Конспект урока по истории 8 класс Экономическое развитие России в первой пол. XIX в

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 13. Экономическое развитие России в первой половине ХIХ века.

Цели: дать представление о взаимосвязи между политическим и экономическим развитием страны в первой половине ХIХ века; охарактеризовать особенности экономического развития России впервой половине ХIХ века; показать особенности начавшегося промышленного переворота в России; рассказать о чертах крепостнического хозяйства , которые препятствовали развитию промышленности и торговли.

Планируемые результаты: учащиеся научатся сравнивать черты развития западноевропейского и российского промышленного производства; выявлять сходства и различия в становлении капиталистического уклада в России; включать в рассказ сведения из анализа карт, диаграмм, статистических, письменных исторических источников, иллюстраций.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности российского общества в сфере экономических отношений.

Оборудование: карта Экономическое развитие России в первой половине ХIХ века.

Форма урока: исследование.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Мотивационно-целевой этап.

Историк П. Г. Рынзюнский в работе « Утверждение капитализма в России » отмечал : « Крепостническая эксплуатация возрастала , но в своем росте она не могла угнаться за развитием крестьянского производства ». Что же хотел сказать этим историк?

3. Работа по теме урока.

1).Политическое развитие государства во все времена происходит во взаимосвязи с его экономическим развитием.

  • Как вы считаете, что можно отнести к экономическим вопросам развития страны?

  • Кого бы вы назвали экономом?

  • Давайте вспомним особенности экономического развития России во второй половине XVIII века. Найдите и выделите в матрице следующие слова:

    1. Состояние, совокупность материальных ценностей.( капитал )

    2. Вопрос, решение которого было вынесено на конкурс Вольным экономическим обществом.(крестьянский)

    3. Название новых земель, захваченных в Северном Причерноморье.(Новороссия)

    4. Сельскохозяйственная культура, приобретавшая наряду с картофелем все большее значение.(подсолнечник)

    5. Название первых бумажных денег в России.(ассигнации)


С

С

Н

К

-

О

Л

А

И

О

А

П

-

Н

И

Г

В

О

И

Т

Е

И

Н

К

Р

-

А

Ч

Ц

А

Р

О

С

Л

Н

И

К

Е

-

С

И

Я

Й

И

С

Т

Ь

Я

Н

С

К


2)Посмотрите на репродукцию картины А.Г.Венецианова «Утро помещицы »

  • Когда создано это произведение?

  • Кто изображён на картине? Легко ли узнать реальные исторические лица, определить социальное положение представителей общественных групп?

  • Как вы думаете. Какое отношение имеет эта картина к теме нашего урока?

Изучая материалы параграфа, определите факты ,свидетельствующие о развитии главных областей экономики в первой половине ХIХ века. Нам предстоит выяснить, почему хозяйственные вопросы живо интересовали дворянство этого времени.

3)Представьте себе , что вы должны подготовиться к заседанию круглого стола. Вам необходимо, работая с материалом параграфа и картами, исследовать и охарактеризовать сильные и слабые стороны развития:

  • Сельского хозяйства

  • Промышленности

  • Транспорта

  • Внутренней и внешней торговли.

Ученики, работая группой, должны составить кластер и представить своим одноклассникам. По ходу ответов схемы записываются в тетрадь.

4). Динамическая пауза. ( 2 мин ).

5).Представьте себе экономику России в виде дерева .У « экономического дерева » два ствола: один широкий, другой тонкий. Напишите на одном из них слово « промышленность », а на другом - « сельское хозяйство ». Устно объясните, какое слово и почему вы записали на одном и на другом « стволе » .На « дереве » выросли листочки . Они символизируют отдельные черты развития сельского хозяйства и промышленности. Каждый лист пронумерован:

  1. Применение сельскохозяйственных машин.

  2. Использование удобрений.

  3. Натуральный характер крестьянских хозяйств.

  4. Расслоение крестьян.( появление капиталистых крестьян)

  5. Барщина.

  6. Оброк.

  7. Отходничество.

  8. Крайне примитивная сельскохозяйственная техника.

  9. Районная специализация.

  10. Посессионные мануфактуры, т.е. с применением крепостного труда.

  11. Низкая урожайность в крестьянских и помещичьих хозяйствах.

  12. Мануфактуры с применением наемного труда.

  13. Появление российского пролетариата.

  14. Производство крестьянами продукции на рынок.

  15. Покупка богатыми крестьянами земли.

  16. Начало промышленного переворота.

На стволе промышленном расставьте цифры так, чтобы на ветке, смотрящей вверх, появились « листочки » капиталистические, а на смотрящей вниз - « листочки » феодальные, так же и на « сельскохозяйственном стволе » дерева: расставьте цифры на « ветке » капиталистической ( смотрящей вверх ) и на феодальной ( смотрящей вниз ).

  • О чем говорит ваш рисунок, что Россия первой половине ХIХ века была страной индустриальной или аграрной?

  • Как вы думаете, почему одни ветки дерева смотрят вверх ,а другие вниз?

  • Как вы считаете, почему ветвь аграрная толще ветви промышленной?

  • Сделайте вывод об особенностях социально-экономического развития России первой половине ХIХ века.


Конспект урока по истории 8 класс Экономическое развитие России в первой пол. XIX в .


© 2010-2022