План-конспект урока по истории на тему «Внешняя политика при Екатерине II» (7 класс)

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока по истории на тему «Внешняя политика при Екатерине II»

Цели:

Обучающая: Сформировать представление о том, как изменились очертания границ Российской империи во второй половине XVIII века

Развивающая: Развивать умение учеников работать с исторической картой

Воспитательная: Привить ученикам чувство гордости за героическое военное прошлое нашей Родины.

Оборудование: учебник Пчелов Е. В. «История России XVII-XVIII веков», историческая карта «Разделы Речи Посполитой»

Ход урока

Записать на доске тему и обозначить 2 задачи внешней политики Екатерины II:

  • Получить выход к Черному морю

  • Принять участие в разделах Речи Посполитой

Вводная беседа:

  1. Почему Екатерина II вышла из Семилетней войны?

  2. Вспомните, кто из предшественников Екатерины II боролся за выход к Черному морю?

  3. Почему Петр I отказался от захваченного Азова?

  4. Каковы результаты русско-турецкой войны 1735-1739 гг.?

Объяснение: Необходимость получения выхода к Черному морю

Записать на доске годы первой русско-турецкой войны (1768-1774)

Объяснение: Личность и военная стратегия П. А. Румянцева и А. В. Суворова

Описание: Основные сражения первой русско-турецкой войны (1768-1774) - год, полководец, итог

Работа с картой на с. 188

Беседа

  1. Знаете ли вы, есть ли сегодня у России сухопутная граница с Турцией?

  2. Близ каких городов и крепостей велись боевые действия?

  3. Знаете ли вы, к каким современным странам эти объекты принадлежат? (Бухарест, Яссы, Измаил-Румыния, Бессарабия - Украина и Молдавия, Хотин - Украина, Кайнарджа - Болгария)

Слово учителя: Военные действия велись на территории Дунайских княжеств и славянских государств, входивших в XVIII веке в состав Османской империи. Местное население поддерживало российскую армию (румыны, молдаване, болгары - православные). Россия в мирном договоре пыталась добиться облегчения положения этих народов в составе Османской империи. Только в населении Северного Причерноморья преобладали татары-мусульмане.

  1. Посмотрите, где расположены крепости Керчь, Перикоп, Еникале? Почему было необходимо их захватить?

  2. Укажите территории, перешедшие России по Кючук-Кайнарджийскому договору.

Рассуждение: «Потемкинские деревни» - правда или вымысел?

Ученики читают пункт 2 «Русско-турецкая война 1787-1791 годов»

Работа с картой на с. 189

Беседа

  1. Велись ли боевые действия в Крыму?

  2. Почему после взятия Измаила турки пошли на заключение мира?

  3. Сравните территориальные приобретения, полученные по Ясскому договору 1791 г. с территориями, отошедшими России по договору 1774 г. Какая война была более результативно й?

  4. Можно ли считать войну 1787-1791 гг. неуспешной?

Вывод: С задачей получения выхода к Черному морю Екатерина Вторая справилась блестяще, российская армия стала одной из самых сильных в Европе, авторитет России как великой военной державы, впервые со времен Петра Первого, был столь высок.

Следующая задача - принять участие в разделах Речи Посполитой

Объяснение: Почему Речь Посполитая потеряла былое могущество и оказалась в положении второстепенной европейской страны

Работа с картой «Разделы Речи Посполитой»

Беседа

  1. Вспомните, какую роль сыграла Польша в русской истории XVII века

  2. С какими странами граничит Польша?

  3. Как вы думаете, какая судьба ждет слабую страну, окруженную сильными соседями?

  4. Отметьте, какие территории перешли к России в результате трех разделов?

  5. Считаете ли вы разделы Польши справедливым действием?

Вывод: Россия значительно расширила свои западные границы, не участвуя в войне, а лишь благодаря своему возросшему авторитету на мировой арене.

Подведение итогов урока

© 2010-2022