Рабочая программа по ФГОС по истории 5 класс

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (приказ МО № 1089 от 05.03.04) и Примерной программы основного общего образования. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана.

Цель изучения: формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях; развитие умений по применению исторических знаний в жизни; приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Задачи программы обучения:

  1. Формировать историческое мышление учащихся;

  2. Развивать умения работы с книгой и картографическим материалом;

  3. Учить навыкам пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

  4. Способствовать формированию умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знанию важнейших дат исторических событий;

  5. Формировать знания о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

  6. формировать ориентиры для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе освоения исторического разных народов;

  7. воспитывать гражданские, демократические и патриотические представления и убеждения на примерах различных исторических этапов;

Общая характеристика предмета.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве. Курс истории в 5 классе является частью концентрической системы исторического образования. Реализация программы исторического образования в 5 классе предполагает широкое использование межпредметных связей: с геогафией, биологией, литературой, МХК.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану школы и календарному графику программа рассчитана на 35 учебных недель, 70 учебных часов по 2 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.



Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:

  • многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

  • направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

  • внимание к личностно-психологическим аспектам истории, которые проявляются, прежде всего, в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

  • акцент на сравнение процессов, происходивших в истории разных государств мира в эпоху древности;

  • ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Курс истории обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у учащихся правильного использования терминологии, потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, способности открыто и аргументировано выражать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета история.

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

  • стремление и, отчасти, способность самостоятельно расширять границы собственных знаний и умений;

Учащиеся получат возможность для формирования:

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • способности к решению проблем на основе учёта позиций участников, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении исторических задач.

Метапредметные результы

Регулятивные:

Ученик научится:

  • умению ставить цель работы в паре, группе, применять правила работы совместной деятельности;

  • анализировать условия достижения цели с помощью взрослого;

  • планировать пути достижения целей с помощью взрослого;

  • осуществлять констатирующий контроль по результату действия;

  • вырабатывать критерии оценки учебной работы с помощью взрослого, оценивать свою работу по этим критериям;

  • давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • основам самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности с помощью взрослого;

  • понимать причину и суть затруднений, возникающих при выполнении пробного действия в ходе решения учебной задачи и самостоятельно искать выход из затруднения

Коммуникативные:

Ученик научится:

  • понимать и учитывать в своей деятельности позицию другого человека

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • вступать в разновозрастное сотрудничество: уважать младших, слушать и слышать, вступать в коммуникацию со старшими подростками;

  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Ученик получит возможность научиться:

  • принимать во внимание разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

  • оказывать поддержку тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности в группе, паре;

  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать свою позицию.

Познавательные:

Ученик научится:

  • способам учебного проектирования через решение проектных задач;

  • использовать действия моделирования для опробования культурных предметных средств и способов действия в новых, нестандартных ситуациях;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • давать определение понятиям;

  • осуществлять сравнение и классификацию по указанным критериям;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с культурными текстами, излагающими разные позиции по вопросам в той или иной области знания.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность (под руководством взрослого);

  • проводить исследование на основе применения методов наблюдения (под руководством взрослого).

Предметные результы

Ученик научится:

  • определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

  • использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

  • проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

  • описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

  • объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

  • раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

  • давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;

  • умению правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;

  • овладение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;

  • первоначальным умениям изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • овладение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

  • решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);

Ученик получит возможность научиться:

  • давать характеристику общественного строя древних государств;

  • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

  • видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

  • высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Содержание учебного предмета.

Раздел I: Что изучает история (10 часов)

Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Исторические события. Причинные связи между событиями. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого.

Историческая карта. Всеобщая история. История России - часть всеобщей истории. Российская государственная символика. Россия - многонациональное государство.

Раздел II: Первобытный мир (5 часов)

Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.

Раздел Ш. Древний Восток (19 часов)

Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы и пирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.

Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные

условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава.

Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования.

Возвышение Персидской державы и ее завоевания.

Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.

Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.

Раздел IV. Цивилизация Древней Греции (18 часов).

Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит,Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис - город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия.

Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.

Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.

Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура искульптура. Олимпийские игры.

Раздел V. Древний Рим (18 часов).

Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозныеверования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.

Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.

Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.


© 2010-2022