Разработка урока по истории Казахстана Наследие тюрков (7класс)

Вашему вниманию представлена разработка внеклассного мероприяти по истории Казахстана "Наследие тюрков".Цель урока: обобщить и углубить знания учащихся по раннефеодальным государствам на территории Казахстана в VI-XI вв., развивать умение выделять главное, анализировать; воспитывать интерес к предмету, к истории родной страны; умение работать в команде,  адекватно относиться к сложившейся ситуации. Урок проводится в виде командной игры "Брейн-ринг". Данная форма проведения уроков повышает мотива...
Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


КГУ «Школа-лицей №20 г.Темиртау»












Методическая разработка открытого урока

истории Казахстана для учащихся 7-ых классов

«Наследие тюрков»

(урок-обобщение)





Разработала:

Базарбаева Ж.К.

учитель истории и общественных наук






Темиртау, 2014

Цель: обобщить и углубить знания учащихся по раннефеодальным государствам на территории Казахстана в VI-XI вв., развивать умение выделять главное, анализировать; воспитывать интерес к предмету, к истории родной страны; умение работать в команде, адекватно относиться к сложившейся ситуации.

Тип урока: урок-обобщение

ФОПД: урок-игра

Правила игры: В игре участвуют 4 команды по 5-7 учеников. Ведущий задает вопросы. Первой отвечает та команда, которая быстрее нажала на сигнальный звонок. Существует правило фальстарта, по которому нельзя нажимать на кнопку звонка раньше, чем ведущий подал сигнал к ответу. Оценивание: за каждый вопрос 1 балл.

Оборудование: карта Казахстана, сигнальные звонки, оформление доски, портрет кагана Культегина, музыкальное оформление.

Ход игры:

  1. Вступление: «В течение четырех веков в тюркском мире Казахстана произошли значительные изменения в общественно-социальном, экономическом и культурном развитии общества. Важнейшие события - это создание тюркоязычной письменности, появление письменной литературы, распространение религий, связанных с ними религиозных обрядов, обычаев и традиций. Стали развиваться зодчество и возведение крупных архитектурных сооружений, росли города. Сегодня, через игру, мы проследим развитие тюркской государственности, социально-экономическое и культурное развитие, выявим взаимосвязь тюркской и современной культур».

  2. Представление команд.

  3. I тур.

  1. В 552 году после крупной победы над жужанями кагану Бумыню был присвоен титул. Назовите титул и что он означает? («елхан» - благородный хан)


  1. Жужане были главными врагами тюрок в борьбе за господство в Центральной Азии и Казахстане. Вспомните второе название племени. (авары).


  1. В 510-580 гг. политическое влияние Тюркского каганата возросло. Докажите это. (только 1 часть разделенного Китая просила кагану 100 тюков шелковой ткани ежегодно).


  1. Издревле казахи выращивали 4 вида скота или «торт тулiк мал». Корни этой традиции уходят в древние времена и тюрки также поддерживали эту традицию. Какие 4 вида скота выращивали тюрки? (овцы, лошади, верблюды, КРС).


  1. Когда в Тюркский каганат с дипломатической миссией прибыл византийский посол Земарх, то его прежде чем повести на прием к тюркскому кагану, провели между двумя кострами, что являлось обрядом очищения силой огня. Так, по тюркским верованиям, человек с помощью очищающей силы огня избавлялся от трех вещей: 1)всяких болезней; 2)злых духов; 3) … А еще от чего можно было избавиться при помощи огня? (3)от недобрых мыслей).


  1. Этот человек, как и Карл Великий сумел создать сильное государство. Как и Карл Великий он воевал с арабами, совершил ряд завоевательных походов к соседям. Как и после смерти Карла Великого после его смерти разгорелась ожесточенная борьба за власть. Но ему не удалось создать огромную империю и стать императором. А основал он сое государство ровно за 94 года до того как Карл Великий основал свою империю. (правитель тюргешей Ушлик).


  1. Назовите хронологические рамки Карлукского каганата. (756-940 гг.)


  1. Известно, что название одной из центральных улиц Москвы имеет тюркское происхождение. В XVI в. Там располагался царский колымажный двор. В настоящее время - это один из престижных районов столицы России. Как называется эта улица? И из какого тюркского слова происходит его название? (Арбат - арба).


  1. Когда Республика Казахстан стала независимым государством? (1991г.)


