание уделяется исследовательским методам и проблемности обучения.

Преподавание предпрофильного элективного курса рекомендуется организовать именно в 9 классе в связи с тем, что в этом классе изучается тема «Великая Отечественная война» систематического курса истории России.

Элективный курс предпрофильной подготовки носит прогностический (пропедевтический) характер по отношению к профильному курсу по такой же тематике.

Данный курс можно изучать в сочетании с региональным курсом исто­рического краеведения и систематическим курсом истории России.

Количество часов, выделяемое на изучение предпрофильного электив­ного курса - 11.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

урока

Тема урока

Методические особенности урока

1

Первые месяцы войны

Данный урок целесообразно провести как комбинированный, в котором сочетаются фронтальная беседа, информация учителя, групповая работа на основе источников разных видов.

2

Город Калинин в оккупации

Групповая работа на основе комплексного изучения всех представленных в книге для учителя материалов (каждая группа работает над «своим» вопросом плана).

3

Освобождение Калинина

Возможно самостоятельное изучение данного материала по книге для учителя, а вместо урока посещение музея Калининского фронта.

4-5

Ржевская битва

Город Ржев- город воинской славы

Самостоятельная работа учащихся с источниками.

Посещение школьных музеев, музеев города Ржева. Выполнение презентаций, исследовательских работ.

6-7

Партизанское

движение на территории края.

Ржевское подполье.

Индивидуальная лабораторная работа по всем представленным в книге для учащихся материалам.

Посещение города Ржева. Посещение городского архива.

8

Героизм тружеников тыла.

Индивидуальная лабораторная работа по всем представленным в книге для учащихся материалам.

9-10

Тверитяне на фронтах Великой Отечественной.

Мои односельчане в годы Вов.

Урок-конференция, на которой подводятся итоги исследовательской деятельности учащихся на протяжении всего времени изучения данного элективного курса.

11

Память о войне

Повторительно-обобщающий урок.

Мониторинг.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Урок 1 Тема урока: Первые месяцы войны

Цели урока

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о событиях первых
    месяцев войны, полученные ими из курсов истории России и краеведения;

  • расширить знания учащихся о событиях начала войны на территории
    нашего края;

  • охарактеризовать процесс мобилизации и перестройки жизни края на
    военные рельсы, показав его сложность и противоречивость.

Термины и понятия урока

Фронт. Тыл. Мобилизация. Материальные ценности. Прифронтовая по­лоса. Оборонительные укрепления. Эвакуация. Оккупация.

Урок 2 Тема урока: Город Калинин в оккупации

Цели урока

  • актуализировать знания учащихся о ходе оборонительного периода Мос­
    ковской битвы, полученные ими из систематического курса истории России;

  • показать противоречивость обороны Калинина (героизм и трусость);

  • показать антигуманность, преступность и безнравственность «нового
    порядка» на близком для учащихся материале по истории родного края.

Термины и понятия урока

Операция «Тайфун». Московская битва. План «Ост». «Новый порядок». Самоэвакуация. Персоналии

  • генерал И.С. Конев - командующий Калининским фронтом;

  • майор Лукин - командир 21-го танкового полка, Герой Советского
    Союза;

  • сержант Епанчин - его расчёт остановил продвижение немецких тан­
    ков по Тверецкому мосту;

  • С. Горобец, Ф. Литовченко, Г. Коломиец, И. Пастуший - экипаж танка,
    прорвавшегося через оккупированный Калинин;

  • И.П. Бойцов - первый секретарь Калининского обкома ВКП (б) в годы
    войны.

Урок 3 Тема урока: Освобождение Калинина

Цели урока

  • повторить основные события контрнаступления под Москвой и значе­
    ние Московской битвы, изученные в курсе истории России;

  • показать героизм советских людей и патриотический подъём, с которы­
    ми население освобождённого города встретило своих освободителей.

Термины и понятия урока

Контрнаступление. Значение Московской битвы. Солдат-освободитель.

Персоналии

• генерал-майор Юшкевич и генерал-лейтенант Масленников - коман­
дующие советскими войсками, отличившимися в боях за город Калинин.



Урок 4-5 Тема урока: Ржевская битва.Город Ржев - Город воинской славы.

Цели урока

  • анализ военных операций под Ржевом в 1942-1943 гг.;

  • осознание учащимися значения боёв за Ржев;

  • развитие чувства гордости за свой народ, за свою страну у школьников.
    Термины и понятия урока

Ржевско-Сычёвская операция. Сталинградская битва. Оборона. Контр­наступление. Ржевско-Вяземская операция. «Город воинской славы». Персоналии

Определяются учащимися самостоятельно в ходе изучения документов.

