Технологическая карта урока истории по ФГОС

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель истории и обществознания Мысин С.А.

Сампурский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Предмет История

Класс 5 класс

Тема урока Рабство в Древнем Риме

Тип урока Изучение нового материала

Планируемые результаты обучения:

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

1) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

2) непримиримое отношение ко всякому насилию над людьми;

3) толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.

Предметные:

1) формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и

значения событий и явлений прошлого и современности;

2) знание учащимися источников рабства в Древнем Риме, сфер применения рабского труда; знание и умение пользоваться историческими понятиями и терминами: раб, рабство, гладиатор, амфитеатр.

3) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

4) умение работать с учебником, картой, иллюстрацией; осуществлять сравнение, обобщение.

Метапредметные:

1) умение сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия;

2) способность самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, формулировать и удерживать учебную задачу;

3) владение умениями работать с учебной и информацией, различными логическими действиями, формулировать выводы;

4) готовность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и сверстниками.

Техники и технологии: технология критического мышления, системно-деятельностный подход, проблемно-поисковый метод, использование ИКТ.

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

1) Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5-й класс, М. Просвещение, 2013;

2) Майков А.Н. История 5 класс. М.: Вентана-Граф, 2008;

3) Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира к учебникам А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой, 5-й класс, «ВАКО», М. 2013;

4) Электронное приложение к учебнику История Древнего мира. 5 класс. «Просвещение», 2012.
5) Комплект карт по истории Древнего мира.

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, экран.


Формы

оценивания

1. Организационный.

- Проверь, готов ли ты к работе?

Читают название параграфа.

Коллективное представление результатов задания.

Определять цель в учебной деятельности.

Планировать деятельность в учебной ситуации.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста.

устный опрос

2.

Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

Организует

беседу по

вопросам.

1)С историей каких стран мы познакомились и

продолжаем знакомиться в этом году?

В истории этих стран есть

как много общего, так и

много своеобразного.

2)Какие общие черты в

истории изучаемых стран вы можете выделить?

3)Какую общую черту,

характерную и для Древнего Рима мы еще не изучали?

Определите тему нашего урока.



Отвечают на поставленные

вопросы.

В случае затруднения по

2 вопросу пользуются

учебником (оглавлением,

текстом)

Ответ по 2 вопросу.

Общие черты:

-Все страны совершали

военные походы

-Во всех странах

существовали религиозные

верования

-В изучаемых странах имелась

государственная власть

-Принимались законы

-Существовало неравенство

между людьми

Существовало рабство.

Называют тему. Рабство в

Древнем Риме.

Записывают тему в тетради.

Учащиеся

проявляют

понимание

многообразие

древнего мира и его единство.

Определять проблему в учебной деятельности.

Выбирать средства достижения цели.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Анализировать (выделять главное).

Определять понятия.

Ставить проблему.


беседа

3.Актуализация знаний.

Учитель предлагает

учащимся вспомнить, что

они знают о рабстве и

организует беседу по

вопросам

1)Кто становился рабом в

Греции, Египте, Индии,

Китае?

2)Где использовали труд

рабов?

3)Как свободные люди

относились к рабам?

4)Чем рабы отличались от

свободных людей?

4)Определите цель нашего

урока?

Учитель дает логическое

задание. Подумать и

выразить свое мнение по

вопросу: почему мы изучаем

эту тему? (к концу урока)

Учащиеся отвечают на

вопросы.

Называют цель: изучение

рабства в Древнем Риме, его сходство и различия с

рабством в других странах.

Настраивают-ся на выражение своего

мнения.

Выбирать средства достижения цели.

Работать по плану, сверяясь с целью

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Учащиеся осуществляют воспроизводство исторического материала с обобщающим уклоном.

Вступают в диалог, а также участвуют в коллективном обсуждении проблем.

1.Анализировать (выделять главное).

2. Находить в тексте требуемую информацию.

3. Обобщать, делать выводы.

беседа

4.Выявление места и причины затруднения.

Учитель указывает: для

достижения поставленной

цели, давайте выясним, что вызывает у нас затруднения

Называют затруднения:

- пока нет знаний о рабстве в Риме для сравнения с

рабством в других странах;

- нет плана сравнения

Формируется

умение слушать

мнение

одноклассников,

поддерживать его

или опровергать

Самостоятельно ставить учебные цели

Формируются

регулятивные УУД

- выявление того, что неизвестно для решения

поставленной цели.

Формируется

умение

осуществлять

многосторонний

подход к изучению вопроса

беседа

5.Построение проектаи выхода из затруднения.

