- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по истории 5 класс с учетом ФГОС
Рабочая программа по истории 5 класс с учетом ФГОС
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Плеханова Е.С. |
Дата | 22.06.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНое БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Гимназия»
- РАССМОТРЕНО
на заседании КНМЦ МБОУ
«Гимназия»
Протокол № от
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБОУ «Гимназия»
№ от
Рабочая программа
История
5 класс
Учитель Плеханова Е.С.
Абакан, 2015
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по истории в 5 классах разработана на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия» с учётом УМК под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой.
Основные содержательные линии рабочей программы в 5 классах реализуются в рамках курса «Всеобщая история».
Реализация программы исторического образования в 5 классе расширяет использование межпредметных связей, позволяет формировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучение истории позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
По учебному плану МБОУ «Гимназия» на изучение истории в 5 классе отведено 2 часа в неделю, из них 6 часов - повторно - обобщающие уроки, 1 час - резервные часы, которые будут использоваться на организацию повторения.
Программа рассчитана на всех обучающихся, но индивидуальные особенности подготовки будут учтены при планировании каждого урока.
Цели:
-
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в изучаемый период истории древнего мира;
-
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
-
приобщение учащихся к мировым культурным традициям, формирование гражданского самосознания.
Изучение истории в 5 классе направлено на достижение следующих задач:
1. Осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя.
2. Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре.
3. Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы , религиозные верования).
4. Раскрыть на конкретном материале положение о том , что каждый из народов Древности оставил позитивный след в истории человечества, что дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения.
5. Формировать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.
Результаты обучения истории:
1 . Знание хронологии, работа с хронологией:
- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории древнего мира;
- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.
3. Работа с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
- последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, интернет-ресурсов составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
- различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- различать причину и следствие исторических событий, явлений;
- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Ученик получит возможность:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде.
Раздел II. Учебное содержание
Перечень и название разделов
Краткое содержание
1
Что изучает история. Первобытное общество. Счёт лет во времени.
«Первобытные люди», Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Религия и искусство древнего общества. Возникновение скотоводства и земледелия. Появление неравенства и знати. Измерение времени по годам. Как в древности считали года. Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление
от Рождества Христова. Наша эра. «Линия» времени как схема ориентировки в историческом времени.
2
Древний Восток
Государства Древнего Египта, Двуречье, Финикия, Ассирийская держава, Персидское царство, Древнееврейское царство. Древняя Индия, Древний Китай.
3
Древняя Греция и эллинистический мир
Греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Возвышение Афин и расцвет демократии. Македонские завоевания в IVв. до н.э.
4
Древний Рим
Рим: от возникновения до установления господства над Италией, Рим - сильнейшая держава Средиземноморья, гражданские войны в Риме, Римская империя в первые века нашей эры, разгром Рима германцами и падение Римской империи.
5
Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру
.
Резерв
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Виды деятельности
Дата
Примечание
план
факт
1
Что такое история.
Описывать предметы материальной культуры древнего человека, высказывать суждения о их достижениях. Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины.
Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.
Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. Уметь определять историческое время по ленте времени.
Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.
2
Древнейшие люди
3
Родовые общины охотников и собирателей
4
Возникновение искусства и религии
5
Возникновение земледелия и скотоводства
6
Появление неравенства и знати
7
Счёт лет в истории
8
Государство на берегах Нила
Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Устанавливать причинно- следственные связи природы и занятий древних египтян. Характеризовать
местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.
Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.
Оценивать достижения культуры.
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф и самостоятельно формулировать их.
Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.
Характеризовать религию древних египтян.
9
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
10
Жизнь египетского вельможи
11
Военные походы фараонов
12
Религия древних египтян
13
Искусство древних египтян
14
Письменность и знания древних египтян
15
Повторно-обобщающий урок «Древний Египет»
16
Древнее Двуречье
Характеризовать природно - климатические условия Древнего Двуречья. Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.
Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и племенами. Дать оценку поступков Давиду и Самсону. Определять причины падения Ассирийской державы.
Установить причины возникновения Персидской державы. Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Вавилонии, Персии, Ассирии.
17
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы
18
Финикийские мореплаватели
19
Библейские сказания
20
Древнееврейское царство
21
Ассирийская держава
22
Персидская держава
23
Древняя Индия: природа и люди
Определять на карте местоположение Индии и Китая.
Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему
Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую и китайскую история историю и культуру.
Дать собственную оценку буддисткой
религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану
Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Уметь объяснять причины возведения Великой Китайской стены.
24
Индийские касты
25
Чему учил китайский мудрец Конфуций
26
Первый властелин единого Китая
27
Повторно-обобщающий урок «Древний Восток»
28
Греки и критяне
Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа.
Называть отличительные признаки критской культуры.
Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его
путешествия.
Характеризовать образы основных героев «Илиады» Раскрывать кратко суть
поэмы Гомера»Одиссея».
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами.
29
Микены и Троя
30
Поэма Гомера «Илиада»
31
Поэма Гомера «Одиссея»
32
Религия древних греков
33
Земледельцы Аттики теряют свою свободу
Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах).
Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом. Давать ь собственную оценку поступкам Солона. Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию.
Сравнивать общественно- политическое устройство Афин и Спарты
Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты. Описывать основные правила проведения Олимпийских игр. Описывать ход боевых действий между персами и греками. Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения
Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства.
34
Зарождение демократии в Афинах
35
Древняя Спарта
36
Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей
37
Олимпийские игры в древности
38
Победа греков над персами в марафонской битве
39
Нашествие персидских войск
40
Повторно-обобщающий урок «Полисы Греции»
41
В гаванях афинского города Пирей.
Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок», устно описывать торговый порт Афин
Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции.
Описывать собственные представления о важности образования и театра в жизни Афин.
Характеризовать афинскую демократию при
Перикле
42
В городе богини Афины
43
В афинских школах
44
В Афинском театре
45
Афинская демократия при Перикле
46
Города Эллады подчиняются Македонии
Описывать значение потери Грецией независимости . Показывать на карте места сражений. Характеризовать македонское войско. Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.
Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра
Македонского Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского.
47
Поход Александра македонского на Восток.
48
В Александрии Египетской
49
Повторно-обобщающий урок «Древняя Греция»
50
Древний Рим
Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй. Исследовать по карте территории, завоёванные Римом.
Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом.
Характеризовать цели и поступки Ганибала. Называть причины и характер карфагенских войн.
Формирование умений работы с исторической картой. Работать с картой в процессе изучения событий. Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме.
51
Завоевание Римом Италии.
52
Устройство Римской республики
53
Вторая война с Карфагеном
54
Установление господства Рима в Средиземноморье.
55
Рабство в древнем Риме
56
Земельный закон братьев Гракхов
Оценивать поступки братьев Гракхов. Умение распознавать существенные признаки и интересы
различных групп. Давать характеристику событиям и их участникам.
Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря
Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Рассказывать о судьбах знаменитых римлян. Самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.
57
Восстание Спартака
58
Единовластие Цезаря
59
Установление империи
60
Соседи Римской империи
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам
Умение составлять простой план. Обмениваться в группе результатами поиска. Изучить
особенности правления Октавиана Августа. Комментировать и оценивать
комплекс моральных норм христиан.
Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины.
61
В Риме при императоре Нероне
62
Первые христиане и их учения
63
Расцвет империи во 2-ом веке
64
Вечный город и его жители
65
Римская империя при Константине
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей.
Формирование умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы. Умение работать в группе и рефлексировать полученные знания.
66
Взятие Рима варварами
67
Семь чудес света
Составление презентаций с помощью средств Интернета.
Изобретения и открытия первых людей; Древнейшие вилы письменности.
Индия - родина многих басен и сказок о животных; Древняя культура Китая;
Мудрецы древности о правилах поведения; Религии мира.
Устройство древних государств.
Патриотизм греков в войнах с персами. Зрелища, возникшие в древности.
68
Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру
69-70
Резервное время
Список учебников:
-
Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. - М.: Просвещение, 2012.
Список учебных пособий
-
История древнего мира: в 3 кн. / под ред. И.М. Дьяконова. - М.: Просвещение, 1999.
-
Хрестоматия по истории древнего мира. Пособие для учителей / под ред. Е.А. Черкасовой. - М.: Просвещение, 1993.
-
Хрестоматия по истории Древнего Востока в 2 частях / под ред. М.А. Коростовцева. - М.: Высшая школа, 1990.
Материально-техническое обеспечение:
-
Компьютер
-
Телевизор
-
Учебные карты:
-
Древний Египет
-
Древняя Индия и Китай
-
Империя Александра Македонского
-
Римская империя