Урок 6-7 Тема урока: Партизанское движение на территории края. Ржевское подполье.

Цели урока

• развитие патриотизма учащихся посредством приобщения их к герои­ческой странице истории Отечества и края - самоотверженной борьбе насе­ления против оккупантов;


  • осознание учащимися феномена партизанского движения, направлений
    и результатов деятельности партизан и подпольщиков;

  • формирование навыков исследовательской работы с привлечением ис­точников разного вида.

Термины и понятия урока

Партизанское движение. Подпольное движение. Центральный штаб партизанского движения. Партизанский отряд. Партизанские соединения. Рейды партизан. Ржевское подполье.

Персоналии

Л.А. Базанова, О.К. Баранова. И.П. Бойцов, Н.И. Горячев, П.А. Зиматова, Т.И. Ильина, В.Ф. Капуткина, И.А. Константинова, П.И. Савельева, С.Г. Соколов, З.С. Тимофеева, Е.Н. Фарафонова, Е.И. Чайкина, Ф. Шменкель. Сведения о них можно найти в энциклопедическом справочнике «Твер­ская область» (Тверь, 1994).

Урок 8

Тема урока: Тыл - фронту. Восстановление народного хозяйства на освобождённой территории.Героизм тружеников тыла.

Цели урока

  • актуализировать и углубить на местном материале знания учащихся,
    полученные из курса истории России и краеведения о значении тыла в годы
    Великой Отечественной войны;

  • охарактеризовать различные аспекты деятельности советских людей в
    нашем тылу, показав их героизм и самоотверженность.

Термины и понятия урока

Тыл. Перестройка экономики на военные рельсы. Тыл - фронту. Вос­становление народного хозяйства.

Персоналии

Определяются самими учащимися в ходе исследовательской деятельно­сти, с учётом местного материала.

Урок 9-10 Тема урока: Тверитяне на фронтах Великой Отечественной.Мои односельчане в годы войны.

Цели урока

  • осознание учащимися характера войны как Великой Отечественной
    через выявление участия тверитян во всех крупнейших её сражениях и в дви­
    жении Сопротивления в странах Европы;

  • развитие у учащихся гордости за историю своего края;

• совершенствование исследовательских компетенций.
Термины и понятия урока

Основные сражения Великой Отечественной войны. Характер войны. Фронты. Сопротивление. Разгром Японии.

Персоналии

Персоналии оп­ределяются учащимися по результатам их исследовательской работы Герои Советского Союза - погра­ничник А.К. Константинов (Ржевский район), лётчица М.В. Смирнова (Лихославльский район), моряк-торпедник В.И. Быков (Осташковский район), командир стрелкового полка Н.Г. Пейсаховский (Западнодвинский район).Героев- земляков по материалам школьного музея.

Урок 11 Тема урока: Память о войне

Цели урока

  • обобщение и повторение учащимися основных событий и этапов исто­рии нашего края в годы Великой Отечественной войны;

  • воспитание у учащихся чувства ответственности перед памятью о сво­их земляках, фронтовиках и тружениках тыла, партизанах и подпольщиках,
    внесших вклад в Великую Победу.

  • проведение мониторинга.

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ


  • Герои и подвиги (Наши земляки - герои Великой Отечественной вой­ны. Учащиеся могут подготовить исследовательские проекты о Героях Со­ветского Союза, кавалерах ордена Славы и др.)

  • Борьба в тылу врага (Проекты разных типов о деятельности партизанс­ких соединений, отрядов, борьбе подпольщиков: на всей оккупированной тер­ритории области; в отдельных районах, городах, посёлках, сёлах, деревнях).

  • История нашего края в годы Великой Отечественной войны в воспоми­наниях военачальников (Исследовательские проекты на основе мемуаров).

  • Деятельность вооружённых формирований на территории Калининс­кой области (Проекты разных типов по боевому пути отдельных воинских
    формирований на территории Калининской области).

  • Литература и искусство на войне и о войне (Проекты разных типов на
    основе культурологического краеведения).

Мониторинг результативности освоения элективных курсов

Мониторинг можно провести как на повторительно-обобщающем уро­ке, так и в дополнительно отведённое время. По своей форме он соответству­ет КИМам ЕГЭ.

