Урок истории Тема урока: «Восстание Спартака»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Восстание Спартака»

Учитель истории МБОУ СОШ №6 Л.Р.Сасина

Дата проведения :11.10.2013

ЦЕЛЬ: создать условия для развития практических знаний, умений, навыков, предметных компетенций при изучении нового материала.

ЗАДАЧИ:

  • Познакомить с основными событиями восстания рабов I в. до н.э. и его ролью в истории Древнего Рима и истории развития общества в целом;

  • продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, картой, иллюстрациями и другими доступными источниками информации;

  • развивать аналитические способности, логическое мышление, историческую смекалку за счет создания проблемной ситуации;

  • развивать умение действовать и принимать решения в нестандартной ситуации;

  • развивать личностные качества ребёнка: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность;

  • воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям - свобода, равенство, достоинство, справедливость;


  • воспитывать уверенность в себе, самостоятельность, коммуникативные навыки.

МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, ФОРМЫ РАБОТЫ: игровая методика, проблемный метод, метод «открытий», индивидуальная работа , опережающее задание, групповая работа.

ВИД УРОКА: урок, игра,

ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: раздаточный материал, жетоны, презентация «Во следам Спартака», компьютер, мультимедийный проектор, экран, карта «Восстание Спартака», иллюстрации, отрывки из кинофильма «Спартак»

Плана урока:

1. Причины восстания

2. Ход восстания

3. Причины поражения

4. Героическая личность Спартака.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Ребята, мы с вами сегодня вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму. Вам предстоит окунуться в атмосферу, царившую в римской империи в период расцвета рабства и гладиаторских боев, узнать, к каким тяжелым последствиям привело жестокое обращение с рабами, и как они боролись за свою свободу.

  1. Актуализация опорных знаний:

-Ребята наш урок я хотела бы начать со стихотворения. Ваша задача найти основную мысль текста.

«Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Когда нападут легионы врагов.

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнёт.

Пусть самый ленивый оружье возьмёт.

Свобода! Свобода! Богиня богинь!»

К чему призывает это стихотворение?

В чём состоит главный смысл текста?

Но прежде чем мы с вами станем современниками и участниками восстания рабов, давайте вспомним, что нам уже известно о рабстве в Древнем Риме. Предлагаю, провести небольшое соревнование среди трех желающих (проводится игра «Продолжи рассказ»1) - игра длится 5-7 минут. Участники должны по одному предложению рассказать материал домашнего задания. Один начинает, другой продолжает. Из игры выходит тот, которому нечего будет добавить по повторяемой теме, выигрывает тот, чье предложение будет последним. Игра позволяет эффективно повторить материал, развивает оперативность мышления и памяти, умение логически излагать материал, способность слушать другого человека.

  1. Переход к новой теме:

Итак, мы с вами вспомнили, каким было положение рабов в Риме. Их становилось все больше и больше. Недовольство и ненависть к рабовладельцам росли с каждым днем. И вот, наконец, в 74 году до н.э. вспыхнуло крупнейшее восстание рабов, возглавил которое гладиатор Спартак. Чтобы совершить путешествие по следам Спартака, я предлагаю поиграть вам в игру «Чистая доска». Посмотрите, пожалуйста, на доску, обратите внимание, она вся заполнена иллюстрациями, схемами, картой, новыми словами. Наша с вами задача полностью очистить ее по мере того, как мы будем узнавать то, что на ней есть. Убираем слова и записываем их в рабочую тетрадь.

На доске напечатаны слова с датами , именами, названиями населенных пунктов.

Изучение новой темы.

  1. Начало восстания.

  2. Образ Спартака, который мы имеем перед глазами сегодня, во многом плод усилий не историков, а литераторов, кинорежиссеров. Но при этом следует отметить, что среди ярких и сильных личностей, вождей и вожаков того времени: Цезаря, Суллы, Цицерона, Катилины, решительных и неистовых, отчаянных бойцов и не менее отчаянных консерваторов, свое место занимает и «великий генерал рабской войны», человек, о котором сказано, что вождь, поднимающий рабов на битву за свободу, - есть защитник всех бесправных и угнетенных.

  3. Сообщение ученика о Спартаке

Итак, у каждого из вас на столах лежит исторический документ о том, как началось восстание. Прочитайте его, пожалуйста.

Раздаточный материал: Плутарх. Марк Красс,8-11. (Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира. - М.,1987. С.211-212.)

Вопросы по прочитанному:

1.Где началось восстание?

2. Почему началось восстание?

3.Сколько рабов собиралось бежать из школы?

4. Кого выбрали предводителями восставшие рабы?

5. Что рассказывает соратник о Спартаке?

Какими качесвами должен был обладать Спартак, чтобы организовать такое восстание? Смелый, мужественный, умный, здравомыслящий. Борец за свободу.

1.Спартак отличался отвагой, физической силой.

2. Он отличался от других рабов выдающимся умом.

3. Спартак обладал организаторскими способностями.

4. Обладал талантом великого полководца.

5. Любил свой народ.

6. Презирал наживу и богатство.

7. Уважал право человека на свободу.

