- Преподавателю
- История
- Локальные конфликты ХХ века
Локальные конфликты ХХ века
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыжкова М.Я. |
Дата | 06.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа факультативного курса для 11 класса.
34 часа
«Локальные конфликты XX в.:
политика, дипломатия, войны»
Пояснительная записка:
Актуальность и содержательная новизна курса. Важность предлагаемого факультативного курса определяется, прежде всего, тем, что в современных условиях сохраняются очаги напряженности в различных регионах земного шара, зарождение которых произошло или же достигло своего апогея в XX в.
Изучение проблем международных отношений приобретает большое значение в силу неуклонно развивающейся глобализации и по причине осознания нового места России в меняющемся мире. События международной жизни отражают все большую взаимозависимость государств как в рамках отдельных регионов (Евросоюз, СНГ, АСЕАН, арабские страны), так и во всемирном масштабе. Таким образом, развитие каждой страны все более зависит от развития человечества в целом.
В это смысле прошедшее столетие дает обширный и разнообразный материал для размышлений. По количеству этапных событий для отдельных государств и всего человечества в целом оно является одним из самых динамичных и насыщенных.
Первая половина XX столетия характеризовалась кризисом и началом распада колониальной системы и расколом мира на два противоположных лагеря - социализма и капитализма. Это обстоятельство во многом послужило появлению после окончания Второй мировой войны такого феномена, как локальные конфликты, нашедшего свое яркое и характерное выражение в период «холодной войны». Однако и после ее окончания, когда завершилось противостояние двух систем, локальные конфликты не прекратились, поскольку их природа на проверку оказалось более сложной и противоречивой, чем казалось ранее.
В конце XX в. В исторической науке возникло новое направление - глобальная история. Учащиеся должны получить адекватное представление о нем, равно как и о возникшей намного раньше, но критиковавшейся отечественными историками, геополитике.
Особую значимость на сегодняшний день приобретает также формирование у учащихся умения адекватно воспринимать и оценивать события периода новейшей истории на примере анализа причин, хода и последствий войн и конфликтов локального характера.
Цель:
факультативного курса - знакомство учащихся с геополитическими, дипломатическими и военными аспектами локальных конфликтов XX в.
Задачи курса:
- углубление знаний учащихся по ключевым проблемам история международных отношения XX столетий;
- формирование у учащихся представлений о характере и специфике международных отношений и месте в них локальных конфликтов;
- приобретение обучающимися знаний по проблемам геополитике, дипломатии, история войн и военного искусства;
- развитие умений учащихся классифицировать исторические события на примере изучаемого материала, устанавливать причинно-следственные связи и давать объективные оценки изучаемым историческим явлениям при рассмотрении конкретных конфликтных ситуации;
- воспитание у обучающихся отрицательного отношения к использованию силовых методов для разрешения международных проблем, а также привитие гуманистических чувств по отношению к жертвам локальных войн и конфликтов.
Место курса в образовательном процессе.
Проблемы международных отношений и места в них конфликтных ситуаций затрагиваются во всех учебных курсах по истории Отечества и зарубежных стран, а также обществознания как в основной, так и в старшей школе. В соответствии с государственным стандартом среднего образования в курсе Новейшей истории в 9 класса изучаются разделы: «Международные отношения в годы «холодной войны» и «Международные отношения после окончания «холодной войны». В частности, это такие предметные темы и дидактические единицы, как «Начало «холодной войны», «Создание системы двухполюсного мира», «Крах колониальной системы», «Международные отношение после окончания «холодной войны». В последней теме рассматриваются проблемы международных процессов и конфликтов.
Конкретизирующая госстандарт примерная программа по истории в основной школе предполагает изучение следующих тематических единиц: «Корейская война», «Карибский кризис», «Ближневосточные кризисы», «Война в Юго-Восточной Азии», «Советский Союз в конфликтах начального периода «холодной войны» и др.
Определенную информацию о локальных конфликтах, в которых участвовал Советский Союз, учащиеся основной школы могут получить при изучении курса отечественной истории, содержательная часть которого предполагает знакомство с политикой СССР в отношения Афганистана, на Ближнем Востоке, в Корее.
