Рабочая программа по истории 5 класс с учетом ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНое БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия»




РАССМОТРЕНО

на заседании КНМЦ МБОУ

«Гимназия»

Протокол № от

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ «Гимназия»

№ от

















Рабочая программа


История


5 класс


Учитель Плеханова Е.С.




















Абакан, 2015

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории в 5 классах разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» с учётом УМК под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой.

Основные содержательные линии рабочей программы в 5 классах реализуются в рамках курса «Всеобщая история».

Реализация программы исторического образования в 5 классе расширяет использование межпредметных связей, позволяет формировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучение истории позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.

По учебному плану МБОУ «Гимназия» на изучение истории в 5 классе отведено 2 часа в неделю, из них 6 часов - повторно - обобщающие уроки, 1 час - резервные часы, которые будут использоваться на организацию повторения.

Программа рассчитана на всех обучающихся, но индивидуальные особенности подготовки будут учтены при планировании каждого урока.

Цели:

  • формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в изучаемый период истории древнего мира;

  • развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

  • приобщение учащихся к мировым культурным традициям, формирование гражданского самосознания.

Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих задач:

1. Осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.

2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.

3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы , религиозные верования).

4. Раскрыть на конкретном материале положение о том , что каждый из народов Древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.

5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

Результаты обучения истории:

1 . Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории древнего мира;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, интернет-ресурсов составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- различать причину и следствие исторических событий, явлений;

- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Ученик получит возможность:

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.

















Раздел II. Учебное содержание


Перечень и название разделов

Краткое содержание

1

Что изучает история. Первобытное общество. Счёт лет во времени.

«Первобытные люди», Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Религия и искусство древнего общества. Возникновение скотоводства и земледелия. Появление неравенства и знати. Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление

от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.

2

Древний Восток

Государства Древнего Египта, Двуречье, Финикия, Ассирийская держава, Персидское царство, Древнееврейское царство. Древняя Индия, Древний Китай.

3

Древняя Греция и эллинистический мир

Греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Возвышение Афин и расцвет демократии. Македонские завоевания в IVв. до н.э.

4

Древний Рим

Рим: от возникновения до установления господства над Италией, Рим - сильнейшая держава Средиземноморья, гражданские войны в Риме, Римская империя в первые века нашей эры, разгром Рима германцами и падение Римской империи.

5

Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру

.


Резерв




















Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.


Виды деятельности


Дата

Примечание

план

факт

1

Что такое история.

Описывать предметы материальной культуры древнего человека, высказывать суждения о их достижениях. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.

Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Уметь определять историческое время по ленте времени.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

2

Древнейшие люди

3

Родовые общины охотников и собирателей

4

Возникновение искусства и религии

5

Возникновение земледелия и скотоводства

6

Появление неравенства и знати

7

Счёт лет в истории

8

Государство на берегах Нила

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Устанавливать причинно- следственные связи природы и занятий древних египтян. Характеризовать

местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф и самостоятельно формулировать их.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Характеризовать религию древних египтян.


9

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

10

Жизнь египетского вельможи

11

Военные походы фараонов

12

Религия древних египтян

13

Искусство древних египтян

14

Письменность и знания древних египтян

15

Повторно-обобщающий урок «Древний Египет»


16

Древнее Двуречье

Характеризовать природно - климатические условия Древнего Двуречья. Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами. Дать оценку поступков Давиду и Самсону. Определять причины падения Ассирийской державы.

Установить причины возникновения Персидской державы. Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Вавилонии, Персии, Ассирии.

17

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

18

Финикийские мореплаватели

19

Библейские сказания


20

Древнееврейское царство

21

Ассирийская держава

22

Персидская держава

23

Древняя Индия: природа и люди

Определять на карте местоположение Индии и Китая.

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую и китайскую история историю и культуру.

Дать собственную оценку буддисткой

религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану

Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Уметь объяснять причины возведения Великой Китайской стены.