8. Ценил труд людей

Театрализованный показ учениками участников восстания

Я гладиатор В Капуе, в школе гладиаторов, я встретился со

Спартаком. Вид фракийца сразу же поразил меня. Огромного роста и могучие телосложения, он высоко нёс свою гордую голову. Несчастья не сломили его. Юношей, захваченный римлянами в плен в родной Фракии, он благодаря своему уму и храбрости добился свободы. Римляне заставили его воевать на их стороне. Здесь он обучился военному делу. Но Спартак не желал помогать римлянам завоёвывать мирные соседние народы. Он бежал из римской армии. Соединившись с отрядом таких же, как и он, беглецов, он жёг виллы богачей, захватывал товары и деньги римских купцов. Его схватили, и он снова был продан в рабство. На этот раз его сделали гладиатором. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.

Многие из нас, впав в отчаяние, старались продлить свою жалкую жизнь, всеми способами добиваясь побед в амфитеатре и одобрения публики. Ведь жизнь гладиатора такова, что спасти себя можно, только убивая товарища. Спартак убеждал нас, что таким способом можно сохранить свою жизнь сегодня, завтра … Но неизбежно наступит день, когда любой, даже самый искусный, гладиатор должен будет обагрить своей кровью песок арены. «Чем рисковать жизнью в амфитеатре, лучше пойти даже на крайней риск ради свободы», - убеждал он нас.

Захватив на кухне, где нам варили пищу, кухонные ножи и вертела - длинные металлические прутья, на которых жарили мясо, мы бросились к дверям. Охрана была опрокинута, но только 74 человека сумели вырваться из гладиаторской казармы. Однако в городе оставаться было невозможно. На дороге нам удалось захватить несколько телег, вёзших в школу гладиаторское оружие. Те, кому его не хватило, вооружились дубинами кинжалами, отобранными у встречных путников. Спартак вёл нас на Везувий.

Физминутка

Ребята, давайте на минутку отвлечёмся и зайдём на рынок в Древнем Риме.

На торгу мы побывали

Много всякого видали!

Разбегаются глаза

И вертится голова.

Я увидеть всё хочу,

Может что-нибудь куплю.

Для начала шёлк помну,

Лисий мех приподниму,

Да немного потрясу.

Ребята, посмотрите, можем ли мы уже что-то убрать с доски? (с доски убирается Капуя, Крикс, Фракия, гладиаторская школа, 74)

Проблемный вопрос: В гладиаторской школе всегда были заперты ворота, оружие надежно спрятано, охрана хорошо вооружена, как восставшим удалось бежать?

Просмотр фильма Учитель демонстрирует фрагмент фильма «Спартак»

Приложение: OnlineMultfilmy.ru

Интервал 40с - 1 мин. 45 с)

Ход восстания.

Рассказ учителя, работа с картой.

Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путям, которые прошли восставшие.

Откройте, пожалуйста, ваши рабочие тетради (Годер Г.И. История древнего мира. Рабочая тетрадь Ч.2) задание 69 (стр. 56-57). Ваша задача во время нашего виртуального путешествия заполнить контурную карту, представленную в ваших тетрадях. Внимание на экран (презентация «По следам Спартака»).

Проблемные вопросы:

1.Как удалось повстанцам бежать из укрепленного лагеря, ведь лестниц у них не было?

2. Зачем Спартак повел рабов к Галлии?

2. Как вы думаете, почему Крикс отделился от Спартака? Стоило ли это делать? Почему?

3. На войну из Рима обычно посылали только одного консула. Но восстание приобрело такой размах, что сенат на подавление армии Спартака отправляет сразу 2 консулов? Каким было выгоднее напасть на армию рабов?

4. Как вы думаете, почему Спартак повернул на юг?

Итак, что с доски мы можем убрать? (Убрали Везувий, Красс, карту, иллюстрацию)

Поражение восстания.

Просмотр видеофрагмента .

Ну что ж вот мы с вами совершили увлекательное путешествие по следам Спартака. Как вы поняли из видеофрагмента, чем закончилось восстание?

Проблемный вопрос: Почему восстание потерпело поражение?

Обратите внимание: наша доска почти полностью очищена, но остались небольшие загадочные схемы. Тот, кто поймет, что зашифровано в этих схемах, тот и сможет ответить на вопрос, почему восстание потерпело поражение.

  1. Закрепление.

Ну что ж, ребята, мы с вами достигли цели - наша доска полностью чистая, давайте кратко вспомним, что у нас на ней было.

( При наличии времени в качестве закрепления можно использовать другие игры на закрепление - ребусы, загадки, шарады, реставрацию, живые картины и пр

  1. Рефлексия.

Вспомните, пожалуйста, что каждой группе было дано задание, оценить восстание рабов со своей позиции. Пожалуйста, группы, охарактеризуйте, каким вы видите Спартака, как расцениваете восстание рабов.Актуальна ли тема рабства в наши дни?

Подведение итогов.

  1. Домашнее задание. Сочинение «Героическая личности Спартака».(характеристика по плану)


Литература для учителя:

    1. Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс: поурочные разработки к учебникам Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. и Михайловского Ф.А. - М.: ВАКО, 2005.

    2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории.- М.: Издательство «Владос-Пресс»,2003.

    3. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: учеб.для 5 класса.- М.: Просвещение, 2011.

    4. Годер Г.И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс: 2 часть.- М.: Просвещение, 2011.

    5. Кочергина Л.Л. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С.- Волгоград: Учитель, 2007

    6. Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории древнего мира. - М.,1987











1

© 2010-2022