Методическая разработка урока истории Внутренняя политика Николая I ( 10 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока истории Внутренняя политика Николая I ( 10 класс)Методическая разработка урока истории Внутренняя политика Николая I ( 10 класс)МБОУ «Шебалинская СОШ им. В. И. Фомичёва»











Подготовила:

учитель истории

О.В Аникеева



2014-2015 учебный год

Дата проведения: 04.02.14

Класс: 10

Количество учащихся: 25

Время проведения: 45 мин.

Цель урока: сформировать представление о противоречивом характере внутренней политики Николая I.

Задачи:

- обучающие: определить цель и основные направления внутренней политики Николая I, расширить представления учащихся об исторической личности; на примере деятельности Николая I углубить содержание понятия «консерватизм», раскрыть понятия бюрократизация государственного управления, кодификация, промышленный переворот, апогей.

- развивающие: продолжить формирование основных умений: работы с текстом, работы индивидуально и в группах, выступления перед аудиторией, выделения существенного, анализа и оценки результаты собственной деятельности.

- воспитательные: повысить интерес к предмету через применение ЭОР, выработать самооценку в выборе пути, формировать положительный мотив учения.

Тип урока: комбинированный, с точки зрения целеполагания - урок «открытия» нового знания.

Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.

Оборудование : компьютер с выходом в интернет, проектор, набор портретов Николай I, А. X. Бенкендорф, М.М. Сперанский, П.Д. Киселев,

Е. Ф. Канкрин.

Место урока: 11-й урок в теме: «Россия в первой половине XIX в.».

УМК:

  1. Учебник: « Россия и мир» Павленко Н.И., Андреев И.Л. М., Дрофа, 2010.

  2. ЭОР «Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке».

  3. ЭОР «Внутренняя политика Николая I»

План урока:

1.Орг. момент: 1 мин.

Создание доброжелательной атмосферы, рабочего настроя, организация внимания. Приветствие, проверка готовности к уроку. Ответное приветствие

2.Проверка домашнего задания: 5 мин.

Модуль направлен на закрепление знаний о движении декабристов.

ЭОР «Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке».

fcior.edu.ru/card/8082/dvizhenie-dekabristov-i-ego-ocenki-v-rossiyskoy-istoricheskoy-nauke.html

Учитель : Давайте вспомним материал прошлого урока о декабристском движении.

С помощью ЭОР организуется проверка знаний. (Выходит первый поднявший руку). Проверяют себя, вводя параметры с помощью клавиатуры.

3. Мотивация, актуализация знаний: 4 мин.

Учитель читает :«Не богу ты служил и не России,

Служил лишь суете своей,

И все дела твои, и добрые и злые, -

Все было ложь в тебе, все призраки пустые:

Ты был не царь, а лицедей!».

(Ф. И. Тютчев)

Скажите, о каком царе так недобро отозвался поэт? ( Ответ)

На экране портрет Николая I . Годы правления 1825-1855 ( узнают персону). Какие события мы связываем с его именем?

Разгром восстания декабристов положил начало правлению Николая I.

1.Задание: Давайте сформулируем, какой должна быть тема сегодняшнего урока.

  • Выявление проблемы. Предлагается два высказывания, в которых содержится проблема. Нужно определить цель и тему урока, проблему и находить пути ее решения.

Учитель: Современники высказывали прямо противоположные мнения о николаевском правлении.

П.А. Валуев, русский государственный деятель, в своем дневнике записал: «Сверху - блеск, а внизу - гниль».

Н.И.Греч, русский литератор, в «Записках моей жизни» отмечал: «Если бы Николай I умер в 1851г., то в памяти потомков он остался бы одним из лучших российских правителей».

Среди современных историков та же разноголосица.

«Апогей самодержавия» - так называл А.Е. Пресняков время Николая I.

Б.Н. Миронов: «…царствование Николая I явилось инкубационным периодом для реформ».

2 Вопрос: какую проблему вы увидели?

  • Деление на группы.

  1. Определяют тему урока

  2. Анализируют информацию.

  3. Делают выводы.

  4. Предлагают пути решения проблемы:

а) познакомиться с его государственной деятельностью и ее итогами;

б) с его личностью.

  • Выбирают свой путь работы над проблемой

4. Открытие нового знания. 20 мин.

Цель: получить общее представление о внутренней политике Николая I, Задача: составить схему «Внутренняя политика Николая I».

