Поурочная разработка по истории на тему Поход Александра Македонского на Восток

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 47. Поход Александра Македонского на Восток

Цели: ознакомить учащихся с восточным походом греко- македонских войск; подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского; продолжить формирование умений работать с исторической картой, на основе текста учебника и документа давать характеристику участников исторических событий, оценку их деятельности.

Оборудование: карта «Древняя Греция в V в. до н. э.».

Информация для учителя

Исходя из требований программы на уроках истории дети должны учиться давать характеристику и оценку деятельности участников исторических событий. Поэтому на этом уроке целесообразно познакомить учащихся со специальной памяткой, которая поможет им в этом. Тем более что материал урока (деятельность Александра Македонского) позволяет сделать это.

Памятка для оценки государственного деятеля

1. Интересы какого класса выражал? В чем состояли цели и стремления этого класса?

2. Какими личными качествами обладал? Насколько они подходили для решения поставленных целей?

3. Какие средства использовал для достижения цели? Оцените их.

4. Какие результаты имела его деятельность? Оцените их.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Города Эллады подчиняются Македонии»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 37.

КАРТОЧКА № 37

Внимательно прочитай вопрос и подготовь развернутый ответ на него:

Почему Греция потеряла независимость? Для этого вспомни:

Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

Почему греки жили недружно и воевали между собой?

Что давала тактика Филиппа ссорить противников? Сделай вывод.

Примерный ответ учащегося

В середине IV в. до н. э. во главе Македонского царства встал умный и энергичный царь Филипп. Он создал мощную и сильную армию, которая состояла из конницы и пехоты. У каждого пехотинца было шестиметровое копье. В бою первые шесть рядов клали копья на плечи впередистоящих. Последние ряды фаланги поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга «ощетинивалась» и была неприступной. Армия Филиппа имела осадные башни. С такой сильной армией Филипп смог покорить Элладу, так как греческие полисы воевали между собой. Каждому из них хотелось быть во главе Эллады. Кроме того, Филипп мог подкупать и ссорить между собой противников. Таким образом, в результате перечисленных причин Македония смогла покорить Грецию.

2. Работа с классом. Решение задач.

Задача 1. Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это? (Полис - это городская республика. В Македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пелла.)

Задача 2. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это? (Филипп Македонский имел в 5-10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличие от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: «Разделяй и властвуй!»)

2. Устный ответ ученика по карточке № 37 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

III. Переход к изучению новой темы

Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава пер¬сов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Вот это мы и узнаем сегодня на уроке.

- Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

III. Изучение новой темы

План

1. Победы войска Александра Македонского.

2. Гибель Персидского царства.

На доске: тема урока, новые слова: р. Граник, г. Исс, Парменион,

с. Гавгамелы.

1. Работа по исторической карте (с. 194 Вигасина или с. 206

Михайловского).

- Вспомните, как располагаются на карте части света (север и юг)

Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? (Коричневым.)

Каким цветом обозначено Персидское царство? (Зеленым.)

В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)

В какой части света находится большинство этих государств? (На востоке.)

Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием Александрия, в честь Александра Македонского, их было основано более 20 (в некоторых источниках цифра более 30. Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000. С. 138.).)

Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)

2. Рассказ учителя.

Задание детям: из рассказа учителя уяснить и записать причины падения Персидской державы.

Весной 334 г. до н. э. сотни кораблей перевозили пехоту и конницу македонского царя Александра через узкий пролив на берег Малой Азии. Отсюда начинал Александр поход в сердце огромной Персидской державы.

Немного войска имел молодой царь. Всего 30 ООО отборной и закаленной в битвах пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей. В обозе везли каменные боевые машины и грозные тараны для разбивания стен вражеских крепостей.

Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Ассирии, Финикии давно уже страдали от власти персов, мечтали о том, чтобы сбросить ненавистное иго угнетателей персов.

Персидская армия была огромна. Лучшую ее часть составляла царская гвардия и отряды наемников разных национальностей. Сатрапы грабили и разоряли местное население. Армия, состоявшая из

• людей покоренных народностей, была плохо обучена и не умела выдерживать трудные походы. Персидская знать непрерывно боро¬лась за власть, страну терзали восстания, перевороты и гражданские войны.