Часть 1

При выполнении заданий этой части нужно выбрать один ответ из четырёх предложенных

А 1. Автор музыки песни «Священная война»:

1. Д. Кабалевский; 2. А. Александров; 3. С. Прокофьев; 4. Д. Шостакович

А 2. Важная роль партизанского движения в годы Великой Отечествен­ной войны определялась тем, что оно:

1. Состояло из мелких групп, неуловимых для противника

2.Осуществляло самостоятельное руководство

3.Охватывало большие территории, оккупированные немецкими войс­ками

4.Велось в основном на территориях, вошедших в состав СССР в конце 1930-х годов

А 3. Книга - реквием, книга - монумент всем павшим за свободу Родины на фронтах Великой Отечественной войны:

1. «История Великой Отечественной войны»

2.«В пламени войны»

  1. «Золотые звёзды калининцев»

  2. «Книга памяти»

А 4. Когда Калинин был освобождён от захватчиков: 1. 14 октября 1941 г.; 2. 16 декабря 1941 г.; 3. 16 декабря 1942 г.; 4. 12 октября 1943 г.

А 5. Город, который практически был стёрт с лица земли (разрушено 95% зданий, к моменту освобождения в живых осталось 362 человека). На­граждён орденом Отечественной войны 1 степени. Ему присвоено высокое звание «Город воинской славы».

1. Старица; 2. Ржев; 3. Тверь; 4. Вышний Волочёк.

А 6. Сколько районов Калининской области было оккупировано немец­ко-фашистскими войсками?

1. 13;2.28;3.38;4. 69.

А 7. Командующим Калининским фронтом был:

1. С.М. Будённый; 2. К.Е. Ворошилов; 3. И.С. Конев; 4. Г.К. Жуков.

А 8. Полное освобождение области от фашистской оккупации произош­ло в:

1. Июле 1943 г.; 2. Январе 1944 г.; 3. Июле 1944 г.; 4. Марте 1945 г.

А 9. На чьи средства была построена танковая колонна «Калининский фронт»?

  1. Жителей прифронтовых районов Калининской области

  2. Артистов тверских театров

  3. Из средств Калининского фронта

  4. Получены от Государственного комитета обороны

А 10. Кто командовал экипажем танка, ворвавшегося в областной центр, оккупированный гитлеровцами?

1. С. Горобец; 2. М. Лукин; 3. М. Агибалов; 4. В. Талалихин.

А 11. Сколько наших земляков сражалось на фронтах Великой Отече­ственной войны?

1. Около 400 тысяч; 2. Около 500 тысяч; 3. Около 600 тысяч; 4. Около 700 тысяч.

А12. Сколько наших земляков погибло на фронтах Великой Отечествен­ной войны

1. Около 100 тысяч; 2. Около 150 тысяч; 3. Около 200 тысяч; 4. Около 250 тысяч.

А 13. Скольким уроженцам Тверской земли присвоено звание Героя Советского Союза?

1. Более 100; 2. Более 150; 3. Более 200; 4. Более 300.

А 14. Сколько партизанских бригад действовало на территории Кали­нинской области?

1. Более 5; 2. Более 10; 3. Более 15; 4. Более 20.

А 15. Какова численность калининских партизан?

1. 14 тысяч; 2. 7 тысяч; 3. 5 тысяч; 4. 3 тысячи.

А 16. Сколько эшелонов с военной техникой, снаряжением и войсками было ими уничтожено?

1. Около 320; 2. Около 450; 3. Около 570; 4. Около 690.

А 17. Сколько калининских партизан было награждено орденами и медалями?

1. Свыше 2 тысяч человек; 2. Свыше 3 тысяч человек; 3. Свыше 4 тысяч человек;

4.Свыше 5 тысяч человек.

А 18. Город Ржев был освобожден в ходе:

  1. Ржевско- Сычёвской операции

  2. Торопецко-Холмской операции

  3. Ржевско-Вяземской операции

  4. Сычёвско-Вяземской операции

Часть 2

Ответы на задания этой части состоят из последовательности

цифр и букв

Военачальники и Тверская земля. Соотнести цифры и буквы



1. А.Г, Родин

А. Главный маршал авиации, уроженец Весьегонского района

2. П.А. Ротмистров

Б. Адмирал, уроженец Старицкого района

3. П.Ф. Жигарев

В. Генерал-полковник танковых войск, уроженец Пеновского района

4. Ф.С. Октябрьский

Г. Главный маршал бронетанковых войск, уроженец Селижаровского района

5. Г.А. Ворожейкин

Д. Маршал авиации, уроженец Нелидовского района

В2

Наши земляки - дважды Герои Советского Союза. Соотнесите.



1 .А. Алелюхин

А. Маршал Советского Союза, уроженец Старицкого района

2. В. Адрианов

Б. Лётчик-истребитель, уроженец Рамешковского района

3. А. Смирнов

В. Лётчик-истребитель, уроженец Бежецкого района

4. М. Захаров

Г. Лётчик-истребитель, уроженец с. Кесова Гора

ВЗ

Военные операции. Соотнесите.