Предлагает учащимся

построить проект выхода из затруднения, т.е. определить

перечень

вопросов для

изучения темы

Обобщает сказанное

учениками и указывает, что по этим вопросам (плану) будет проходить изучение темы «Рабство в Древнем Риме»

Называют какие вопросы

нужно изучить для

выполнения цели урока.

1)Каковы источники рабства в Древнем Риме?

2)Где использовался труд

рабов в Древнем Риме?

3)Каким было положение

рабов в Древнем Риме?

4)Какие последствия

вызывало использование

рабов в Древнем Риме?

5)Каковы общие черты и

отличия рабства в Риме и

других древних государствах?

Умение слушать

товарищей,

оспаривать их

мнение,

соглашаться с

ними, доказывать

свою правоту.

Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Устанавливать причинно-следственные связи.

беседа

6.Открытие нового знания. Реализация построенного проекта.

Часть 1

Источники

Рабства














Часть 2

Использование рабов


















Часть 3

Положение

рабов.






Часть 4

Последствия

использовани

я рабов в

Риме


Часть 5

Общие черты

и отличия

рабства в Риме и других

странах

Предлагает учащимся

изучить источники рабства в Древнем Риме

Организует работу с

учебным рисунком «Триумф в Риме» (учебник, с.226)

Организует работу с картой Учебника «Рост Римского государства в 3

- 2 в.в. до н. э.» (учебник, с.221)

Приложение7




Организует работу с текстом

учебника: § 49, п.1










Организует работу в гуппах.














Предлагает послушать

сообщение


Дополняет записи учащихся

другими сведениями

Предлагает ученикам

обобщить полученные

сведения об использовании

труда рабов и высказать свое мнение о масштабах

использования труда рабов в Древнем Риме.

Предлагает работу с текстом учебника

§49, п.2, абз. 3-4.и

п.3 (вывод), высказывание

древнеримского ученого

Варрона с.228.



Выступает с мнением. Мы

живем в другое время. У нас другие понятия о

взаимоотношениях между

людьми. На каких правилах строятся отношения в современном мире? Какие правила вас

устраивают? Почему?

Предлагает ответить на

вопросы

1)Как могло повлиять

большое количество рабов

на жизнь разных групп

населения: богатых,

крестьян, ремесленников?

2)Как могли повести себя

рабы по отношению к своим хозяевам?

3)Как вы думаете, как

трудились рабы? Как это

могло повлиять на хозяйство

страны?

Обобщение. Мы несколько раз изучали тему рабства в древнем мире. У нас накопился большой материал

для систематизации. Мы

можем выделить общие

черты рабства в древнем

мире. Подумаем над его

особенностями, например в Римском государстве

Записывают в тетради пункт

- Источники рабства в Древнем Риме. По ходу урока постепенно ее заполняют

Анализируют иллюстрацию

по схеме.

1.На какие смысловые части

можно разделить рисунок?

2.Опишите настроение людей,

изображенных в каждой части

рисунка.

3.Чем можно объяснить эту

разницу в настроении?

4. Какие чувства вызыва

ют у

вас пленные?

5.Много ли пленных

становились рабами Рима?

Выполняют задание.

1.Как изменилась территория

Римского государства в 3

- 2 в.в. дон.э.

Отвечают, что Рим вел

много завоевательных войн, поэтому

территория Римского

государства выросла в

несколько раз.

2.Как завоевания влияли на количество рабов в Риме?

3.Сделайте вывод о первом источнике рабства в этой стране

Записывают в тетради:

1источник

- завоевательные

войны Рима

Читают текст и ноходят

другие источники рабства в Риме, называют его и

записывают в тетрадь

2 источник

- неплательщики

налогов в захваченных землях (провинциях)

Слушают сообщение.

Приложение 11.часть 3.

Источники рабства в Древне Риме.

После прослушивания

отвечают на вопрос.

3.Какие еще источники

рабства вы смогли

определить?

Записывают в тетради

3 источник

- пиратство

4 источник

- дети рабынь

1 группа.

(у каждого ученика

есть учебный рисунок «Труд рабов в имении римского рабовладельца» Рис. 1).

Приложение 2

2 группа. (у каждого ученика есть учебный рисунок «Труд рабов в имении римского

рабовладельца» Рис.2).

Приложение 3

3группа.

( у каждого ученика

есть учебный рисунок «Рабы на полях рабовладельца»)

Приложение 4

4 группа

. (у каждого ученика

есть учебный рисунок «Труд рабов в Риме»).

