- Преподавателю
- История
- Рабочая программа по предмету История России для обучающихся 6 класса
Рабочая программа по предмету История России для обучающихся 6 класса
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ладанова Т.В. |
Дата | 21.11.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Управление образования администрации
Иркутского районного муниципального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Горячеключевская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: Согласованно: Утверждено:
Методическим объединением «____»_____2016 Приказ №____от «____»_____2016
учителей обществознания, Заместитель Директор МОУ ИРМО
истории, биологии, музыки директора по УВР «Горячеключевская СОШ»
географии, физкультуры ______________ __________ Боярский М.Ю.
протокол № ________ Макарова Л.М
от «__________» 2016
Руководитель МО
___________ Ладанова Т.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История России»
для учащихся 6 класса
Уровень: общеобразовательный
Образовательная область: обществознание
Разработала:
Ладанова Татьяна Васильевна,
учитель истории и обществознания,
I квалификационная категория
2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
-
Закона Российской Федерации « Об образовании Российской Федерации № 273 от 29.12. 2012г.»
-
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования), утвержден приказом Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413;
-
Федеральный государственный стандарт (полного общего образования), утвержден Приказом Министерства образования науки РФ от 17.05.2012г. № 143
-
Приказ министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области», службы по контролю и надзору в сфере образования № 75-37-1237/15 от 02.07.2015г.
-
Учебного плана МОУ ИРМО «Горячеключевская СОШ» на 2016-2017 учебный год.
-
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразоват. организаций/ А.А Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей, особенностей социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
-
компетентностный подход к определению целей и содержания школьного исторического образования, при котором формируются компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
-
системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействий и развитии;
-
деятельный подход к отбору исторического содержания, при котором учебно - методический комплекс, созданный на основе данной программы, должен помочь учителю сформулировать учебные задачи и обеспечить учащихся необходимой информацией для самостоятельного решения этих задач, формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;
-
государственнический подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования, в рамках которого формируется положительная гражданская идентичность учащихся, воспитываются патриотизм и уважение к своему Отечеству, правам и свободам человека, социальная ответственность, приверженность к гуманистическим, демократическим и нравственным ценностям;
Главная содержательная линии курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развертывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение. В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены следующие ключевые аспекты данной деятельности:
-
экономическая история России: развитие материального производства, эволюция трудовой и хозяйственной деятельности, изменение характера экономических отношений;
-
политическая система России: зарождение и эволюция российской государственности, ее исторические формы и типы; механизмы модели функционирования и смены власти, взаимодействия власти и общества на разных этапах развития; основные вехи политической истории;
-
социокультурная история России: развитие и важнейшие особенности культуры многонационального российского народа; эволюция научных знаний и системы образования; принятие, усвоение и творческое развитие традиционных религий народов России; вклад народов России в мировую культуру; история повседневной жизни и быта представителей различных слоёв российского общества; эволюция их ценностных ориентиров, потребностей, мотивации, картины мира.
Курс сочетает историю государства и населяющих его народов. Он дает представление об основных этапах исторического пути отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия с ведущими процессами мировой истории. При изучении всех разделов курса предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории.
Место учебного предмета «История России» в базисном учебном (образовательном) плане
Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для изучения учебного предмета «История России» в 6 классе выделяет 36 часов из расчета 2 часа в неделю.
Реализация программы направлена на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
-
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Программа определяет ряд задач в изучении истории России в 6 классе:
-
формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
-
овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времён до конца XVIв., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно - историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
-
воспитание учащихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
-
развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах (Русская правда, Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.
Учебно-тематический план
Наименование разделов
Всего часов
Введение
1
Народы и государства на территории нашей страны в древности
5
Руси в I X- первой половине XII в.
10
Русь в середине XII - начале XIIIв.
5
Русские земли в середине XIII - XIV
10
Формирование единого Русского государства
5
Итого
36
Содержание программы
Введение
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно исторического процесса. Факторы самобытности российской истории. Природный фак-
тор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории. Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности.
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества.Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена.
Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат.
Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских
общин.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев.Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси.
Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (сло-
во, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.
Русь в конце X - начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Ор-
ганы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII - начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория
и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.
Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII - XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса. Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-госу-
дарственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля. Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения. Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.
Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.
Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в. Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Ка-
занское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Мо-
скве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства. Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси. Расширение международных связей Московского госу-
дарства. Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Мо-
сковский Кремль. Повседневная жизнь и быт населения.
Требование к уровню подготовки учащихся
В результате изучения истории России в 6 классе учащиеся должны уметь:
-
извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики и пр.);
-
сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
-
различать факты и их интерпретации, оценки; классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
-
давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
-
на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-
определять аргументировать своё отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории России;
-
применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде
-
связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
-
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последовательность исторических явлений и событий;
-
сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
-
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
-
самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные;
-
работать с исторической картой;
-
оперировать историческими датами, выделять синхронность событий и явлений.
