Технологическая карта урока Чему учил китайский мудрец Конфуций

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА




Всемирная история, 5 класс

Учитель

Середина Наталья Ивановна

Тема урока

«Чему учил китайский мудрец Конфуций».

Актуальность использования средств ИКТ

Повышение качества изучения учебного материала. Развитие познавательного интереса у учащихся через использование средств ИКТ. Обеспечение наглядности учебного материала.

Цель урока

- Формирование исторического сознания личности, исторического стиля мышления пятиклассников через осмысление учений Конфуция, их влияние на развитие древнекитайской цивилизации; - познакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция.

Задачи урока





Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Усвоения учащимися следующего объёма знаний:

1) Географическое положение. Природа и особенности Китая.

2)Роль в истории Китая выдающейся личности - мудреца Конфуция.

3)Значение учения Конфуция.

Формировать умения правильно формулировать ответы на поставленные вопросы, работать с текстом учебника, выделять главное, делать выводы.

Воспитание у учащихся духовно - нравственных ценностей, отражённых в учении Конфуция; прививать уважение к другим людям.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Универсальные

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, проектор.

Microsoft Office Power Point.

Планируемые ОР


Ученик по окончанию изучения темы урока:

- видит и формулирует проблему (МР)

- выдвигает гипотезы (МР)

- дает сравнительную оценку достижений Древнего Китая и стран Древнего Востока (ПР)

- дает характеристику личности Конфуция (ПР)

- делает выводы, выделяет основную информацию в тексте (МР)

-обосновывает роль гуманистических идей Конфуция для развития человеческого общества (ЛР)

Форма урока

урок-исследование


Название этапа

урока

Задачи

Этапов урока.

Длительность

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Промежуточный контроль

Организация начала занятия

Подготовка учащихся к работе на уроке

1 мин.

Готовность класса, включение учащихся в деловой ритм работы.

Учитель: Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку?

Учитель: Тогда вперед!

Полная готовность учащихся к уроку.

Подготовка к основному этапу урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений по теме «Древняя Индия»

6 мин.

1.Работа с карточкой.

(Приложение №1)


2.Взаимопроверка ответов.

3.Выборочное рецензирование ответа товарища (по усмотрению учителя)


1.Определение учащихся для работы по карточкам и учащихся для рецензирования ответа.

2.Работа с классом : отгадывание кроссворда. Составление ключевого слова, переход к новому материалу.

( Приложение №2)


Умение учащихся анализировать ответ одноклассника.

Основная часть урока.

1.Шаг.

Введение в тему урока


Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний объекта изучения.

3 мин.

Показ слайда №1.

Слушают учителя. Настраиваются на восприятие нового материала.

Вступительное слово учителя.

На прошлом мы познакомились с религиозными верованиями древних индийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхождению.

1.Как называют людей, которые прожили долгую жизнь и дают мудрые советы? (мудрецы)

2.Для чего нам нужны такие советы? (не делать ошибки, учиться жить.

Итак, сегодня на уроке мы унаем о ком, как вы думаете?

(о мудреце).

А как его зовут вы увидите в выделенной строке разгаданного вами кроссворда. Как его зовут? (Конфуций).

Итак, назовите тему нашего урока.

(Слайдовая презентация. Приложение №3).


2 шаг.

Знакомство с темой урока.




Формирование представления о современном Китае.

3 мин.

Работа со слайдом №1


Чтение темы.

























Внимательно читают тему урока и отвечают на вопросы учителя.

Записывают тему урока в тетрадь.


Задаёт вопросы по слайду.

1.В какой стране жил Конфуций?

2.Покажите на карте. (Отмечен флажком)

2.Что вам известно о современном Китае?

-дополнительная информация:

(одна из самых быстроразвивающихся стран, в 2008г. прошли летние олимпийские игры. Китай граничит с нашей страной на Востоке. Страна, которая подарила миру столько удивительных открытий и Конфуция, к которому мы собираемся совершить воображаемое путешествие в гости.


3 шаг.

Формулирование задач урока


4 шаг.

Изучение географического положение и природно-климатических условий Древнего Китая.

Совершенствование навыков постановки задач урока.


Отработка

навыков работы картой.

2 мин.



3 мин.


Слайд №2.

План урока.






Слайд №3

Самостоятельно формулируют задачи урока.


Работа с картой учебника. Ответы на вопросы учителя. Записывание названий рек, месторасположения Китая в рабочую тетрадь.

Заполнение таблицы в рабочем листе урока, выполнение задания на соотнесение, группировку материала

Задаёт вопрос.

1.Посмотрите на тему урока и подумайте, что мы должны сегодня на уроке узнать?