В курсе обществознания определенная информация содержится в разделах «Межнациональные отношения в современном мире» и «Роль религии в современном мире».
Таким образом, выпускники основной школы должны получить первичные знания по истории локальных конфликтов в XX веке. Однако очевидно, что есть потребность вернуться к их рассмотрению в старшей школе.
Но ограниченный объем часов на изучение новейшей истории Отечества и зарубежных государств, а также обществознания позволяет учащимся познакомиться с данными вопросами лишь поверхностно.
В базовом уровне стандарта среднего (полного) образования по истории предполагается получение учащимися знаний по проблемам: «СССР в глобальных и региональных конфликтах второй половины XX в.», «Афганистанская война». Однако возможности глубокого изучения данных тематических единиц также ограничены.
Программа факультативного курса «Локальные конфликты в XX веке» рассчитана на 34 часа (либо в течение двух лет, либо одного года). Структура курса позволяет применять модульную систему его изучения, проводить межпредметные связи с базовыми курсами истории и обществознания.
Основной формой работы предполагает лекционно-семинарская с привлечением исторических источников, проведением дискуссий, встреч с ветеранами локальны войн и конфликтов, использование аудио-, видео-, мультимедийных материалов.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса учащиеся должны:
- знать фактический материал про истории локальных конфликтов в XX в.;
- иметь представление об основах геополитике, дипломатии, международного права в период вооруженных конфликтов;
- давать самостоятельную оценку характеру тех или иных локальных конфликтов XX в., опираясь на имеющиеся документальные источники и литературу;
- уметь аргументировать собственное мнение и отстаивать свою точку зрения по рассматриваемым в курсе проблемам;
- осуществлять поиск дополнительной информации по изучаемым темам, в том числе в сети Интернет;
- уметь соотносить собственные знания и представления с имеющимися в общественном мнении как у нас в стране, так и за рубежом.
Содержание курса
Тема 1
Основные понятия геополитики, дипломатии
и международного права
в период вооруженных конфликтов
(6 ч)
Понятия «локальный конфликт» и «локальная война», их соотношение. Природа локальных конфликтов и войн. Соотношение понятий «дипломатия», «внешняя политика» и «международных отношения».
Основные понятия международного права. Объекты и субъекты международного права. Дипломатическое право. Мирные средства разрешения международных споров. Ответственность в международном праве. Международное право вооруженных конфликтов.
Теории международных отношений и дипломатии в период «холодной войны». Современные концепции.
Геополитические аспекты международных конфликтов в Азии в период «холодной войны» и после ее окончания. Основные понятия теории геополитики. Геополитика крупнейших мировых держав. Новая геополитическая картина мира в условиях одностороннего доминирования США в международных отношениях.
Тема 2
Локальные конфликты в годы «холодной воны»
(16 ч)
Индокитайский конфликт. Причины и характер конфликта в Индокитае. Геополитическое значение региона в годы «холодной войны». Характеристика основных событий первой и второй индокитайских войн. Итоги противостояния в регионе.
«Камбоджийская проблема» в международных отношениях середины 70-х - конца 8-х гг. XX в. Роль ООН в урегулировании конфликта.
Ближневосточный конфликт. Истоки ближневосточного конфликта. Проблема создания еврейского государства в Палестине. Сионизм. Палестинская проблема в ООН. Арабо-израильские войны 40-80-х гг. XX в. И их основные итоги. Переговорный процесс. Создание палестинской автономии на территории Израиля. Современные оценки ближневосточного конфликта.
Корейский конфликт. Причины образования КНДР и Республики Корея. Война 1950-1953 гг. и ее основные итоги. Роль СССР, США и КНР в корейских событиях. Проблемы объединения Кореи в годы «холодной войны».
Карибский кризис. Причины советско-американского противостояние из-за Кубы. Планы сторон. Дипломатические усилия мирового сообщества по урегулированию кризисной ситуации. Вывод советских ядерных ракет с территории Кубы и американских из Турции. Исторические уроки карибского кризиса.