Каждой группе раздаются инструктивные карточки.

Используется прием «Зигзаг»: класс делится на 5 групп по 5 человек. Каждый участник в этих базовых группах получает свой номер (от 1 до 5). После знакомства со своим материалом ученики объединяются в новые проблемные группы по 5 человек, имевших одинаковые задания. Они совместно вырабатывают план презентации своей проблемы. Затем возвращаются в свои базовые группы для обмена информацией и составлению схемы.

  • Групповая работа с информационными модулями.

1-я проблемная группа - «Характеризуют личность царя и отвечают на вопрос: как черты характера и образования повлияли на государственную политику?

2-я проблемная группа - Обработка информации по кодификации законодательства.

3-я проблемная группа - Прослеживает эволюцию системы государственного управления.

4-я проблемная группа - анализирует факты социально-экономического развития страны,

Используют ЭОРы «Внутренняя политика Николая I

  • Обсуждение и подведение итогов работы.

  • Выступления представителей групп. (Выводы, корректируемые учителем, записываются в тетрадь).

  • Сравнение с выводом, предлагаемым ЭОРом.

5. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся. 4 мин.

Выполняют контрольные задания «Внутренняя политика Николая I».

6. Рефлексия. 4 мин.

Коллективное обсуждение и подведение итогов работы, выполняемой в начале изучения темы.

7. Информация о домашнем задании. 2 мин.

а) написание эссе на тему, взятую эпилогом урока;

б) Создание синквейна «Николай I».









МБОУ «Шебалинская СОШ им. В.И. Фомичёва»

Самоанализ урока

«Внутренняя политика Николая I»

Дата проведения: 04.02.14г.

Класс: 10

Количество учащихся: 25чел.

Время проведения: 45 мин.

Цель урока: сформировать представление о противоречивом характере внутренней политики Николая I.

Задачи:

- обучающие: определить цель и основные направления внутренней политики Николая I, расширить представления учащихся об исторической личности; на примере деятельности Николая I углубить содержание понятия «консерватизм», раскрыть понятия бюрократизация государственного управления, кодификация, промышленный переворот, апогей.

- развивающие: продолжить формирование основных умений: работы с текстом, работы индивидуально и в группах, выступления перед аудиторией, выделения существенного, анализа и оценки результаты собственной деятельности.

- воспитательные: повысить интерес к предмету через применение ЭОР, выработать самооценку в выборе пути, формировать положительный мотив учения.

Тип урока: комбинированный, с точки зрения целеполагания - урок «открытия» нового знания.

Технологии и методы: ИКТ, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение, проблемно-поисковый метод.

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, проектор, набор портретов Николай I, А. X. Бенкендорф, М.М. Сперанский, П.Д. Киселев, Е. Ф. Канкрин.

Место урока: 11-й урок в теме: «Россия в первой половине XIX в.».

УМК:

  1. Учебник: « Россия и мир» Павленко Н.И., Андреев И.Л. М., Дрофа, 2010.

  2. ЭОР «Движение декабристов и его оценки в российской исторической науке».

  3. ЭОР «Внутренняя политика Николая I»

Ход урока:

Урок разработан на основе личностно-ориентированной методики, применялся системно-деятельностный подход, проблемно-поисковый метод.

По ходу урока обучающиеся вспомнили содержание предыдущих тем занятий, самостоятельно формулировали и искали пути решения проблемы, подводили итоги и анализировали работу друг друга. Впервые использовался метод « Зигзаг» -он позволил исключить изоляцию отдельных членов коллектива внутри малых групп, и малых групп между собой . Подобный метод потребовал большой предварительной подготовки и тщательного планирования урока учителем.

Две группы, самостоятельно справились с предложенным планом работы , в трёх группах потребовалась активная помощь, её оказали консультации учителя и капитанов 2-х успешных групп.

Урок получился насыщенным действиями. Работа с ЭОР позволила « раскрасить» урок и ускорить проверку заданий.

Соревновательный момент позволил сохранить высокий ритм урока.

Цели и задачи урока реализованы. 17 учащихся выразили положительную оценку уроку, 5- удовлетворительную.

На мой взгляд, урок можно отнести к успешным, и попробовать подобный сценарий в ходе открытых мероприятий в рамках « Декады истории» в других классах.





© 2010-2022