• Противник Александра, царь Дарий III, был слабый, нереши¬тельный человек и бездарный полководец.

• Узнав о переправе Александра через Гелеспонт, сатрапы Малой Азии собрали большое войско. У них было около 20 ООО всадников и 20 ООО греческих наемников. Один из военачальников, грек Мем- нон, опытный полководец, советовал избежать сражения, отступая, опустошать страну, чтобы Александр не мог найти нигде пристани¬ща. Но его не послушали. Персы заняли позицию на правом берегу маленькой горной реки Граник.

• Здесь произошло ожесточенное сражение. Закипел горячий ру¬копашный бой. Победа Александра была полная. Пало владычество персов в Малой Азии.

• В городе Гордии, древней столице Фригии, армия Александра остановилась на зиму. Здесь Александру показали знаменитую ко¬лесницу, принадлежавшую царю Гордию. На ней был сделан узел из ремней, которыми прикреплялось дышло. Существовало древнее предсказание, что тот, кто развяжет узел, овладеет Азией. Александр сделал попытку развязать узел, но безуспешно. Однако он не рас¬терялся: выхватив меч, он одним ударом разбил узел пополам. Но до завоевания Азии было еще далеко.

3. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

• Прочитать пп. 2, 3 § 42 на с. 193-194 Вигасина.

• Выяснить, какие крупные сражения смог выиграть Александр

• Македонский в период военного похода на Восток.

3. Беседа по прочитанному.

• Где находится город Исс? (На побережье Средиземного моря.)

• Благодаря чему македоняне смогли ворваться в город Тир? (Они применили тараны и метательные машины. Разрушили стены и захватили город.)

• Почему египтяне встретили Александра как освободителя? (Они устали от власти персов, от их притязаний.)

• Какие новые черты характера появились в Александре Ма¬кедонском? (Он был упоен победами, согласился с тем, что его жрецы объявили богом.)

• Какой город основал Александр в дельте Нила? (Город Алек¬сандрию, на о. Фарос.)

• Какое крупное сражение выиграл Александр на территории Двуречья? (Сражение у селения Гавгамелы.)

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа по вопросам.

• Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?

• Ответы:

• а) Армия персов состояла из наемников, а они в любой мо¬мент могли подвести, они не были заинтересованы в резуль¬татах военных операций.

• б) Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокойно, поэтому такое государство легче поко¬рить.

• в) Покоренные и уставшие от власти персов народы, могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов.

• г) Полководческий талант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы.

1. Оценка личности Александра Македонского (используйте памятку).

VI. Подведение итогов урока

• Во время походов Александра столкнулись две цивилизации, которые имели очень отличные друг от друга основания. Империя Александра в значительной мере способствовала их синтезу.

• Домашнее задание: прочитать § 42 Вигасина или § 36 Михай¬ловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?»; рабочая тетрадь (вып. 2), задание № 52 (с. 37); для любознатель¬ных: как могли 40 ООО македонцев разгромить 200 ООО персов при Гавгамеле?

• Дополнительный материал

• Смерть Александра Македонского

• В 324 г. до н. э. Александр начал готовиться к новым походам. Но царь не успел завершить начатое. 23 июня 323 г. до н. э. Александр Македонский, владыка половины мира, умер в Вавилоне от лихорад¬ки, не осуществив всех своих планов. Гроб с телом Александра увез в свою часть владений правитель Египта Птолемей Лаг, который сде¬лал Александра богом - покровителем своего рода. Мать Александра Македонского, Олимпиада, узнав, что ее сын долгое время лежит без погребения, горевала и говорила: «Дитя, ты стремился к доле небожи¬телей, ныне тебе отказано даже в том, что получают все люди на зем¬ле, - в могиле». Тело Александра Птолемей отправил в бочке с медом в Александрию, там и похоронил. Его неожиданная и загадочная смерть на тридцать третьем году жизни застала всех врасплох. Говорят, что когда полководцы спросили умирающего царя, кому он предназначает престол, Александр ответил: «Достойнейшему».

• Долгая память осталась в веках от Александра Македонского. И причина этого - не его держава, которая распалась сразу после смерти царя. Не был он и основателем новой династии: два его сына - Алек¬сандр и Геракл - еще юными погибли в кровавых распрях. Вызывали восторг и зависть его молодость и та легкость, с которой он завоевал полмира. Сколько будущих великих полководцев повторяли слова Александра: «20 лет - и ничего для бессмертия!»