Советско-китайский пограничный конфликт. История формирования российско-китайской границы. Возникновение территориальных споров между странами. Ухудшение советско0китайских отношений в конце 50-х - начале 60-х гг. и их влияние на пограничные претензии КНР. События на острове Даманский и реке Уссури. Современные оценки конфликта в России и КНР. Дипломатическое урегулирование конфликта осенью 1969 г.
Афганская проблема. Приход сторонников идей социализма к власти в Афганистане в апреле 1978г. Гражданская война. Вмешательство СССР. Международные отношения вокруг Афганистана. Оценка Афганского кризиса.
Ирано-иракская война. Кувейтский конфликт. Причины войны. Ход боевых действий. Позиции воюющих сторон. Роль ООН в урегулировании кризиса. Потери воюющих сторон.
Исторические предпосылки претензий Ирана на Кувейт. Аннексия Кувейта Ираком. Позиция ООН. Операция «Буря в пустыне». Освобождение Кувейта.
Тема 3.
Локальные конфликты
после окончания «холодной войны»
(8 ч)
Ближний восток. Развитие Ближневосточного конфликта после окончания «холодной войны». Завершение переговорного процесса. Соглашение в Осло. Создание Палестинской автономии. Противоречия между палестинской администрацией и израильскими властями. Посреднические усилия России и США в урегулировании конфликта. План «Дорожная карта».
Югославский кризис. Исторические предпосылки распада Югославской федерации. События в Боснии и Герцеговине. Сербского-албанский конфликт в Косово. Вооруженное вмешательство НАТО. Приход к власти в Косово албанских сепаратистов. Падение режима С. Милошевича. Новые тенденции формирования миропорядка события в Югославии.
Война в Ираке. Положение в Ираке после Кувейсткого кризиса. Санкции ООН в отношении Ирака. Попытки мирового сообщества урегулировать кризис дипломатическим путем. Вторжение войск американо-британской коалиции и наступление на Багдад. Крушение режима С. Хусейна. Итоги конфликта.
Афганистан. Падение режима Наджибуллы в Кабуле. Приход к власти исламской оппозиции. Противоречия внутри руководства исламистов. Приход к власти движения Талибан. События сентября 2001 г. В США и их влияние на Афганистан. Свержение режима талибов.
Повторительно-обобщающие занятия
(4 ч)
Календарно-тематическое планирование курса.
Номер занятия
Тема раздела
Тема занятия
Кол-во часов
Дата по плану
Факт. дата
1
Основные понятия геополитики, дипломатии
и международного права
в период вооруженных конфликтов. Понятия «локальный конфликт» и «локальная война»
2 ч.
2
Основные понятия геополитики, дипломатии
и международного права
в период вооруженных конфликтов. Основные понятия международного права
2 ч.
3
Основные понятия геополитики, дипломатии
и международного права
в период вооруженных конфликтов. Геополитические аспекты международных конфликтов в Азии в период «холодной войны» и после ее окончания.
2 ч.
4
Локальные конфликты в годы «холодной воны». Индокитайский конфликт
2 ч.
5
Локальные конфликты в годы «холодной воны». Ближневосточный конфликт
2 ч.
6
Локальные конфликты в годы «холодной воны». Корейский конфликт
2 ч.
7
Локальные конфликты в годы «холодной воны». Карибский кризис
2 ч.
8
Локальные конфликты в годы «холодной воны». Советско-китайский пограничный конфликт
2 ч.
9
Локальные конфликты в годы «холодной воны». Афганская проблема
4.ч.
10
Локальные конфликты в годы «холодной воны». Ирано-иранская война
2 ч.
11
Локальные конфликты после окончания «холодной войны». Ближний Восток
2 ч.
12
Локальные конфликты после окончания «холодной войны». Югославский кризис
2 ч.
13
Локальные конфликты после окончания «холодной войны». Война в Ираке
2 ч.
14
Локальные конфликты после окончания «холодной войны». Афганистан
2 ч.
15
Повторительно-обобщающие занятия
4 ч.