Рабочая программа по историческому краеведению Воронежской области для 8 класса

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новоусманского муниципального района Воронежской области

«Тресвятская средняя общеобразовательная школа имени В.М. Пескова»

396330 п. Воля, ул. Садовая 61а.

Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: tresvyatskaya@yandex.ru





Рассмотрено на ШМО

учителей _____________цикла

___ 16г Протокол № _____

Руководитель ШМО _________

«Утверждаю»

Приказ от «___» ______2016 г № __ Директор МКОУ «Тресвятская СОШ» имени В.М. Пескова»

_________________Безгина Т.Н.


«Согласовано»

_______ 16г

Зам по УВР Гончаров А.Т.

_________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Краеведение»

для 8 классов


Подготовила Коршунова Татьяна Петровна

учитель истории________________

подпись






Первая квалификационная категория










2016 - 2017 учебный год.










2.Пояснительная записка

СТАТУС ДОКУМЕНТА

Рабочая программа по краеведению для 8 классов составлена с использованием нормативно - правовой базы:

*Закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)

*Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

*Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Воронежской области (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760)

*Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189.

*Основная образовательная программа общего образования МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».

*Примерные программы.

*Устав МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».

* Школьное положение о рабочей программе педагога.

Рабочая программа по краеведению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса краеведения в 8 классах в МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».

Цель настоящей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по краеведению.

ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА

- нормативная, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;

- целеполагания, т.е. определяет ценности и цели;

- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;

- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.

СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА

1. титульный лист

2. пояснительная записка

3. учебно - тематический план (содержание программы)

4. календарно - тематическое (поурочное) планирование

5. требования к уровню подготовки учащихся

6. критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

7. перечень учебно - методического обеспечения;

8.список литературы (для учителя и для учащихся)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

краеведения в 8 классе

Программа реализует принципы:

1. Научности:

- содержание курса изложено в трудах воронежских учёных-краеведов;

2. Вариативности:

- возможно двухгодичное изучение курса (70 ч.) в 8-9 классах или одногодичное (35 ч.) в 8 или в 9 классе;

- учитель имеет право вносить коррективы в программу и в тематическое планирование курса. Вместе с тем, методические решения учителя должны соотноситься с общей логикой программы;

- учитель имеет право выборочно использовать предлагаемые вопросы и задания в поурочных рекомендациях, а также на свой выбор применять дополнительную информацию по теме урока;

- учитель имеет право самостоятельно определять содержание резервного времени;

3. Дифференциации и индивидуализации:

- процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учётом уровня их умений и навыков;

- методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.

В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:


Формирование знаний:

- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;

- об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;

- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;

- о проблемах и перспективах развития края;

- о перспективах собственного существования в этом крае.

Ценностные ориентиры, формируемые курсом:


- гражданственность;

- патриотизм;

- толерантность;

- интеллектуальная и творческая активность;

- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.

В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.

Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.

Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- конкретизация общеисторического материала;

- фиксация и охрана памятников истории и культуры;

- осознание значимости наследия родного края, формирование патриотизма, нравственности, толерантности.

Общие учебные навыки, умения, способы деятельности


Результат обучения.

Учащиеся должны:

знать:

- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;

- знаменитые персоналии истории и культуры;

- содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;

- алгоритм работы с различными типами заданий.

уметь:

- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;

- характеризовать события, процессы, явления;

- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;

- осуществлять сравнение;

- аргументировать свою позицию;

- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;

- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;

- работать с картой, иллюстрацией, текстом;

- осуществлять наблюдение;

- применять знания в конкретной ситуации жизни;

- определять цели и мотивы своей деятельности;

- вести конструктивный диалог;

- осуществлять презентацию творческой работы.

ОБЩАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО КУРСУ:

( базовый уровень)

8 класс: всего - 35 часов, 1 час в неделю

Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне.































СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

итого

Административный контроль ЗУНов


Количество плановых

лабораторных работ


Тесты


Экскурсии


Другие виды работ




































3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( содержание программы).

8 класс.

Содержание раздела

Изучение нового и закрепление

Выполнение практической части

Контроль

1.

История Воронежского края в истории России.2часа

История Воронежского края в истории России

2.

Воронежский край в древности.7 часов

История Воронежского края в истории России. Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека. Эпоха бронзы. Железный век. Появление восточнославянских племён.

3.

Воронежский край в 12-первой половине 16 века. 3 часа

На юго-восточной окраине русских земель. На русско-ордынском пограничье. На окраине Русского государства.

4.

Воронежский край в конце 16-и в 17 веке 5 часов

Основание Воронежа и его развитие в 17 веке. Социальные особенности развития Воронежского края в 17 веке. Воронежские «ухожья» и борьба с набегами татар. Возникновение и развитие городов.

5.

Воронеж и Воронежский край в конце 17-первой четверти 18 века. Петровский период.2 часа.

Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 века. Петровский период. Судостроение в послепетровский период.

6.

Воронежская губерния во второй - последней четверти 18 века. 9 часов.

Формирование административно-территориальной структуры. Экономическое развитие. Социальна Воронеж- центр губернии.я структура. Органы власти и управления. Социальные конфликты. Культурная и научная жизнь.

7.

Воронежская губерния в первой половине 19 века. 6 часов.

В годы Отечественной войны 1812 Социально-экономическое развитие Воронежской губернии. года.

8.

