- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по культуре КБР
Рабочая программа по культуре КБР
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тхамадокова М.Д. |
Дата | 16.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Культура народов Кабардино-Балкарии» предназначена для учащихся 11-а,11-б, 11-в классов МКОУ СОШ №3 им. Р. Калмыкова г. Баксана.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
-
Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
-
Приказ Минобрнауки России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с учетом изменений, внесенных приказами Минобрнауки России от 20.08.2008 г. №241, от 30.08.2010 г. №889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012г. №74;
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», (зарегистрировано Минюстом РФ 03.03.2011 № 19993) (с учетом изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24 декабря 2015г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования» (с учетом внесенных изменений от 08.06.2015г. №576, 28.12.2015г. № 1529, 26.01.2016г. №38);
-
Устав МКОУ СОШ №3 им.Р.Калмыкова г.Баксана (утвержден постановлением местной администрации г.о. Баксан от 14.04.2015г. №291);
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ предметов, курсов, дисциплин в МКОУ СОШ № 3 им. Р. Калмыкова г. Баксана (утвержден приказом директора №202 от 30.08.2014г.).
Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы МКОУ СОШ № 3 им. Р. Калмыкова г. Баксана.
Рабочая программа курса Культура народов КБР для 11-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории и культуре КБР разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Для составления учебной рабочей программы использована авторская программа Мамбетова Г.Х. Нальчик.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов (из расчета 1 учебный час в неделю, с учетом экзаменационного периода).
Основные цели и задачи учебного курса по истории Кабардино-Балкарии
Целями реализации регионального компонента по Культуре народов КБР являются:
-
воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;
-
-формирование способности выпускников к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.
Задачи реализации регионального компонента по культуре народов КБР:
-
дать выпускникам целостное представление о культурном, этнонациональном, своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;
-
сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;
-
обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;
-
способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;
-
помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;
-
пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;
-
развивать у обучающихся интерес к родной культуре, раскрывая сущность явлений и процессов на близком ярком материале;
-
развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории и культуре края;
-
создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков - известных деятелей культуры;
-
формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.
Общая характеристика предмета
Тематическое планирование составлено в соответствии со структурой учебника. Задания различной степени сложности признаны способствовать более прочному усвоению знаний, выработке практических умений для реализации самообразования, а также развитию аналитического мышления, устной и письменной речи.
Планирование предполагает изучение содержания крупными логическими блоками и предусматривает проведение вводных, повторительно-обобщающих, контрольных уроков.
Программа предусматривает использование иллюстративного материала, карт, схем и таблиц, а также проведение уроков в игровой, дискуссионной, конкурсной формах. Значительное место уделяется интерактивным методам обучения.
Используемый учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы
Учебно-методический комплект:
Учебник:
-
Мамбетов Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 2014
-
Карданова М.М. и др. Контрольно-измерительные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР. 8-11 кл. Нальчик, 2006.
-
Аталиков В.М. Культура кабардинцев и балкарцев. Учебное пособие. Нальчик, 2007г.
-
Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992г.
Дополнительная литература:
-
Образовательный стандарт по региональной истории.
-
Программа курса по культуре народов КБР. 2005.
-
М.Д. Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9 классы». Нальчик: Эльбрус, 2008.
-
М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004.
-
М.Д. Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2008.
Дополнительные материалы:
Электронные издания с материалами по истории КБР: «История адыгов», «Материальная и духовная культура народов КБР».
Информационные ресурсы:
-
Сайт Национального музея КБР - museum-kbrglav.ru/
-
Сайт Музея ИЗО - muzey-kbr.ru/
-
Сайт Мемориала - memorialbnkbr.com
-
Сайт Адыги.ru/Сабанчиев Х.