24

Индийские касты

25

Чему учил китайский мудрец Конфуций

26

Первый властелин единого Китая

27

Повторно-обобщающий урок «Древний Восток»

28

Греки и критяне

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа.

Называть отличительные признаки критской культуры.

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его

путешествия.

Характеризовать образы основных героев «Илиады» Раскрывать кратко суть

поэмы Гомера»Одиссея».

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами.

29

Микены и Троя

30

Поэма Гомера «Илиада»


31

Поэма Гомера «Одиссея»

32

Религия древних греков

33

Земледельцы Аттики теряют свою свободу

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах).

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом. Давать ь собственную оценку поступкам Солона. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию.

Сравнивать общественно- политическое устройство Афин и Спарты

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр. Описывать ход боевых действий между персами и греками. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.

34

Зарождение демократии в Афинах

35

Древняя Спарта

36

Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей

37

Олимпийские игры в древности

38

Победа греков над персами в марафонской битве

39

Нашествие персидских войск

40

Повторно-обобщающий урок «Полисы Греции»

41

В гаванях афинского города Пирей.

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок», устно описывать торговый порт Афин

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции.

Описывать собственные представления о важности образования и театра в жизни Афин.

Характеризовать афинскую демократию при

Перикле

42

В городе богини Афины

43

В афинских школах

44

В Афинском театре

45

Афинская демократия при Перикле

46

Города Эллады подчиняются Македонии

Описывать значение потери Грецией независимости . Показывать на карте места сражений. Характеризовать македонское войско. Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра

Македонского Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского.

47

Поход Александра македонского на Восток.

48

В Александрии Египетской

49

Повторно-обобщающий урок «Древняя Греция»

50

Древний Рим

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй. Исследовать по карте территории, завоёванные Римом.

Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.

Характеризовать цели и поступки Ганибала. Называть причины и характер карфагенских войн.

Формирование умений работы с исторической картой. Работать с картой в процессе изучения событий. Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме.

51

Завоевание Римом Италии.

52

Устройство Римской республики

53

Вторая война с Карфагеном

54

Установление господства Рима в Средиземноморье.

55

Рабство в древнем Риме

56

Земельный закон братьев Гракхов

Оценивать поступки братьев Гракхов. Умение распознавать существенные признаки и интересы

различных групп. Давать характеристику событиям и их участникам.

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. Самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.


57

Восстание Спартака

58

Единовластие Цезаря

59

Установление империи

60

Соседи Римской империи

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Умение составлять простой план. Обмениваться в группе результатами поиска. Изучить

особенности правления Октавиана Августа. Комментировать и оценивать

комплекс моральных норм христиан.

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.

61

В Риме при императоре Нероне


62

Первые христиане и их учения

63

Расцвет империи во 2-ом веке

64

Вечный город и его жители

65

Римская империя при Константине

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.

Формирование умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Умение работать в группе и рефлексировать полученные знания.


66

Взятие Рима варварами

67

Семь чудес света

Составление презентаций с помощью средств Интернета.

Изобретения и открытия первых людей; Древнейшие вилы письменности.

Индия - родина многих басен и сказок о животных; Древняя культура Китая;

Мудрецы древности о правилах поведения; Религии мира.

Устройство древних государств.

Патриотизм греков в войнах с персами. Зрелища, возникшие в древности.

68

Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру

69-70

Резервное время



Список учебников:

  1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. - М.: Просвещение, 2012.

Список учебных пособий

  1. История древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. - М.: Просвещение, 1999.

  2. Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей / под ред. Е.А. Черкасовой. - М.: Просвещение, 1993.

  3. Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2 частях / под ред. М.А. Коростовцева. - М.: Высшая школа, 1990.

Материально-техническое обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Телевизор

  3. Учебные карты:

  • Древний Египет

  • Древняя Индия и Китай

  • Империя Александра Македонского

  • Римская империя




© 2010-2022