• Цезарь с восхищением думал об удивительной судьбе Александра Ве¬ликого. Наполеон и Суворов зачитывались книгами о его походах. Сколь¬ко легенд ходило по миру и сколько восточных правителей выводили свой род от Искандера Двурогого (так на Востоке называли Александра).

• И пусть спартиаты, которых царь принуждал почитать себя как Олимпийца, насмешливо заявляли: «Представим Александру, если ему так хочется, называть себя богом», - он все-таки стал им. Стал кумиром юных умов, воплощением удачи, волнующей легендой и удивительной болью для современников и потомков.

• Энциклопедия для детей. Том 1. М.: Аванта+, 2000.

• С.138-139.

• Урок 48. В древней Александрии Египетской

• Цели: подвести учащихся к пониманию причин гибели Персид¬ского царства и образования державы Александра Македонского, познакомить с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока; продолжить формирование умений правиль¬но показывать на карте исторические объекты, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, составлять рассказ.

• Оборудование: карта «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.».

• Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме

• «Поход Александра Македонского на Восток»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 38.

o КАРТОЧКА № 38

o Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Почему Александр

o Македонский смог покорить Персидскую державу?»

o Для этого вспомни:

o Почему армия Александра Македонского была сильнее, чем армия персов?

o Чего хотела знать Персидской державы?

o Почему многие народы Персидской державы встречали Алексан¬дра Македонского как освободителя?

o Какую роль сыграл лично Александр Македонский в этом походе?

o Какие государства покорил Александр Македонский? Восполь¬зуйся картой.

o Сделай вывод.

• Примерный ответ учащегося

• Армия персов состояла из наемников, а они в любой момент могли подвести, они не были заинтересованы в результатах военных операций. Знать Персидской державы боролась за власть, в стране было неспокой¬но, поэтому такое государство легче покорить. Покоренные и уставшие от власти персов народы могли встать на сторону македонской армии, так как они хотели освободиться от ига сатрапов. Полководческий та¬лант Александра Македонского сыграл важную роль в разгроме армии Персидской державы. Александр Македонский покорил следующие государства: Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.

1. Индивидуальная работа (5-6 человек, письменно на листоч¬ках). Тест13.

2. Работа с классом. Решение задачи.

• Поэма Гомера «Илиада» сопровождала Александра Маке¬донского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение «Илиады» - хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр? (Александр Македонский был прав, так как поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее геро¬ев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно, поэтому Александр возил с собой эту поэму.)

1. Устный ответ ученика по карточке № 38 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

II. Переход к изучению новой темы

• Сразу же после того, как не стало Александра Македонского, его полководцы начали делить земли, которые входили в состав его державы. В начале III в. до н. э. держава Александра Македонского распалась на множество государств. Самыми главными из них были: Египетское, Македонское и Сирийское. Еще в период осуществле¬ния своих военных походов Александр на покоренных территориях основывал новые города. Названия городов носили его имя. Одним из самых красивых городов Восточного Средиземноморья стала столица Египетского царства Александрия. Во многом этот город походил на города Греции. Почему?

• Ознакомимся с достопримечательностями города Александрии.

IV. Изучение новой темы

• ВАРИАНТ 1

• План

1. В александрийском порту.

2. На улицах и площадях города.

• На доске: тема урока.

1. Работа по карте.

• а) С. 199 Вигасина.

• Каким цветом обозначены государства, на которые распалась держава Александра Македонского? (Коричневым - Македо¬ния, оранжевым - Сирия, желтым - Египет.)

• б) С. 200 Вигасина или с. 211 Михайловского.

• Какие объекты можно выделить на территории города Алек¬сандрии? (Это My сей, гимнасии, театр, стадион, ипподром, маяк, царский дворец, порт.)

1. Работа с историческим документом.