-
Сайт КБР. Рубрика «Истории КБР»
Материально-техническое обеспечение
Видеофильмы:
-
Черкесия
-
Адыгэ хэку
Технические средства обучения:
-
Телевизор
-
DVD
-
Ноутбук
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса ученик должен знать:
-
основные черты традиционной культуры кабардинцев и балкарцев;
-
общие и различные элементы двух культур;
-
общие принципам и решения познавательных проблем, методы этнографического анализа;
Учащиеся должны овладеть умениями:
-
определять и объяснять понятия;
-
выделять главную мысль, идею в учебнике;
-
рассматривать общественные явления в развитии;
-
анализировать, обобщать и систематизировать полученную информацию;
-
выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности,
-
анализировать конкретные научные ситуации,
-
видеть и решать проблемы, поставленные перед ними жизнью;
-
анализировать и описывать события с разных, часто с противоположных) точек зрения.
Владеть компетенциями:
-
информационно-поисковой;
-
учебно-познавательной;
-
коммуникативной;
Практические занятия и контроль уровня обученности учащихся
- 4
четв/полуг.
год
11-а,11-б, 11-г
к/р.
1
1
1
1
4
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название раздела
Количество
часов
Контрольные
работы
1
Семейная культура
11
1
2
Культура воспитания.
12
2
3
Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев
12
1
4
Общее количество часов
35
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Семейная культура.
Семейно-брачные отношения и обычаи избегания. Сватание, калым, свадьба. Обычаи избегания. Первое возвращение невесты домой. Развод. Ребенок и его имя. Обрядовые игры и обычаи, связанные с рождением и воспитанием детей.
Культура воспитания.
Трудовое, физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Военно-патриотическое воспитание. Адыгский этикет. Этикет балкарцев. Уважительное отношение к старшим, родителям, к женщине. Обычаи приветствий и прощаний. Благопожелания. Тосты и немного о застольном этикете.
Из духовной культуры кабардинцев и балкарцев
Понятие «художественная культура». Народное прикладное искусство кабардинцев и балкарцев. Истоки театрального искусства и его современное состояние. Музыкальное искусство КБР. Изобразительное искусство. Союз художников КБР. Устное народное творчество. Нартский эпос. Художественная литература кабардинцев и балкapцев, союз писателей КБР.
.
4.КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
К-во
ч
Тип/
форма
урока
Средства обучения (учебно-методические и материально-технические)
Планируемые результаты обучения.
Виды и формы контроля
Домашнее задание
Дата
план
факт
Гл 4. Семейная культура 11 ч
1
Большая и малая семья
1
Урок изучения нового материала
Учебник,
презентация
Знать: какие традиции существовали в семье, роль тхъэмады и гуаши в семье
Составить сравнительную таблицу
§1,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
2
Брачные запреты
1
Комбинированный
Учебник
Знать: какие существовали брачные запреты
Опрос по вопросам
§ 2,,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
3
Сватание
1
Урок изучения нового материала
Учебник
Знать какое участие принимали родители в выборе жениха для дочери, невесты для сына, где и как оформлялся брак
Сообщения, творческие задания
§3,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
4
Калым
1
Комбинированный
Учебник
Знать, чему был равен калым, как и когда он уплачивался
Опрос по вопросам
§4,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
5
Свадьба
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать, какое участие принимали родств-и и соседив свадьбе; чем отлич-сь каб-ая св-а от балкарской
Опрос по вопросам
§5,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
6
Обычай избегания
1
Комбинированный
Учебник
Знать обычай избегания
Сообщения, творческие задания
§ 6,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
7
Первое возвращение невесты домой
1
Комбинированный
Учебник
Знать, какие обычаи связаны с первым возвращением невесты домой
Сообщения, творческие задания
§7, подготовка к контрольной работе
11а
11б
11в
11а
11б
11в
8
Контрольная работа по теме: «Семейная культура».
1
Урок контроля
Раздаточный материал
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Письменная работа
повторить § 7
11а
11б
11в
11а
11б
11в
9
Развод
1
Урок изучения нового материала
Учебник
Опрос по вопросам
§ 8,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
10
Ребенок и его имя
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать, кто давал имя ребенку, какие обряды выполнялись при рождении мальчика
Опрос по вопросам
§ 9,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
11
Обрядовые игры, связанные с рождением детей.
