Рабочая программа по культуре КБР

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Культура народов Кабардино-Балкарии» предназначена для учащихся 11-а,11-б, 11-в классов МКОУ СОШ №3 им. Р. Калмыкова г. Баксана.

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

  • Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. №889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012г. №74;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано Минюстом РФ 03.03.2011 № 19993) (с учетом изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (с учетом внесенных изменений от 08.06.2015г. №576, 28.12.2015г. № 1529, 26.01.2016г. №38);

  • Устав МКОУ СОШ №3 им.Р.Калмыкова г.Баксана (утвержден постановлением местной администрации г.о. Баксан от 14.04.2015г. №291);

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ предметов, курсов, дисциплин в МКОУ СОШ № 3 им. Р. Калмыкова г. Баксана (утвержден приказом директора №202 от 30.08.2014г.).

Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы МКОУ СОШ № 3 им. Р. Калмыкова г. Баксана.

Рабочая программа курса Культура народов КБР для 11-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории и культуре КБР разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Для составления учебной рабочей программы использована авторская программа Мамбетова Г.Х. Нальчик.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (из расчета 1 учебный час в неделю, с учетом экзаменационного периода).

Основные цели и задачи учебного курса по истории Кабардино-Балкарии

Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:

  • воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;

  • -формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.

Задачи реализации регионального компонента по культуре народов КБР:

  • дать выпускникам целостное представление о культурном, этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;

  • сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;

  • обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;

  • способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;

  • помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

  • пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

  • развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале;

  • развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края;

  • создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков - известных деятелей культуры;

  • формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Общая характеристика предмета

Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.

Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение вводных, повторительно-обобщающих, контрольных уроков.

Программа предусматривает использование иллюстративного материала, карт, схем и таблиц, а также проведение уроков в игровой, дискуссионной, конкурсной формах. Значительное место уделяется интерактивным методам обучения.

Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы

Учебно-методический комплект:

Учебник:

  • Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014

  • Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2006.

  • Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2007г.

  • Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.

Дополнительная литература:

  • Образовательный стандарт по региональной истории.

  • Программа курса по культуре народов КБР. 2005.

  • М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.

  • М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.

  • М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.

Дополнительные материалы:

Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», «Материальная и духовная культура народов КБР».

Информационные ресурсы:

  • Сайт Национального музея КБР - museum-kbrglav.ru/

  • Сайт Музея ИЗО - muzey-kbr.ru/

  • Сайт Мемориала - memorialbnkbr.com

  • Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.

  • Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»

Материально-техническое обеспечение

Видеофильмы:

  • Черкесия

  • Адыгэ хэку

Технические средства обучения:

  • Телевизор

  • DVD

  • Ноутбук

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса ученик должен знать:

  • основные черты традиционной культуры кабардинцев и балкарцев;

  • общие и различные элементы двух культур;

  • общие принципам и решения познавательных проблем, методы этнографического анализа;

Учащиеся должны овладеть умениями:

  • определять и объяснять понятия;

  • выделять главную мысль, идею в учебнике;

  • рассматривать общественные явления в развитии;

  • анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию;

  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности,

  • анализировать конкретные научные ситуации,

  • видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;

  • анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных) точек зрения.

Владеть компетенциями:

  • информационно-поисковой;

  • учебно-познавательной;

  • коммуникативной;


Практические занятия и контроль уровня обученности учащихся



4

четв/полуг.

год

11-а,11-б, 11-г

к/р.

1

1

1

1

4

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела


Количество

часов

Контрольные

работы

1

Семейная культура

11

1

2

Культура воспитания.

12

2

3

Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев

12

1

4

Общее количество часов

35

3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Семейная культура.

Семейно-брачные отношения и обычаи избегания. Сватание, калым, свадьба. Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей.

Культура воспитания.

Трудовое, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарцев. Уважительное отношение к старшим, родителям, к женщине. Обычаи приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете.

Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев

Понятие «художественная культура». Народное прикладное искусство кабардинцев и балкарцев. Истоки театрального искусства и его современное состояние. Музыкальное искусство КБР. Изобразительное искусство. Союз художников КБР. Устное народное творчество. Нартский эпос. Художественная литература кабардинцев и балкapцев, союз писателей КБР.

.











4.КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

К-во

ч

Тип/

форма

урока

Средства обучения (учебно-методические и материально-технические)

Планируемые результаты обучения.

Виды и формы контроля

Домашнее задание

Дата

план

факт

Гл 4. Семейная культура 11 ч


1

Большая и малая семья

1

Урок изучения нового материала

Учебник,

презентация

Знать: какие традиции существовали в семье, роль тхъэмады и гуаши в семье

Составить сравнительную таблицу

§1,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

2

Брачные запреты

1

Комбинированный

Учебник

Знать: какие существовали брачные запреты

Опрос по вопросам

§ 2,,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

3

Сватание

1

Урок изучения нового материала

Учебник

Знать какое участие принимали родители в выборе жениха для дочери, невесты для сына, где и как оформлялся брак

Сообщения, творческие задания

§3,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

4

Калым

1

Комбинированный

Учебник

Знать, чему был равен калым, как и когда он уплачивался

Опрос по вопросам

§4,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

5

Свадьба

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать, какое участие принимали родств-и и соседив свадьбе; чем отлич-сь каб-ая св-а от балкарской

Опрос по вопросам

§5,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

6

Обычай избегания

1

Комбинированный

Учебник

Знать обычай избегания

Сообщения, творческие задания

§ 6,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

7

Первое возвращение невесты домой

1

Комбинированный

Учебник

Знать, какие обычаи связаны с первым возвращением невесты домой

Сообщения, творческие задания

§7, подготовка к контрольной работе

11а

11б

11в

11а

11б

11в

8

Контрольная работа по теме: «Семейная культура».

