Разработка обобщающего итогового урока по теме Древнее Двуречье

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно - обобщающий урок

по истории Древнего мира

( используется метод исторического театра)

5 класс

Тема: «Законы царя Хаммурапи»

Разработка обобщающего итогового урока по теме Древнее Двуречье

Учитель истории МАОУ СОШ № 2 г. Немана:

Гулевских Л.Н.


2012 г.

Цель урока:

закрепить представление о Древнем Вавилоне, как государстве, основанном на силе закона.

Форма проведения:

контроль знаний, через игровые ситуации.

Основные понятия и термины: закон.

Оборудование урока:

компьютер, экран, проектор, карта « Передняя Азия в древности», картинки «Схема города Вавилона», «Чёрный камень с законами Хаммурапи», «Портрет Хаммурапи», «Вавилон», костюмы для участников театра. На доске написано понятие - закон.

План урока:

1. Ученики 5-го класса ставят небольшую пьесу из жизни Вавилонии.

2. Затем актёры и зрители участвуют в обсуждении спектакля.

3. Конкурс юных детективов (работа по группам со статьями законов Хаммурапи).

4. Подведение итогов изученной темы.

1. Школьный исторический театр.

Законы Хаммурапи.

Действующие лица: Богач, Раб, Купец, Глашатай, Начальник стражи, воины, народ.

Действие происходит на площади. Входит Богач в сопровождении Раба, несущего огромный мешок. Купец наблюдает за ними.

Богач. Сиди здесь. (Удар плетью.) Ничтожный раб! Ты годишься только для того, чтобы тебя скормили шакалам. Сегодня ты получишь свои 200 ударов палкой, клянусь Тигром и Евфратом! (Уходит.)

Купец. Куда ушёл твой хозяин?

Раб. Он ушёл к судье, господин.

Купец. Он хочет судить тебя, ты провинился?

Раб. Нет, хозяин хочет обменять меня на собаку судьи. Он говорит, что от неё будет больше пользы. А если обмен не состоится, хозяин снова изобьёт меня.

Купец. Да, не легко тебе живётся!

Раб. А вы, господин, из каких мест прибыли? Может быть, вы бывали и на моей родине?

Купец. Я купец. Мой корабль стоит в гавани. У него на носу золочёная богиня удачи, такой ни у кого нет. Но и она не спасла меня от несчастий. В бурю у меня смыло трёх матросов за борт. А ты, я смотрю толковый.

Раб. Я знаю три языка, умею считать…

Купец (перебивая раба). Клянусь богиней правды Маат, я не ошибся в тебе. Бежим со мной, я возьму тебя рулевым на корабль, ты получишь свободу.

Раб. Спасибо тебе, господин! (Падает в ноги купцу. Затем из мешка делает чучело и прислоняет его к дереву.)

Богач выходит из дома, пинает чучело.

Богач. Ограбили! Раба украли! Люди! Это был мой лучший раб, я относился к нему, как к родному сыну!

На площадь выходит отряд воинов, впереди бежит глашатай.

Начальник стражи. Тихо! Слушайте указ великого и мудрого царя Хаммурапи!

Глашатай (читает). Светоч мудрости, первейший царь, вождь. Поставленный богами, указует: если кто-либо украдёт имущество храма или царя, то будет предан смерти. Такое же наказание полагается укравшему чужого раба…

Богач (прерывая глашатая). Да будут благословенны твои дни, повелитель! Теперь берегись, проклятый вор!

Начальник стражи. Как смеешь ты говорить, перебивая царского глашатая? Эй, стража!

Богач (падает в ноги). Прости, великий! (Даёт начальнику стражи мешочек с деньгами.) Пусть это поможет забыть тебе о моём проступке.

Начальник стражи. Ладно уж…

Глашатай (продолжает чтение) Я, Хаммурапи. Царь справедливый, которому бог Солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны!

Начальник стражи. А теперь идите и расскажите всем о мудрых законах нашего великого царя! Все уходят.

2. Вопросы и задания.

Цель вопросов и заданий, которые будут рассматривать ученики ещё раз доказать, что Древний Вавилон - это государство основанное на силе закона.

Вопросы выводятся на экран для обсуждения.

1. Где и когда могли произойти эти события?

2. Из какой страны прибыл купец?

(Скорее всего, из Египта, так как упоминается египетская богиня Маат.)