Приложение 1

Группы составляют описание труда

рабов, выделяют, какую

работу они выполняют.

После этого они излагают

добытые знания перед всем классом (на экране

проецируется их рисунок).

Весь класс получает

наглядную информацию.

Производят запись в тетрадь под заголовком

«Использование труда рабов в Риме»

- В имении рабовладельца: на полях

- пахали землю, убирали

и обрабатывали урожай;

пасли скот; мололи зерно;

переносили тяжести и

выполняли другие тяжелые работы

- В доме рабовладельца:

трудились поварами, няньками; делали

уборку, стирали. Имелись

рабы, которые развлекали

хозяина, лечили, сочиняли

литературные произведения

- строили дороги.

Сообщение ученика о

гладиаторах.(материал из

учебника §49 п.4 и

приложение

11 п.2

«Гладиаторы»

Ученики записывают в

тетрадь еще одну

разновидность использования

рабов в

Риме

- Гладиаторские бои

- Работали на рудниках (часто использовали труд детей)

- Строили жилища, каналы, водопроводы и т.д.

Учащиеся краткими

формулировками определяют

положение рабов в римском

обществе

- унижение

- жестокое обращение

- полное

бесправие

- суровые наказания, вплоть до

убийства

- презрение

- нищенское содержание и т. д

Высказывают свое мнение



Участвуют в беседе.

Делают вывод, что рабство несло много опасности не только самим рабам, но и

всему обществу.


Учащимсяд предлагается

подумать над

- общими источниками

рабства,

- общими сферами

использования рабского труда,

- общими признаками положения рабов

Далее выделяют особенности римского рабства

- Большое количество рабов

- Широкое испо

льзование их

труда

- Рост недовольства рабов,

угроза восстания

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Учащиеся

пополняют свои

знания по

конкретному

вопросу об

источниках рабства

в Риме.

Используют для

этого разные

источники

(карту, учебные

рисунки,текст

учебника,

сообщение

одноклассника)

































В ходе беседы

складывается

критическое,

неприемлимое отношение к

рабству









Формируется

понимание

единства

исторического

процесса и его

особенности

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации.

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

Формирование

личностного

отношения

- отношения

сопереживания к положению рабов.



























Формируется умение

анализа и синтеза

историческогоматериала

Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.
































Беседа

способствует

развитию

логического

мышления.

Ученики учатся

делать выводы на

основе анализа.

Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций.

Обобщать, делать выводы.

Анализировать (выделять главное).

Делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию.





























Эта беседа

нацелена на

изучение

последующих тем

беседа работа с картой и иллюстрациями


















работа в группах




















беседа

7.Применение нового знания.

1.Дают определение понятий

и терминов

- Раб

- Гладиатор

- Амфитеатр

2.Выбирают из

предложенного списка

правильные ответы

- Рабы заботились об урожае хозяина

- Рабы

не обучались в школе

- За хорошую работу рабов отвозили на родину

Рабов в Риме называли

говорящим орудием труда

Парная работа.Ученики

проговаривают друг

другу (за партой) и проверяют

себя по записям в тетради

- Источники римского рабства

- Использование рабов в Риме

Высказывают свое мнение

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Строить логическое рассуждение.

3. Обобщать, делать выводы на основе аргументации.

работа в парах

8.Рефлексия

учебной

деятельности

на уроке.

Проводит беседу

Что я узнал(а) нового на

сегодняшнем уроке?

Что я понял(а) на уроке?

Что я не понял(а) на уроке?

Учащиеся отвечают на вопросы и задают интересующие вопросы по данному уроку учителю.

Делятся впечатлениями.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить.

Применение

полученной

информации

Обсуждение,

организация

учебного

сотрудничест

ва с учителем и

сверстниками.

Выражается

личностное

отношение к

рабству.

Оценивание

результата своих

действий,

определения

степени

успешности

выполненной

работы, осознания

причин своего успеха или неуспеха

для нахождения

выхода из ситуации

в диалоге с

учителем или

самостоятельно.

Самооценка

9.Домашнее задание.

Выставление оценок с

комментарием

Домашнее задание

- прочитать §49 и ответить

устно на вопросы к нему. По желанию

-сообщение в

рамках темы.

Учащиеся подают дневники для выставления оценок.

Записывают домашнее задание.

Умение объяснять

смысл своих

оценок, осознавать

и называть свои

результаты,

создание ситуации

успеха при

взаимопомощи другому.




© 2010-2022