• Страбон. География. XVII, 7-9

• ...В Александрии, напротив, Нил, наполняясь с началом лета, на¬полняет и озеро, не допуская образования болот, которые могли бы произвести вредные испарения. Вместе с тем дуют там в то же время и пассатные ветры, благодаря чему александрийцы очень приятно про¬водят лето... Весь город пересечен улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в сто, пересе¬кают одна другую под прямым углом. В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвер¬тую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства. Действительно, каждый из царей старался прибавить какое-нибудь украшение к общественным памятникам и в то же время каждый из них строил для себя особый дворец, увеличивая число существовавших до него... Все дворцы соединены между собой, с гаванью и со всем, что за пределами последней. Часть царских зданий составляет и Мусей, содержащий в себе место для гулянья, залу для заседаний и большое помещение, где находится столовая состоящих при Мусее ученых. Коллегия эта пользуется государственным содержанием и имеет жреца, начальника My сея, назначаемого некогда царями, а теперь цезарем. Другое отделение царского дворца составляет так называемое Сема, помещение для царских гробниц и для Александра... Труп Александра Птолемей перевез в Александрию, похоронил его в том месте, где он лежит и теперь, хотя и не в том самом гробу; теперешний гроб стек-лянный, а Птолемей положил его в золотой... Перед большой гава¬нью у входа в нее с правой стороны находится остров и башня Фарос, с другой стороны - подводные скалы и мыс Лохиада с царским замком. С левой стороны для въезжающего в гавань находятся соединяющиеся с мысом Лохиадой внутренние царские жилища, в которых имеется множество разнообразных жилых комнат и садов...

• Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира.

• М., 1987. С. 171-172.

• 3. Беседа по вопросам к документу.

• Существовал ли специальный план застройки города? (Да, су¬ществовал, так как улицы пересекаются под прямым углом.)

• Какие здания существовали в городе? (Это дворцы царей, которые соединены между собой, святилища, куда могли ходить все жители города.)

• Что такое Мусей (или Музей)? (Это научные и учебные учре¬ждения, библиотека и место, где жили и работали ученые.)

• На какие средства существовали ученые? (Они имели жало¬ванье, которое получали от государства.)

• Какая часть царского дворца называлась усыпальницей? (Это та часть, в которой были захоронены цари, в том числе и Александр Македонский.)

• ВАРИАНТ 2. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

• Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материалами параграфа, предлагает написать сочинение «Была ли держава Александра Македонского обречена на распад?» (сочи¬нение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями учениками разрешено пользоваться).

V. Закрепление изученного материала

• Почему Александр Македонский построил город Александ¬рию похожим на греческие города? (Вероятно, он понимал значимость культуры древних греков, поэтому все лучшее пытался перенимать у них.)

• Слово «фара» произошло от названия острова близ Александ¬рии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова? (На острове был построен маяк, который освещал путь кораблям, фары освещают путь машине.)

• Почему александрийский Мусей и музеи наших дней назы¬ваются одним и тем же словом? (Потому, что музей - свое¬образный источник информации, знаний человека.)

VI. Подведение итогов урока

• Домашнее задание: прочитать § 43 Вигасина или § 37 Михай¬ловского; подготовиться к контрольно-обобщающему уроку по истории Древней Греции, для этого ответить на вопросы на с. 202 Вигасина.

• Дополнительный материал

• Александрийская библиотека

• Дом муз - музей в Александрии - имел огромную библиотеку, слава о которой распространилась по всему миру. Здесь хранилось до 500 ООО книг. Здесь были книги на греческом, латинском и иных языках по самым различным отраслям науки и литературы: поэмы, исторические, медицинские, математические, философские труды. По всему миру собирали египетские цари книги для своей библиотеки.

• Древняя книга вовсе не походила на нашу. Ее писали на листах папируса. Когда автор (или писец) кончал лист, к нему приклеивали другой, получался длинный столбец. Были книги в сто и более метров в длину! Окончание такой книги прикрепляли к стержню (палке из дерева, металла, кости) и свертывали книгу в свиток. Читать такую книгу было не очень удобно, надо было постепенно ее разматывать. Древние люди никогда не писали и не читали за столом или за партой. Низенькие столики были для еды, а писали и читали либо держа свер¬ток на коленях, либо стоя за высоким пюпитром, похожим на тот, за которым в наши дни в оркестре стоит дирижер.

• Готовая книга перевязывалась шнурком, и, если это была ценная книга, укладывалась в трубку-футляр из дерева. В древности не было кар¬тона, его заменял пергамент, на котором начали писать со II в. до н. э.