1
Урок изучения нового материала
Учебник,
презентация
Знать, кто давал имя ребенку, какие обряды выполнялись при рождении мальчика
Опрос по вопросам
§ 10,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
Гл 5. Культура воспитания 11 ч
12
Физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание.
1
Урок изучения нового материала
Учебник,
презентация
Знать средства физического воспитания, названия игр, используемых для воспитания детей и подростков
Знать средства эстетического и нравственного воспитания
Сообщения, творческие задания
§ 1,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
13
Трудовое воспитание
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать отношение кабардинцев и балкарцев к трудовому воспитанию, основные задачи воспитания
Опрос по вопросам
§2,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
14
Военное воспитание
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать отношение кабардинцев и балкарцев к военному воспитанию, основные задачи воспитания
Сообщения, творческие задания
§ 3,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
15
Контрольная работа №2.
1
Урок контроля
Раздаточный материал
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Письменная работа
повторить § 3
11а
11б
11в
11а
11б
11в
16
Адыгский этикет
Этикет балкарцев
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать: Этические нормы кабардинцев, моральный кодекс «Адыгэ хабзэ».
Сообщения, творческие задания
§ 4 ,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
17
Уважительное отношение к родителям
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Уважительное отношение к родителям
Опрос по вопросам.
§5,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
18
Уважительное отношение к старшим
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать: Уважительное отношение к старшим
Опрос по вопросам
§6,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
19
Уважительное отношение к женщине
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Уважительное отношение к женщине
Опрос по вопросам
§ 7,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
20
Обычаи приветствий и прощаний
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать обычаи приветствий и прощаний
Опрос по вопросам
§ 8,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
21
Благопожелания
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Благопожелания
Опрос по вопросам
§ 9,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
22
Тосты и застольный этикет
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать тосты и застольный этикет
Сообщения, творческие задания
§ 10,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
23
Контрольная работа №3 по теме: «Культура воспитания»
1
Урок контроля
Раздаточный материал
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Письменная работа
повторить § 10
11а
11б
11в
11а
11б
11в
Гл 6. Духовная культура кабардинцев и балкарцев 13 ч
24
Устное народное творчество
1
Урок изучения нового материала
Учебник,
презентация
Знать жанры устного народного творчества
Сообщения, творческие задания
§ 1,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
25
Нартский эпос
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать сказания о нартах
Сообщения, творческие задания
§ 2,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
26
Музыкальное искусство
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать известных песнотворцев, лучших исполнителей народных песен
Сообщения, творческие задания
§ 3,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
27
Танцы и
танцевальный этикет
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать: национальные название танцев
Сообщения, творческие задания
§ 4,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
28
Театральное искусство
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать: театрализованные народные празднества
Сообщения, творческие задания
§ 5,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
29
Театральные певцы
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать, какова основная роль народных певцов
Сообщения, творческие задания
§6,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
30
Прикладное искусство
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать отличительные особенности народного искусства кабардинцев от нар. иск. балкарцев
Сообщения, творческие задания
§ 7, подготовка к контрольной работе.
11а
11б
11в
11а
11б
11в
31
Контрольная работа №4 по теме:
« Духовная культура кабардинцев и балкарцев »
1
Урок контроля
Раздаточный материал
Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Письменная работа
повторить § 7
11а
11б
11в
11а
11б
11в
32
Религия
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать: какие религии исповедовали кабардинцы и балкарцы
Опрос по вопросам
§ 8,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
33
Похоронные обряды
1
Комбинированный
Учебник,
Знать основные похоронные обряды
Опрос по вопросам
§ 9,
вопросы и задания
11а
11б
11в
11а
11б
11в
34
Народная медицина
1
Комбинированный
Учебник,
презентация
Знать: методы лечения, которые применяли народные знахари
Опрос по вопросам
§ 10,
вопросы и задания.
11а
11б
11в
11а
11б
11в
35
Итоговое повторение
1
Урок контроля
Обобщающая беседа.
11а
11б
11в
11а
11б
11в
1