Социально-экономическое развитие Воронежской губернии. Общественная жизнь. Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.















4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ( поурочное) ПЛАНИРОВАНИЕ

КРАЕВЕДЕНИЕ. 8 КЛАСС.

Кол-во часов

№ по порядку

№ в теме

Тема урока

Сроки

Д/З

1

История Воронежского края в истории России

2

1

1

Вводный урок по историческому краеведению. Инструктаж по ТБ.

07.09

Стр.3-10


2

2

История Воронежского края в истории России

14.09

Стр.10-16

2

Воронежский край в древности

7

3

1

Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека.

21.09

Стр.17-20

4

2

Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита.

28.09

Стр.21-25

5

3

Эпоха бронзы.

05.10

Стр.25-30

6

4

Железный век.

12.10

Стр.30-33

7

5

Появление восточнославянских племён.

19.10

Стр.33-37



8

6

Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата. На пути кочевников.

26.10

Стр.37-42, вопросы и задания на странице 42-43

9

7

Урок повторения: Воронежский край в древности.

02.11

Стр.42-43

3

Воронежский край в 12-первой половине 16 века

3

10

1

На юго-восточной окраине русских земель.

16.11

Стр.44-49

11

2

На русско-ордынском пограничье.

23.11

Стр.49-55, стр.57-58

12

3

На окраине Русского государства.

30.11

Стр.56-57



4

Воронежский край в конце 16-и в 17 веке

5

13

1

Основание Воронежа и его развитие в 17 веке.

07.12

Стр.59-65





14

2

Социальные особенности развития Воронежского края в 17 веке.

14.12

Стр.65-76

15

3

Воронежские «ухожья» и борьба с набегами татар.

21.12

Стр.76-80

16

4

Возникновение и развитие городов.

28.12

Стр.80-86

17

5

Урок повторения: Воронежский край в 12-17 веках

11.01

Стр.86-88

5

Воронеж и Воронежский край в конце 17-первой четверти 18 века. Петровский период.

2

18

1

Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 века.

18.01

Стр.89-99

19

2

Петровский период.

25.01

Стр.99-110





6

Воронежская губерния во второй - последней четверти 18 века

9

20

1

Формирование административно-территориальной структуры.

01.02

Стр.111-115



21

2

Экономическое развитие.

08.02

Стр.115-119







22

3

Социальная структура.

15.02

Стр.119-124

23

4

Судостроение в послепетровский период.

22.02

Стр.124-128

24

5

Органы власти и управления.

01.03

Стр.128-133

25

6

Воронеж- центр губернии.

08.03

Стр.133-136

26

7

Социальные конфликты.

15.03

Стр.137-139

27

8

Культурная и научная жизнь.

05.04

Стр.139-144

28

9

Урок повторения: Воронежская губерния во второй - последней четверти 18 века

12.04

Стр.144-145

7

Воронежская губерния в первой половине 19 века

6

29

1

В годы Отечественной войны 1812 года.

19.04

Стр.146-148

30

2

Социально-экономическое развитие Воронежской губернии.

26.04

Стр.148-153

31

3

Общественная жизнь.

03.05

Стр.154-158

32

4

Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.

10.05

Стр.159-163

33

5

Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.

17.05

Стр.163-166

34

6

Урок повторения : Воронежская губерния в первой половине 19 века

24.05

Стр.166-167

8

Заключительный урок по курсу

1

35

1

31.05







5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.

При освоении обязательного минимума содержания курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

Хронологические знания и умения: называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; составлять хронологические и синхронистические таблицы; характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.

Знание фактов: называть место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.

Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника, характеризовать позиции, взгляды автора источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Описание (реконструкция): рассказывать об исторических событиях, их участниках, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание исторических объектов, памятников; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.

Анализ, объяснение: соотносить единичные исторические факты и явления; показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать , чем объясняются различия; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; объяснять , в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.

Версии, оценки: излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; высказывать суждение о подходах, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе.

6. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ:

Оценка « пять» - материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная.

Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.

Оценка « три» - в изложении материала имеются пробелы, изложение не самостоятельное ( наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки. Речь бедная.

Оценка « два» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.

7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Баранникова М. И. Историко - культурное краеведение. Воронеж. 2012 год.

Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы. Воронеж. 1976 год.

Иванов П.В. Педагогические основы краеведения. Петрозаводск. 2009 год.

Панова В.И. История Воронежского края: учебно-методическое пособие. Воронеж.2004 год.

8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 8 класс.

Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж.1997 год.

Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я.Воронеж.1982 год.

Прохоров В.А. Вся воронежская земля. Воронеж.1999 год.

Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный. Воронеж.1985 год.

Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа. Воронеж.1985 год.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 8 класс.

Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж.1986 год.

Богословский М.М. Пётр 1.Воронеж.1990 год.

Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Москва.1876 год.

Лавринов Ю.М. История кораблестроения в Воронежском крае с конца 17 века. Воронеж 1976 год.

.

« Я Руси сын!» К 150-летию со дня рождения Никитина. Воронеж. 1974 год.

УЧЕБНИКИ И ПРОГРАММЫ по истории Воронежского края.

8 - 9 классы.

Баранникова М.И. Историко-культурное краеведение. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2012год.

Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Учебное пособие. Воронеж.2015 год.

Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж.2008 год.

Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж.2001 год.







© 2010-2022