1

Урок контроля

Раздаточный материал

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменная работа

повторить § 7

11а

11б

11в

11а

11б

11в

9

Развод

1

Урок изучения нового материала

Учебник

Опрос по вопросам

§ 8,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

10

Ребенок и его имя

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать, кто давал имя ребенку, какие обряды выполнялись при рождении мальчика

Опрос по вопросам

§ 9,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

11

Обрядовые игры, связанные с рождением детей.

1

Урок изучения нового материала

Учебник,

презентация

Знать, кто давал имя ребенку, какие обряды выполнялись при рождении мальчика

Опрос по вопросам

§ 10,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

Гл 5. Культура воспитания 11 ч


12

Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

1

Урок изучения нового материала

Учебник,

презентация

Знать средства физического воспитания, названия игр, используемых для воспитания детей и подростков

Знать средства эстетического и нравственного воспитания

Сообщения, творческие задания

§ 1,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

13

Трудовое воспитание

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать отношение кабардинцев и балкарцев к трудовому воспитанию, основные задачи воспитания

Опрос по вопросам

§2,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

14

Военное воспитание

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать отношение кабардинцев и балкарцев к военному воспитанию, основные задачи воспитания

Сообщения, творческие задания

§ 3,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

15

Контрольная работа №2.

1

Урок контроля

Раздаточный материал

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменная работа

повторить § 3

11а

11б

11в

11а

11б

11в

16

Адыгский этикет

Этикет балкарцев

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать: Этические нормы кабардинцев, моральный кодекс «Адыгэ хабзэ».

Сообщения, творческие задания

§ 4 ,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

17

Уважительное отношение к родителям

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Уважительное отношение к родителям

Опрос по вопросам.

§5,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

18

Уважительное отношение к старшим

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать: Уважительное отношение к старшим

Опрос по вопросам

§6,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

19

Уважительное отношение к женщине

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Уважительное отношение к женщине

Опрос по вопросам

§ 7,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

20

Обычаи приветствий и прощаний

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать обычаи приветствий и прощаний

Опрос по вопросам

§ 8,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

21

Благопожелания

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Благопожелания

Опрос по вопросам

§ 9,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

22

Тосты и застольный этикет

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать тосты и застольный этикет

Сообщения, творческие задания

§ 10,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

23

Контрольная работа №3 по теме: «Культура воспитания»

1

Урок контроля

Раздаточный материал

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменная работа

повторить § 10

11а

11б

11в

11а

11б

11в

Гл 6. Духовная культура кабардинцев и балкарцев 13 ч


24

Устное народное творчество

1

Урок изучения нового материала

Учебник,

презентация

Знать жанры устного народного творчества

Сообщения, творческие задания

§ 1,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

25

Нартский эпос

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать сказания о нартах

Сообщения, творческие задания

§ 2,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

26

Музыкальное искусство

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать известных песнотворцев, лучших исполнителей народных песен

Сообщения, творческие задания

§ 3,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

27

Танцы и

танцевальный этикет

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать: национальные название танцев

Сообщения, творческие задания

§ 4,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

28

Театральное искусство

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать: театрализованные народные празднества

Сообщения, творческие задания

§ 5,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

29

Театральные певцы

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать, какова основная роль народных певцов

Сообщения, творческие задания

§6,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

30

Прикладное искусство

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать отличительные особенности народного искусства кабардинцев от нар. иск. балкарцев

Сообщения, творческие задания

§ 7, подготовка к контрольной работе.

11а

11б

11в

11а

11б

11в

31

Контрольная работа №4 по теме:

« Духовная культура кабардинцев и балкарцев »

1

Урок контроля

Раздаточный материал

Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Письменная работа

повторить § 7

11а

11б

11в

11а

11б

11в

32

Религия

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать: какие религии исповедовали кабардинцы и балкарцы

Опрос по вопросам

§ 8,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

33

Похоронные обряды

1

Комбинированный

Учебник,

Знать основные похоронные обряды

Опрос по вопросам

§ 9,

вопросы и задания

11а

11б

11в

11а

11б

11в

34

Народная медицина

1

Комбинированный

Учебник,

презентация

Знать: методы лечения, которые применяли народные знахари

Опрос по вопросам

§ 10,

вопросы и задания.

11а

11б

11в

11а

11б

11в

35

Итоговое повторение

1

Урок контроля

Обобщающая беседа.

11а

11б

11в

11а

11б

11в

1

© 2010-2022