Рабочая программа по истории России 6 класс ФГОС

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Ближнеполубянская основная общеобразовательная школа





Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ______

от «___»_______20____г.

«Согласовано»

Руководитель МС___________

Л.В. Гуржиева

от «___»__________ 20 ____ г.

«Утверждаю»

Директор школы _______ Н.В.Санина

Приказ № ____

от «____» __________ 20___ г.







Рабочая программа

по истории

в 6 классе

Уровень обучения: базовый





Автор программы:

Елисеева С.Н.,

учитель истории,

1 квалификационная категория



2016-2017 учебный год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /Стандарты второго поколения / М.: «Просвещение», 2011), Примерной программы основного общего образования по истории для 5-9 классов образовательных учреждений и авторской рабочей программы А. А. Данилова «История России» и адаптирована к учебнику: Данилов А.А. История. Россия с древнейших времен до конца XVI века. М.: Просвещение, 2015 г.

Общая характеристика учебного предмета

Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Изучение истории должно формировать у учащихся целостное представление об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем.

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, помогает учащимся воспринимать основополагающие ценности и исторический опыт своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности, осваивать знания по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира, дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Цели и задачи изучения истории

Главная цель изучения истории - образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачами изучения истории в основной школе являются:

  • формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;

  • формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

  • развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

Краткая характеристика учебного курса

Преподавание курса «История России с древнейших времён до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок.

Изучая историю в шестом классе, учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.

Важная мировоззренческая задача курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.

Основу курса истории России в 6 классе составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время - хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, её динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

  • эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники, изменение характера экономических отношений;

  • формирование и развитие человеческих общностей - социальных, этнонациональных, религиозных и др., динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

  • образование и развитие государств, их исторические формы и типы, эволюция и механизмы смены власти, взаимоотношение власти и общества, тенденции и пути преобразования общества, основные вехи политической истории;

  • история познания человеком окружающего мира и себя в мире, становление светских и религиозных учений и мировоззренческих систем, развитие научного знания и образования, развитие духовной и художественной культуры, вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

  • развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность), проблема войны и мира в истории.

Одна из центральных сквозных линия курса - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи, их потребностям, интересам, мотивам действий, восприятия мира, ценностей.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России с древнейших времен до конца XVI века, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России с древнейших времен до конца XVI века

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России данного исторического периода, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина.

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса

Основными требованиями ФГОС является формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

К личностным УУД относится система целостных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам современной жизни.

Регулятивные УУД отражают способность учащегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, средства, контроль, оценка).

Познавательные УУД представляют собой систему способов познания, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, использованию полученной информации.

Коммуникативные УУД направлены на формирование способности учащихся к осуществлению коммуникативной деятельности, использованию правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельной организации речевой деятельности в устной и письменной форме.

Освоение предметного содержания курса и система формирования УУД предполагает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате изучения предмета учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, действиями:

  • Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий изучаемого периода истории России.

  • Соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  • Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий изучаемого периода истории России.

  • Группировать факты по различным признакам.

  • Читать историческую карту с опорой на легенду.

  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

  • Сравнивать данные различных источников, выявлять их сходства и различия.

  • Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках.

  • Характеризовать условия и образ жизни, занятия людей.

  • На основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.п. составлять описания исторических объектов, памятников.

  • Раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий.

  • Называть характерные, существенные признаки событий и явления.

  • Сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различное.

  • Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе.

  • Определять и аргументировать свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории России изучаемого периода, давать им оценку.

Необходимо также сформировать восприятие древнерусской истории как общей истории предков русских, украинцев и белорусов; умение дать аргументированный отпор претензиям на интерпретацию этой истории как прошлого исключительно какого-либо одного восточнославянского народа.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа рассчитана на 70 учебных часа: история Средних веков - 30 часов, история России - 40 часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Программа содержит ряд новых научных подходов и выводов. Вместе с тем они не подменяют традиционных взглядов и оценок, а приглашают к дискуссии по наиболее актуальным проблемам истории. Это позволяет строить работу в рамках программы на разных уровнях, с учётом способностей конкретного учащегося.

