Рабочая программа Историческое краеведение (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

«Историческое краеведение», 7 класс



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального Закона №273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, зарегистрирован в Минюсте России 01.02.2011 г., регистрационный номер 19644), с изменениями от 29.12.2014г. №1644;

  • Основной образовательной программы по предмету основного общего образования.

  • На основе «Концептуальных и нормативно-методических основ изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области» под редакцией Н.В. Жульковой, В.Н.Янушевского. - Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

  • Устава общеобразовательного учреждения.

Данная программа ориентирована на использование учебника Историческое краеведение: учебное пособие для VII - IX классов общеобразовательных учреждений. Автор Т.Б.Табарданова, В.Н.Кузнецов, Ульяновск, 2000г.


Цели:

- формирование представлений о древней истории края как части общемировых процессов;

- воспитание личности гражданина России, духовно связанного с малой Родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции;

- развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных умений;

- способствовать воспитанию природо - и культуроохранного, экологического сознания.

Задачи:

- пробуждать интерес к родной истории, судьбам людей родного края;

дать представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном, культурном своеобразии родного края;

- обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона;

- развитие чувства патриотизма и уважения к малой Родине;

- расширить, углубить, конкретизировать знания по истории России, предусмотренные федеральным компонентом;

- воспитать чувство привязанности к родному краю и готовность к активному участию в жизни региона;

- воспитание культуры межнационального общения, убеждения в бессмысленности и опасности межнациональных конфликтов;

- формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего;

- развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края.

Общая характеристика учебного предмета


Краеведение подробно знакомит учащихся с историей региона их проживания. Оно расширяет и дополняет знания, полученные на уроках истории России. Краеведение позволяет глубже понимать исторические и географические принципы и закономерности, помогая изучению истории, географии и других предметов учащимися. Краеведение помогает формированию личности учащегося, активно реализуя программу патриотического воспитания.

Краеведение - междисциплинарный курс, с помощью которого легко можно установить прочные межпредметные связи. Задача исторического краеведения заключается также в том, чтобы учащиеся могли соотносить события, происходившие на территории нашей области с историей страны и мира.

Материалы учебников постоянно обращаются к уже изученному, поднимаясь каждый раз качественно и количественно на более высокий уровень. Таким образом, историческое краеведение становится своеобразным дополнением курса истории, оставаясь при этом самодостаточным и полноценным школьным предметом.

Изучение краеведения предполагает активное участие учащихся в краеведческой работе, сборе местного материала, выполнении проектных заданий.


Место предмета в учебном плане

На изучение курса "Историческое краеведение" в региональном учебном плане отводится 35 часов, т.е. по 1 часу в неделю в 7 классе.

Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения содержания курса по историческому краеведению являются:

- любовь к своей малой Родине, знание её истории;

- желание преумножить её благосостояние через своё личное участие;

- уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Метапредметными результатами освоения содержания курса по историческому краеведению являются:

- определение структуры объекта познания и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет - ресурсы и другие базы данных;

- умение разделять процессы на этапы, звенья; выявление характерных причинно - следственных связей;

- владение монологической и диалогической речью;

- составление плана, тезисов, конспекта;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов;

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

Предметными результатами освоения содержания курса по историческому краеведению являются:

- умение объяснять значение исторических, краеведческих понятий;

- умение показывать на карте стоянки людей в период палеолита, мезолита и неолита;

- умение давать характеристику основным занятиям населения нашего края;

- умение давать характеристику социально - экономическому развитию края.



Содержание программы

1 Введение.

Необходимость знания истории и культуры края. Что и как изучает историческое краеведение. Источники краеведческих знаний: археологические, музейные, литературные, бытовые и др.

2. Наш край в древности .

Понятие "первобытность". Палеолит в Среднем Поволжье. Орудия труда древнейших людей. Мезолит и неолит. Племена с боевыми топорами. Абашевская культура. Срубные племена. Племена и народы Симбирского края в I тысячелетии до н.э. Расселение древнемордовских племен (мордва-мокша, мордва-эрзя). Племена и народы Симбирского края в конце I - начале II тысячелетия н.э.