• Что же такое пергамент? Это - тонкая, хорошо выделанная кожа молодого скота. Шкуры козлят, верблюжат, ягнят, ослят, поросят очи¬щали от волоса и подкожного жира, полировали и лощили, белили, рас¬тягивали и нарезали листами правильной формы. Папирус рос только в Египте, а пергамент можно было изготовлять везде. Рассказывают, что когда царь Египта запретил вывозить из страны папирус, в Пер- гамском царстве (Малая Азия) стали изготовлять писчий материал из шкур скота, и этот материал, поэтому назывался пергамент. Хороший пергамент напоминает тонкий и плотный полупрозрачный картон та¬кой же толщины, как почтовая открытка или обложка ученической тетради. Достаточно взглянуть на пионерский барабан, чтоб увидеть пергамент. Но теперь уже на пергаменте не пишут, в него бьют палочки барабанщика.

• Египтяне сначала изготавливали из пергамента футляры для книг, но потом поняли, что пергамент прочнее папируса и писать на нем мож¬но с двух сторон. Можно счистить старый текст (для этого применялся пористый и очень легкий камень - пемза, заменявший в древнее время нашу резинку) и снова писать на листе. Ученые могут особыми сложны-ми способами изучить даже совершенно невидный глазу и счищенный текст между строками нового письма. Это позволило ученым узнать многое о жизни древних людей, об их литературе и науке.

• Книга из пергамента тоже свертывалась в свиток. Много позднее стали сгибать вдвое или вчетверо лист пергамента и, получая таким об¬разом тетрадь (от греческого тетрадь - четверть, то есть одна четвертая листа), сшивали ее нитками. Получалась книга, сходная с нашей.

• Древняя Греция. Книга для чтения. JL, 1958.

• С. 332-333.

• Урок 49. Путешествие по Древней Греции (контрольно-обобщающий урок в форме игры «Брейн-ринг»)

• Цели: систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции; продолжить формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения; на примере истории Древней Греции, ее куль¬туры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры - чувство товарищества, долга, уважения к своим друзьям.

• Оборудование: карта «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)»., картина «Саламинский бой», изображение Троянского коня, Прометея.

• Информация для учителя

• Этот урок можно провести в разных вариантах (на выбор учи¬теля). Первый вариант - игра «Брейн-ринг», второй вариант - тест. Ниже даются оба варианта проведения урока.

• Ход урока

• ВАРИАНТ 1. ИГРОВОЙ УРОК

I. Организационный момент

• Задача для учащихся: повторить историю Древней Греции.

II. Проведение игры

1. Предварительная подготовка к игре: класс заранее разделен на пять команд.

2. Правила игры.

1. Каждая команда должна принять участие в игре не менее одного раза.

2. Капитан команды следит за активностью игроков, руково¬дит обсуждением вопроса, делает выбор - кому отвечать от имени команды.

3. Правильный ответ - 10 баллов, ответ с неточностями -5 бал¬лов, дополнение команд - 3 баллов.

4. За подсказку с команды снимается 1 балл, вопрос заменя¬ется.

5. За I место участникам игры ставится отметка «5», за II и «III» - «4».

• Команды-соперницы выбираются по жребию и занимают иг¬ровые столы в центре. В ходе игры за ответы играющие получают жетоны с баллами. По количеству баллов выбирается победитель тура, который выбирает себе соперника.

• Первый тур

1. Назовите и покажите по карте три части Греции. (Южная, Средняя, Северная.)

2. Каковы были основные источники рабства в Древней Гре¬ции? (Плен, пиратство, самовоспроизводство, долговое - до реформ Солона.)

3. Кого в Греции в древности называли отцом истории? (Геро¬дота.)

• Второй тур

1. Золотое руно, дракон, Ясон, аргонавты, Медея - о реальном или мифическом событии истории Древней Греции говорят эти слова? (Миф об аргонавтах.)

2. Как называется площадь в древнегреческом городе, где ве¬дется торговля? (Агора.)

3. Задание на доске - на линию времени прикрепляются кар¬точки с датами.

• 594 г. до н. э. 490 г. до н. э. 480 г. до н. э. 776 г. н. э.