1 . 30 июля - 23 августа 1942г.

А. Освобождение Ржева

2. 9 января - 6 февраля 1942

Б. Ржевско-Вяземская операция

3. 2-31 марта 1943 г.

В. Ржевско-Сычёвская операция

4. 3 марта 1943 г.

Г. Торопецко-Холмская операция

Часть 3

Задания этой части предусматривают разные виды деятельности,
выполняя их необходимо обратить внимание на формулировку
каждого вопроса

С1 - СЗ

Задания по тексту. Текст выбирает учитель из числа приведённых в книге для учащихся источников (официальных документов или воспомина­ний). Он же формулирует и три вопроса к тексту. При этом задание С 1 долж­но быть направлено на проверку фактических знаний учащихся (например, указание даты, населённого пункта и т.п.)- Задания С 2 - СЗ целесообразно посвятить характеристике исторических процессов, событий и явлений, от­ражённых в тексте. Источником ответа учащихся может быть как сам текст, так и знания, полученные ими в результате изучения данного элективного курса, равно как и регионального курса краеведения, а также систематичес­кого курса истории России,

С4

Вместо цифр вставьте данные (даты, название, количество).

(1; дата) началась Великая Отечественная война. Через (2; количество) дней боевые действия развернулись на территории Калининской области (в её довоенных границах). Первый районный центр (3; название) (ныне в Псковской обл.) враг захватил (4; дата). В течение первых двух недель войны военкоматы завершили мобилизацию в Красную Армию военнообязанных призывных возрастов. До конца сентября в области призвали более (5; коли­чество) тыс. чел. По решению Верховного командования на линии Осташ­ков - (6; два названия) - Ржев (240 км) силами гражданского населения области возводился оборонительный рубеж. На строительстве было занято до (7; количество) человек. Большие силы танков и мотопехоты противника начали наступление из района южнее Ржева непосредственно на (8; назва­ние). На этом направлении гитлеровцы сосредоточили до (9; количество)

своих сил, предназначенных для захвата Москвы. (10; дата) немцы заняли Зубцов и Погорелое Городище, на следующий день оккупировали (11; на­звание), а (12; дата) противник ворвался в Ржев и в Калинин.

С 5. Напишите эссе на тему: «Мой город (посёлок, село, деревня) в годы Великой Отечественной войны».

Ответы

2

А 10

1

А2

3

АИ

4

АЗ

4

А 12

4

А4

2

А 13

4

А5

2

АН

4

А6

3

А 15

1

А7

3

А 16

4

А8

3

А17

4

А9

1

А 18

3

В 1.

Д

В 2.

1 в

Б | А

вз.

1 г

б га

С4

(1) 22 июня 1941 г.; (2) десять; (3) г. Себеж; (4) 5 июля; (5) 200; (6) Сели-жарово - Молодой Туд; (7) 150 тыс. чел.; (8) Калинин; (9) четверти; (10) 11 октября; (11) Старицу; (12) 14 октября.

С5

Ответ должен содержать информацию об истории своего района в годы Великой Отечественной войны (военные действия, борьба партизан, героизм тружеников тыла), о земляках - участниках войны.

Система оценивания

По 1 баллу за каждое задание

Б1- БЗ

По 2 балла за каждое задание (частично правильный ответ не оценивается)

С 1 - С 3

До 2 баллов за каждый правильный ответ (в зависимости от полноты ответа)

С4

До 12 баллов: по 1 баллу за правильный ответ по каждой позиции

С5

До 1 0 баллов. В зависимости от полноты ответа

Общее кол-во баллов

52

Шкала перевода в традиционную оценку

«4»; 44

До 15 баллов - «2»; 16 - 28 баллов - «3»; 29 - 43 балла -- 52 балла - «5».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Литература в помощь учителю

Андроников Н.Г. Заря Великой Победы: Боевые действия на Калинин, фронте зимой 1941-42 гг. // Военно-исторический журнал. 1986. № 12. С. 11-21.

Бирюков Н.Э. Чайка// Юность моя - комсомол. М., 1970. Т. 2. С. 111 - 122.

Воробьёв В.М., Борисов А.В., КлюеваЕ.А., ПобедашИ.Н. ИсторияТвер-ского края: Учебное пособие / под общ. ред. В.М. Воробьёва. 2-е изд. Тверь, 2005.

В пламени войны: Сб. / сост. Ф.И. Бурилов, А.Н. Егоров. М., 1969.

