- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по историческому краеведению Воронежской области для 8 класса
Рабочая программа по историческому краеведению Воронежской области для 8 класса
Раздел | История |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Коршунова Т.П. |
Дата | 31.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Тресвятская средняя общеобразовательная школа имени В.М. Пескова»
396330 п. Воля, ул. Садовая 61а.
Тлф. Факс 8(47341)3-51-96. E-mail: tresvyatskaya@yandex.ru
Рассмотрено на ШМО
учителей _____________цикла
___ 16г Протокол № _____
Руководитель ШМО _________
«Утверждаю»
Приказ от «___» ______2016 г № __ Директор МКОУ «Тресвятская СОШ» имени В.М. Пескова»
_________________Безгина Т.Н.
«Согласовано»
_______ 16г
Зам по УВР Гончаров А.Т.
_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Краеведение»
для 8 классов
Подготовила Коршунова Татьяна Петровна
учитель истории________________
подпись
Первая квалификационная категория
2016 - 2017 учебный год.
2.Пояснительная записка
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Рабочая программа по краеведению для 8 классов составлена с использованием нормативно - правовой базы:
*Закон РФ «Об образовании» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
*Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
*Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы образовательных учреждений Воронежской области (приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760)
*Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.2821-10) «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года № 189.
*Основная образовательная программа общего образования МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».
*Примерные программы.
*Устав МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».
* Школьное положение о рабочей программе педагога.
Рабочая программа по краеведению определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания курса краеведения в 8 классах в МКОУ «Тресвятская СОШ имени В.М.Пескова».
Цель настоящей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по краеведению.
ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТА
- нормативная, т.е. является документом, обязательным для выполнения в полном объёме;
- целеполагания, т.е. определяет ценности и цели;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА
1. титульный лист
2. пояснительная записка
3. учебно - тематический план (содержание программы)
4. календарно - тематическое (поурочное) планирование
5. требования к уровню подготовки учащихся
6. критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
7. перечень учебно - методического обеспечения;
8.список литературы (для учителя и для учащихся)
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
краеведения в 8 классе
Программа реализует принципы:
1. Научности:
- содержание курса изложено в трудах воронежских учёных-краеведов;
2. Вариативности:
- возможно двухгодичное изучение курса (70 ч.) в 8-9 классах или одногодичное (35 ч.) в 8 или в 9 классе;
- учитель имеет право вносить коррективы в программу и в тематическое планирование курса. Вместе с тем, методические решения учителя должны соотноситься с общей логикой программы;
- учитель имеет право выборочно использовать предлагаемые вопросы и задания в поурочных рекомендациях, а также на свой выбор применять дополнительную информацию по теме урока;
- учитель имеет право самостоятельно определять содержание резервного времени;
3. Дифференциации и индивидуализации:
- процесс знакомства с историей и культурой края позволяет формировать аналитическую культуру учащихся в соответствии с общим уровнем его подготовки. Вопросы и задания, указанные в поурочном планировании, можно дифференцировать по степени сложности; дополнительную информацию и исторические источники адресовать учащимся с учётом уровня их умений и навыков;
- методикой преподавания курса предусмотрена фронтальная, групповая, парная, индивидуальная деятельность.
В ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА РЕШАЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
Формирование знаний:
- об уникальности истории края, его связи с отечественным и мировым культурным наследием на примере конкретных объектов;
- об этапах развития историко-культурного наследия на примере конкретных объектов;
- о жизнедеятельности жителей края и о знаменитых земляках;
- о проблемах и перспективах развития края;
- о перспективах собственного существования в этом крае.
Ценностные ориентиры, формируемые курсом:
- гражданственность;
- патриотизм;
- толерантность;
- интеллектуальная и творческая активность;
- уважение общечеловеческих, национальных, региональных ценностей.
В конечном итоге - формирование духовной культуры личности, стержнем которой являются нравственно ориентированные воля и разум человека.
Основная концептуальная идея курса - использование знаниевого компонента для реализации компонента компетентностного.
Изучение курса на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- конкретизация общеисторического материала;
- фиксация и охрана памятников истории и культуры;
- осознание значимости наследия родного края, формирование патриотизма, нравственности, толерантности.
Общие учебные навыки, умения, способы деятельности
Результат обучения.