3. В составе Волжской Булгарии .

Булгары, их быт и культура. Буртасы и свидетельства о них арабских историков. Своеобразие племен. Государства, образованные булгарами. Великий Булгар.

4. Период Золотой Орды и Казанского ханства .

Монголо-татарское нашествие. Вторжение в Волжскую Булгарию. Организация сопротивления. Наш край в составе Золотой Орды. История образования Казанского ханства. Наш край в составе ханства. Феодальные отношения в ханстве. Культурное развитие и формирование татарской народности. Отношения с Москвой. Воцарение Крымской династии. Покорение Иваном IV Грозным Казанского ханства. Участие местного населения в борьбе с ханством.

5. Основание Симбирска и освоение края в XVII - XVIII веках.

Причины освоения края. Строительство сторожевых линий. Симбирско-Карсунская линия. Воевода Богдан Хитрово. Возникновение Симбирска. Симбирский Кремль. Острог. Посад и слободы. Население Симбирска в XVII веке. Штурм Симбирска разинцами. Борятинский. Атаман Ф. Шелудяк и его поход на Симбирск. Разгром Пугачева. Пугачев в Симбирске. Пребывание в Симбирске А.В. Суворова. Пушкин о Пугачеве.

6. Этнография народов Симбирского Поволжья в XVII - XVIII веках .

Многонациональное население нашего края. Основные занятия жителей и народные промыслы. Особенности жилища, домашняя утварь и национальная кухня. Национальная одежда и семейные обряды народов нашего края. Народные праздники: масленица, сабантуй, аканчуй.


Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение


Литература для учителя


- «Концептуальные и нормативно-методические основы изучения краеведения в образовательных организациях Ульяновской области» под редакцией Н.В. Жульковой, В.Н.Янушевского. - Ульяновск, Центр ОСИ, 2015.

- Историческое краеведение: учебное пособие для VII - IX классов общеобразовательных учреждений. Автор Т.Б.Табарданова, В.Н.Кузнецов, Ульяновск, 2000г.

- Край Симбирский: краткий исторический очерк. В.Н.Сверкалов, М.А.Гнутов. Саратов, 2001г.

- Историческое краеведение: методические рекомендации. Т.Б.Табарданова. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003г.

Литература для учащихся

- Историческое краеведение: учебное пособие для VII - IX классов общеобразовательных учреждений. Автор Т.Б.Табарданова, В.Н.Кузнецов, Ульяновск, 2000г.

Оборудование:

Компьютер

Принтер

Мультимидийный проектор

Презентации

Планируемые результаты изучения учебного предмета


Ученик научится:

-определять:

- время заселения древними людьми Среднего Поволжья;

- места неолитических стоянок людей на территории нашего края;

- основные занятия людей эпохи неолита;

- составлять описание и положение крупнейших племен и племенных союзов на территории нашего края в эпоху меди и бронзы (финно-угорские племена, "племена с боевыми топорами", абашевцы, племена срубной культуры, древнемордовские племена); время и территорию расселения булгарских племен, особенности их жизни (экономика, общественный уклад, внешние связи, культура, религия); территорию расселения буртасов, их занятия,особенности быта и культуры; время образования, расцвета и упадка государства Волжская Булгария;

- характеризовать:

события монгольского завоевания Симбирского Поволжья;

- время образования Золотой Орды;

- положение народов, попавших под власть Золотой Орды;

- время возникновения Казанского ханства, особенности феодальных отношений в нем;

- основные этапы покорения Казанското ханства Московским государством.

- объяснять когда и почему была создана Симбирско-Карсунская засечная черта и основаны города Симбирск и Карсун;

- как был устроен Симбирск в XYII веке, его основную функцию;

- основные события крестьянских войн под предводительством С. Разина и Е. Пугачева на территории Симбирского Поволжья.