Показ слайда №2. Обобщает, исправляет и уточняет задачи урока.

Определение заданий по первому вопросу плана урока.

Откройте учебник на стр. 106. Внимательно рассмотрите карту и ответьте на вопросы?

- Какой цвет преобладает на карте? Что это значит? (Желтый и коричневый цвет обозначает пустыню и горы)

- Назовите названия рек, протекающих по территории Китая.(Хуанхе и Янзцы)

- Как называется местность, по которой протекают эти реки? (Великая Китайская равнина)

- Какие моря омывают Китай? (Желтое море, Восточно-Китайское море, Южно-Китайское море)

- Назовите соседей Китая. (племена гуннов)

- Что обозначено на карте сплошной красной линией? (Сухопутные торговые пути)

- Какие еще торговые пути обозначены на карте? (Морские торговые пути)

- Где на карте располагается Великая Китайская стена? (На границе с племенами гуннов)

Как вы думаете почему именно здесь была построена ВК стена?

- Можно ли считать ВК стену великим достижением Китая? Почему?

Умение формулировать задачи урока.



Умение работать с картой.

5 шаг.

Знакомство с дополнительной информацией о занятиях жителей Древнего Китая

Совершенствование знаний о занятиях жителей Древнего Китая.

2 мин.

Слайд № 4,5

Рассматривают слайды и называют особенности женского и мужского труда в Китае.

Использование дополнительного материала


6 шаг.

Знакомство с жизненным путём Конфуция.

Сформировать первичное представление о личности Конфуция.

3 мин.

Слайд №6.

Слушают рассказ о Конфуции.

Знакомство с Конфуцием.

На ленте времени (на доске) обозначим дату рождения и смерти Конфуция. (551 г. до н.э. и 479 г. до н.э.)

У китайцев есть человек, которым они гордятся более двух тысяч лет. Его имя Конфуций. Около 1700 года до н.э. на территории Китая возникли первые государства. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы. Кто же он? Конфуций? (слушаем рассказ о Конфуции) Слайд №6.


7 шаг.

Перечисление основных добродетелей

Познакомить учащихся с основными положениями учения Конфуция.


3 мин.

Слушают учителя, дополняют, отвечают на вопросы.

Обобщает. Нацеливает на восприятие учения Конфуция.

Конфуций нам говорил о том, что в каждом человеке заложено добро, нужно только проявить его по отношению к окружающему миру. Как? При помощи добродетелей.

А что такое добродетель?

( делать добро)

Какие же добродетели нам подарит Конфуций?

1.уважение к старшим (родителям, учителям, братьям, сёстрам).

2.добродетель-изучение старинных книг.

3.учтивость - правила этикета.

8 шаг.

Знакомство с первой добродетелью

Совершенствование умений и навыков работы с текстом. Формирование уважительного отношения к старшим.

3 мин.

Слайд №7.

Чтение вслух текста параграфа. Ответы на вопросы.

Формулирует задание по тексту учебника.

Прочитайте п.2. на стр. 105. ПОДУМАЙТЕ

Почему китайцы с таким почтением относятся к старикам?

Задания:

  1. Объясните, почему со времён Конфуция у древних китайцев подчинение государственному строю стало признаваться как наивысшая мудрость.

  2. Как вы считаете, каковы могут быть последствия в обществе, где не уважают старших? Приведите примеры.

  3. Прокомментируйте фразу Конфуция: «Добродетель политики и политика добродетели».

  4. Почему китайцы любили и почитали старину?

  5. Объясните, в чём особенность религиозных представлений китайцев?

  6. Сравните религиозные представления египтян, жителей Междуречья, индийцев и китайцев. Что в них общего и чем они различаются?


Отслеживание умений и навыков работы с текстом

9шаг.

Знакомство со второй добродетелью

Формирование понимания значимости изучения старинных книг.

2 мин.

Слайд №8

Обобщает ответы учащихся.

Слушают учителя. Отвечают на вопрос.

Называет вторую добродетель - «изучение старинных книг». Ставит проблемный вопрос: «Почему эта добродетель важна в наши дни?»


10 шаг.

Составление алгоритма изготовления книг в Китае.

Формирование творческого мышления учащихся.

2 мин.

Слайд №9.

Творческая

работа с изображением слайда

Слайд №10.

Дополняет ответы учащихся.

Читают задание. Выполняют.

  • ? Попытайтесь на основе текста учебника и изображений на слайде составить рассказ о том, как создавались «бамбуковые книги»?

Слушает ответы учащихся. Задаёт вопросы с опорой на ранее изученный материал.