Учащиеся должны:
знать:
- исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
- знаменитые персоналии истории и культуры;
- содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
- алгоритм работы с различными типами заданий.
уметь:
- объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;
- характеризовать события, процессы, явления;
- осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
- осуществлять сравнение;
- аргументировать свою позицию;
- отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
- видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
- работать с картой, иллюстрацией, текстом;
- осуществлять наблюдение;
- применять знания в конкретной ситуации жизни;
- определять цели и мотивы своей деятельности;
- вести конструктивный диалог;
- осуществлять презентацию творческой работы.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПО КУРСУ:
( базовый уровень)
8 класс: всего - 35 часов, 1 час в неделю
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базовом уровне.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПО ВИДАМ КОНТРОЛЯ
1 четверть
2 четверть
3 четверть
4 четверть
итого
Административный контроль ЗУНов
Количество плановых
лабораторных работ
Тесты
Экскурсии
Другие виды работ
3. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( содержание программы).
8 класс.
Содержание раздела
Изучение нового и закрепление
Выполнение практической части
Контроль
1.
История Воронежского края в истории России.2часа
История Воронежского края в истории России
2.
Воронежский край в древности.7 часов
История Воронежского края в истории России. Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека. Эпоха бронзы. Железный век. Появление восточнославянских племён.
3.
Воронежский край в 12-первой половине 16 века. 3 часа
На юго-восточной окраине русских земель. На русско-ордынском пограничье. На окраине Русского государства.
4.
Воронежский край в конце 16-и в 17 веке 5 часов
Основание Воронежа и его развитие в 17 веке. Социальные особенности развития Воронежского края в 17 веке. Воронежские «ухожья» и борьба с набегами татар. Возникновение и развитие городов.
5.
Воронеж и Воронежский край в конце 17-первой четверти 18 века. Петровский период.2 часа.
Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 века. Петровский период. Судостроение в послепетровский период.
6.
Воронежская губерния во второй - последней четверти 18 века. 9 часов.
Формирование административно-территориальной структуры. Экономическое развитие. Социальна Воронеж- центр губернии.я структура. Органы власти и управления. Социальные конфликты. Культурная и научная жизнь.
7.
Воронежская губерния в первой половине 19 века. 6 часов.
В годы Отечественной войны 1812 Социально-экономическое развитие Воронежской губернии. года.
8.
Социально-экономическое развитие Воронежской губернии. Общественная жизнь. Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ( поурочное) ПЛАНИРОВАНИЕ
КРАЕВЕДЕНИЕ. 8 КЛАСС.
Кол-во часов
№ по порядку
№ в теме
Тема урока
Сроки
Д/З
1
История Воронежского края в истории России
2
1
1
Вводный урок по историческому краеведению. Инструктаж по ТБ.
07.09
Стр.3-10
2
2
История Воронежского края в истории России
14.09
Стр.10-16
2
Воронежский край в древности
7
3
1
Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека.
21.09
Стр.17-20
4
2
Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита.
28.09
Стр.21-25
5
3
Эпоха бронзы.
05.10
Стр.25-30
6
4
Железный век.
12.10
Стр.30-33
7
5
Появление восточнославянских племён.
19.10
Стр.33-37
8
6
Маяцкий комплекс памятников Хазарского каганата. На пути кочевников.
26.10
Стр.37-42, вопросы и задания на странице 42-43
9
7
Урок повторения: Воронежский край в древности.
02.11
Стр.42-43
3
Воронежский край в 12-первой половине 16 века
3
10
1
На юго-восточной окраине русских земель.
16.11
Стр.44-49
11
2
На русско-ордынском пограничье.
23.11
Стр.49-55, стр.57-58
12
3
На окраине Русского государства.
30.11
Стр.56-57
4
Воронежский край в конце 16-и в 17 веке
5
13
1
Основание Воронежа и его развитие в 17 веке.
07.12
Стр.59-65
14
2
Социальные особенности развития Воронежского края в 17 веке.
14.12
Стр.65-76
15
3
Воронежские «ухожья» и борьба с набегами татар.
21.12
Стр.76-80
16
4
Возникновение и развитие городов.
28.12
Стр.80-86
17
5
Урок повторения: Воронежский край в 12-17 веках
11.01
Стр.86-88
5
Воронеж и Воронежский край в конце 17-первой четверти 18 века. Петровский период.
2
18
1
Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 века.