  1. Почему 16 декабря мы отмечаем как День Независимости? (16 декабря 1991 г. был принят Закон о Государственном Суверенитете).


  1. Назовите Родину первого Президента Республики Казахстан. (ЮКО, ст.Чемолган)


  1. Назовите имя первого космонавта - казахстанца. (Т.Аубакиров).

II тур.

  1. Китайский путешественник Сюань Цзянь, посетивший в начале VII в. Западно-Тюркский каганат писал: «…к западу от города Суяб находится несколько городов. В каждом из них свой правитель, независимый от других, но подвластный тюркам. Вся страна от ЧУ до Ишуаня называется Сули (Сулиг\Согд). Половина жителей занимается земледелием, другая - торговлей». О каком историко-географическом регионе идет речь? (Жетысу).


  1. Этого человека арабы прозвали Абу-Музахим, что в переводе с арабского означает «рогатый», «бодливый». Назовите имя этой исторической личности и за что арабы дали ему такое прозвище? (Сулу каган, прозвище дали за то, что во всех битвах с арабами тюргешское войско возглавлял сам Сулу каган и практически всегда выигрывал сражения).


  1. Отгадайте древнетюркскую загадку: «Салып козiм, сансыз окимын» - «Подняв глаза, без конца читаю». (Небо и звезды).


  1. В надписи Культегина говорится: «Когда вверху было сотворено голубое небо, а внизу бурая земля, между ними …». Так что же было сотворено между ними? (люди).


  1. Из какого тюркского слова заимствовано слово «деньги»? (Тенге).

  2. Когда в Казахстане была введена национальная валюта «тенге»? (15 ноября 1993 года).


  1. Назовите хронологические рамки Кимакского каганата. (IX-XIвв.).


  1. Шылбыр - веревка для привязи лошадей, буйда - веревка для привязи верблюдов, коген - … Для чего использовался коген? (Для привязи ягнят).


  1. По сведениям Аль-Бируни в VIв. Тюркский каганат являлся основным поставщиком мускуса в Иран и Византийскую империю. Мускус добывался из мускусных газелей. Скажите в каких целях использовался и используется мускус? (В парфюмерном производстве).


  1. В каком году столица Республики Казахстан была перенесена из Алматы в Астану? (1997г.)


  1. Какой документ был принят 25 октября 1990 года? (В этот день была принята Декларация о Государственном суверенитете Республики Казахстан).


  1. Назовите авторов Герба Республики Казахстан. (Ж.Малибеков, Ш.Уалиханов).

III тур.

  1. В древнетюркских рунических письменах (VI-VIII вв.) неоднократно упоминается город Кангу-Тарабан, который исследователи соотносят с позднейшим Отраром. Какое племя дало название городу? (Кангюи).


  1. Это недостроенное архитектурное сооружение было найдено на территории ЮКО и относится к VII-VIII вв. Назовите его. (сооружение Акыртас).


  1. Всем известен Коркыт ата, искавший бессмертие. Бессмертие он не нашел и, несмотря, на некоторую отсрочку умер на р.Сырдарье. В казахских шаманских песнях-заклинаниях говорится: «Сказать мертвый - не мертв он, сказать живой - не жив он. Коркыт ата - …». Чем заканчивается данное заклинание? (Коркыт ата - святой. «Олi десем - олi емес, тiрi десем - тiрi емес. Ата Коркыт - аулие).


  1. Портрет. Кто изображен на портрете? (каган Культегин).


  1. Назовите 3 версии происхождения слова огуз. (1)огыз - уыз; 2)огыз - ок; 3)огыз - огiз).


  1. В каком раннефеодальном государстве впервые стали чеканить монеты? (Тюргешский каганат).

  2. Это племя легло в основу карлукской государственности. В переводе на русский язык название означает «родник». О каком племени идет речь? (булак).


  1. Назовите хронологические рамки Тюргешского каганата. (704-756гг.).

  2. Назовите автора Флага Республики Казахстан. (Ш.Ниязбеков).


  1. Кто является сейчас премьер-министром Республики Казахстан? (К.Масимов).


  1. Какой праздник мы отмечаем 30 августа. (День Конституции).


  1. Назовите столицу государства Огузов. (Янгикент).


  1. Подведение итогов.


  1. Учитель: «Надеюсь, что игра позволила вам узнать больше об истории нашей Родины, глубже усвоить исторические события. Желаю вам быть патриотами своей земли, честными гражданами страны. До новых встреч!»

© 2010-2022