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивать уровень развития экономических и общественных отношений различных племен;

- сравнивать уровни развития и особенности культуры булгар и буртасов;

- определять причины и следствия как отдельных исторических событий, так и процессов, происходивших на территории нашего края (монголо-татарское завоевание, русское продвижение на Восток и основание Симбирска, крестьянские войны);

- делать выводы и обобщения об исторических процессах, проходивших в Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанском ханстве;

- пользоваться историко-географической картой Среднего Поволжья.

- сравнивать положение различных социальных слоев населения Симбирской губернии, давать обоснованные оценки конкретным фактам и процессам в истории края.

Календарно - тематическое планирование

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Планируемые результаты - предметные

Планируемые

метапредметные результаты

Личностные результаты

Вид и форма контроля

Дата

урока

1.

Введение. Что изучает историческое краеведение.

1.

Вводная лекция с элементами беседы.

Уметь:

- объяснять значение понятий: археология, палеолит, мезолит.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

Устные ответы.

2.

Население края в эпоху палеолита и мезолита.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать определения понятий; показывать на исторической карте стоянки в период палеолита и мезолита.

Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

Устные ответы, сообщения по теме.

3.

Неолитические стоянки людей в нашем крае. Наш край- зона постоянных контактов между лесными и степными племенами.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь объяснять значение понятий: род, племя, присваивающие формы хозяйства, производящие формы хозяйства, неолит. Показывать на карте неолитические стоянки людей.

Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

Устные ответы, сообщения по теме.

4.

Племена и племенные союзы на территории Среднего Поволжья в эпоху меди и бронзы.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Показать на карте области процесс переселения народов; рассказать об участии булгар в данном процессе; анализировать взаимоотношения булгар и их соседей.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме.

5.

Вторжение с юга. Абашевцы: кто они?

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь объяснять значение понятий: патриархальная семья, европеоидная раса, индоевропейская общность, погребальный обряд.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме.

6.

Древнемордовские и именьковские племена.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь объяснять значение понятий: племенная знать, рабство, присурская группа- мокша, окская мордва- эрзя. Показывать на карте расселение данных союзов.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой

7.

Именьковцы - это славяне?

1.

Урок - круглый стол.

Уметь доказывать, что именьковцы - это ветвь, близкая славянам, что у них много общего в быте и хозяйстве, показывать на карте места их расселения.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль

Устные ответы, сообщения по теме.

8.

Великое переселение народов. Гунны. Позднесарматские племена на юге Ульяновской области.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь объяснять значение понятий: сарматы, гунны, аланы - кочевые племена, монголоязычная среда, древнетюркские племена. Объяснять причины Великого переселения народов.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Презентация7

9.

Булгары. Проникновение булгарских племён в наш край. Племенной союз суваро - булгар.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь объяснять значение понятий: ассимиляция, полукочевое хозяйство, два политических центра: Биляр-Булгар и Сувар. Показвать по карте территорию Волжской Булгарии.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

10.

Наш край в составе Волжской Булгарии.

1.

Урок - лекция.

Показать на карте области процесс переселения народов; рассказать об участии булгар в данном процессе; анализировать взаимоотношения булгар и их соседей.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа над проектом.

11.

Буртасы.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь давать характеристику буртасам, показывать по карте территорию их расселения.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.У стные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

12-13.

Ордынское нашествие.

2.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Называть формы зависимости от Золотой Орды; рассказывать о борьбе народа нашего края против установления ордынского владычества.

Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

Творческое решение учебных и практических задач. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

14.

Симбирская земля в составе Казанского Ханства.

1.

Урок-лекция.

Рассказать об экономическом и политическом наследии Казанского ханства. Анализировать причины возвышения Казанского ханства.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой

15.

Падение Казанского Ханства.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Рассказать об экономическом и политическом наследии Казанского ханства. Анализировать причины падения Казанского ханства.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

16.

Сторожевые линии. Основание Симбирска. Жизнь и быт симбирян.

1.

Урок - семинар.

Объяснить значения понятий:

«обломы», «рубленый город», « коты». Описывать средневековый город. Называть характерные черты политического устройства средневекового города.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.

Презентация.

Работа над проектом.