В результате изучения истории ученик должен знать/понимать:
• основные этапы и ключевые события мира; выдающихся деятелей истории России и мира;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включает:
-
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
-
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважения прав и свобод человека;
-
осмысление социально - нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-
понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
-
способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уроке произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнении и способ действия как в конце действия, так по ходу его реализации;
-
владение умениями работать с учебником и внешкольной информацией, различными логическими действиями ( определение и ограничение понятий, установление причинно - следственных и родовидовых связей и др.);
-
использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет - ресурсов;
-
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах ( сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружение;
-
Владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнерами, продуктивно разрешать конфликты на основе учетов интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включает:
-
формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
-
формирование важнейших культурно - исторических ориентиров для гражданской, этнической, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
-
овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
-
формирование умение применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явления прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
-
развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
-
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
-
приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, стремление сохранять и приумножать культурное наследие;
-
создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Система оценки достижения планируемых
результатов освоения предмета
Критерии оценивания
Контроль успеваемости учащихся - это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение - это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка.
Критерии оценки устного ответа:
• глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
• твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
• неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается - тремя баллами;
• наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, невладение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
• отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
• активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
• активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
• неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности - тремя баллами;
• полное отсутствие активности - отметка «2»;
• отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Критерии оценки тестового задания:
• 80-100% - отлично «5»;
• 60-80% - хорошо «4»
• 40-60% - удовлетворительно «3»;
• менее 40% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
• глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
• привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
• выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы - тремя баллами;
• полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
В случае если оценка является спорной, то для повышения результата учитель в праве учитывать выполнение следующих требований к учащимся:
- ведение тетради (наличие в ней материала)
- активное или безактивное участие учащихся в общешкольных мероприятиях на историческую и обществоведческую тематику (это касается и классных часов если классный руководитель посчитает необходимым отметить учащихся)
- участие в самостоятельной или общешкольной экскурсионной деятельности
- готовность к уроку (выполнение домашних заданий)
Материально - техническое обеспечение
-
Используемые технические средства:
-
Персональный компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Учебно - практическое оборудование
-
Аудиторная доска с магнитной поверхностью
Литература
-
История 6 класс. Занимательные материалы. Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова, Т.Н. Степанова. - ИТД «Корифей».- 2008..
-
Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся / Татьяна Черкашина. - Волгоград: Учитель, 2012.
-
Контрольно - измерительные материалы. История России: 6 класс/ Сост. К.В. Волкова. - М.: ВАКО, 2011.
-
История России с древнейших времен до конца XVI века: поурочные планы по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6 класс / авт.- сост. Н.Ю. Колесниченко. - 2-е изд., стериотип. - Волгоград: Учитель, 2008.
-
Интернет ресурсы
Календарно-тематическое планирование
по предмету «История России»
КТП составлено в соответствии с Рабочей программой ИСК курса «История России» 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразоват. организаций/ А.А Данилов, О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Используемый учебник:
Авторы: Н.М. Арсентьев, А.А Данилов под ре. А.Я. Торкунова. История России 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2016
Тема
по программе
Всего уроков
виды контроля
Контрольные работы (тест)
Введение
1
Народы и государства на территории нашей страны в древности
5
1
Руси в I X- первой половине XII в.
10
1
Русь в середине XII - начале XIIIв.
5
1
Русские земли в середине XIII - XIV
10
1
Формирование единого Русского государства
5
Итого
36
4Виды контрольно-измерительных материалов
Календарно-тематическое планирование
-
п/п
Дата
Тема урока
Примечание
1
Наша Родина - Россия
2
Древние люди и их стоянки на территории современной России
3
Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники
4
Образование первых государств
5
Восточные славяне и их соседи
6
Повторительно -обобщающий урок по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности»
7
Первые известия о Руси
8
Становление Древнерусского государства
9
Становление Древнерусского государства
10
Правление князя Владимира. Крещение Руси
11
Русское государство при Ярославе Мудром
12
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах
13
Общественный строй и церковная организация на Руси.
14
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.
15
Повседневная жизнь населения.
16
Повторительно-обобщающий урок по теме : «Место и роль Руси в Европе».
17
Политическая раздробленность в Европе и на Руси
18
Владимиро-Суздальское княжество
19
Новгородская республика
20
Южные и юго-западные русские княжества
21
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»
22
Монгольская империя и изменение политической картины мира
23
Батыево нашествие на Русь
24
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом
25
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура
26
Литовское государство и Русь
27
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси
28
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси
29
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
30
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв
31
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»
32
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.
33
Московское княжество в первой половине XV в.
34
Распад Золотой Орды и его поседствия
35
Московское государство и его соседи во второй половине XV в.
36
Формирование культурного пространства единого Российского государства. Модуль «Проектно-исследовательская деятельность»