Данное планирование определяет достаточный объём учебного времени для повышения исторических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.

Количество часов по темам изменено в связи со сложностью тем.

Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ в конце логически законченных блоков учебного материала.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

должны знать:
- даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий с древнейших времен до XVII в.;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся к XVII в.; изученные виды исторических источников;

должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий,
- уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение,
- читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку. .

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно практические задачи:
высказывание собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

(устный опрос, практическая работа, творческая работа).Критерии

5 (отлично)

4 (хорошо)

3 (удовлетворительно)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение).

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть- заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить).

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов.

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя.

2. Умение анализировать и делать выводы.

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями.

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильные; не всегда факты сопоставляются и часть их не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но понимается не всегда глубоко; удачны не все вопросы; выделяются не все противоречия.

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются.

3. Иллюстрация своих мыслей.

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами.

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами.

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу.

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала).

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений.

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений.

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними.

5. Работа с ключевыми понятиями.

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание.

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание.

Нет разделения на важные и второстепенные понятия, определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно.

6. Причинно-следственнные связи.

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; четкая последовательность.

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности.

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности.

Оценивание письменных ответов:

Оценка «5» - 100-90 %

Оценка «4» - 89-70 %

Оценка «3» - 69-45 %

Оценка «2» - 44-20 %

Оценка «1» - 19- 0 %

РОССИЯ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЁН ДО КОНЦА XVI в. (40ч)

Основное содержание программы:

Глава 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII века - 10 ч.

Что изучает история Отечества - 1 ч.

История России - часть всемирной истории. История региона - часть истории России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники по истории нашей Родины.

Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельческих и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Жители лесной полосы Восточной Европы. Межэтнические контакты и взаимодействия.

Восточные славяне: расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности - Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Владимир Святославович. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве.

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество. Монументальна живопись (мозаика, фреска). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Глава 2. Русь Удельная в XII-XIII веках - 10 ч.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического развития.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордена. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа от ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских князей к Литве.

Культура русских земель в XII-XIII вв. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Глава 3. Московская Русь в XIV-XV веках - 9 ч.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIV-XV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в. Василий I. Московская усобица второй четверти XV в., ее значение для объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Социально-экономическое и политическое развитие Руси в XIV-XV вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Теория «Москва - Третий Рим».

Культура и быт в XIV-XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV-XVI вв. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва - центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение…» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Глава 4. Московское государство в XV веке. - 9 ч.

Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Боярское правление. Иван IV: психологический портрет. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев, Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550-х гг.

Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVIв. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.

Культура и быт в XVI в. Особенности российской культуры XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства.

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. Домострой.

Повторение -2 ч.

Сходство и различия российской истории в сравнении с историей Западной Европы. Влияние христианства на ход российской истории. Нашествие с Востока и Запада - урон для России. Формирование российской государственности. Особенности формирования централизованного государства.

УМК:

Учебник: А.А.Данилов «История. Россия с древнейших времён до конца XVI века», Москва, Просвещение, 2015 г.
Поурочные разработки по истории России, авторы: К.А. Соловьёв, Б.Н. Серов, Москва, 2015 г.
Рабочие тетради по истории Россия с древнейших времён до конца XVI века», автор: А.А.Данилов, 6 класс, Москва, Просвещение, 2015 г.

Литература

Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. - М., 1992.

Беловинский Л. В. С русским воином через века. - М., 1992.

Борисов Н. Иван Калита. - М., 2005

Борисов Н. Иван III - М., 2006.

Борисов Н. С. Русские полководцы XIII-XVI вв. - М., 1993.

Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. - М., 1991.

Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. - М., 2004.

Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). - М., 2001.

Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). - М., 2001.

Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. - М., 1997.

Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. - М., 1991.

Зимин А. А. Опричнина. - М., 2001.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. - М., 1982.

Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. - М., 1982.