В рядах бойцов движения Сопротивления // Интернациональные связи трудящихся Верхневолжья: Сб. док. / сост. А.В. Егорова и др. М., 1980. С. 92-100.

Великолукская операция 1942-43 гг.; Калининская операция 1941 г.; Калининская операция 1941-1942 гг.; Калининский фронт; Торопецко-Хол-мская операция 1942 г. // Военный энциклопедический словарь. М., 1983. С. 121,311-312, 746.

Великая Отечественная война. 1941-1945: Военно-исторические очер­ки: В 4 кн. Кн. 1: Суровые испытания / гл. ред. В.А. Золотарёв; Министерство обороны РФ; Институт военной истории РАН, Отделение истории; Институт российской истории; Институт всеобщей истории; Институт славяноведения. М., 1998.

Гладков Т.К. Фриц Шменкель - враг фюрера и рейха. М., 1980.

Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев: В 2 кн. / лит. зап. А.Ф. Ростко-ва. 3-е изд., перераб. и дополн. М., 1983-1984.

Калининская партийная организация в период Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. - 1945 г.) // Очерки истории Калининской организации КПСС. М., 1971. С. 458-511.

Книга Памяти: Тверская область: Т. 1-10.

Ерохина М., Короткова М. Уроки Клио: Методическое посообие. М., 2000.

Мы, калининские партизаны...: Хроника, документы, воспоминания / сост. и лит. ред. А.Е. Смирнов. Тверь, 1995.

Калининская область в годы Великой Отечественной войны: Сб. док. и материалов. М., 1974.

Народная война в тылу врага: К истории партизанского движения в Ка­лининской области. М., 1971.

Нам выпало на долю...: Великая Отечественная война в письмах, днев­никах, воспоминаниях: Сб. док. и материалов / Архивный отдел Тверской

области; Государственный архив Тверской области; Тверской центр докумен­тации новейшей истории. Тверь, 2005.

Папин В.С. Военно-организаторская работа Калининской партийной организации в начальный период Великой Отечественной войны // Учёные записки / Калининский государственный педагогический институт. Калинин, 1970. Т. 73. С. ПО-123.

Парад Победы. Жизни и судьбы / сост. Е.А. Дроздовский, Н.К. Захаров, Н.А. Карпов и др.; ред. Е.Н. Шимин. Тверь, 2003.

Пироженко А.Г. Личные архивы участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как исторический источник //Личные фонды и коллек­ции тверских краеведов в архивах. Тверь, 2000.

Палат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в си­стеме образования. М., 2000.

Разгром немецко-фашистских войск под Москвой и освобождение горо­да Калинина: Материалы научно-исторической конференции / Администра­ция Тверской области; Администрация г. Твери; Тверская областная органи­зация общества «Знание» России; Тверская областная организация ветера­нов; редкол.: О.Н. Ломакова и др. Тверь, 2001.

Ржевско-Вяземская операция 1942 г.; Ржевско-Вяземская операция 1943 г.; Ржевско-Вяземский плацдарм // Великая Отечественная война: Сло­варь-справочник. М.,1988. С. 399-400.

Ржевская битва и её значение в истории Великой Отечественной войны: Материалы научно-практической конференции (Москва, 28-29 апреля 1999 г.); Ржев: два взгляда на битву: Материалы научно-практической конфе­ренции (Москва, 1 марта 2000 г.) / Центральный музей Великой Отечествен­ной войны 1941-1945 гг. на Поклонной горе; Российский комитет ветера­нов войны; Администрация г. Ржева. М.; Ржев, 2001.

Ржевская битва (1941-1943) // История Ржева. Ржев, 2000. С. 149- 221.

Савинова О.В. Методические рекомендации по изучению историческо­го краеведения. Вып. 2-5. Тверь, 2009. \улу\у. 1ши.га.

Солнце над Волгой / сост. А. Егоров, В. Камянский. М.; Калинин, 1967.

Тверичи на Параде Победы / Тверской областной союз ветеранов Воо­ружённых Сил; Тверская ассоциация участников Парада Победы; авт.: Е.А. Дроздовский, Н.К. Захаров, М.Д. Ионов и др. Тверь, 2000.

Тверская область: Энциклопедический справочник. Тверь, 1994.

Тверские архивы в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945: К 60-летию освобождения г. Калинина / Архивный отдел Тверской области; Тверское отделение Российского общества историков-архивистов. Тверь, 2001.

Телятников Г.В. О ржевских операциях // Телятников Г.В. Очерки о Ве­ликой Отечественной войне Советского Союза. Тверь, 2005. С. 34-38.


© 2010-2022