18.01
Стр.89-99
19
2
Петровский период.
25.01
Стр.99-110
6
Воронежская губерния во второй - последней четверти 18 века
9
20
1
Формирование административно-территориальной структуры.
01.02
Стр.111-115
21
2
Экономическое развитие.
08.02
Стр.115-119
22
3
Социальная структура.
15.02
Стр.119-124
23
4
Судостроение в послепетровский период.
22.02
Стр.124-128
24
5
Органы власти и управления.
01.03
Стр.128-133
25
6
Воронеж- центр губернии.
08.03
Стр.133-136
26
7
Социальные конфликты.
15.03
Стр.137-139
27
8
Культурная и научная жизнь.
05.04
Стр.139-144
28
9
Урок повторения: Воронежская губерния во второй - последней четверти 18 века
12.04
Стр.144-145
7
Воронежская губерния в первой половине 19 века
6
29
1
В годы Отечественной войны 1812 года.
19.04
Стр.146-148
30
2
Социально-экономическое развитие Воронежской губернии.
26.04
Стр.148-153
31
3
Общественная жизнь.
03.05
Стр.154-158
32
4
Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.
10.05
Стр.159-163
33
5
Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века.
17.05
Стр.163-166
34
6
Урок повторения : Воронежская губерния в первой половине 19 века
24.05
Стр.166-167
8
Заключительный урок по курсу
1
35
1
31.05
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ.
При освоении обязательного минимума содержания курса учащиеся должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Хронологические знания и умения: называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов; составлять хронологические и синхронистические таблицы; характеризовать периоды в развитии исторических процессов, масштабных событий.
Знание фактов: называть место, обстоятельства участников, результаты важнейших исторических событий.
Работа с источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника, характеризовать позиции, взгляды автора источника; сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
Описание (реконструкция): рассказывать об исторических событиях, их участниках, на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, составлять описание исторических объектов, памятников; составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности.
Анализ, объяснение: соотносить единичные исторические факты и явления; показывать последовательность возникновения и развития исторических явлений; называть характерные, существенные черты минувших событий и явлений; объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать , чем объясняются различия; излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий; объяснять , в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории.
Версии, оценки: излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; высказывать суждение о подходах, лежащих в основе отдельных версий и оценок, представленных в учебной и популярной литературе.
6. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ:
Оценка « пять» - материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная.
Оценка «четыре» - в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.
Оценка « три» - в изложении материала имеются пробелы, изложение не самостоятельное ( наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются значительные фактические ошибки. Речь бедная.
Оценка « два» - главное содержание фактического материала по вопросу не воспроизведено.
7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Баранникова М. И. Историко - культурное краеведение. Воронеж. 2012 год.
Загоровский В.П. История Воронежской области: учебное пособие для средней школы. Воронеж. 1976 год.
Иванов П.В. Педагогические основы краеведения. Петрозаводск. 2009 год.
Панова В.И. История Воронежского края: учебно-методическое пособие. Воронеж.2004 год.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: 8 класс.
Акиньшин А.Н. Храмы Воронежа. Воронеж.1997 год.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я.Воронеж.1982 год.
Прохоров В.А. Вся воронежская земля. Воронеж.1999 год.
Рыбин Г.Б. Воронеж индустриальный. Воронеж.1985 год.
Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа. Воронеж.1985 год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: 8 класс.
Антюхин Г.В. Литературное былое. Воронеж.1986 год.
Богословский М.М. Пётр 1.Воронеж.1990 год.
Голиков И.И. Деяния Петра Великого. Москва.1876 год.
Лавринов Ю.М. История кораблестроения в Воронежском крае с конца 17 века. Воронеж 1976 год.
.
« Я Руси сын!» К 150-летию со дня рождения Никитина. Воронеж. 1974 год.
УЧЕБНИКИ И ПРОГРАММЫ по истории Воронежского края.
8 - 9 классы.
Баранникова М.И. Историко-культурное краеведение. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2012год.
Историческое краеведение Воронежской области. 8-9 классы. Учебное пособие. Воронеж.2015 год.
Люби и знай родной край. Учебное пособие по географии, истории и культуре Воронежской области для учащихся общеобразовательных школ. Воронеж.2008 год.
Панова В.И. История Воронежского края. Учебно-методическое пособие. Воронеж.2001 год.