История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI век. - М., 1996.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV-XVI вв. / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. - М., 1998.

История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. - М., 2006.

Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. - М., 1985.

Кобрин В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.

Кульпин Э. С. Золотая Орда. - М., 2007

Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. - М., 1991.

Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. - М., 1984.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. - М., 1996.

Немировский Е. М. Путешествие к истокам русского книгопечатания. - М., 1991.

Рапов О. М. Русская церковь в IX - первой трети XII в.: Принятие христианства. - М. 1988.

Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. - Л., 1986.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. - Л., 1966.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. - М., 1993.

Учебно-тематический планНазвание раздела

Количество часов

1.

Древняя Русь в VIII - первой половине XII века

14

2.

Русь Удельная в XII-XIII веках

13

3.

Московская Русь в XIV-XV веках

11

4.

Повторение

2

Всего

40

Характеристика основных видов деятельности учащихсяНазвание раздела



Характеристика основных видов деятельности ученика

Введение Древнейшие народы на территории России.

Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племен, народов древних государств.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

1.

Древняя Русь в VIII - первой половине XII века

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Характеризовать на основе карты расселение восточных славян, природные условия, их жизнь и занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о

деятельности первых русских князей на основании учебника и «Повести временных лет».

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.

Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику князей в X-XII вв.

Рассказывать о положении отдельных групп населения, используя информацию из учебника и отрывки «Русской правды» и

«Устава Владимира Мономаха».

Составлять характеристики Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества, живописи и прикладного искусства.

Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город».

2.

Русь Удельная в XII-XIII веках

Раскрывать причины и последствия раздробленности. Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты княжеств; характеризовать деятельность русских князей.
Изучать материалы, свидетельствующих о походах монгольских

завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведения древнерусской литературы и др.)

Сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успехов монголов. Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Рассказывать на основе информации учебника отрывков из летописей, карт и карто-схем о Невской битве и Ледовом побоище.

Характеризовать значения этих сражений для дальнейшей истории Русских земель.

Объяснить в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой орды.

Характеризовать повинность населения.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счет

Русских земель.

Характеризовать значения присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства). Характеризовать влияние Ордынского нашествия на развитие русской культуры.

3.

Московская Русь в XIV-XV веках

Определять причины и предпосылки создания единого государства;

характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского

княжества.

Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг

Москвы.

Показывать на исторической карте и территорию северо-восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества.

Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Характеризовать политику исторических личностей; использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия Темного.

Оценивать значение и последствия польско-литовской Унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы.

Указывать хронологические рамки, процесса становления единого русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Великого Московского княжества в Русское

государство.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской

государственности.

Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

4.

Повторение

Высказывать суждения о значении наследия XIV - XVI веков для

современного общества. Обобщать и систематизировать изученный материал.

Обосновывать мнения по проблемам тем.

Применять знания при выполнении различных заданий.

Календарно-тематическое планирование. История России (40 ч.) 6 класс. А.А.Данилов.

№ уро

ка


Дата


Факт прове

дения


Раздел


Количество часов


Тема урока


Планируемые результаты


Форма урока

1.

Глава 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII века - 14 ч.

14

Введение Древнейшие народы на территории России.

Формировать уважения к истории, культурным и историческим памятникам Формирование межэтнической толерантности, уважения и принятия культуры, образа жизни других народов, населявших территорию нашей страны

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.

Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата

Беседа

2.


Восточные славяне

Осознавать свою этническую принадлежность через освоение культурных ценностей в частности в сфере древних религиозных (языческих) верований. Формировать важнейшие культурно-исторические ориентиры для культурной самоидентификации личности.

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп, бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.

Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть восточнославянские племена, их занятия и верования

Лекция

3.


Соседи восточных славян

Обзорная лекция

4.


Соседи восточных славян

Викторина

5.


Формирование Древнерусского государства

Формировать личностную мотивацию к изучению материала, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных

Научатся определять термины: государство, дружина, князь, воевода.

