• Преподавателю
  • История
  • Урок по истории Казахстана на тему Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы

Урок по истории Казахстана на тему Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Предмет: история Казахстана

Класс: 8

Тема: Национально-освободительное движение под руководством Кенесары Касымулы (1837-1847 гг.).

Цель: воспитание активной творческой личности, обладающей навыками логического и аналитического мышления.

Задачи:

  1. создавая необходимые условия для продуктивной работы учащихся на уроке, ознакомить их с национально-освободительным движением 1837-1847 гг., помочь раскрыть особенности ханства Кенесары и дать оценку данной личности.

  2. способствовать развитию навыков логического и аналитического мышления, грамотной речи, умения самостоятельно работать с текстом, выделяя из материала главное, тезисно формулировать, навыков выявления причинно- следственных связей, умения делать вывод и давать оценку историческому событию, личности.

  3. способствовать воспитанию патриотизма, формированию нравственных качеств и познавательного интереса к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный.

Методы и приемы: словесный, наглядный, интерактивный, проблемно-поисковый, творческий, репродуктивный.

Наглядность: карта «Казахстан в XIX веке», портрет Кенесары, проектор, опорные схемы.

Ход урока:


  1. Вводно-мотивационная часть урока.


  1. Психологический настрой.

Показ видео-ролика - Құрманғазы «Бұқтым-бұқтым».


  1. Объявление темы, цели и задач урока.


  1. Вступительное слово учителя.

- Дорогие ребята, сегодня мы с вами откроем еще одну из героических страниц в истории Казахстана - Национально-освободительное восстание под руководством Кенесары Касымулы. В настоящее время данная тема приобрела большую значимость.

«Время 20-40-х годов XIX века - один из интереснейших периодов истории Казахстана, - почти полвека назад писал замечательный историк Ермухан Бекмаханов - именно в это 30-летие произошли события, определившие дальнейшие судьбы казахского народа».

Сегодня на нашем уроке мы узнаем об этих событиях, о героической и трагической судьбе последнего хана казахской истории.


  1. Постановка проблемы.

Итогом работы на данном уроке станет ваш ответ на проблемный вопрос:

Почему Кенесары Касымулы стал и гордостью, и болью своего народа?


  1. Опрос домашнего задания: беседа.

- Ребята, любое восстание мы изучаем по определенному плану. Назовите мне структуру этого плана.

План изучения восстания:

  1. Предпосылки.

  2. Причины.

  3. Цели.

  4. Движущие силы.

  5. Территория.

  6. Характер восстания.

  7. Ход.

  8. Итог. Причины поражения.

  9. Значение.


  1. Назовите предпосылки восстания.

  2. В чем проявлялась колониальная политика царизма?

  3. Назовите причины восстания.

  4. Назовите основные цели восставших.

  5. Назовите движущие силы восстания.

  6. Какую территорию охватило восстание Кенесары Касымулы?

  7. Назовите характер восстания. Обоснуйте.

  8. Ребята, вам на дом было дано задание, проанализировать документы и сделать выводы к каждому документу. Вопросы:

- Документ №1. О чем идет речь в обращении Кенесары Касымулы?

- Какие причины восстания указаны в документе?

- Документ № 2. Какой вывод для себя вы сделали, изучив данный документ?

- Документ № 3. Что нового вы узнали, проанализировав документ № 3?

Документ №1. Его сиятельству, господину генерал - губернатору от потомка хана Аблая Кенесары Касым-улы

«Имею честь сим вас известить, что желание мое есть то, чтобы двух владений народ пребывал в спокойной жизни. Но негоже Вы подозреваете меня, будто бы я подданных Ваших людей присваиваю к себе, напротив того я говорю что Вы на принадлежащих деду моему хану Аблаю местах учредили окружные диваны и с киргизского народа берете пошлину следовательно всех нас притесняете. И мы тем остаемся недовольны и с налогом жить нам в ведении вашем никак невозможно».

Документ №2. Из рассказа султана Али генералу Вишневскому.

« Мы из потомков Аблая, Кенесары является нашим братом. Однако его действия нам хорошо известны. Он-голодный волк. Я от имени своего народа выражаю уверенность, что не присоединимся к нему. Но никто из нас не поднимет на него руку. Он, бродяжничая, и без того получил удары, его смерть от кого то неминуема. Мы преданы к России, но воевать с родичем не будем!»

Документ №3. Из описания казахской степи штабс-капитаном Фомаковым. 1844 г.

«…Бесчинствуя несколько лет безнаказанно, недосягаемый, неуловимый в своих пустынях, богатый добычей, Кенесары не признает ни чьей власти; толпа приверженцев, подняв его на войлоке, провозгласила ханом; он пишет фирманы от своего имени, прикладывает свою печать, объявляет войну кокандцам и хивинцам, берет приступом укрепления последних на Сыре, собирает подать, живет роскошно раздает награды и мечтает о владычестве над Средней и Малой Ордой».


  1. Изучение новой темы.


  1. Самостоятельная работа с текстом учебника, с картой.

Работа в малых группах.

1 группа - Охарактеризовать ход восстания, составить опорную схему, показать на карте основные сражения (стр. 116 - 121).

2 группа - Выделить особенности ханства Кенесары, составить опорную схему (стр. 117 - 118).

Выяснить причины поражения, тезисно сформулировать (стр. 122).

3 группа - Заполнить триаду «Вторжение в кыргызские земли»

(стр. 121 - 123). Оценить значение восстания (стр.122 - 123).


  1. Защита проектов. Обсуждение.


  1. Вывод - дать оценку историческому событию:

- установить причины события;

- определить заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп;

- характер события;

- связь с другими событиями;

- значение: а) для участников события

б) для последующего исторического развития


  1. Закрепление.


  1. Метод «Древнеримские вопросы».

Ответить на 8 ключевых вопросов:

Кто? Что? Когда? Где? Зачем? Чем? Как? Почему?


  1. Синквейн. Составить пятистишие.

1 строка - Существительное (название темы).

2 строка - Два прилагательных (определение темы).

3 строка - Три глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка - Фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка - Вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.

3. «Мозговой штурм» - дать ответы на проблемный вопрос:

Почему Кенесары Касымулы стал и гордостью, и болью своего народа?

4. Дать оценку личности Кенесары как дипломата, руководителя, политика, хана.


  1. Подведение итогов. Вывод.

В 1837-1847 гг. на территории Казахстана произошло одно из самых массовых и длительных восстаний казахов против царизма под руководством Кенесары Касымулы. Главными целями восставших было сохранение независимости не вошедших в состав России областей Казахстана, прекращение колонизаций казахских земель, освобождение Казахстана от власти кокандцев. Причиной поражения восстания были политическая и внутриродовая разобщенность казахов, незаинтересованность многих феодалов в создании феодального государства, самоуправство Кенесары. Это было самое крупное восстание против колониального гнета, охватившее все три жуза. К. Касымулы остался в памяти народа как выдающийся полководец, крупный организатор и видный государственный деятель.

  1. Объяснение домашнего задания: п. 21,11 - сравнить восстания К. Касымулы и С. Датулы.

Написать эссе:

-1 группа - письмо от имени султана Кенесары;

-2 группа - письмо от имени султана-сподвижника Кенесары;

-3 группа - письмо от имени рядового шаруа - участника восстания.


  1. Комментирование и выставление оценок. Райтинг: учащиеся сами оценивают свою работу на уроке (те, кто оценивают себя на 5 - поднимают красный круг, на 4 - синий, на 3 - зеленый). Оценивает учитель.

© 2010-2022