3. Кто в вавилонском обществе обладал большим могуществом - богатый человек или представитель государственной власти, например Начальник стражи?

4. Почему Богач решил подкупить Начальника стражи?

5. Будет ли Богач заявлять в суд о бегстве раба, требовать его возвращения и смерти Купца согласно параграфу 15 законов Хаммурапи?

6. Решиться ли Богач обвинить Начальника стражи в получении взятки, ведь параграф 7 законов Хаммурапи карал за это преступление смертной казнью?

Вывод: в результате просмотра пьесы и ответов на вопросы ученики делают вывод о том, что вавилонское государство было основано на силе закона.

3. Конкурс юных детективов (групповая работа).

Учитель делит класс на две группы.

Первая группа - юные детективы. Представьте ситуацию. Вы - следователи по особо важным делам в вавилонском царстве. Проводите расследование нескольких преступлений, опираясь на законы Хаммурапи. В вашем распоряжении несколько параграфов законов, которые помогут вам в трудной работе детектива прошлого.


  1. Если человек станет обличать под клятвой человека, бросив на него обвинение в убийстве, и не докажет этого, то обличавшего должно убить.

3. Если человек выступит в судебном деле для свидетельствования о преступлениях и не докажет сказанных им слов, то, если это судебное дело о жизни, этого человека должны убить.

6. Если человек украдёт достояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить.

14. Если человек украдёт малолетнего сына человека, то его должно убить.

15. Если человек выведет за городские ворота раба дворца, или рабыню, то его должно убить.

21. Если человек сделает пролом в доме, то перед этим проломом его должно убить и зарыть.

22. Если человек совершит грабёж и будет схвачен, то его должно убить.

Первая группа начинает изучать законы.

Вторая группа - юные судьи.

Им предстоит «вынести приговор», опираясь на законы царя Хаммурапи. Многие преступления в Вавилонии карались в соответствии с древним обычаем «око за око, зуб за зуб». Предлагаем «судьям» привести в соответствие начало и конец нескольких параграфов, определяющих преступления и меру наказания за них.

Ученикам раздаются карточки с заданием.

Определите наказания за преступления.

Преступления:


  1. 196. Если человек выколол глаз сыну человека…

  2. 197. Если он переломил кость человеку…

  3. 199. Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека…

  4. 200. Если человек выбил зуб человеку, равному себе…

  5. 202. Если человек ударил по щеке человека высшего (по положению), чем он сам…

  6. 203. Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему…

  7. 205. Если раб человека ударил по щеке сына человека…

Наказания:

1)…(то) он должен отвесить одну мину серебра.

2)…(то) ему должны отрезать ухо.

3)…(то) должны ему выбить зуб.

4)…(то) он должен быть отхлёстан в собрании воловьей плетью 60 раз.

5)…(то) должны ему переломить кость.

6)…(то) он должен отвесить половину его (покупной) цены.

7)…(то) должны выколоть ему глаз.

После нескольких минут работы ученикам задаются вопросы.

Вопросы первой группе.

Почему ответственность за дачу ложных показаний в Вавилонии была столь суровой?

Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные преступления с позиции сегодняшнего дня?

Встаньте на место древних следователей. Помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью? Почему?

За какие преступления, перечисленные здесь, вы бы оставили смертную казнь и в наши дни?

Вопросы второй группе.

Итак, «судьи» зачитайте нам преступления и меру наказания за эти преступления.

Вопрос: Говорят ли наказания за перечисленные здесь преступления о социальном неравенстве в Вавилонии.

Вывод: перечисленные статьи законов Хаммурапи говорят о неравенстве в вавилонском обществе.

Какие общие выводы в конце изучения истории Вавилонского царства мы сделаем?

Выводы к уроку:

Выводы записываются в тетрадь.

1)Древний Вавилон - это государство, основанное на силе закона;

2) в вавилонском обществе существовало неравенство;

3) законы Хаммурапи стали своеобразной энциклопедией вавилонской жизни, по которой можно знать, как жили древние вавилоняне;

3) законы Хаммурапи легли в основу вавилонского права на многие столетия.

Домашнее задание.

Попытайтесь написать второе действие спектакля, который вы посмотрели, основываясь на полученных знаниях о нравах, обычаях и законах Хаммурапи.

© 2010-2022