Получат возможность научиться: показывать на карте путь из варяг в греки и русские города, называть ключевые черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников

Путешествие

6.


Первые киевские князья

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, формировать личностную мотивацию к изучению материала

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Научатся определять термины: уроки, погосты, реформа.

Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, называть имена и деяния первых русских князей, анализировать значение налоговой реформы княгини Ольги, давать личностную характеристику Святослава

Заочная экскурсия

7.


Владимир Святославович. Принятие христианства.

Формировать способность к волевому усилию в преодолении трудностей, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Научатся определять термины: оборонительная система, митрополит, устав.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, характеризовать политику Владимира Святославовича, понимать значение принятия христианства для дальнейшего развития государства

Беседа

8.


Древнерусское государство при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе

Формировать мотивацию к изучению нового материала, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы, лихие люди, скоморохи, гусляры, шишаки, хоромы, терем, изба, слобода, сени, зипуны, порты, онучи, епанча.

Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси.

Лекция

9.


Древнерусское государство при Ярославе Мудром и Владимире Мономахе

Викторина

10.


Социально-экономический строй

Обзорная лекция

11.


Культура и быт Древней Руси

Формировать чувство уважения к истории, культурным и историческим памятникам прошлого. Осваивать общекультурное наследие, эмоционально положительно принимать свою этническую принадлежность. Формировать познавательный интерес, определять причины успеха /неуспеха.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Научатся определять термины: былины, зодчество, фрески, мозаика, зернь, скань, эмаль.

Получат возможность научиться: давать характеристику культуры Древней Руси, устанавливать причинно-следственные связи между христианством и культурными ценностями, называть главные события, основные достижения истории и культуры

Мультимедиа-урок

12.


Культура и быт Древней Руси

Заочная экскурсия

13.


Обобщающий урок по теме «Древняя Русь»

Устный опрос

14.


Обобщающий урок по теме «Древняя Русь» Тест.

Смотр знаний, тестирование

15.

Глава 2. Русь Удельная в XII-XIII веках - 13 ч.

13

Раздробление Древнерусского государства

Формировать познавательный интерес, осмысливать поступки политических деятелей Древней Руси

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Научатся определять термины: «Правда Ярославичей», половцы, эксплуатация.

Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических источников

Беседа

16.


Главные политические центры Руси

Формировать личностную мотивацию к изучению материала, осознавать важность изучения истории для самого себя и общества, выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей, боярская республика, посадник, вечевой колокол, владыка, тысяцкий.

Получат возможность научиться: характеризовать государственно- политическое устройство княжества и показывать Владимиро-Суздальское княжество на карте, определять направления деятельности владимиро-суздальских князей, сравнивать политическое устройство Владимиро-Суздальского, Новгородского и Галицко-Волынского княжеств

Лекция

17.


Главные политические центры Руси

Викторина

18.


Главные политические центры Руси

Устный опрос

19.


Нашествие с востока

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, осознавать своею этнической принадлежности через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Научатся определять термины: нойон, фураж, стан.

Получат возможность научиться: объяснять разницу между обычным набегом степняков и нашествием кочевых племен монголо-татар, анализировать причины завоевания Батыем Руси, называть маршрут завоеваний Батыя

Лекция

20.


Отражение удара с запада

Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, важность изучения истории для самого себя и общества в целом.

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Научатся определять термины: орден крестоносцев, ополченцы, даты Невской битвы и Ледового побоища, имена соратников и противников А. Невского.

Получат возможность научиться: рассказывать о Ледовом побоище с опорой на карту, делать вывод об историческом значении побед А. Невского

Беседа

21


Отражение удара с запада

Конференция

22.


Русь и Золотая Орда

Осознавать свою этническую принадлежность через эмоциональное сопереживание трагического прошлого в истории нашего государства

Регулятивные: ставят учебную задачу, составляют план и алгоритм действии.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении

Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык, резиденция.

Получат возможность научиться: называть политические и экономические признаки зависимости Руси от Золотой Орды и самостоятельно делать вывод о последствиях этой зависимости, извлекать полезную информацию из исторических источников

Путешествие

23.