17-18.

Строительство Закамской черты. Колонизация Левобережья. Основание деревень и сёл Симбирского края.

2.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать характеристику основным занятиям населения. Показывать территорию расселения славянского населения, возникающие сёла и города.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа исторической картой.

19

Положение народов Среднего Поволжья в 17 веке. Христианизация местного населения.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Давать характеристику народам Поволжья, объяснять причины нарастания недовольства местного населения политикой царских властей, работать с контурной картой.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме.

20.

Неприступная крепость государства. Поражение С.Разина под Симбирском.

1.

Урок-семинар.

Повстанцы идут на Симбирск. Подготовка города к осаде. Разинцы идут на приступ. Взятие Симбирского посада. Поражение С. Разина под Симбирском. Показывать на карте ульяновской области процесс поражения разинцев с правительственными войсками.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов.

Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Презентация по теме.

21-22.

Социально-экономическое развитие края в 18 веке. Дальнейшее освоение края. Развитие мануфактурного производства.

2.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь давать характеристику социально-экономическому развитию края, выделять типы мануфактур, основные отрасли хозяйства, описывать основные предприятия ( Мелекесский завод, производства в Черемшанской волости и т. д.).

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них. Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме.

23.

События Пугачевского бунта. Е.Пугачев в Симбирске.

1.

Урок-семинар.

Бегство, неравное нашествие. «Симбирский» узник; народная память. Уметь выделять причины, основные этапы, итоги и значение Крестьянской войны. Давать характеристику руководителям движения: Е. Пугачёву, С. Юлаеву, Чике Зарубину, уметь показывать по карте походы восставших.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. Проектная деятельность.

24-25.

Знаменитые симбиряне 18 века. Развитие просвещения. Первые шаги по научному исследованию Симбирского края.

2.

Урок - круглый стол.

Учебные заведения в Симбирске во второй половине XVIII века. Знаменитые симбиряне: Тургеневы, Киндяковы, Н.М. Карамзин. Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями. Индивидуальная и групповая работа с источниками.

Сравнение, сопоставление одному классификация, ранжирование объектов по или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных. Владение навыками контроля оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой. Проектная деятельность.

26.

Многонациональное население нашего края. Мордва.

1.

Урок-семинар.

Уметь давать характеристику основным народам, населяющим Среднее Поволжье: татарам, чувашам, мордве. Выделять этапы формирования мордовской народности, различать две ветви мордвы: мордва - эрзя и мордва - мокша.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

27.

Чуваши. Тюркоязычные предки чувашей. Культура чувашей Симбирского Поволжья.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь давать характеристику чувашской народности: исторические корни, быт, обычаи, традиции, показывать по карте места расселения.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

28.

Татары Симбирского Поволжья. Основные этапы формирования татарского народа. Быт, культура.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Уметь давать характеристику татарской народности: исторические корни, быт, обычаи, традиции, показывать по карте места расселения.

Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Владение монологической и диалогической речью.

Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

29.

Русские - самое многочисленное население края. Расселение, хозяйство, культура, быт.

1.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Уметь давать развёрнутую характеристику русскому населению, выделять особенности их быта, хозяйства, культуры; сравнивать с другими народами Поволжья.

Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль.Устные ответы, сообщения по теме. Работа с исторической картой.

30.

Народные промыслы в Симбирской губернии.

1.

Урок - семинар.

Знать основные промыслы Симбирской губернии, выделять их особенности, сравнивать с промыслами в других регионах.

Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Проектная деятельность.

31-32.

История моей семьи.

2.

Урок - семинар.

Уметь составлять родословную своей семьи, анализировать документы, работать с архивами.

Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Учительский контроль, самоконтроль и взаимоконтроль. Проектная деятельность.

33-34.

Итоговое повторение.

2.

Урок - экскурсия.

Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

Любовь к своей Малой Родине, знание ее истории.

Желание преумножать ее благосостояние через свое личное участие.

Уважение к многонациональному составу Ульяновской области.

Тестирование.

35

Резерв

1



















© 2010-2022