• - Кто больше назовет исторических событий по датам, связан¬ных с историей Древней Греции? (594 г. до н. э. - реформы Солона, 490г. до н. э. -Марафонская битва, 480г. до н. э. - Са¬ламинское сражение, 776 г. н. э. - Олимпийские игры.)

• Третий тур

1. На доску вывешивается изображение коня. Внимание на эк¬ран! Вопрос: Как изображение этого животного можно свя¬зать с историей Древней Греции? (Троянская война, взятие Трои.)

2. Определите на основании отрывка разговора отца с сыном, в каком греческом государстве он мог произойти: «Хорош бы я был, если бы выслушивал твои жалобы, - сказал отец, оттолкнув сына. - Надо бы выдрать тебя за то, что ты дал связать себя какому-то илоту. Это позор не только для тебя, но и мне, твоему отцу. Воруй, но не попадайся!» Какая была цель воспитания в этом государстве? (Спарта, цель - воспи¬тать воина.)

3. Задание на доске - вывешены карточки. ■

o город- государство

o илоты o демос o комедия o колония o аристократ

• Чья команда больше даст определений этих терминов.

• Четвертый тур

1. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (Эллины, кроме женщин и рабов.)

2. Кто является автором поэм «Илиада» и «Одиссея»? (Гомер.)

3. Задание на доске - вывешены карточки.

• Кто мог считаться гражданином Афинского государства? (Уроженцы Аттики.)

• Пятый тур

1. Задание на доске - на карточке изображены виноград и сосуд для вина.

• Кому из богов Древней Греции могут принадлежать эти пред¬меты? (Дионису)

2. Один афинянин, принеся своим соратникам весть о победе, воскликнул: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» - и умер. К какому сражению Греко-персидских войн можно отнести это выражение? В каком году оно произошло? (Марафонская битва, 490 г. до н. э.)

3. Как древние греки называли свою родину? (Элладой.)

• Шестой тур

1. Задание на доске - изображение триер и картина «Саламин- ский бой».

• Фрагмент какого сражения из Греко-персидских войн здесь изображен? (Саламинская битва.)

1. Задание на доске - карточка с изображением Прометея, при¬кованного к скале.

• Какому мифу посвящен этот рисунок? За что почитали греки героя этого мифа? (Прометей принес людям огонь.)

1. Как называются сосуды с узким горлышком и двумя ручками? (Амфоры.)

• Седьмой тур

1. В каком государстве Древней Греции женщину почитали за ее неумение готовить? (В Спарте.)

2. Как называли себя древние греки? (Эллинами.)

3. Как называлась форма правления в Афинах? (Демократия.)

• Восьмой тур

1. Скульптора Фидия в древности называли «отцом богов». Ка¬кие работы Фидия вы знаете? (Статуи Зевса, Афины.)

2. Сколько дней длились Олимпийские игры? (Пять.)

3. Что означает слово «трагедия»? (Песнь козлов.)

• Девятый тур (реши задачу)

1. По каким находкам археологи могут с уверенностью сказать (определить), что в районе раскопок было древнее государ¬ство? (Кандалы, в которых водили рабов, захоронения людей с разным количеством вещей.)

2. У древних греков был бог огня и кузниц Гефест, богиня земле¬делия Деметра, покровитель торговли Гермес. Какие точные выводы можно сделать на основе этих фактов? (По названиям богов можно узнать о занятиях и осуществлении религии древних греков.)

3. В спартанских домах всегда были крепкие запоры на дверях. В домах же илотов спартанцы не только запрещали запоры, но и снимали ручки с дверей. Каковы были причины такого различия? (Мальчиков-спартанцев кормили плохо, они сами должны были добывать себе пропитание; юноши-спартанцы днем прятались, ночью умерщвляли сильных илотов, боясь их восстания.)

• Дополнительные вопросы

1. Где находится Греция? (На Балканском полуострове.)

2. Кто из древнегреческих ученых высказал гениальную мысль, что весь мир состоит из мельчайших частиц - атомов? (Демокрит.)

• 3. Какие вазы назывались чернофигурными? (На красном фоне черное изображение.)

• ВАРИАНТ 2

I. Организационный момент

II. Проведение теста14

III. Подведение итогов урока

• Домашнее задание: подготовить сообщение о занятиях и быте жи¬телей Рима (1 ученик

© 2010-2022