Оценивание ответов учеников

11 шаг.

Работа с текстом параграфа

Отработка навыка работы с текстом.

5 мин.

Слайд № 11

Рассматривается для оценки правильности ответов учащихся.

Самостоятельно работают с текстом параграфа.

Выбирают основные правила китайского этикета.

Слушают и анализируют притчу «Ладная семья»

Выбирают добродетели из текста

*Составление этического кодекса китайцев

Называет третью добродетель - учтивость. Формулирует задание: «Прочитайте, пожалуйста, п. 4. Стр. 108. И выберите из текста правила китайского этикета.»

Знакомство с китайской притчей «Ладная семья»

стр. 108. Попросить ребят выбрать другие добродетели, то, что вам кажется наиболее ценным.

* Составьте этический кодекс китайца.


Умение выделять главное в тексте, анализировать текстовый материал

12 шаг

Выполнение заданий проблемного типа.

2 мин

Выполняют задание проблемного типа

  • Голод - частый попутчик китайцев. Население Китая очень страдало от этой беды. Конфуций предлагал правителям решать эту проблему так:

А) заботиться о земледелии

Б) быть умеренным в налогах

В) иметь небольшие государственные расходы,

Г) заниматься воспитанием народа,

Д) своим поведением подавать пример народу. Дополните этот перечень и прокомментируйте.


13 шаг

Анализ текстового материла

Читают изречения Конфуция. Отвечают на вопросы

? Кого Конфуций считал благородным, то есть достойным, человеком? Согласны ли вы с Конфуцием?

Умение найти в тексте ответ на вопрос, выделить главное, сделать вывод

Рефлексия.

Проверить качество усвоения материала

3 мин.


Выполняют тестовую работу.

Саморефлексия

Организует работу по тестам, наблюдает, организует самопроверку

Выбор нужного иероглифа в зависимости от степени понимания материала урока

Аттестация учащихся.

Самооценка учащихся

Оценивание


1 мин.



Оценивает ответы учащихся

Аттестация учащихся активно работающих в течение урока

Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

1 мин.


Записывают.

Задаёт домашнее задание


Приложение 1 (карточка для проверки домашнего задания)

От материка Индию отделяют самые высокие _________________________ горы.

Берега Индии с запада, востока и юга омывают воды ______________________ океана.

Самые многоводные реки Индии это ______________________ и ______________________ .

В ______________________ до нашей эры почти все индийские царства объединились под властью царя ______________________ .

Индийский мудрец ______________________ учил, что главное - личные достоинства человека, а не его происхождение.

По верованиям древних индийцев, бог ______________________ создал людей из разных частей своего тела.

В Индии выращивали ______________________ , ______________________ , ______________________ .

______________________ - группа людей с определенными правами и обязанностями.

Древнеиндийское общество в Индии делилось на ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ , ______________________ .



Приложение 21ш

е

у

л

а

у

н

а

к

о

н

ф

у

ц

й

м

х

л

м

з

н

п

е

и

а

ы

д

а

г

с

а

1.Тонкая и воздушная ткань, для изготовления которой использовали коконы тутового шелкопряда.

2.Прибор, который помогает путнику не заблудиться в путешествии.

3.Посмотрите на карту, найдите Древний Китай и найдите реку на которой возникло данное государство. (Отметим его флажком).

4.Что снимают учтивые люди при входе в дом.

5.Материал для письма.

6.Вторая река Китая.

7.Одна из рек Индии.

8.Напиток. который был изобретен в древности, но который мы до сих пор пьем каждое утро.

Приложение 3 (на партах лист с текстом)

Факты:

- Конфуций выступал за то, чтобы в управлении страной придерживаться принципа человеколюбия, но, к сожалению, царь не разделял его взглядов и не принял его советов. В результате Конфуцию ничего не оставалось, кроме как подать в отставку. Он решил путешествовать, чтобы учить людей великодушию и доброжелательности.

В те неспокойные времена его взгляды на жизнь и управление страной не нашли отклик среди знати. Поэтому Конфуций вернулся в родной город и посвятил себя образованию людей. Он создал частные школы и набрал много учеников. Он считается первым преподавателем в истории Китая.

Он был первым учителем, который обучал обычных людей. У него было свыше 3000 учеников, независимо от того, к какому сословию они принадлежали, - и богатые, и бедные. Каждый, кто действительно хотел учиться, мог быть принят Конфуцием в ученики и получал равные возможности для образования.

Анализ фактов:

- Прочитаем текст. Подчеркните в тексте выдающиеся достижения Конфуция.

- Что не понравилось китайскому царю? Как вы думаете почему?


© 2010-2022