Русь и Литва

Формировать устойчивый познавательный интерес, эмоционально положительное восприятие своей этнической принадлежности

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Получат возможность научиться: составлять варианты рассказа о Литовском княжестве, делать вывод о значении присоединения Литовского княжества к Русскому государству

Лекция

24.


Культура русских земель в XII-XIII вв.

Осваивать общекультурное наследие России, формировать чувство гордости за свою Родину.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Научатся определять термины: культурные традиции, поучения, зодчество, аскетизм, каноны.

Получат возможность научиться: давать общую характеристику русской культуры XII- XIII веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира

Заочная экскурсия

25.


Культура русских земель в XII-XIII вв.

Мультимедиа-урок

26.


Обобщающий урок по теме «Русь удельная в 30-е гг. XII-XIII вв.

Формировать познавательный интерес, определять причины успеха /неуспеха

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Научатся определять термины, изученные в главе «Русь удельная в ХП-ХШ вв.».

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

Игра

27.


Обобщающий урок по теме «Русь удельная в 30-е гг. XII-XIII вв. Тест

Защита проектов, рефератов

28.

Глава 3. Московская Русь в XIV-XV веках -11 ч.

11

Усиление Московского княжества

Формировать познавательный интерес, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, важность изучения истории для самого себя и общества в целом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Получат возможность научиться: называть предпосылки объединения Русского государства, давать оценку личности и политике Ивана Калиты, самостоятельно делать выводы о причинах возвышения Москвы

Беседа

29.


Усиление Московского княжества

Лекция

30.


Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

Формировать чувство гордости за свою страну, уважения к истории, эмоционально положи

тельное принятие своей этнической принадлежности.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Научатся определять термины: передовой, засадный полк.

Получат возможность научиться: делать вывод о неизбежности столкновения Руси с Ордой, реконструировать события Куликовской битвы с опорой на карту

Мультимедиа-урок

31.


Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в

Формировать чувство российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, ее историческое прошлое

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Научатся определять термины: феодальная война, уния, показывать на карте территории, присоединенные к Московскому княжеству.

Получат возможность научиться: составлять исторический портрет Ивана II, делать вывод об источниках конфликта между князьями, делать выводы об исторических предпосылках свержения монголо-татарского ига

Обзорная лекция

32.


Создание единого русского государства

Проблемный урок

33.


Московское государство в конце XV- начале XVI в

Формировать познавательный интерес, осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Научатся определять термины: боярская дума, уезды, волости, кормления, пожилое, местничество, помещики, Судебник

Получат возможность научиться: давать характеристику политическому устройству Московского государства, самостоятельно проводить исторические параллели между политическими процессами и изменениями, происходившими в системе землевладения

Путешествие

34.


Московское государство в конце XV- начале XVI в

Устный опрос

35.


Московское государство в конце XV- начале XVI в

Конференция

36.


Русская культура в XIV - XV вв

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России. Формировать познавательный интерес, определять причины успеха /неуспеха

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания

Научатся определять термины, изученные в главе «Московская Русь в XIV-XV веках»

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры, давать общую характеристику русской культуры XIV- XV веков, называть выдающиеся памятники культуры указанного периода

Мультимедиа-урок

37.


Обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV-XV веках»

Устный опрос

38.


Обобщающий урок по теме «Московская Русь в XIV-XV веках» Тест

Смотр знаний, тестирование

39.

Повторение -2 ч.

2

Итоговое повторение

Усвоение гуманистических демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Сохранять мотивацию учебной деятельности, определять причины успеха /неуспеха.

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль,

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Научатся определять термины, изученные в главе «История Руси с древнейших времен до конца XVI в.».

Получат возможность научиться: называть главные события, основные достижения истории и культуры

Защита проектов, рефератов

40.


Итоговое повторение. Контрольная работа

Смотр знаний, письменная работа



В том числе на: самостоятельные и контрольные работы

Тестирование

Итого:


40

1

4



© 2010-2022