- Преподавателю
- История
- План-конспект урока по истории на тему «Внешняя политика при Екатерине II» (7 класс)
План-конспект урока по истории на тему «Внешняя политика при Екатерине II» (7 класс)
Раздел | История |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Татаринова А.Д. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План-конспект урока по истории на тему «Внешняя политика при Екатерине II»
Цели:
Обучающая: Сформировать представление о том, как изменились очертания границ Российской империи во второй половине XVIII века
Развивающая: Развивать умение учеников работать с исторической картой
Воспитательная: Привить ученикам чувство гордости за героическое военное прошлое нашей Родины.
Оборудование: учебник Пчелов Е. В. «История России XVII-XVIII веков», историческая карта «Разделы Речи Посполитой»
Ход урока
Записать на доске тему и обозначить 2 задачи внешней политики Екатерины II:
-
Получить выход к Черному морю
-
Принять участие в разделах Речи Посполитой
Вводная беседа:
-
Почему Екатерина II вышла из Семилетней войны?
-
Вспомните, кто из предшественников Екатерины II боролся за выход к Черному морю?
-
Почему Петр I отказался от захваченного Азова?
-
Каковы результаты русско-турецкой войны 1735-1739 гг.?
Объяснение: Необходимость получения выхода к Черному морю
Записать на доске годы первой русско-турецкой войны (1768-1774)
Объяснение: Личность и военная стратегия П. А. Румянцева и А. В. Суворова
Описание: Основные сражения первой русско-турецкой войны (1768-1774) - год, полководец, итог
Работа с картой на с. 188
Беседа
-
Знаете ли вы, есть ли сегодня у России сухопутная граница с Турцией?
-
Близ каких городов и крепостей велись боевые действия?
-
Знаете ли вы, к каким современным странам эти объекты принадлежат? (Бухарест, Яссы, Измаил-Румыния, Бессарабия - Украина и Молдавия, Хотин - Украина, Кайнарджа - Болгария)
Слово учителя: Военные действия велись на территории Дунайских княжеств и славянских государств, входивших в XVIII веке в состав Османской империи. Местное население поддерживало российскую армию (румыны, молдаване, болгары - православные). Россия в мирном договоре пыталась добиться облегчения положения этих народов в составе Османской империи. Только в населении Северного Причерноморья преобладали татары-мусульмане.
-
Посмотрите, где расположены крепости Керчь, Перикоп, Еникале? Почему было необходимо их захватить?
-
Укажите территории, перешедшие России по Кючук-Кайнарджийскому договору.
Рассуждение: «Потемкинские деревни» - правда или вымысел?
Ученики читают пункт 2 «Русско-турецкая война 1787-1791 годов»
Работа с картой на с. 189
Беседа
-
Велись ли боевые действия в Крыму?
-
Почему после взятия Измаила турки пошли на заключение мира?
-
Сравните территориальные приобретения, полученные по Ясскому договору 1791 г. с территориями, отошедшими России по договору 1774 г. Какая война была более результативно й?
-
Можно ли считать войну 1787-1791 гг. неуспешной?
Вывод: С задачей получения выхода к Черному морю Екатерина Вторая справилась блестяще, российская армия стала одной из самых сильных в Европе, авторитет России как великой военной державы, впервые со времен Петра Первого, был столь высок.
Следующая задача - принять участие в разделах Речи Посполитой
Объяснение: Почему Речь Посполитая потеряла былое могущество и оказалась в положении второстепенной европейской страны
Работа с картой «Разделы Речи Посполитой»
Беседа
-
Вспомните, какую роль сыграла Польша в русской истории XVII века
-
С какими странами граничит Польша?
-
Как вы думаете, какая судьба ждет слабую страну, окруженную сильными соседями?
-
Отметьте, какие территории перешли к России в результате трех разделов?
-
Считаете ли вы разделы Польши справедливым действием?
Вывод: Россия значительно расширила свои западные границы, не участвуя в войне, а лишь благодаря своему возросшему авторитету на мировой арене.
Подведение итогов урока